"2011 ГОД Я СЧИТАЮ ГОДОМ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА: И КАМАЗА,
И В ЦЕЛОМ ЭКОНОМИКИ НАШЕЙ СТРАНЫ, И ТАТАРСТАНА"

- Очень приятно выступать перед такой уважаемой аудиторией. Я в последнее время старался воздерживаться от публичных выступлений, но есть поручение президента высказать свое мнение на сложившуюся ситуацию.

Из заметок на полях: в общем, само начало промышленного генерала намекало на некую важность выступления: не могу, мол, дежурно говорить, но попросили, поэтому буду честен, извините... Но вернемся к тексту выступления:

- Я бы хотел остановиться на итогах деятельности КАМАЗа за прошлый год. В принципе, 2011 год я считаю годом выхода из кризиса и КАМАЗа, и в целом экономики нашей страны, и Республики Татарстан (любопытно, что чуть ниже Когогин опять вернется к теме кризиса, но с другой оценкойред.). Потребителям КАМАЗа отгружено 45200 автомобилей на общую сумму 106,3 млрд. рублей. Рост по выручке – 37%, по количеству автомобилей – 40%. В том числе 39 тысяч, это плюс 38% к 2010 году, реализовано на внутреннем рынке, 6080 автомобилей – экспорт, это плюс 54%.

Результаты финансово-хозяйственной деятельности: 992 миллиона чистой прибыли, EBITDA – 5,3 миллиарда, что на 1,2 миллиарда выше, чем в предыдущем 2010 году. И вот здесь как раз возникает «но». В 2007 году, когда мы закончили год, то КАМАЗ входил в пятерку самых эффективных по финансовым показателям компаний автомобильной промышленности и России, и мира (здесь Когогин чуть-чуть недоговаривает о том, что предкризисный 2007 год был годом максимального надутия «финансового пузыря», который и стал причиной обвала в России - ред.). Мы добились хороших результатов по прибыльности. У нас не очень рентабельный бизнес, мы не можем конкурировать ни с нефтью, ни с нефтехимией. Мы генерируем очень большой объем добавленной стоимости, много занимаем рабочих. Весь мир работает, скажем так, с низким уровнем доходности, рентабельности. Все бизнес-процессы вылизаны, очень высокая конкуренция.

IMG_9710.jpg
На коллегии гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин впервые за долгое время выступил практически с программным заявлением

"ДОХОДНОСТИ У НАС ПОЧТИ НЕ ОСТАЛОСЬ"

Так вот, что же тогда произошло. В период кризиса наша компания провела одной из первых самый жесткий план экономии – мы закрыли не один завод, оптимизировали численность, боролись с затратами. Это должно было дать после выхода из кризиса очень серьезный экономический эффект, но этого не произошло.

Когда мы начинаем обсуждать, что же тогда послужило причиной этому, берешь бюджет компании, и становится все ясно. Есть две статьи, которые привели к очень значительному увеличению расходов – это покупка комплектующих и заработная плата. Не повышать заработную плату мы не можем – даже при сокращении численности уровень жизни, расходов наших работников на сегодняшний день значительно вырос. Индексация заработной платы была необходимой, мы в 2011 году принимали ряд решений, которые приводили к увеличению заработной планы сверх того бюджета, что мы планировали.

Бюджет закупок. Если его смотреть, то получается, что все российские компании-поставщики в какой-то мере увеличили стоимость закупок. Была борьба, доказательства, но в нашей достаточно серьезно монополизированной экономике в нашей стране, где конкуренция поставщиков пока еще очень низкая, металлурги и наши родные шинники добились того, что доходности у нас почти не осталось. Это вторая причина.

"ЕСТЬ ГЛУБИННЫЕ ПРИЧИНЫ, КОТОРЫЕ ПРИВЕЛИ К РЕЗКОМУ УДОРОЖАНИЮ
СТОИМОСТИ БИЗНЕСА В НАШЕЙ СТРАНЕ"

Но мне кажется, что это слишком просто. И я бы подумал, что, наверное, еще есть более глубинные причины, которые лежат в нарушении макроэкономических показателей, заложенных внутри экономики России.

Таких чудес не бывает! Когда ты два с половиной года работаешь над тем, чтобы оптимизировать свои производственные процессы, затраты, и когда вроде как вечером лег спать, а утром проснулся в другой экономической обстановке и не можешь понять, что же это такое. То есть все равно есть глубинные причины, которые привели к резкому удорожанию стоимости бизнеса в нашей стране. Это факт. Как найти эти причины? Вопрос, наверное, не ко мне, хотя мы тоже должны их искать, а к нашим министерствам экономики – Татарстана и России. То есть это сегодня по факту происходит.

Мы стремимся приспособиться к любым условиям работы. Мы много где работаем – у нас значительное количество предприятий, которые расположены за пределами Российской Федерации. Мы вынуждены приспособиться к любым условиям работы. Это и европейские цивилизованные условия, и страны с диктатурой, с нерыночной экономикой, с азиатской суперэкономикой. Наш бизнес такой, что мы должны уметь работать везде. Мы стремимся к этому, ищем разные варианты, нам есть с чем сравнивать.

Сегодня, конечно, есть большое беспокойство – хватит ли наших усилий в условиях вступления России в ВТО, когда структурные преобразования бизнеса должны происходить дальше. Мы не добились еще технического уровня, технологического уровня, который нам необходим. Но мы в условиях ВТО получаем ценовую конкуренцию, лишаемся премии рынка в наших ценах. Соответственно, когда это произойдет, нужны будут другие механизмы… Ну, в обычной экономике, не в российской я бы сказал так, что если нет премии на рынке, должны заплатить акционеры, собственники (собственником КАМАЗа является государство в лице «Ростеха» - ред.). Сейчас я пока в нашей экономике не спешу это говорить, потому что нужно будет, скорее всего, искать какие-то механизмы, которые будут связаны с переориентацией на другие горизонты, с дальнейшим сокращением затрат, оптимизацией производственных процессов и резким повышением производительности труда. Что может этому помешать, я скажу чуть позже.

ХВАТИТ ЛИ НАМ НАШИХ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РТ?

Те усилия, которые мы предпринимаем вместе с правительством республики, имеют очень хорошее продолжение. Я, в частности, знаю, что очень часто звучит с высоких трибун поддержка малого бизнеса. Не хочу звучать в диссонансе, но в условиях сложившейся структуры промышленности, промышленного производства в республике для нас, генералов бизнеса, очень внимательное отношение к малому бизнесу понятно, но оно в одном нас настораживает.

Если поддержка нашего малого бизнеса присутствует, то сигналы, которые идут нам, не должны в нас вселять неуверенность в том, что трудовых ресурсов в республике будет достаточно. Переориентация со сложившейся структуры производства – переход от крупного бизнеса к малому – это, конечно, должно учитывать возможности наших трудовых ресурсов. Хватит ли их? Потому что рост наших трудовых ресурсов невозможен одномоментно в два-три раза. Мы все равно по каким-то соцнормативам будем все, что можно, делать. И 15 - 20-процентный рост производительности в год, я думаю, сумеем сделать.

Соответственно при том росте объемов промышленного производства, который у нас заложен, я бы сказал, что это тоже один из приоритетов деятельности. КАМАЗ тоже ориентируется на очень серьезную стратегию. Я хочу подчеркнуть, что все стратегии, разработанные КАМАЗом за последние 10 лет, они все выполнены. То есть мы ориентируемся на свои потенциальные возможности, возможности рынка и добиваемся их исполнения. Как правило, с довольно значительным перевыполнением. То есть стремимся ориентироваться на рынок.

IMG_9711.jpg
Когогин обозначил проблемы КАМАЗа, а также всего камского промышленного узла – это энергетика, транспортная инфраструктура, нехватка квалифицированных кадров...

С КРУПНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ Я ВСЕГДА РАЗГОВАРИВАЮ САМ,
А МАЛЫЕ ОСТАЮТСЯ БЕЗ ВНИМАНИЯ

В отношении малого бизнеса, который связан со сферой услуг, либо обслуживанием крупного бизнеса, я хочу сказать, что те проекты, которые мы вместе делали в КИП "Мастер", дают сегодня удивительный результат. Зачитываю: у поставщиков, расположенных в Камском экономическом регионе, группой КАМАЗ закуплено 27,2 миллиарда рублей продукции. Вот, это влияние крупного бизнеса. Какая часть там малого бизнеса, мне пока трудно выделить. Но, думаю, далеко даже не один миллиард.

Тут выступление Когогина прервал президент РТ Рустам Минниханов.

- Но малый средний бизнес, Сергей Анатольевич, я вас прерываю, туризм, ресторанный, гостиничный – это одно. А мы говорим о реальном секторе экономики. Только крупные предприятия способны создать у себя на входе или на выходе малые и средние предприятия. Вот, на примере КАМАЗа, когда один КИП "Мастер" уже на 23 с лишним миллиарда продукции дает. Когда КАМАЗ закупает почти на миллиард долларов продукцию, которая производится предприятиями Татарстана. Почему я это говорю? Крупные предприятия – с вами я всегда разговариваю сам, а малые предприятия остаются без внимания. Наши министры должны свой взор обратить на них. С большими-то мы разберемся!

Мы должны весь сегмент использовать. А то, что у нас есть такие предприятия, как КАМАЗ, "Нижнекамскнефтехим", "Казаньоргсинтез", я не говорю – "Татнефть". Они и крупные потребители, и поставщики. Мы имеем все виды нефтехимической продукции. Поэтому, Сергей Анатольевич, наши головняки, конечно, самые главные. Благодаря этим предприятиям мы сейчас поднимаем малый и средний бизнес. Это все должно развиваться комплексно. И вопросы, связанные с логистикой, жильем, социальной инфраструктурой. Как раз Камский промышленный кластер отвечает на эти вопросы.

КОМПАНИИ ИЗ ЕВРОПЫ, ИНДИИ И КИТАЯ СТРЕМЯТСЯ ПОЛУЧИТЬ МЕСТО В КИП "МАСТЕР",
ЧТОБЫ БЫТЬ НАШИМИ ПОСТАВЩИКАМИ

Когогин продолжил:

Я бы еще остановился на важности интеграции мировой промышленности. Глобализация, мы о ней часто говорим, тоже неизбежна. У нас создано достаточно много совместных предприятий – это двигатели, коробки скоростей, разные системы… Вот, тоже цифра очень интересная. На сегодня на этих предприятиях работают 1150 человек. Все производства построены на самых современных технологиях – как сам производственный процесс, так и продукция. То есть 1150 человек дали 27,2 миллиарда рублей товарной продукции. Вот, это интеграция сегодня в мировую экономику глобальных поставщиков и вера в наш бизнес.

То, что в Набережных Челнах формируется автомобильный кластер, привело к тому, что в прошлом году мы приняли решение провести увеличение уставного капитала КИП "Мастер" – увеличили индустриальный парк на 120 тысяч квадратных метров. На сегодня это один из крупнейших промышленных парков в России – теперь его общая площадь составляет 380 тысяч квадратных метров производственных площадей. Это уже очень серьезная цифра. И у нас нет никаких сомнений, что эти площади в течение 2012 года будут полностью заполнены. Сегодня наши партнеры, в том числе из Европы, из Индии, из Китая, стремятся получить свое место на рынках Татарстана, чтобы быть нашими поставщиками.

"БИЗНЕС-ПЛАН, ВЗВЕШЕННЫЙ В УСЛОВИЯХ РАССКАЗОВ О ТОМ,
ЧТО 2012 ГОД ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ КРИЗИСНЫМ"

Что касается современных методов организации производства, мы поделились с вами своими наработками по принципам бережливого производства. Надеемся, что эти материалы позволят нам бороться с теми экономическими вызовами, которые сегодня стоят перед нами. Без этого, без такой организации производства это вряд ли возможно сделать.

На 2012 год мы на себя берем достаточно серьезные цели. Это 48,6 тысяч грузовых автомобилей. Мы хотим иметь оборот в 123,5 миллиарда рублей. Но я могу сказать, что если брать наш бизнес-план, то он очень взвешенный в условиях рассказов о том, что 2012 год обязательно будет кризисным (кстати, из этих слов непонятно, а как думают на самом КАМАЗе – будет кризис или нет? На это Сергей Анатольевич не ответил ред.). Пока же те 240 автомобилей в сутки, которые мы выпускаем, говорят о том, что, исходя из 245 рабочих дней, в этом году мы выпустим 58 тысяч автомобилей. Это тот результат, который может быть, если с экономикой страны и мира ничего серьезного не произойдет. Мы рассчитываем на то, что рассказы о предстоящем кризисе все-таки хотя бы в 2012 году еще не материализуются.

Существующая на КАМАЗе стратегическая программа, о которой я говорил, подразумевает, что к 2015 году мы будем производить 70 тысяч автомобилей в Набережных Челнах. Мы за этот период ожидаем иметь очень значительную выручку, которая будет близка к 190 миллиардам рублей. Хотя, конечно, это все будет корректироваться.

IMG_9583.jpg
На коллегии говорилось о экологической нагрузке камского региона. Интенсивное развитие химических производств и машиностроения может привести к необратимым последствиям

СОВРЕМЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ НЕ ХОЧЕТ РАБОТАТЬ В НАШЕЙ ЭНЕРГОСИСТЕМЕ

Далее Когогин перешел к, пожалуй, самому серьезному и проблемному блоку своего выступления. О том, что он сказал, в республике редко публично говорят. Дадим ему слово:

- Не только КАМАЗ, но и все остальные компании Камской индустриальной зоны имеют очень серьезные программы развития. Недавно мы собрали все крупные компании, провели семинар. Выяснилось, что впереди очень серьезные ограничения по развитию компаний. Есть ряд ограничений, которые не позволят нам развиваться по той стратегии, которую мы разработали. Либо они не дадут нам осуществить наши планы, либо цена их осуществления будет очень высока.

Даже логика сама говорит, что если, условно, взять данную территорию, которая ограничена, собственно говоря, четырьмя крупными городами и дает на 10 миллиардов долларов товарной продукции в год, то с чего через пять лет эта территория будет давать продукции на 30 миллиардов? С чего бы вдруг на этой территории при той же инфраструктуре, тех же трудовых ресурсах это бы произошло? Ну, так же не бывает! Этой темой мы очень озаботились, провели исследование и, собственно говоря, получили ответ: не бывает так! Не бывает…

Существуют очень серьезные ограничения, которые связаны с энергетикой, с транспортной инфраструктурой. В первую очередь транспортная система мешает развитию региона, затем идет проблема устойчивого энергообеспечения. Наш министр энергетики, вице-премьер (Ильшат Фардиевред.) говорил на эту тему. Не хочет современное оборудование, которое мы сегодня закупаем за миллионы долларов и миллионы евро – а бюджет на инвестиции КАМАЗа составляет 4,6 миллиарда на этот год, и половина этих денег идет на оборудование – вот, не хочет оно работать на том уровне электроэнергетики, который нам могут обеспечить.

В прошлом году неоднократно происходили сбои в работе нашей энергосистемы, которые приводили к очень серьезным последствиям. В частности, прекращение подачи электроэнергии на литейный завод вышло для нас очень серьезными убытками. Вот, не хочет это оборудование работать в таких условиях. Это тема, которую нужно решать, нужно инвестировать в это направление.

IMG_9724.jpg
Когогин отметил, что к 2015 году КАМАЗ будет производить 70 тысяч автомобилей: "Мы ожидаем очень значительную выручку, которая будет близка к 190 миллиардам рублей"

НУЖНО ВЛОЖИТЬ В ИНФРАСТРУКТУРУ РЕГИОНА 30 - 40% ОТ ОБЪЕМА НАЛОГОВ
РАСПОЛОЖЕННОГО ЗДЕСЬ БИЗНЕСА

Конечно, очень большое беспокойство вызывает такое интенсивное развитие на территории Камского экономического региона химических производств и машиностроения. Я бы очень хотел, чтобы было публично сделано исследование экологической нагрузки на данную территорию со стороны наших промышленных предприятий, потому что такое интенсивное развитие даже при соблюдении экологических норм и чистых технологий, конечно, может дать нагрузку, которая приведет к необратимым последствиям. Мы должны это знать сегодня, прогнозировать, чтобы все предприятия закладывали в свои проекты тот уровень экологической защиты, который необходим.

Это стоит очень серьезных денег. То, что мы сделали на своем, одном из самых экологически вредных производств окрашивающего комплекса – мы полностью исключили его влияние на окружающую среду. Мы перешли на краски на водной основе и добились того, что во внешнюю среду не выбрасывается никаких вредных веществ.

И с моей точки зрения, на чем бы я хотел особо остановиться - это, конечно, такие города, как Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Альметьевск – там, где сосредоточено практически до 80 процентов производств нашей республики, там лежит экономический потенциал. Поэтому наши люди заслуживают лучших условий проживания. Потому что все эти города строились под конкретные бизнесы. Челны – под КАМАЗ, Нижнекамск – под нефтехимию. Это спальные города, где люди имели место своей жизни и место своей работы. Они очень хорошо спланированы по инфраструктуре. Но наши люди заслуживают лучшей жизни с точки зрения медицинского обслуживания.

Я не говорю, что ничего не делается. Делается очень много – сейчас вот открыли больницу скорой медицинской помощи в Набережных Челнах. Тут сказать нечего, это правильное движение. Но все-таки я считаю, что сегодня вложения в рамках той программы, о которой я говорил, мы должны нашим людям создать гораздо более хорошие условия, чем они сегодня имеют. Речь идет об одном районе - налоговые поступления от расположенных в нем предприятий до 2020 года ожидаются колоссальные. И то, что нужно вложить в инфраструктуру региона – это фактически 30 - 40 процентов от объема налоговых поступлений, который бизнес обеспечивает в бюджеты всех уровней.

На этом я хотел бы остановиться...

Рустам Минниханов прокомментировал выступление Когогина так:

- На самом деле, мы гордимся нашими предприятиями – крупнейшими не только в республике, но и в России. Я не говорю про "Татнефть" – она уже измеряется десятками миллиардов долларов. У нас за 100 миллиардов рублей "Нижнекамскнефтехим" – 122 миллиарда. Сергей Анатольевич, вы тоже в Татарстане уже за 100 миллиардов, а мы еще сервисные компании не считаем, СП не считаем. ТАИФ-НК…

То есть у нас есть такие крупные предприятия - по объемам своей промышленной продукции они сопоставимы с объемами некоторых регионов. Поэтому то, что Сергей Анатольевич сказал, что мы сегодня говорим – Камский промышленный регион требует серьезного расчета. И транспортные, и трудовые ресурсы, и энергетические, и экологические вопросы – все это должно быть сбалансировано. Такая работа нами уже ведется. О локомотивах экономики и Владимир Владимирович Путин неоднократно заявлял, поэтому мы должны сейчас успеть стать пилотным регионом, который будет реализовывать эту задачу. Спасибо, Сергей Анатольевич.

Записал Сергей Кощеев