«Грузовики боятся ехать в Европу. Очень много беженцев с Украины в Польше, других странах, и непонятно, как они себя поведут по отношению к фуре с русскими номерами», — говорят участники цветочного рынка и ждут разъяснений от властей Эквадора: ходят слухи, что один из главных поставщиков нежных бутонов прекратит отгрузку в Россию. Но с цветами на ближайшее 8 Марта проблем не возникнет: они успели прийти в нашу страну. О том, как устроен цветочный рынок Татарстана, можно ли заработать миллион за один день, насколько подорожали цветы и как быть с импортозамещением, — в материале «БИЗНЕС Online».
Российские цветочники уже начали фиксировать задержки поставок из-за границы
Беды импортеров нежности: «В странах Европы по отношению к нашим согражданам прослеживается негатив»
Украинские события и реакция на нее встревожили участников цветочного рынка. Российские цветочники уже начали фиксировать задержки поставок из-за границы, пишут «Ведомости». Сложно даже расплатиться с поставщиками — с 1 марта введен валютный контроль. Российские резиденты не могут зачислять валюту на свои банковские счета за рубежом, вывод денег из страны невозможен, а практически весь рынок зависит от импорта. Это не только сами цветы, но и семена. И если 8 Марта цветочники отработают, то что будет потом, предсказывать сложно.
«Ситуация нестабильная, вообще непонятно, с каким настроением люди станут покупать цветы. У нас и так большие риски, а сейчас надо понять, что происходит. Будут ли люди покупать цветы в том объеме, в котором они покупали раньше? Эквадор уже какие-то непонятные письма разослал — мол, в связи с геополитической ситуацией отгрузки в Россию приостанавливаются. Никаких разъяснений, ничего нет, пока непонятно, почему, как, из-за чего. Ни транспортные компании, ни мы пока никаких прогнозов не делаем», — обеспокоен один из игроков цветочного рынка Татарстана.
Вместе с тем наши собеседники уверяют, что товар, который должен пойти «на ура» к 8 Марта, приехал в Россию и прошел таможню заранее. Так, в частности, обрисовал ситуацию владелец сети «Четыре сезона» Руслан Мирзахметов. Большая часть того, что поставляется в европейскую часть России, доставляется на фурах. То, что идет за Урал и дальше — летит самолетами, в том числе из Голландии. Но пока все, действительно, в неопределенном состоянии: здорово сказывается курс евро. «Все покупается за валюту, это все скажется сейчас на конечной цене, — поясняет Мирзахметов. — Если мы раньше покупали хризантему по закупочной цене 100-110 рублей, сейчас из-за курса евро она стала 130 рублей. И непонятно, как в дальнейшем будут оплачиваться доставки. Потому что если полностью от SWIFT Россию отключат возникнет проблема, придется придумывать пути обхода».
У цветочников еще одна беда. «Очень много беженцев с Украины в Польше и других европейских странах. И непонятно, как они себя поведут по отношению к автомобилям с русскими номерами. Водители просто боятся. В странах Европы по отношению к нашим согражданам уже прослеживается какой-то негатив», — переживают игроки рынка. Поэтому, видимо, придется какое-то время переждать.
Из-за дорогого газа в Европе, подорожания перевозок, пандемии и падения курса рубля цены на цветы в этом году выросли уже в 2 раза. Еще 20% добавили санкции на фоне спецоперации на Украине. Теперь владельцы цветочных салонов всерьез задумались над импортозамещением, однако справиться с большим спросом местные производители пока не могут. Как же устроен этот нежнейший рынок Татарстана? «БИЗНЕС Online» выяснил порядок ценообразования, пообщался с крупными игроками о жизни, а заодно о ревнивых мужьях, портящих жизнь их флористам.
В топ-5 — цветочники Казани, Нижнекамска, Челнов
Согласно данным 2ГИС, в Казани работает 553 цветочных магазина. До пандемии их было около 750. В Нижнекамске — 230 магазинов, в Набережных Челнах — 170.
Наиболее крупной сетью в республике участники рынка считают «Букет столицы» Тимура Назырова и Романа Федотова: на карте Казани начитывается 59 филиалов. Еще один крупный продавец цветов — сеть «Четыре сезона» с 24 магазинами в Казани, которая в прошлом году выстояла в конкурентно-криминальных войнах. Неизвестные трижды поджигали круглосуточный павильон, угрожали собственнику, а 8 марта, в самый прибыльный для цветочников день, магазины окружила строительная техника. По оценкам владельца Руслана Мирзахметова, доля сети «4 сезона» — примерно 7% всего цветочного рынка столицы Татарстана. В пятерке крупнейших по РТ — челнинская «Планета цветов» Владимира Старостенко (16 точек), «Клумба» Ларисы Шумиловой (бренд принадлежит Евгению Сеньковскому, 15 точек), «Магия цветов» из Нижнекамска и «Аллея роз» (по 11 филиалов).
Цветочный рынок условно можно разделить на две половины: магазины, ориентированные на массового потребителя (сюда входят и большие сети, и маленькие ларьки) и так называемые студии и мастерские с хорошим сервисом и собственной эстетикой, ориентированные на более состоятельного и придирчивого покупателя. Последние наиболее развиты в Казани. Там, кроме того, что продают цветы, предлагают и другие продукты, например обучающие курсы. Отдельным пунктом можно выделить оптовые базы. В Казани работает 3–4 крупных оптовика. Они покрывают местный рынок и работают с другими регионами. Всего, по данным того же 2ГИС, оптовыми продажами в столице РТ занимается 56 организаций.
Вторым цветочным городом в РТ оказался Нижнекамск. На 240-тысячное население здесь работают 230 магазинов. Для сравнения: в полумиллионных Набережных Челнах всего 170 цветочных салонов. Самая крупная сеть Закамья — «Планета цветов» с 16 магазинами. На сайте компании указано, что бо́льшая часть салонов открыта в Челнах, есть и магазины в Нижнекамске, Альметьевске и Елабуге. В Нижнекамске крупным цветочным продавцом является местная сеть «Магия цветов», у которой 11 магазинов.
Собеседники нашего издания говорят, что в Казань активно пытаются войти и московские сети. Но конкурировать с местными продавцами сложно. «Москвичи всегда банально хотят больше денег», — говорят казанцы. Впрочем, федералы выигрывают у татарстанцев в наличии свободного ассортимента на складах и его разнообразии.
Конкуренция на рынке сейчас активно развивается и в онлайн-формате, где все решает не выгодное расположение магазина, а количество подписчиков в каналах продаж вроде «Инстаграма». И если судить по этому параметру, то расклад получается совсем другой, нежели в офлайн. Один из самых раскрученных казанских цветочных аккаунтов в «Инстаграме» у салона «Цветы Микс» — более 68 тыс. подписчиков. Для сравнения: у цветочного гиганта «Букет столицы» всего 8,8 тыс. подписчиков. Немного отстает от лидера магазин #ЦветыСМ — у них 55,1 тыс. подписчиков. Следом идет магазин «Ботаника» с 50,6 тыс. подписчиков. Судя по информации на сайте, сеть работает также еще нескольких городах, но самый популярный аккаунт — казанский. В пятерку «самых инстаграмных» цветочных салонов Казани также можно внести PionFlo, у которого 28,5 тыс подписчиков. Из их рядов немного выбивается цветочная оптовая база «Теплица», которая торгует и в розницу, а 20,4 тыс. подписчиков дают ей право войти топ-5.
По подсчетам ассоциации теплиц России, 82% цветов на российском рынке — импортные. За 2020 год в Татарстан из-за рубежа поступило более 26 тыс. кг цветов на сумму в почти $134 тыс. — таковы данные таможенной службы
Местные производители пока уступают импорту
По подсчетам ассоциации теплиц России, 82% цветов на российском рынке — импортные. За 2020 год в Татарстан из-за рубежа поступило более 26 тыс. кг цветов на сумму в почти $134 тыс. — таковы данные таможенной службы. Цифры по сравнению с другими регионами более чем скромные. К примеру в Тюменскую область приехало почти 450 тыс. кг цветов, а в Новосибирскую — более 700 тысяч. Больше всего продукции поступило в Москву: свыше 42 тыс. т, далее следует Смоленская область с 23 тыс. т цветов. Цифры за прошлый год удивляют еще больше. В 2021-м в республику из-за рубежа приехало… всего 29 кг цветов — ровно столько «отметилось» на татарстанской таможне! Резкое снижение количества поставок наблюдалось еще в ряде регионов (в Смоленской, Ленинградской, Тюменской, Калужской областях), хотя в большинстве субъектов все-таки был рост.
В чем причины? По словам собеседников «БИЗНЕС Online», основная масса поступающих в Россию цветов сейчас растаможивается в Москве. Прямой ввоз цветов из Голландии в Казань стал невозможным после отмены Минском действовавшей с 2011 года льготы по НДС для товаров, ввозимых в страну для последующего экспорта. Ранее российские компании могли ввозить товары через «белорусский коридор», привлекая местных таможенных операторов, и платить НДС не в момент ввоза, а позже.
«В Голландии цветы грузятся на фуры, потом они идут через границу с Литвой, Латвией, — раскрыл детали логистики владелец цветочной сети „Четыре сезона“ Мирзахметов. — Раньше через Беларусь все это дело растаможивалось, и, так как мы в Таможенном союзе, приходило к нам в Казань. А сейчас все растаможивается исключительно в Москве, и вся таможенная пошлина остается в нашей стране. Когда все это происходило через Беларусь, было чуть подешевле. Но, наверное, невыгодно для государственной казны».
Это, в частности, подтверждают слова спикера Совета Федерации Валентина Матвиенко: год назад она просила минфин навести порядок на цветочном рынке. С помощью льгот продавцы импортных цветов могли реализовывать их по заниженным ценам на российском рынке. В итоге отечественные производители оказались в невыигрышном положении. После остановки действия указа президента Беларуси минфин отчитался, что проблема решилась сама собой. Впрочем, основная часть цветов, представленных в российских магазинах, — по-прежнему импорт. В конце прошлого года на совещании Совета Федерации по вопросам развития и господдержки отечественного производства цветочной продукции в качестве показателя импортозамещения назвали цифру в 16%. В планах повысить ее до 50%.
Казанская сеть «Четыре сезона» на 8 Марта в этом году на 90% закупилась российскими тюльпанами
«Примерно 80 процентов роз, которые продаются у нас, — из Эквадора. Как и мелкая роза из Кении, цветы летят оттуда в Голландию, экзотика вся идет из Израиля и тоже через Голландию. Хризантемы и еще некоторые цветы выращиваются непосредственно в самой Голландии», — уточнил корреспонденту «БИЗНЕС Online» владелец сети «Четыре сезона».
Местное производство только начинает развиваться. Кроме того, в России сложно вырастить экзотические растения. Хотя и основной потребитель все же выбирает классику — розы и хризантемы, а диковинные цветы важны для мастерских и элитных салонов. В развитии российского и, в частности, татарстанского производства прослеживается положительная динамика. К примеру, казанская сеть «Четыре сезона» на 8 марта в этом году на 90% закупилась российскими тюльпанами. «5–10 лет назад картина складывалась совершенно другая. Весь цветок везли из Голландии, вообще практически здесь не было производителей», — добавляет владелец сети Мирзахметов.
«На самом деле мы были бы счастливы работать больше с местными производителями. Потому что с плантации свежий цветок ты все-таки получаешь практически за 1–2 дня, а из Голландии он идет 5–6 дней, — рассказывает Юлия Гудкова, управляющая мастерской „Астра Декор“. — Наши фермеры только начинают активную деятельность в плане появления интересных сортов. Идет развитие всей этой структуры, и мы надеемся, что в будущем появится еще больше интересных цветов. Наши производители не станут ограничиваться только тюльпанами и розами, появится что-то интересное».
В 2020 году Татарстан в среднем закупал килограмм цветов за $5, в 2021-м — чуть больше чем за $9.
«Мы понимаем, что цены адские, нам стыдно за них. Но цветочники не виноваты»
Если рассматривать данные таможни без уточнения конкретного сорта цветов, то в 2020 году Татарстан в среднем закупал килограмм цветов за $5, в 2021-м — чуть больше чем за $9. Собеседники «БИЗНЕС Online» отмечают, что, по сравнению с прошлым годом, к марту цены выросли в 2 раза. Причин несколько.
- В Европе подорожал газ. «Очень часто все читают в новостях, что в Европе подорожал российский газ. И все как будто бы радуются, но это возвращается нам бумерангом, — рассказывает владелец одной из крупных оптовых баз. — Все голландские производители покупают российский газ. Так вот, у них себестоимость хризантем по сравнению с прошлым годом выросла в 3 раза. Потому что они практически не покупают электричество у государства, у них у всех стоит собственная газогенерация».
- Валютные курсы и политическая ситуация. По словам владельцев цветочного бизнеса, с начала военных действий на Украине цена растений из-за рубежа поднялась уже на 20–30%. И этот рост идет практически ежедневно — в соответствии с колебаниями рубля.
- Как ни странно — подзабытая за последние дни пандемия коронавируса. Местные производители хризантем, эустом и тюльпанов в ожидании очередных «ковидных» ограничений перестраховались, высадив на 8 Марта меньше цветов, чем обычно. Но вопреки ожиданиям, спрос восстановился, а из-за ограниченного количества товара цены поползли вверх.
- Логистика: выросла стоимость перевозок, в среднем в 3 раза, из-за дефицита и срочности заказов.
«Конечный покупатель может не до конца понимать „цветочную“ экономику. Некоторые думают, что высокие цены — это исключительно желание заработать, но факту это не так. Мы сами получаем инвойс, пересчитываем, и нам становится страшно. Мы понимаем, что цены адские, нам за них стыдно. Но это не мы [виноваты]», — говорит оптовик.
Конечно, после мартовского ажиотажа цены немного опустятся, по крайней мере на российский цветок на 30–45%, летом цена будет еще ниже из-за меньших издержек в производстве. Но предсказать, какими окажутся цены на импортные цветы, учитывая политическую ситуацию, собеседники нашего издания не берутся. У некоторых нет уверенности, что сотрудничество с иностранными партнерами вообще продолжится. Некоторые уже сейчас, чтобы не подвести клиентов, на праздники закупили цветы в основном у местных производителей. Другие жалуются на взвинчивание цен российскими производителями вслед за иностранными. В среднем импортный цветок дороже на 30–40%, но иногда цены могут быть одинаковыми. Впрочем, цветочники относятся к повышению цен у отечественных цветоводов с пониманием: если образуется дефицит, цветы просто перекупают конкуренты, и важно успеть. Вот такое получается выдавливание спроса ценой.
«Конечный покупатель может не до конца понимать цветочную экономику. Некоторые думают, что высокие цены — это исключительно желание заработать, но по факту это не так»
Сколько приносит 8 Марта: месячная выручка за один день
«Выручка на 8 Марта — это рулетка, и она каждый раз крутится по неизвестным, новым, правилам», — говорит Тимур Шайхутдинов, директор цветочной мастерской «Дари», работающей на доставку. В целом этими словами можно описать общее отношение отрасли к данному празднику. Цветочники одновременно любят и ненавидят Международный женский день. С одной стороны, это самый прибыльный день для флористов, с другой — самый рисковый с большими издержками.
Все флористы ненавидят 8 Марта. В этот день они мечтают только об одном: чтобы он быстрее закончился. Это вообще для них не праздник.
Особенно грустно это слышать, учитывая тот факт, что в цветочных магазинах в основном работают женщины. «У нас, как правило, флористы — девушки. А это очень тяжелый физический труд, потому что и холодно, и тяжести нужно таскать, и в праздники ненормированный рабочий день. В Европе, наоборот, работают мужчины, но у нас это пока не принято», — рассказывает управляющая мастерской «Астра Декор» Гудкова.
Вместе с тем игроки рынка рассматривают этот день как праздник, ради которого и благодаря которому бизнес может работать весь год. В этот день, действительно, огромные риски, но при правильной организации процесса получается великолепная выручка. Спрогнозировать все невозможно, год на год не приходится, и многие владельцы магазинов согласны с мнением о том, что салоны цветов зарабатывают за два мартовских дня месячную выручку только наполовину. Остальное съедают издержки ажиотажного спроса.
«Понятно, что на 8 Марта можно сделать больше миллиона, и это составляет месячную выручку. Но при этом совсем другие зарплаты у флористов. Совсем другие списания цветка, потому что все делается очень быстро, — говорит один из собеседников издания, попросивший не указывать имени. — Вдобавок как-то нас подвели поставщики: представляете, заказанные цветы пришли не заранее, а после праздника. Ну и кому нужна фура цветов 9 марта? Все, что заработали, ушло в убыток».
«Понятно, что на 8 Марта можно сделать больше миллиона, и это составляет месячную выручку. Но при этом совсем другие зарплаты у флористов. Совсем другие списания цветка, потому что все делается очень быстро»
Бизнес на доставке имеет свои сложности по сравнению с офлайн-торговлей. «Выигрывают в основном вот эти ларьки вдоль дороги. У них там нет высокого качества цветка, они просто привозят огромное количество, продают — и все. Они реально именно в этот день делают выручку больше, чем обычно и без каких-то потерь и издержек, — продолжает Шайхутдинов. — А у нас нужно все упаковать красиво, все эти наклейки, доставка. Мы не можем терять качество сервиса, но в условиях спешки возникают сложности. Это не день тяжелой работы — это трое суток без сна. Кто еще работает так, чтобы ночью не спать и потом на следующий день работать стоя на ногах без передыха? Это точно флористы».
При этом, несмотря на рост выручки в этот день, средний чек 8 марта меньше, чем обычно отмечают продавцы.
«Самые главные наши враги — это «багажные тюльпаны» на дорогах. Они покупают оптом. Не ухаживают, ничего не делают — открывают багажник и на дороге продают»
«Багажные тюльпаны» и бабушки с букетами с огорода
Разумеется, серый рынок тоже не упускает возможности заработать в самый прибыльный для цветочников день. Самые предприимчивые стоят вдоль дорог и открывают передвижные магазины в «Газелях».
«Самые главные наши враги — это „багажные тюльпаны“ на дорогах. Они покупают оптом. Не ухаживают, ничего не делают — открывают багажник и на дороге продают. У меня даже спрашивали несколько моих друзей: „Тимур, можно через тебя купить? Будем так продавать“», — рассказывает директор мастерской «Дари» Шайхутдинов.
С таких автолавок идут главные цветы 8 Марта, тюльпаны, они стойкие. А поэтому продавцы могут не бояться, что срезанные растения умрут в машине. Закрываются мобильные ларьки так же быстро, как и открываются, — сразу после праздников. Это микробизнес всего на пару дней. Куда более стабильны бабушки, которые продают цветы с уверениями: «Милок, со своего огороду!» Хотя чаще всего это тоже отлаженный бизнес, говорит Шайхутдинов.
«Это не бабушки с огорода продают. Такие, прямо на жалость берущие, — это отдельная работа. Это бабушки-продавцы — цветы не их, все не их, они работают за зарплату. Это бизнес нечестных людей», — отмечает он. Конечно, бабушки — настоящие, выращивающие цветы сами, — тоже есть, но их в реальности очень мало, и в основном их можно встретить на рынках.
Некоторые флористические салоны все же пока настороженно настроены к онлайн-продажам. Главная проблема — не всегда есть возможность повторить букет точь-в-точь как на фото на сайте
Ревнивые мужья, флористическая тайна и новые «ковидные» тренды
В пандемию вверх пошли дистанционные заказы. Будущее за онлайн-продажами, они растут с каждым днем. Есть салоны, у которых доставка занимает 70–80% оборота, а остальное — импульсивные покупки проходящих мимо людей. Вместе с тем участники традиционного цветочного рынка отмечают, что это разные направления бизнеса. Далеко не всегда те, кто хорошо продает онлайн, так же красиво работают в традиционном формате.
«Кто говорит, что он хорошо продает онлайн, значит, в офлайн плохо продает, — говорит совладелец крупной нижнекамской сети „Магия цветов“ Руслан Гайнетдинов. Сеть также не может похвастаться дистанционными покупками. Онлайн-продажи здесь занимают также всего 5–10%. — Люди сейчас стараются искать варианты, чтобы упростить жизнь, но это не так глобально, если смотреть на ситуацию в целом. На праздники все равно 90 процентов людей идут в магазины».
«У нас в основном все покупки делают онлайн. Приходят, конечно же, и в салон, но курьеров с букетами гораздо больше», — отмечает руководитель мастерской «Дари». При этом из-за анонимности, которую может обеспечить доставка, порой случаются скандалы. Например, иногда продавцам приходится отбиваться от ревнивых мужей. — У нас был клиент, чьей жене дарили цветы. И он звонил нам и говорил: „Вот, моей жене дарят букеты! Я знаю, что это ваши цветы, потому что там ваш логотип. Скажите, кто дарит!“ А мы не можем сказать, это флористическая тайна. И начал угрожать самоубийством, но мы не сказали. Больше он не звонил», — рассказал директор мастерской.
Некоторые флористические салоны все же пока настороженно настроены к онлайн-продажам. Главная проблема — не всегда есть возможность повторить букет точь-в-точь как на фото на сайте. Некоторые продавцы, особенно в мастерских, выходят из ситуации, заводя такое правило — «каждый букет уникален». А еще решают проблему обманутого ожидания очень просто: снимают получившийся букет на видео, и затем выставляют его на онлайн-витрине в «Инстаграме».
Все же ковид в долгосрочной перспективе сказался на цветочном бизнесе скорее положительно, отмечает управляющая мастерской «Астра Декор» Гудкова. Хотя многие компании и понесли убытки в первую неделю локдауна — потери достигали 80% от средней выручки. Но затем жители стали чаще радовать себя цветами. Причем просто так, без повода. Для красоты — свежий букет себе домой.
Уже не стремно, допустим, когда женщина покупает цветы себе — чтобы поставить их в вазу и не ждать, пока муж созреет до такой идеи. Развивается культура цветов дома, когда ты пошел за букетом, как за продуктами, и купил цветы просто для настроения. Развивается и культура дарения.
А во время локдауна страдали в основном местные производители цветов. Они не могли ни остановить процесс выращивания, ни продать товар во время короткого периода спада спроса. Когда в Татарстане в полную силу развернулся локдаун и всем велели сидеть по домам, а легально куда-то идти или ехать можно было только с бумажкой-разрешением, их постигла катастрофа. Потому что выращивание цветов — непрерывный процесс и срезанные цветы пришлось просто выбрасывать. Ведь ни остановить теплицу, ни продать товар оказалось невозможно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.