Сегодня прокуратура Татарстана попросила Верховный суд РТ отправить в колонию строгого режима так называемого положенца по республике Сергея Нейдерова, известного как Нейдер. Его обвинили в занятии высшего положения в преступной иерархии, гособвинение раскрыло подробности того, кто был ответственным за взаимодействие с группировками РТ и кому на самом деле подчинялся «общак насущный». Сам «положенец», расстроенно покачивая головой, признался лишь в незаконном хранении оружия. О том, за что авторитету грозит строгий режим и как Нейдер хочет оправдать себя, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Сегодня прокуратура Татарстана попросила Верховный суд РТ отправить в колонию строгого режима так называемого «положенца» республики Сергея Нейдерова, известного как Нейдер
Прокуратура: «Нейдеров «загрузился» по республике после долгих раздумий»
Финишный этап по делу так называемого положенца по Татарстану Сергея Недерова, известного как Нейдер, начался с иронических нот. Подсудимый радостно встретил журналистов и даже отшутился, мол: «Не пишите про любовниц, а то у меня вообще никого не останется!» Сказал он это со смехом, о чем-то параллельно беседуя со своим адвокатом Рустемом Сафиным.
А позже оба превратились в слушателей: слово взял гособвинитель Руслан Губаев. Так, согласно обвинению, в 2015 году Нейдер принял участие в криминально-воровской сходке в гостевом комплексе «Дубай», который расположен на трассе М7. Помимо него, там были Газинур Низамутдинов по прозвищу Газон, Николай Кипров, он же Калек Осиновский, Сергей Ковалев (Коваль), Сергей Трифонов (Трифон), Сергей Нестеров (Монтана) и Сергей Елистратов, он же Елистрат или Камаз. Но главным «гостем» там был вор в законе Роман Сычев (Сыч).
Главной повесткой «заседания» было назначение «положенца» по Татарстану, т. е. того, кто будет выполнять работу Сыча в его отсутствие: смотреть за «зонами», распределять общак, назначать тех или иных смотрящих и, конечно же, разрешать конфликтные ситуации между криминальными группировками и другими персонажами уголовного мира.
Как полагает МВД и прокуратура, на такую «должность» выдвинули Нейдера, правда не сразу. «При решении вопроса о назначении нового ответственного Рома Сыч обратился к Кипрову, который предложил ему [в качестве кандидатуры некоего] Альберта. Но Сыч с ним не согласился. После раздумий Рома Сыч остановился на Сергее Нейдерове. Нейдеров долго не соглашался быть ответственным по Татарстану. Все поговорили с ним, и после раздумий Нейдеров согласился быть ответственным по региону. Нейдеров „загрузился“ по республике, решал спорные вопросы», — огласил Губаев показания Кипрова, который принимал участие в сходке.
После этого, по версии следствия и обвинения, по всем татарстанским учреждениям УФСИН, в том числе следственным изоляторам, прошел так называемый прогон, в котором содержалась информация о назначении нового «положенца».
По версии гособвинения, Нейдеров активно решал споры в уголовно-криминальной среде
Как разрешал конфликты и кто смотрел за «общаком насущным»
Но абсолютно за всем Нейдер следить сам не мог, уверен прокурор Губаев. Поэтому обвиняемый назначил смотрящего за так называемым общаком насущным — это некий общак, в который входят сигареты, чай, сладости и прочий провиант для отправки в колонии РТ. Смотрящим, по версии МВД, стал казанский авторитет Радик Сабиров по прозвищу Татарин. Но к концу 2019 года Татарин запил и не смог контролировать «общак насущный» должным образом. Поэтому Нейдер сменил ответственного на Сергея Юзаева, он же Чупа.
Все это Нейдер слушал спокойно, но постоянно отрицательно покачивал головой, давая своим видом понять, что не соглашается ни с единым словом гособвинителя. «Нейдеров показал, что принимал участие во встрече, на которой присутствовал Роман Сычев. Он не знал, что это будет за встреча. Она продлилась час, после чего все разъехались. Ему были предложения, чтобы он смотрел за местами лишения свободы, но он отказался», — зачитал Губаев показания самого Нейдера, который, к слову, вину по ст. 210.1 УК РФ («Занятие высшего положения в преступной иерархии») не признавал с самого начала следствия.
Но, по версии гособвинения, Нейдеров активно решал споры в уголовно-криминальной среде. «Так, Нейдеров в 2015 году приезжал в ИК-5 УФСИН по РТ для разрешения конфликта, возникшего на почве вымогательства денег у осужденных. К Нейдеру обращались как к „положенцу“ по Республике Татарстан для разрешения этой ситуации. Нейдеров решал данный вопрос с „положенцем“ по ИК-5», — зачитывал прокурор.
Подобным образом Нейдеров решал конфликтные ситуации и в ИК-4 Нижнекамска, и возникший в прошлом году конфликт между зеленодольскими ОПГ. Во всех случаях, по версии следствия, Нейдер требовал от криминальных авторитетов и лидеров группировок решить вопросы на словах, не прибегая к насилию.
Гособвинение обратило внимание и на татуировки Нейдера — они оказались воровскими
Из каких ОПГ поступали деньги в общак
Гособвинение также обратило внимание и на татуировки Нейдера — они оказались воровскими.
«В местах лишения свободы является зэком-„отрицалой“, враждебно настроен по отношению к власти и правоохранительным органам. Был нарушителем режима содержания, отказчиком от работ и занимает высокое положение в преступной иерархии. Отличительными татуировками являются: погон в области плечевого сустава, означающий авторитет; восьмиконечная звезда на предплечье, символизирующая статус авторитетного вора; перстни на указательном пальце, означающие зэка-„отрицалу“», — зачитывал в суде Губаев.
Согласно показаниям свидетелей, криминальные группировки Татарстана сдавали общак именно Нейдеру. Все это он фиксировал в специальной тетради, где были прописаны суммы и наименования ОПГ, от которых эти деньги и поступали. «Исходя из таких названий, как „Сухая“, „37-й, 38-й кварталы“, „Союз“, „Двадцатка“, „Мебелька“, „Дом обуви“, следует, что данные средства поступали от группировок, располагающихся на территории Казани. Судя по названиям „Зеленодол“, „Агрыз“, „Чистополь“, „Нурлат“, можно сделать вывод, что денежные средства вносились группировками из вышеуказанных городов. Деньги в общак поступали от азартных игр. Также в тетради имеются такие записи, как „Сергей Чупа“, — последний является смотрящим за „общаком насущным“. Записи „Слава семерка, двойка“ означают, что финансы поступали из мест лишения свободы на общак», — перечислил Губаев записи из тетради «положенца». Саму «книгу учета» следователи изъяли в ходе обысков у знакомой Нейдера.
«Обвинение ограничено всего четырьмя эпизодами, которые, по версии следствия, происходили в жизни Сергея Михайловича. Три из них продемонстрировали указали нам на преступную иерархию как на порядок подчинения низших более высшим», — дал адвокат Нейдера Сафин оценку следствию и обвинению
«Многое сегодня нам поведал прокурор…»
12 апреля 2019 года в силу вступил федеральный закон о внесении в Уголовный кодекс изменений. УК РФ был дополнен ст. 210.1. Несмотря на это, Нейдер не отказался от статуса «положенца», считает следствие и гособвинение.
Обвиняемому, помимо занятия высшего положения в преступной иерархии, вменяют также ст. 222 УК РФ («Незаконное хранение оружия»). По версии следствия, в марте 2021 года в селе Кызыл Байрак Верхнеуслонского района, где и проживал Нейдеров, рабочие нашли и передали ему 9-миллиметровый переделанный из сигнального пистолет и множество патронов разных калибров. Нейдер спрятал оружие с патронами дома, чего и сам не отрицает.
В итоге гособвинение посчитало все собранные доказательства обоснованными и запросило для Нейдера по совокупности 12,5 года свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима (по ст. 210.1 УК РФ — 12 лет, по ст. 222 УК РФ — 2 года).
«Многое сегодня нам поведал прокурор, однако структура обвинения Нейдерова в занятии высшего положения в преступной иерархии очень проста. Обвинение ограничено всего четырьмя эпизодами, которые, по версии следствия, происходили в жизни Сергея Михайловича. Три из них продемонстрировали и указали нам на преступную иерархию как на порядок подчинения низших более высшим», — дал адвокат Нейдера Сафин оценку следствию и обвинению. Он категорически не согласился с гособвинением по части ст. 210.1 УК РФ.
Гособвинение посчитало все собранные доказательства обоснованными и запросило для Нейдера по совокупности 12,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима
«Голословно обвинять людей, не имеющих к криминалу отношения, я считаю недопустимым»
«Во всех эпизодах фигурируют лица, имеющие криминальный статус, на которых Нейдеров оказывал влияние. В одном случае разъяснил, в другом обязал, в третьем назначал. Не прослеживалась бы преступная иерархия, если бы граждане были законопослушными», — говорил Сафин.
Адвокат заявил, что все фигуранты дела, на которых оказывал влияние Нейдер, «являются законопослушными гражданами». «Голословно обвинять людей, не имеющих к криминалу отношения, я считаю недопустимым. Для подобных выводов следует перечислить имеющиеся доказательства и выяснить, каким образом следствие пришло к выводу, что указанные фигуранты обладают криминальным статусом о том, что являются лидерами преступной группы. Показаниями каких свидетелей был установлен их криминальный статус? Согласно предъявленному обвинению Нейдеров мог подчинить лиц с нижестоящим криминальным статусом — „стремяг“, „бродяг“ и „авторов“», — сказал Сафин.
Здесь стоит пояснить, что «стремяги» на блатном жаргоне —,это те люди, которые стремятся жить по понятиям, вступить в воровскую семью. «Бродяги» же — те, кто просто живет по понятиям и никуда не стремится, но несет воровскую и преступную идею в массы. Ну а «авторы» — это авторитеты криминального мира.
«Раздавать криминальные статусы направо и налево — это не позволительно, — повторил Сафин. — Выводы предварительного следствия об установленной преступной иерархии не подтвердились». Он также добавил, что если бы в деле были доказательства, подтверждающие статус фигурантов, то в этом случае обстоятельства подчинения остались бы неподтвержденными.
«Обвинение по статье 210.1 УК РФ является необоснованным. Прошу назначить наказание Нейдерову только по статье 222 УК РФ в пределах ее санкций. С учетом возраста и состояния здоровья прошу назначить наказание, не связанное с лишением свободы», — заключил Сафин.
Далее слово взял сам Нейдер. «Ну что мне сказать? Здесь явно есть преувеличения, которые никуда не пишутся. Сомнительных обвинений масса, с которыми я не согласен. Я согласен насчет пистолета, за незаконное хранение [оружия] готов понести наказание. По 210-й я участия не принимал. Ну что еще могу сказать в свое оправдание? Сказать-то нечего, если по большому счету. За меня уже все сказали. То, чего не совершал, я не совершал. Какие сходняки были… Осиновский как начал врать, так до конца и врал. Половину людей я и не знаю, кто это такие. Не считаю себя виновным по 210-й. Я виновен только за хранение оружия. Все», — отрывисто говорил Нейдеров.
Свое последнее слово перед приговором подсудимый скажет уже на следующей неделе, заседание назначено на 24 марта. В случае если суд признает Нейдера виновным по ст. 210.1 УК РФ, он станет первым в Татарстане осужденным по так называемой путинской статье. В России же первый приговор по ст. 210.1 УК РФ состоялся в октябре 2020-го, когда Мосгорсуд приговорил к 11 годам колонии строгого режима вора в законе Шалву Озманова по нескольким статьям УК РФ, в том числе и по новой статье о занятии высшего положения в преступной иерархии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.