Кризис, похоже, прижимает дорожников Татарстана. «Ситуация велит максимально использовать местные материалы», — заявил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов на совещании с главами районов Татарстана. На борьбу с сельским бездорожьем РТ в 2022 году потратят 574 млн рублей. При этом щебень возьмут только с местных карьеров, а технику закажут на ЕлАЗе. Еще 500 млн рублей миндортрансу дадут на холодный ресайклинг — новая технология удешевит ремонт дорог. Кроме того, в пассажирских перевозках, кажется, появился проблеск внятной государственной политики. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Меры антикризисной поддержки отрасли дорожного хозяйства и транспорта на минувшей неделе озвучил глава миндортранса РТ Фарит Ханифов
На борьбу с сельским бездорожьем в РТ потратят 574 млн рублей: щебень только с местных карьеров
Меры антикризисной поддержки отрасли дорожного хозяйства и транспорта на минувшей неделе озвучил глава миндортранса РТ Фарит Ханифов. Предстоящий дорожный сезон и трудности общественного транспорта в министерстве обсудили с руководителями районов Татарстана, главой минземимущества Фанилем Аглиуллиным и председателем совета муниципальных образований Экзамом Губайдуллиным.
Начали с недопустимости необоснованного удорожания строительства дорог. «В последнее время критические замечания напрямую получали от президента республики», — сказал Ханифов. Для экономии денег при строительстве дорог в этом году используют щебень, добытый в Татарстане. Кажется, наконец услышали Фоата Комарова, который уже 30 лет повсеместно пытается доказать, что местные стройматериалы можно и нужно использовать в районах. Ну невозможно везти дорогую щебенку с Урала в таких количествах для сельских дорог! И вот лабораторные исследования показали, что из 36 оформленных в РТ карьеров на 12 добывают щебень, пригодный для строительства подъездов к селам, участкам для многодетных семей и внутрипоселковых дорог. По оценкам министерства, из 24,8 тыс. муниципальных дорог 9 тыс. км остается без твердого покрытия.
«Карьеры работают, и такой щебень дорожные строители уже используют, — сказал Ханифов, уточнив, что каждый карьер увеличит добычу и переработку на 10–20 тыс. тонн. — Карьеры работали с недозагрузкой, имеют техническую возможность выдавать щебня больше, чем в прошлом году. Стоимость щебня зафиксирована, с собственниками карьеров сошлись в цене. Ситуация велит максимально использовать местные материалы».
Такое решение позволит:
- обеспечить работой жителей районов в кризис;
- сократить зависимость от щебенки из других регионов. Татарстанский материал также дешевле уральского, поэтому позволит уменьшить расходы на возведение дорог, которые не требуют материала высокой марки из-за низких транспортных нагрузок;
- исключить дефицит сырья из-за строительства в РТ автомагистрали М12, федеральных и региональных дорог.
На ликвидацию бездорожья в 2022 году республика выделит 574 млн рублей. Для начала программа охватит 20 районов, в тройке лидеров по вложениям — Высокогорский, Зеленодольский и Тукаевский: каждому выделят по 50 млн рублей. Километр поселковой дороги шириной 4,5 м из щебня РТ стоит 5 млн рублей — правда, в мае 2021 года министр говорил о 4 млн рублей. Стоимость подъездной дороги к селу шириной 6 м оценивают в 6 млн рублей. Срок службы таких малобюджетных дорог — пять лет. «Пока держим эту планку», — сказал Ханифов о предстоящих бюджетных расходах.
Вопреки росту цен, министерство поддержит районы РТ новой техникой при условии круглогодичного использования бульдозеров и автогрейдеров
Районы поддержат техникой ЕлАЗа, а по дорогам ударят холодным ресайклингом за 500 млн рублей
Санкции не могут повлиять на стоимость дорог — песок, щебень добывают в РТ, бульдозеры, погрузчики и грейдеры выпускает ЕлАЗ, сказал Ханифов на совещании. В январе гендиректор АО «ПО ЕлАЗ» Камиль Галимов рассказывал «БИЗНЕС Online», что предприятие за прошлый год обновило продуктовую линейку. А прошлогоднее повышение цен на металл увеличило цену спецтехники автопроизводителя в 1,5 раза. И с начала 2022-го ситуация не стала лучше.
Вопреки росту цен, министерство поддержит районы РТ новой техникой при условии круглогодичного использования бульдозеров и автогрейдеров: летом строят дороги, в том числе малобюджетные, а зимой убирают снег. Это и способ поддержать заказами ЕлАЗ.
«Дороги по щелчку пальца не построишь, муниципалитету, малому и среднему бизнесу, который работает с муниципалитетом, нужна своя техника», — сказал Ханифов.
Удешевить ремонт дорог республика намерена и холодным ресайклингом, который позволит ремонтировать дороги с использованием старого асфальтобетонного покрытия как компонента нового. По этой технологии машина измельчает старое покрытие. Полученную крошку или на месте, или на ближайшем предприятии насыщают цементом, стабилизаторами, а затем укладывают новым слоем. Так дороги уже ремонтируют в США и Европе. На программу холодного ресайклинга из бюджета РТ выделили 500 млн рублей, но список дорог пока неизвестен, уточняют и технологические процессы.
Экзам Губайдуллин предложил упорядочить передачу и выйти с предложением о финансировании к руководству РТ
Татарстан создает собственную опорную сеть дорог, но 400 км бесхозных дорог и 50 мостов так и не переданы республике — нет денег
Татарстан создает собственную опорную сеть дорог — аналог уже созданной федеральной сети, в которую включили дороги, соединяющие субъекты, речные порты с центрами экономического роста. В республиканскую сеть войдут дороги, соединяющие районные центры по кратчайшему маршруту. Это выделит очередность ремонта таких дорог до 2030 года в зависимости от износа, близости к точкам экономического роста, объектам туризма.
«Внимание уделим дорогам с интенсивным движением, аварийностью, нехваткой ширины и категорийности», — сказал Ханифов, добавив, что дороги опорной сети обсудят с каждым районом.
Следом на совещании подняли «бородатый» вопрос, который касался передачи 400 км межмуниципальных бесхозных дорог и 50 изношенных мостов и путепроводов в республиканскую собственность. На передачу таких объектов уходит минимум 1,5 года, а о расходах на эту процедуру забыли.
«Вы сегодня все вешаете на муниципалитеты. Но никто не знает, какие финансы нам нужны», — встал глава Новошешминского района РТ Вячеслав Козлов, добавив, что три года не может передать 1,5 км дороги, хотя в республике за короткий срок принимают электросети, газопроводы через единую организацию. Тут главы районов поддержали коллегу аплодисментами. Председатель совета муниципальных образований согласился: «Правильно, перекладываем финансы на плечи глав администраций», — сказал Губайдуллин и предложил упорядочить передачу и выйти с предложением о финансировании к руководству РТ.
«Министерство не сможет оформить 45 муниципалитетов. Это надо делать совместно», — возразил Аглиуллин.
Но главы районов не отказываются, скорая передача в интересах муниципалитетов. «Создали же институт пространственного развития!» — озвучил вариант для централизации сведений Козлов.
«У нас нет таких денег!» — поддержал главу Новошешминского района и глава Алексеевского Сергей Демидов и предложил другой рецепт — собрать сведения с районов, централизовать и по госзаказу в течение трех лет поставить объекты на кадастровый учет, а следом — и на баланс по упрощенной схеме.
«Браво!» — откликнулся зал, а глава миндортранса РТ пообещал рассмотреть варианты и решить наболевший вопрос.
Минусы действующей в РТ схемы пассажирских перевозок описал новый замминистра транспорта Тимур Никонов
«Работа выстроена бессистемно»: миндортранс РТ обозначил болевые точки перевозчиков и контуры транспортной реформы
Миндортранс Татарстана работает над новой моделью общественных перевозок в городах и районах республики. По словам министра, рассматривают три схемы работы общественного транспорта:
- Муниципальный перевозчик с муниципальным подвижным составом.
- Перевозчик частный, но подвижной состав муниципальный или смешанный с частным.
- Частный перевозчик с собственным подвижным составом.
По словам Ханифова, к новому транспортному планированию в муниципалитетах РТ подключат Российский университет транспорта, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, КГАСУ, Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта. Сначала новую маршрутную сеть за 40 млн рублей спроектируют для Бугульмы, Лениногорска, Альметьевска и Зеленодольска.
Сельские перевозки в 2022 году поддержат на 300 млн рублей, при этом субсидии из бюджета РТ получат 39 муниципалитетов — на 11 больше, чем прежде. Стоимость километра пробега рассчитали по количеству посадочных мест: до 20 — 43 рубля, от 21 до 35 мест — 57 рублей, от 36 до 50 — 70 рублей.
Минусы действующей в РТ схемы пассажирских перевозок описал новый замминистра транспорта Тимур Никонов. Перечислим главные тезисы выступления:
- Большие интервалы движения.
- Низкий пассажиропоток. В 2021 году наземный общественный транспорт РТ перевез 237 млн пассажиров, что на 20% ниже 2019-го. В 2020 году этот показатель составлял 200 млн пассажиров. Электротранспорт республики по итогам 2021-го потерял 15% пассажиров в сравнении с 2019 годом.
- Низкая зарплата и нехватка водителей. Бывает так, что автобусы в наличии, а ехать некому.
- Бизнес не мотивирован обновлять автобусы за свой счет. При этом 60% подвижного состава РТ старше 8 лет.
- Долгий процесс выплаты субсидий. Например, первые компенсации за объявленный 22 ноября «куардаун» в общественном транспорте миндортранс РТ перечислил муниципалитетам 1 марта этого года. При этом до части перевозчиков деньги пока так и не дошли.
- Перевозчики готовы уходить с рынка. Пример — Бугульма. Там в конце 2021 года предприниматель оставил без регулярных автобусов 80-тысячный город — пазики растерзали на металл.
«Перевозчики не видят перспектив, — сказал Никонов. — Работа выстроена бессистемно, к сожалению».
О текущей ситуации «на земле» рассказал глава Арского района Ильшат Нуриев. «В Арске по перевозкам проблем нет, кроме того, что мало пассажиров», — сообщил Нуриев, чем рассмешил заскучавших коллег.
Перевозками в Арском районе занимается частное автотранспортное предприятие. В парке 67 автобусов, которые обслуживают 6 городских и 3 пригородных маршрута. Средний возраст — 4 года. Тариф нерегулируемый, и в последний раз перевозчик поднял стоимость проезда в марте до 30 рублей. Беспокоит главу и перевозчика рост цен на запчасти, отток водителей в Казань и рост цен на автобусы. Если в 2020 году пассажирская «Газель» стоила 1,9 млн рублей, то в марте 2022-го — вдвое дороже: 4,5 млн рублей. «Пять триста уже!» — выкрикнул из зала другой глава района.
Что ж, вот так Ханифов публично обозначил болевые точки. Дальше миндортранс РТ намерен продолжить работу с каждым районом по отдельности.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.