«Лицо вора изменилось. Теперь это, как правило, женщина старше 50–60 лет в приличной одежде. Это обыкновенный покупатель, который сегодня вынужденно решает свои вопросы в области питания», — рассказывает владелец ТД «Челны-Хлеб» Эдуард Юнусов. Потери от краж в его сети из 62 торговых точек за месяц выросли на 800 тыс. рублей. Однако гораздо больнее действия поставщиков, которые повышают цены на десятки процентов. О том, уходят ли из магазинов западные бренды и как живется хлебному производству, Юнусов рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Эдуард Юнусов: «С большинством поставщиков сегодня складывается неприятная картина. Цена изменилась на 20–80 процентов. Это произошло спустя день после роста курса валют»
«Если такая ситуация будет продолжаться, то магазины по размерам торгового зала должны стать меньше на 25 процентов»
— Эдуард Рафаэлевич, как текущую ситуацию переживает сеть магазинов «Челны-Хлеб»? Насколько выросла цена от поставщиков?
— К сожалению, с большинством поставщиков сегодня складывается неприятная картина. Цена изменилась на 20–80 процентов. Это произошло спустя день после роста курса валют. При этом речь не идет о продуктах, которые куплены за рубежом. В договорах нет обязательств, что товар надо покупать обязательно по текущему курсу доллара. Большинство наших договоров рублевые, иностранных — единицы. Здесь, конечно, ситуация не так прямолинейно и быстро влияет на стоимость продукции.
— Есть ли кто-нибудь, кто оставил цены прежними или даже снизил их ввиду ажиотажного спроса?
— Я не видел таких предложений, которые остались бы на уровне прошлого года. Все заявляют о повышении цен. Либо с какой-то отсрочкой с периодом рассмотрения 14–20 дней максимум, либо уже чуть ли не с завтрашнего числа.
— Какая группа товаров может вырасти в цене в ближайшее время?
— Молочные продукты — поставщики заявили о повышении до 20 процентов. Сложная ситуация у фермеров. В связи с удорожанием сырья у них самое большое повышение цен на сыры — в среднем на 15 процентов. Яйцо столовое подорожало на 50 процентов. Это связано не только с Пасхой. Обычно к Пасхе всегда увеличиваются цены, но тут уже до праздника поставщики начали повышать.
Появилась информация о повышении цен на растительное масло, соль. Поставки масла от заводов были приостановлены до конца марта, и с первой поставки в апреле цены повышены (в связи с подорожанием семечек минимум на 10 процентов), остановка отгрузок не позволила нам осуществить увеличенный закуп для удержания цены на полках магазинов.
Хотелось обратить внимание на борщовый набор (лук, морковь, свекла, картофель, капуста), по которому наблюдается рост цен. Первой причиной является засушливое лето 2021 года, которое привело к дефициту продукции. Вторая — отсутствие возможности закупать борщовый набор из других стран в связи с привязкой цены к курсу валюты и повышением стоимости логистики. Согласно практике прошлых лет, с апреля на полках магазинов появлялся борщовый набор нового урожая, закупку которого мы производили в странах Средней Азии и Египте. Сейчас все производители заявили, что ожидается подорожание. Та же рыба…
— А что с рыбой?
— По минтаю произошел очень большой скачок цен до 35 процентов, образовался дефицит продукта на российском рынке. Поставщики заинтересованы больше отгружать минтай свежемороженый за границу, так как там он продается по курсу доллара. Все остальное более-менее вроде бы успели купить.
— Как дорого теперь будет стоить красная рыба?
— У производителей наблюдается дефицит. Красная рыба, которая шла за валюту, стоила где-то 800–900 рублей за килограмм, новая цена — 1,7 тысячи рублей. Хотя валюта не в 2 раза подорожала. Если говорить в целом про ассортимент, то приходится отказываться от известных брендов и переходить на аналоги, которые сегодня есть на рынке.
— Как думаете, продукция международных брендов, таких как Coca-Cola, Danone и другие, пропадет с полок магазинов или просто вырастет цена?
— Ни один из наших международных партнеров напрямую не заявил об уходе с российского рынка.
От Coca-Cola, Pepsi, Nestle, Unilever получены письма о росте цен. Например, Coca-Cola заявил о повышении от 10 до 30 процентов в зависимости от категории товара, Nestle — до 40 процентов, по Pepsi повышение в среднем 19 процентов. В ближайший год-полтора если такая ситуация будет продолжаться, то магазины должны стать меньше процентов на 25 по размерам торгового зала и количеству ассортимента за счет выбывания более дорогого товара
— Кто уже ушел? Можете назвать бренды?
— Уход официально подтвердили поставщики четырех торговых марок пива. Это Carlsberg, Heineken, Miller и Staropramen. При этом несколько поставщиков проинформировали о временной приостановке отгрузок в связи с дефицитом сырья: это мясная, овощная и фруктовая консервация. Поступала информация от определенных производителей табака.
— Что может еще пропасть с полок?
— Кроме четырех торговых марок пива, больше пока никто не заявил об уходе. По сигаретам нет данных от поставщиков. Подорожания не было. Импортное пиво подорожало на 42 процента к предыдущей закупочной цене. Рост закупочных цен на обычное пиво РФ в среднем — на 7–10 процентов.
«Звонить и раз за разом говорить: «Мы вас станем проверять, будем наказывать…», — это неправильно»
— Как обстоят дела с производством хлеба? Есть поводы для паники?
— Ситуация относительно спокойная. Есть сложности в кондитерском сегменте. Идет повышение стоимости сахара, маргарина, упаковочных материалов, растительного масла, импортного сырья. Сегодня мы нашли сахар для производства. Заключили два договора — это заводы Липецка и Саратовской области.
— ФАС повысила интерес к продовольственным сетям. Это как-то влияет на вашу работу?
— В последнее время нас практически каждый день приглашают на разные совещания в надзорные органы и профильные министерства. Это похвально, конечно, что идет работа. Но звонить и раз за разом говорить: «Мы вас станем проверять, будем наказывать…», — это неправильно. Считаю, что нужно искать решения во всей вертикали создания и продажи продукта.
— Известно, что «Челны-Хлеб» в своих производствах использовал оборудование из Германии, Испании и других стран. Есть ли сегодня с ними какие-то сложности, учитывая введенные санкции в отношении России?
— Проблем нет. Мы получили письма от поставщиков оборудования. Порядка 7 партнеров письменно подтвердили то, что, несмотря на сложности в логистике, они готовы нам предоставить тот же самый продукт в рамках сроков, которые были озвучены в договоре. Это крайне важно.
— Получается, что, несмотря на санкции, есть европейские компании, которые сохраняют отношения с российским бизнесом?
— Да, слава богу, есть.
«Порядка 7 партнеров письменно подтвердили то, что, несмотря на сложности в логистике, они готовы нам предоставить тот же самый продукт в рамках сроков, которые были озвучены в договоре»
— Мы не говорим о железном занавесе?
— Дело в том, что мы не находимся в списке предприятий, которые попали под санкции, так как не близки к производству оборудования двойного назначения. Мы пищевая индустрия, по ней на данный момент ничего пока нет. Но неизвестно, что будет завтра.
При этом происходят следующие ситуации: машины с семенами теперь стоят в Прибалтике. Там стоит таможенник, который обычно не задавал вопросов, а сейчас задает. То есть немецкий производитель отгрузил, а прибалтийский таможенник решил, что машина будет стоять. Сегодня, насколько знаю, экстренным образом ведется работа с Турцией над обеспечением семенного материала технических культур. Есть контракты, которые начали отгружаться, они должны перекрыть риски от европейских производителей семян. Учитывая наши отношения, которые складывались десятилетиями… Мы всегда выполняли свои обещания. В Европе в нас видят надежных партнеров. Например, по ряду контрактов мы попросили отсрочку платежа из-за высокого курса евро. Есть производители, которые вошли в положение и дали ее нам.
— Какие это компании?
— Не хотел бы их озвучивать. Это коммерческая тайна.
— Что-то сегодня везете из Европы?
— Из Германии идет поставка оборудования для производства мелкоштучных изделий, для батонов. Товар отгрузили. С транспортными организациями проблем нет. Фура едет. С задержкой, но едет. Был еще один контракт со Швецией. Там он шел с шероховатостями через финскую границу, но дошел нормально.
«Из Германии идет поставка оборудования для производства мелкоштучных изделий, для батонов»
— Есть поставщики, которые разорвали контракты из-за текущих событий?
— В первую очередь это поставщики, которые близки к американскому рынку, или подконтрольные США компании. Допустим, компания John Deere — крупный производитель сельскохозяйственной техники. В эту группу также входит Väderstad.
Шведский концерн, который поглотили американцы, просто встал и ушел с российского рынка. За их оборудование мы заплатили еще в октябре – ноябре. Но они просто вернули деньги и отказались с нами работать. Наверное, в судах мы что-то и можем выиграть, но судиться и махать руками после драки…
Сейчас нам важнее работать. Уже весна, скоро начнутся посевные работы. Считаю, что эти наши «партнеры» больше не должны возвращаться на российский рынок.
«Структура себестоимости хлебобулочных изделий из-за упаковочного материала выросла практически в 2 раза. Если ранее упаковочный материал составлял примерно 4 процента от себестоимости продукта, то сегодня это уже 9–10 процентов»
«Участились случаи кражи в магазинах среди пожилых»
— Многие предприниматели жалуются на отсутствие упаковки…
— Рост цен на упаковку и расходные материалы шел еще до ситуации, произошедшей 24 февраля. У нас к январю рост цен на упаковку составил порядка 68 процентов. Это без резких внешних факторов. Недавно минпромторг провел совещание на уровне всех производителей чековой ленты, которые заявляют, что такого роста нет, все нормально. На деле же мы видим, что чековая термолента стоила 72 рубля, а сегодня — 178 рублей. С сегодняшними ценами мы тратим почти миллион в месяц на закупку одной только чековой ленты.
— Откуда такое удорожание? Как это объясняют поставщики?
— Я, как вы знаете и из предыдущих моих интервью «БИЗНЕС Online», в целом тяжело перевариваю экономическую модель, при которой создаются монопольные компании. Отсутствие конкуренции — это база, которая инициирует подобные ситуации, как у нас с упаковкой. Возможно, где-то кризис, паром не доплыл или еще что-то произошло… Но в стране с такими богатыми запасами газа и нефти, которые являются основным сырьем для производства материала, роста в 70–80 процентов быть не должно. Это просто недопустимо! Я бы тоже хотел получить какие-то разъяснения в этой части.
В последние годы идет явный диспаритет, и структура себестоимости хлебобулочных изделий из-за упаковочного материала выросла практически в 2 раза. Если ранее упаковочный материал составлял примерно 4 процента от себестоимости продукта, то сегодня это уже 9–10 процентов. Это очень много.
— Не задумывались над тем, чтобы решить данный вопрос своими силами? Наладить оборудование по выпуску упаковки только для своего товара?
— Все очень просто. Есть структуры, которые получают сжиженный газ, который принадлежит компании «икс». Эта компания просто не дает этот сжиженный газ для переработки в пленку. Сырье получают ограниченное количество переработчиков — один-два. Они же делают сверхприбыль, говоря о том, что вы можете купить только у нас. Иными словами, это крупные, масштабные проекты, где допуск малого бизнеса просто отсутствует. Сейчас, допустим, у нас на столе стоит вода. Ее поставщики заявляют о 80-процентном росте цены за последний месяц из-за увеличения стоимости упаковки. Месяц!
«Особый эмоциональный надрыв произошел у людей пожилого возраста с ограниченным достатком. Более того, участились случаи кражи в магазинах среди пожилых»
— Клиенты понимают, откуда берутся такие цены на полках магазинов?
— Не всегда. К сожалению, нас часто голословно обвиняют в том, что мы поднимаем цены с целью наживы. Особенно сейчас. Особый эмоциональный надрыв произошел у людей пожилого возраста с ограниченным достатком. Более того, участились случаи кражи в магазинах среди пожилых. До этого воровали профессионалы или полупрофессионалы — как правило, мужчины и женщины среднего возраста. Они действовали по отлаженной схеме: сегодня одна сеть, завтра — вторая, потом — третья. Наше законодательство позволяет им безнаказанно воровать на сумму до 1,5 тысячи. Они спокойно ходили по кругу и буквально жили на этом. Сегодня лицо вора изменилось. Теперь это, как правило, женщина старше 50–60 лет в приличной одежде. Это обыкновенный покупатель, который сегодня вынужденно решает свои вопросы в области питания. За последний месяц наши потери от воровства увеличились на 800 тысяч рублей. Народ нервничает, и это видно. У людей такое чувство, что мы стоим на передовой и должны проглатывать весь этот негатив, чтобы общаться с этими людьми. Покупатели думают, что мы специально делаем такие большие наценки, потому продукт дорожает. На самом деле это не так.
— В Татарстане тоже производят упаковку. И все равно есть сложности?
— У нас есть компании, которые получали федеральные, республиканские гранты. Но мы уже не можем позволить себе работать с ними, ищем варианты похуже. Еще раз поймите: рост цен 80 процентов! Это результат монопольного положения, которое создается во всех отраслях нашей страны. Самое страшное, что может быть, — они сжирают всех, нас, средних предпринимателей, не говоря о тех, кто еще поменьше.
Просто получать какие-то меры поддержки за то, что ты не сократил рабочее место, — здорово, но это не система, а подачка, которую сегодня ты съел, а завтра не знаешь, что с этим делать
Те факты, которые озвучиваются на совещаниях, я четко могу сказать, что они неверные процентов на 30–40. Малых предпринимателей, которые поставляли бы нам продукцию, больше не становится, фермеров — тоже, хоть и звучит, что их много.
«По итогам года наши доходы в области торговли чуть больше нуля. Товаропроводящая сеть перестала быть для нас экономической моделью получения доходов»
«Украина сейчас не продает, образуются серьезные проблемы по подсолнечнику, пшенице и сахару»
— Стоит ли для вашей сети сегодня вопрос о выживании?
— Есть такой документ, который называется бухгалтерским балансом. В нем большинство компаний отражает свои реальные доходы. Наши показатели по прибыли открыты. По итогам года наши доходы в области торговли чуть больше нуля. Товаропроводящая сеть перестала быть для нас экономической моделью получения доходов.
— Иными словами, сеть супермаркетов сегодня не приносит никакой прибыли?
— Прибыль составляет порядка 15–20 миллионов рублей. Имея бизнес в 62 торговые точки, коллектив в 1,8 тысячи человек… Это не те деньги, которые можно было бы зарабатывать. Тема уже неинтересна. Причем такая ситуация не только у нас. Я вижу, что, например, «Бахетле» приостановило свое развитие, ушел с рынка «Эдельвейс». Сегодня сдача своих торговых точек в аренду будет для нас в 2–3 раза выгоднее, чем заниматься операционной деятельностью.
— Для чего вы тогда держите эти 62 торговые точки?
— Во-первых, это наше решение. Нам сегодня хватает доходов благодаря вертикальному холдингу, который у нас есть. Во-вторых, мне нравится эта работа. Она, конечно, сложная. Но я считаю, что торговля находится на острие развития экономики. Высокий уровень конкуренции позволяет быть профессиональным менеджером, а технологии торговли можно транслировать на завод, переработку и аграрный сектор. Я примерно этим и занимаюсь сегодня. В торговле много полезного и интересного. В-третьих, наша сеть помогает снижать стоимость хлеба на рынке, в нашей сети наценка составляет 15–20 процентов. Я уже говорил, что наценка на топовые позиции хлеба по прошлому году в сети «Пятерочка» составляла 57 процентов, в сети «Магнит» — 52 процента. Эти два основных игрока в Татарстане контролируют более 50 процентов рынка продовольствия. Станет больше, они будут зарабатывать в том числе и на хлебе.
«Наша сеть помогает снижать стоимость хлеба на рынке, в нашей сети наценка составляет 15–20 процентов. Я уже говорил, что наценка на топовые позиции хлеба по прошлому году в сети «Пятерочка» составляла 57 процентов, в сети «Магнит» — 52 процента»
— Они ведут агрессивную игру?
— Если говорить о 2021-м, то за все время существования хлебзавода еще никогда таких наценок не было. Эта ситуация, думаю, связана с тем, что пропали конкуренты. Они пришли на рынок, заняли его, теперь будут зарабатывать. Это типичная модель монополистов. Демпинговать, занять рынок и вернуть потом все упущенные доходы.
— Есть изменения в ценовой политике федеральных сетей?
— Ряд инструментов до конца еще не выработан. Но они появились. Например, выбор нескольких позиций, на которые будут наценки в 5–15 процентов. Те же самые X5 и «Магнит» заявили, что снижают наценку. Но еще раз: минимум 30 наименований, а снижают они на два-три. При этом не на самые топовые позиции, которые образуют объем.
— Ощущаете ли помощь со стороны властей Татарстана?
— Последние переговоры мы провели на прошлой неделе, подписали договор. В ближайшие дни получим порядка 5 тысяч тонн зерна по рыночной цене. Самое главное — нам дают возможность заплатить за это зерно в октябре. Это позволит нам обеспечить как минимум два месяца стабильности для закамского региона. Иными словами, повышения цен на хлеб из-за стоимости зерна не будет. Это большой вклад. Но зерно сегодня — далеко не вся себестоимость. Об упаковке я уже сказал. Плюс если мы говорим о батоне, то в его составе должен быть маргарин. Производство маргарина завязано на стоимости подсолнечника. За последние 10 дней стоимость подсолнечника выросла с 41 до 51 рубля за килограмм.
«Самое главное — нам дают возможность заплатить за это зерно в октябре. Это позволит нам обеспечить как минимум два месяца стабильности для закамского региона»
— Почему?
— Мы не знаем наверняка. Возможно, из-за сокращения продаж Украиной — одного из крупнейшего производителя подсолнечника в мире. Есть спрос. Мы слышали через экспортеров, что на Ближнем Востоке большой дефицит муки, сахара, подсолнечника. Полки в этих странах уже пустые. Идет высокий рост по рынку Турции. Есть информация, что заблокированы суда, которые стоят в порту Одессы. Из-за того что Украина сейчас не продает, образуются серьезные проблемы по подсолнечнику, пшенице, сахару. Наши постоянные покупатели — Передняя Азия. У них сегодня проблемы на полках хуже, чем у нас. У них отсутствует ряд продуктов, а цены бьют рекорд за рекордом. Растет в цене не только газ, но и все, что связано с социальной группой товаров. Возможно, это был эффект отложенного спроса.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.