«Мы неконкурентны с импортной продукцией, потому что за границей есть технология, господдержка, дешевые деньги, дешевое сырье», — рассказывает гендиректор ГК «Кориб» Олег Коробченко. Он уверен, что у нас имеется всего полгода-год, чтобы наладить выпуск импортозамещающих товаров. Но государство при этом не должно, по его мнению, «бить по рукам» за ошибки: надо дать предпринимателям люфт для маневра. О том, как «Ремдизель» спас КАМАЗ и линейку К3 и почему хорошо то, что Европа закрылась от нас, — в материале спецпроекта «БИЗНЕС Online».
Олег Коробченко — депутат Госсовета РТ от Партии Роста, генеральный директор ГК «Кориб» — официального дилера ПАО «КАМАЗ»
О герое
Олег Коробченко — депутат Госсовета РТ от Партии Роста, генеральный директор ГК «Кориб» — официального дилера ПАО «КАМАЗ». Это крупнейшая в Поволжье компания по капитальному ремонту и сервисному обслуживанию грузовой техники. Ежегодно «Кориб» ремонтирует более тысячи автомобилей. Кроме того, Коробченко — гендиректор Елабужского аккумуляторного завода, который расположен на территории ОЭЗ «Алабуга». Предприятие делает аккумуляторы всей линейки автомобилей — от маленького для легковых авто до грузовых машин. Реализация осуществляется на вторичный рынок для «КАМАЗов» и клиентов, у которых в парке есть «КАМАЗы». Завод работает с крупными транспортными компаниями — Delko и «ЛидерТранс».
«У швейной отрасли большой потенциал. В Нижнекамске есть первое в России и Европе предприятие по производству микрофибры»
«Сейчас более защищены от рисков те, у кого есть госзаказы»
- Я еще 2–3 года назад говорил, что если против нас введут санкции, закроют импорт, то через 1–2 года наша страна сможет сама многое производить, и у нас все наладится. А если мы будем дальше жить в этом глобальном рынке, где правят глобальные корпорации, то скоро превратимся в такие зависимые республики, как Греция, Болгария, у которых нет производств, люди выращивают помидоры для себя, и все.
- Ручное управление экономикой — это не лучший вариант. Можно, конечно, было ждать, что у нас все наладится, внутренний рынок сам выстроится, но искусственно, извне идет давление через санкции. Поэтому ручной режим — вынужденная мера правительства.
- Сейчас более защищены от рисков те, у кого есть госзаказы. Если государство станет свои заказы поддерживать финансированием, то все будет хорошо.
- Когда у нас есть огромные ресурсы, мы не имеем права превращаться в пассивную страну, дрейфующую по течению. Поэтому мы выбрали другой путь, и нам нужно становиться сильной, мощной, самодостаточной страной, которая закрывает свои потребности сама. Это очень важно. А чтобы к этому прийти, нужно полностью отладить свое производство, в первую очередь товаров повседневного спроса. А затем выходить на мощные, технологические решения — производства станков, самолетов, двигателей к ним и всего остального.
- Если говорить, что «мы не сможем этого сделать», то, конечно, не сможем. Но на самом деле все получится, если заняться импортозамещением вплотную, поставить во главе этой работы грамотных специалистов, думающих людей. У нас же сейчас происходит огромный отток кадров на Запад. Нужно дать людям правильную мотивацию, государство должно протянуть руку тем, кто хочет что-то сделать для страны. И они будут сплачивать команды вокруг себя, давать возможность людям работать и зарабатывать.
- Сегодня все смеются, что ивановский и чебоксарский трикотаж придут на замену Gucci. Да, может быть, мы какое-то время не будем одеваться в Gucci, покупать сумки Louis Vuitton — ничего страшного не случится. Я же свою жену не стану меньше любить от того, что она будет в ивановском трикотаже!
- У швейной отрасли большой потенциал. В Нижнекамске есть первое в России и Европе предприятие по производству микрофибры — сверхтонкой синтетической пряжи, из которой можно изготовить любой материал. И для спортивной одежды, и для женского белья, и для того же «Чебоксарского трикотажа».
«У нас не так много времени — буквально полгода-год, чтобы начать подготавливать свои производства, выпускать импортозамещающие товары. И у того же КАМАЗа, и у моего Елабужского аккумуляторного завода»
«Буквально пять лет назад мы говорили, что китайская машина — это отстой»
- Вы вспомните: лет 20 назад, когда корейский автопром вышел на рынок, мы все говорили, что «корейцев» не будем брать, только «японцев». Прошло пять лет, корейские машины стали качественнее японских. Буквально пять лет назад мы заявляли, что китайская машина — это отстой. А сейчас китайские автомобили уже легко могут конкурировать с «европейцами».
- Года два мы еще проездим на приобретенных ранее иномарках. Я понимаю, что на «ВАЗ-2110» или «ВАЗ-2106» мало кто захочет пересаживаться. Но надо нашим конструкторам поставить задачу — пусть работают над усовершенствованием автомобилей. В любой отрасли если поставить правильно задачу, то все выполнимо.
- Например, я поставил цель начать производить аккумуляторы системы AGM, которые в России практически не выпускаются. Это аккумуляторы для источников бесперебойного питания и системы старт-стоп для современных автомобилей типа Mercedes, Scania. То же самое на КАМАЗе, если Сергей Когогин скажет: ребята, производим все сами, то на замену топливной аппаратуры Bosch – Comman Rail у нас есть замечательный Ярославский завод дизельной аппаратуры, Алтайский завод дизельной аппаратуры. Если заявят, что нужна замена системы гидроусилителя руля — в Беларуси имеется хорошее предприятие.
- У нас не так много времени — буквально полгода-год, чтобы начать подготавливать свои производства, выпускать импортозамещающие товары. И у того же КАМАЗа, и у моего Елабужского аккумуляторного завода.
- Я поддерживаю Когогина и готов включиться, если предприятие сейчас составит список тех импортных комплектующих, соберет реальных поставщиков или потенциальных возможных поставщиков и скажет: ребята, я готов вам дать заказ на 3–5 лет, вы будете нашими поставщиками — произведите нам тормозную, топливную аппаратуру.
- Да, это окажется уже другой «КАМАЗ». Но и пусть будет другой. Ничего страшного нет, если мы начнем работать на «КАМАЗах» с двигателем стандарта Евро-2. Наша первоочередная задача сейчас — перевозить груз из точки А в точку Б. Систему качества со временем отладят.
- Сергей Анатольевич сказал, что в 2023-м будет освоено производство грузовиков К5. У нас есть год. И тут не нужно паниковать, надо просто дать заводу возможность и время перестроиться. Силы накопили, на данном заделе мы пройдем по инерции этот год. У нас такая фора, которую нельзя ни в коем случае растрачивать, и нужно быстро-быстро двигаться. Есть возможность произвести аккумуляторы — мы будем это делать. Имеется потребность заместить импорт — я думаю, мы тоже постараемся это осуществить. Но сейчас самое главное, чтобы и наши потребители сделали ставку на отечественных производителей.
- Российские автозаводы — я о ВАЗе, КАМАЗе, УРАЛе — тоже должны ориентироваться на отечественное производство. Если бы изначально они выпускали продукцию из российских комплектующих, у нас сейчас не было бы этой проблемы. Но тогда мы не знали, что сложится такая ситуация. Может быть, допускали, но не верили, что она случится. Поэтому сейчас надо сделать все, чтобы поменять взаимоотношения, нужно идти навстречу друг другу, грести на лодке в одну сторону.
«Что касается возможной трехдневки на КАМАЗе, я думаю, это может коснуться только основного конвейера»
«Ремдизель» надо благодарить за сохранение линейки К3!»
- Сложности на КАМАЗе в том, что у машин практически нет отечественных комплектующих. Завод производил автомобили Евро-5 по 4 тыс. в месяц. Там стояли двигатели Mercedes, коробка ZF, насосы Cummins. Теперь они решили производить Евро-2. Логично, если двигатель будет камазовский, топливная аппаратура — ярославская, коробка камазовская, ГУР (гидроусилитель руля) — борисовский. Все остальное — камазовское. Сейчас что нужно делать? Надо в Ярославле заказать ТНВД (топливный насос высокого давления), в Борисове — ГУР, на заводе двигателей — двигатели. Чтобы произвести двигатель, необходимо изготовить комплектующие. Чтобы произвести их, нужно отлить формы. Это месяц-два для того, чтобы начать производить. Поэтому хорошо, что КАМАЗ сохранил производство К3 и Евро-2. Сегодняшняя ситуация показала, что «Ремдизель» надо благодарить за сохранение линейки К3! Автомобили К2 и К3 очень востребованы в сельском хозяйстве, у лесников, северян — там, где нет высококвалифицированных сервисных центров.
- Что касается возможной трехдневки на КАМАЗе, я думаю, это может коснуться только основного конвейера. А все вспомогательные заводы, которые производят комплектующие, будут работать в три смены.
- Задача автомобилей «КАМАЗ», Scania или Mercedes не только в том, чтобы водителю было комфортно. Хотя это немаловажно, но сегодня это не первичная задача. Почему она раньше выходила на первый план? Только из-за того, что у нас не хватает водителей. Если в связи с этими введенными санкциями высвободятся люди, которые будут нуждаться в работе, то первостепенной задачей грузовых автомобилей станет перевозка грузов из точки А в точку Б, а не комфортная езда шофера.
- Кто покупает у нас технику? Транспортные или отраслевые компании, имеющие автопарки, которые выполняют задачи по перевозке каких-то грузов. Магистральные тягачи, занимавшиеся перевозкой груза, возили огромный объем товаров для той же IKEA и других фирм, которые ушли. Соответственно, огромное количество техники высвободится и окажется направлено на внутренний рынок. Поэтому, может быть, никто сейчас не побежит сломя голову скупать те же магистральные тягачи, потому что деятельность в большом объеме пока остановилась. Сегодня нам нужно работу внутри страны выстроить так, чтобы была задействована наша транспортная система.
- Нужно настраиваться на то, что внутренний рынок станет потреблять машины. Что необходимо для внутреннего рынка? Металлурги начнут поставлять на него максимальное количество металлов, минимальное — на внешний рынок, на экспорт в тот же Китай. Но работа будет идти. Если нашим металлургам дадут дешевые сырье и материалы, мы сможем производить что-то доступное и востребованное на внешнем рынке. Соответственно, станем поставлять готовую продукцию. Поэтому металлурги, я думаю, не остановятся, они получат возможность работать. Может быть, нефтяники несколько уменьшат объемы производства нефти, но надо заниматься ее переработкой. Нужно снизить стоимость сырья внутри России. Топливо же тоже сильно влияет на себестоимость продукции и ее востребованность на внешних рынках. То, что от нас Европа закрылась — да и бог с ней. Индия, Китай, Турция — если сможем выстроить с ними работу, будем туда поставлять максимальные объемы. Это чуть ли не 50 процентов всего населения Земли.
- Сейчас будут госпрограммы по строительству, возможно, магистральной или железнодорожной дороги в Россию, стройки в тех же самых городах, которые начали освобождаться на Украине. Поэтому потребуется строительная техника. Если появятся заказы от наших промышленников, транспортная система будет развиваться. Поэтому тот, кто видит перспективу, сегодня закупается, кто пессимистично настроен, тот, конечно, уйдет в тень, станет, возможно, распродавать свои парки, может быть, закроется. Все будет зависеть от политики государства. Если государство скажет: «Все, работаем, строим, мы за это платим», то процесс пойдет. Если возводятся дома, нужен железобетон, строительные материалы, значит опять-таки необходим будет транспорт.
«Нельзя давать нашим снабженцам выстроить долговременные отношения с поставщиками из Китая»
- Не так давно, до начала военной спецоперации, я был в минпромторге РФ, и директор одного из департаментов меня спросил: «Олег, почему вы неконкурентны с импортной продукцией?» Я ему говорю: потому что за границей есть технология, господдержка, дешевые деньги, дешевое сырье. Он возразил: мол, они сырье тоже по курсу Лондонской биржи покупают. Я объяснил, что это не так — иностранные производители в своем государстве приобретают металл гораздо дешевле (для России есть наценка). Технология им позволяет на той же мощности производить гораздо больше, а также вне сезона, деньги они могут получать дешевле, и поэтому у них выходит дешевый товар. А для того чтобы захватить наш рынок, они еще и демпингуют. «Ну ладно, значит, будем закупать их продукцию», — так ответил мне чиновник буквально за месяц до Нового года.
- Тогда я ему сказал, что в 1941-м его бы расстреляли за эти слова как врага народа. С той встречи прошло буквально три месяца. И я убежден, что сегодня, в условиях мощных экономических санкций, чиновники, занимающие вредительскую позицию по отношению к отечественным производителям, должны нести ответственность за свои действия или бездействие.
- Нам не нужно бояться, нам надо начинать делать! У нас есть крупные компании, необходимо составить список импортных товаров, которые надо заместить. Да, мы можем пойти по простому пути — закупить все в Китае. Но это будет неправильный, тупиковый путь. Он может быть только временным.
- Ни в коем случае нельзя позволять нашим снабженцам выстроить долговременные отношения с поставщиками из КНР. Китай, возможно, тоже нам друг ненадолго. Год-два, и они, может, захотят Сибирью полакомиться. Поэтому им шансов никаких нельзя давать. Нужно производство перетаскивать сюда. Все крупные заводы, у которых в закупке есть импортные комплектующие, должны ставить перед собой задачу по освоению импортозамещающей продукции. Надо находить отечественных поставщиков, загружать их, пусть будет чуть дороже, менее качественно, качество потом отладится.
«Мы посмотрели, какая доля в продукции Елабужского аккумуляторного завода импортная. Свинец мы частично производим сами, перерабатывая старые аккумуляторы. Но нам нужны два вида комплектующих — сепаратор и пастонамазочная бумага»
«Мы сможем закрыть весь объем потребления аккумуляторов на нашем рынке»
- Для нас, отечественных производителей, сейчас открылся огромный потенциал. Если говорить об аккумуляторном рынке, он складывается 50 на 50 — половина импорта, половина — российские производители. Если импортные производства из Европы, Кореи, Японии закроются, то это будет минимум 30 процентов дополнительного объема, который ляжет на отечественных производителей. И, возможно, будут частично Китай и Турция, но для наших заводов это дополнительные 25–30 процентов. Мы сумеем закрыть весь объем потребления аккумуляторов на российском рынке. Пусть это небольшая часть всего того, что может у нас потребляться, но я за нее ответственен, и мы данную работу выстроим.
- Недавно мы проводили совещание с минпромторгом РФ по свинцу, и наше правительство выразило готовность идти навстречу — нам, производителям, дают эксклюзивные цены для внутреннего потребления на черные, цветные металлы. Внутри страны будут цены, не привязанные к Лондонской бирже. Потому что на сегодня цена возникла спекулятивная относительно и доллара, и Лондонской биржи. И если мы станем сейчас жить по ценам, привязанным к мировым, то, конечно, прогорим.
- Мы посмотрели, какая доля в продукции Елабужского аккумуляторного завода импортная. Свинец мы частично производим сами, перерабатывая старые аккумуляторы. Но нам нужны два вида комплектующих: сепаратор (полиэтиленовая пленка) — мы закупали его во Франции, но есть китайского производства — и пастонамазочная бумага, ее делают в Турции. Этот материал сравним с бумагой для чайных пакетиков, он с микропорами. Производство этих «чайных пакетиков», бумаги для аккумуляторных заводов, можно легко наладить у нас.
- Оборудование для пастонамазочной бумаги — китайское, но мы ведем переговоры с турками, у них есть хорошее предложение, и французы тоже вроде бы согласны через Турцию поставить.
- Производство сепараторов раньше, оказывается, было в «Химграде» в Казани. Мы к ним сейчас обратились с вопросом, могут ли они возобновить производство этой пленки? Они теперь думают. Сложностей в принципе нет, этот товар легко можно начать производить. А пока есть возможность купить китайское оборудование.
- Хотим закрыть потребности всех аккумуляторных заводов, с которыми мы объединились. Мы уже выработали общую стратегию совместно с минпромторгом РФ и будем в этом направлении двигаться.
«Постройте прямую дорогу до Хабаровска и возите машинами контейнеры»
- Мы надеемся, что государство пойдет нам навстречу в выстраивании новых логистических цепочек. Если я найду нужное оборудование, а мне таможенники скажут, что его привезли как-то незаконно и неправильно и мы вас оштрафуем, оборудование конфискуем, то, конечно, никто не будет этим заниматься.
- Можно на любую ситуацию смотреть с двух сторон. Ушел Maersk — такая проблема, надо все закрывать, у нас не будет контейнеров, нужно все свернуть и уже идти, ползти, место искать на «Молодежке» (кладбище «Молодежное» в Челнах — прим. ред.). Но, с другой стороны, посмотреть — там обычные контейнеры. У нас есть логистические компании в огромном количестве. Постройте прямую дорогу до Хабаровска и возите машинами контейнеры. Выстройте логистику, делайте контейнеры, там просто металл, ничего сложного.
- Наладьте поставки в Китай зерна, возите его туда, обратно — комплектующие, станки, оборудование на первое время. Тут тоже ничего невозможного нет: обозначить госзаказ, обеспечить перевозку машинами контейнеров. Мы для тех же Scania, «КАМАЗов» делали платформы тентованные, а будем делать контейнеровозы. 5 тыс. машин поставить на поток, и пусть ездят туда-сюда. ГСМ у нас есть. Выстраивайте работу. Можно поездами возить, постройте железную дорогу.
- Сейчас на Украине много разрухи. Бог даст, закончится спецоперация, и нужно будет восстанавливать инфраструктуру. Это огромный плацдарм — запускайте наши строительные компании, пусть строят города. Осваивайте там месторождения для производства цемента. На строительство домов можно будет привлечь тех же украинцев. Напечатать деньги, запустить в экономику, в строительную отрасль и потом обратно налогами возмещать.
- Нужна грамотная внутренняя политика. Необходима логическая схема, где идет товарообмен «деньги – товар – деньги – налоги – проекты – бюджет», бюджет распределяет опять деньги, проекты, налоги. Циркуляция денег должна происходить. Поэтому кто на сегодняшний день имеет госконтракты, я думаю, что они окажутся в первую очередь обеспечены работой. Раз у нас сейчас не будет внешнего конкурентного источника, то станем рассчитывать на внутренний госзаказ в первое время. Потом постепенно начнут выстраиваться какие-то внутренние отношения.
«Нашим потребителям автомобилей будет гораздо легче. Завод заработает больше денег на наших комплектующих, и их будет проще произвести»
«Спрос у «Кориба» уменьшился, но думаю, это временно»
- У «Кориба» должно быть все нормально. Мы занимаемся ремонтом и обслуживанием техники, которая производилась 5–10 лет назад. Это двигатели Евро-2. Конечно, нам сейчас потребуется восполнять производство. Наверное, возникнут какие-то проблемы.
- Но нашим потребителям автомобилей будет гораздо легче. Завод заработает больше денег на наших комплектующих, и их окажется проще произвести.
- У нас огромное количество заказчиков — нефтяники, дорожники, лесники, сельскохозяйственники. Новый спрос пока уменьшился, но, думаю, это временно.
- Центробанк пошел навстречу, и обещаны спецпроценты для системообразующих предприятий. Для нас, машиностроителей, системообразующих компаний, до 20 млрд рублей можно получить в кредит под дешевый процент. Соответственно, мы в дальнейшем, вероятно, сможем нашим поставщикам делать предоплату, авансировать их, чтобы они сумели воспользоваться этими средствами.
- На примере градообразующего КАМАЗа подобное может быть выстроено так: у завода есть потребность в импортозамещении, условно, аккумуляторов. Для этого им нужно проавансировать поставщика-производителя, потому что у него дорогие кредиты. Было бы логично, если бы оплата аванса исходила не от банков, а от системообразующего предприятия.
«Государство не должно бить по рукам за ошибки»
- Чистка рынка, я думаю, произойдет. Сейчас иностранные партнеры создали ситуацию неопределенности в отношениях. Поэтому будет идти чистка тех, кто ставит непонятные условия. Поиск альтернативы станет вестись среди отечественных игроков рынка. Поэтому здесь нужно ловить момент и двигаться.
- Государство должно поддержать финансово, если есть проект, дать денег. Условно, я хочу производить новые аккумуляторы, что для этого нужно? Половину денег в проект вкладываю я, половину государство выделяет безвозмездно и просит за один год наладить производство. В течение пяти лет ты обязан поставлять на внутренний рынок тот товар, который предложил.
- Самое главное — государство не должно бить по рукам за ошибки. Предпринимателям нужно дать люфт для маневра. У нас сейчас начнет происходить быстрая смена «декораций», производства. Ошибки неизбежны. Если нас за них будут «бить» проверками, штрафами и т. д., никто не захочет второй раз наступать на грабли. Когда человек проявляет инициативу, его нужно поощрять, даже если он дал маху.
- Когда президент РФ Владимир Путин говорит, что отменяются все плановые проверки, у нас начинаются внеплановые в еще большем объеме. Потому что иначе тысячному штату персонала контрольно-надзорных органов совсем не работать, что ли? Но их нужно загрузить какой-то другой работой, возможно аналитической, например по тому же импортозамещению. Совсем останавливать проверки тоже опасно, но они должны быть в разумных пределах.
- Совет бизнесменам: не опускать руки, не читать зарубежные СМИ. Если вы предприниматели, думайте, как на этом кризисе заработать денег.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.