События последних месяцев изменили судьбы многих наших деятелей культуры и искусства — художников, артистов, музыкантов. Но один из самых известных пианистов страны Борис Березовский убежден в том, что Россия — это страна будущего. Он ищет в ней скрытые сокровища, сочувствует отечественным поклонникам рока и мечтает о «добром социализме». Об этом музыкант, чья творческая жизнь в последние годы тесно связана с Татарстаном, рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Борис Березовский: «Концерт без маэстро — это камерное музицирование в большом масштабе. Музыканты сами решают, как им играть, ярче ощущают соучастие в процессе и не перекладывают ответственность на дирижера»
«Некоторые коллеги уже гастролировали во Франции с русской программой, и все было хорошо»
— Борис, сейчас вы гастролируете в основном по нашей стране. В чем преимущество концертов на российской сцене?
— У меня остается гораздо больше времени на себя, свое здоровье и работу с детьми. Я рад, хотя знаю, что артистам, зависящим от западных концертов, сейчас непросто. Но некоторые коллеги уже гастролировали во Франции с русской программой, и все было хорошо. Мне достаточно российских выступлений, к тому же для наших музыкантов открыты Азия и Ближний Восток.
— 15 мая в Свердловской филармонии вы сыграете концерты Шумана и Грига с оркестром без дирижера. В вашей карьере это не первый опыт подобных выступлений. В чем его прелесть?
— Концерт без маэстро — это камерное музицирование в большом масштабе. Музыканты сами решают, как им играть, ярче ощущают соучастие в процессе и не перекладывают ответственность на дирижера. Я тоже выступаю как участник ансамбля. Каждый артист чувствует музыку по-своему, и пересечение разных мнений интересно. Однако в таких концертах важна коллективная работа и уважение к композитору, который в музыкальной иерархии стоит выше исполнителя. Штрихи, указание темпа и характера — все это нужно соблюдать.
Борис Березовский — российский пианист и педагог. Обучался в Московской государственной консерватории в классе Элисо Вирсаладзе. В 1988 году дебютировал за рубежом. В 1990 году стал победителем IX международного конкурса им. Чайковского. Выступал с Российским национальным оркестром, Мюнхенским филармоническим оркестром, Шведским камерным оркестром, Гюрцених-оркестром и другими выдающимися коллективами. Дискография пианиста насчитывает больше 40 CD. С 1991 по 2013 год проживал в Брюсселе и Лондоне. Заслуженный артист РФ (2016).
Кроме музыки есть темперамент и сценическая харизма солиста — зритель часто выбирает артиста по личным качествам. Пианист должен уметь владеть залом, гипнотизировать публику. Для этого мы и нужны, иначе бы выступали роботы.
— Три года назад вы хотели полностью отказаться от традиционной практики исполнительства, тем не менее продолжаете выступать с дирижерами. Сложно сломать устоявшуюся систему?
— С 2–3 дирижерами мне приятно играть. Не назову их имена, ведь у всех есть свои любимчики. Достойный музыкант может обеспечить интересную работу, и отрицать ее совсем, безусловно, не стоит. Однако я уже способствовал созданию коллектива без дирижера. Это симфонический оркестр имени Скрябина.
У нас был огромный успех на скрябинском фестивале, а осенью запланированы концерты в «Зарядье» и на других форумах. Коллектив с дирижером и без — как машина на бензине или на электроэнергии. Сегодня удобна одна, завтра — другая. Музыканты хотят продолжить эксперимент, а значит, идея рабочая.
«Оркестр Александра Сладковского — безусловно, коллектив мирового уровня, очень эмоциональный и яркий»
«Мы с Александром Гордоном хотим открыть в Подмосковье тематический парк»
— Вы много сотрудничали с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан. Как оцениваете мастерство коллектива?
— Оркестр Александра Сладковского — безусловно, коллектив мирового уровня, очень эмоциональный и яркий. Наша совместная работа над концертами Чайковского получила хорошую критику (в 2019 году ГАСО РТ записал все симфонии и концерты композитора — прим. ред.). Я с удовольствием продолжу выступать с оркестром в Москве и в Казани. Однако раньше они больше ориентировались на зарубежные поездки, ездили в большие турне по Европе. Сейчас все, к сожалению, затихло…
— Как российским солистам и оркестрам перестроиться в нынешней ситуации?
— Скажу только о пианистах. У нас много молодых, талантливых солистов, которые малоизвестны широкой публике. Это Юрий Мартынов, Варвара Мягкова, Юрий Фаворин, Михаил Турпанов. Мы планируем отправить в правительство и филармонию письмо от имени знаменитых пианистов с просьбой поддержать ребят. Они лучше многих приезжающих к нам звезд (есть лишь один западный пианист, чей неприезд меня огорчает, но не буду его называть). Люди любят раскрученные имена и неохотно ходят на тех, кого не знают. А еще ведь подрастают феноменально одаренные дети. Они должны стать лучшими в мире.
— Какие формы поддержки сегодня нужны талантливой молодежи?
— Детям надо учиться, а для взрослых музыкантов филармония должна придумать удачную формулу продвижения. Возможно, подать их как наши скрытые сокровища. Ведь это действительно интересные музыканты, готовые многое предложить меломанам. Необходима инициатива государства, а временные потери позже компенсирует огромная прибыль.
«Мы с Александром Гордоном хотим открыть в Подмосковье тематический парк, где люди смогут окунуться в атмосферу 1970–1980-х. Там будут выступать Высоцкий и Окуджава, Рихтер и Юдина»
— Верите ли, что в ближайшем будущем в России начнется формирование новой культурной элиты? Как она сформируется и кто ее составит?
— Посмотрим. Думаю, через год-два все уляжется и возвратится на круги своя. Но я, как идеалист, мечтаю вернуться в Советский Союз и взять из него лучшее. Условно говоря, чтобы функционировал частный средний и мелкий бизнес, а остальное принадлежало людям. Не знаю, возможен ли «добрый социализм» без запрета на свободу слова и путешествия. Но мечтать не вредно. Недавно пересматривал легендарный фильм «Влюблен по собственному желанию» и ностальгировал. Хочется, чтобы к нам вернулись человечность и вера в людей.
— Как это осуществить?
— Мы с Александром Гордоном хотим открыть в Подмосковье тематический парк, где люди смогут окунуться в атмосферу 1970–1980-х. Там будут выступать Высоцкий и Окуджава, Рихтер и Юдина (мои друзья покажут их как в передаче «Точь-в-точь»). Мы поставим лучшие пьесы Рощина и Вампилова, продемонстрируем легендарные советские мультфильмы, прочтем стихи времен СССР. Для детей построим пионерский лагерь на реке, для взрослых организуем рестораны, парикмахерские, дискотеки и вытрезвитель — на нем заработаем больше всего денег. (Смеется.)
Это коммерческий проект, и мы рассчитываем на частную инициативу. Открытие комплекса планируется в течение двух лет. Парк будет существовать на постоянной основе. При грамотном художественном и экономическом руководстве он принесет большую прибыль.
— Многие музыканты и артисты сегодня покинули страну. Как вы относитесь к ним?
— Это их дело, и меня оно не касается. Каждый человек решает для себя. Я убежден, что в России осталось огромное количество талантов. Мы обладаем богатейшим культурным наследием, и, если не будет эксцессов, которыми иногда грешит наша страна, оно лишь преумножится. Для меня Россия — страна будущего.
— Поэтому последние годы вы живете в Москве?
— Да, я не мыслю себя нигде, кроме России. Здесь я вырос и сформировался как артист. Я обожаю русскую музыку и русскую культуру. К тому же мне уже 53 года, зачем что-то менять? Я уже жил на Западе и не хочу туда возвращаться.
«Ансамбль — особый формат музицирования. Ему обучают с четвертого класса музыкальной школы, дают четкую установку на партнерское взаимодействие. Глупо стремиться быть солистом в дуэте, пытаться сыграть быстрее или громче своего коллеги»
«Летние вечера в Елабуге» — неклассический, хоть и горячо любимый мною концепт»
— 27 мая вы выступите в концертном зале «Зарядье» с Александром Гиндиным и Кириллом Солдатовым. Ваш творческий дуэт с Гиндиным существует уже 12 лет. В чем секрет столь плодотворного сотрудничества?
— Мне безумно интересно играть с Сашей. Это изумительный музыкант с тонкими музыкальными задумками. Фортепианные дуэты часто грешат однообразием репертуара. Есть 5–10 сочинений, которые играют все пианисты. А Саша всегда находит потрясающие обработки — «Дафниса и Хлои» Равеля, «Моря» Дебюсси, особенно прекрасен «Порги и Бесс» Гершвина в транскрипции Чернова. Ансамбль — это всегда отдушина для солиста. Мы находим партнера и музицируем, получая удовольствие на сцене. У нас с Сашей есть план международного дуэтного фестиваля. Пока форум не удалось запустить, но мы к нему вернемся.
— Сложно ли отбросить амбиции солиста, объединившись в дуэт или трио?
— Ансамбль — особый формат музицирования. Ему обучают с четвертого класса музыкальной школы, дают четкую установку на партнерское взаимодействие. Глупо стремиться быть солистом в дуэте, пытаться сыграть быстрее или громче своего коллеги. Это противоречит самой идее ансамбля.
— На концерты коллег вы ходите редко, зато в театр — регулярно. Почему?
— Классической музыки в моей жизни слишком много, а вот театра не хватает. Драмтеатр для меня — бесконечная тема. К сожалению, не успеваю за всем следить. Из последнего впечатлился «Идиотом» Андрея Житинкина в Малом театре. Хочу сходить на все спектакли с Евгенией Глушенко — она играла в фильме «Влюблен по собственному желанию». Восхищаюсь Ириной Муравьевой, «Всегда зовите Долли» с ее участием — легендарная постановка. В Мастерской Петра Фоменко нравятся спектакли «Рыжий» и «Семейка Аддамс».
— Летом вы в четвертый раз будете проводить свой фестиваль «Летние вечера в Елабуге». Какой будет концепция форума в этом году?
— Мы пригласим музыкантов, уже завоевавших успех у публики на прошлых фестивалях. Приедут любимые мною Олег Аккуратов, Юрий Мартынов, Игорь Лерман, основавший чудесный камерный оркестр в Набережных Челнах; камерный оркестр имени Скрябина, созданный на базе симфонического коллектива. Ну и, конечно, дети — наше будущее.
— В одном из интервью вы сказали, что идеальное место для пианиста — концертный зал. Почему же создали в Татарстане фестиваль в формате open air?
— «Летние вечера…» — неклассический, хоть и горячо любимый мною концепт. Фортепианных номеров в программе немного, в основном это яркие, эффектные пьесы. На открытом воздухе прекрасно слушаются вокал и джаз — изюминки нашего форума. Популярная классика тоже хорошо ложится на пейзаж. Однако пианисту действительно нужен концертный зал. У нас есть хорошая подзвучка, но добиться филигранного звука, которым насладился бы строгий ценитель фортепианного искусства, сложно. Open air — совершенно иной формат, ориентированный на массы. Мы стараемся развлекать публику и развлекаться сами.
«Open air — совершенно иной формат, ориентированный на массы. Мы стараемся развлекать публику и развлекаться сами»
«Если концерт классического пианиста ждут 100–300 меломанов, это уже успех»
— Вы не раз утверждали, что главная звезда в мире музыки — композитор. При этом многие именитые авторы, например Владимир Мартынов и Леонид Десятников, предсказывают конец времени композиторов. Вы согласны с ними?
— Нет. Во-первых, сегодня мы открываем много забытых шедевров и художников. Во-вторых, создается замечательная музыка, талантливые солисты пропагандируют ее на концертах и фестивалях. Например, Варвара Мягкова считает XXI век расцветом композиторской школы, а современные опусы исполняет убедительно и с любовью. Я, правда, консерватор. У меня иные музыкальные предпочтения, и новая музыка не главная тема моей жизни. В этом смысле я нахожусь на обочине прогресса.
— Пианист — одна из самых непредсказуемых специальностей. Каждый год из вузов выпускаются сотни музыкантов, но востребованы единицы. Как молодым солистам добиться славы и известности?
— Здесь у меня однозначная позиция. Если человек талантлив и несет заряд для публики, он пробьется. Путь художника не бывает легким, после череды испытаний он будет признан, замечен и обласкан. Важно быть по-настоящему интересным зрителю. Если концерт классического пианиста ждут 100–300 меломанов, это уже успех. Для широкой карьеры нужны более мощные средства, включая удачу и медиараскрутку. Но все достижимо.
— В отличие от многих концертирующих музыкантов, вы совмещаете выступления с преподаванием в музыкальной школе имени Гнесиных. Чем вас привлекает педагогика?
— Меня привлекают талантливые дети. Я занимаю у них энергию, заряжаюсь их молодостью и энтузиазмом, а взамен даю полезные советы. К каждому ребенку нужен свой подход — кому-то надо помочь с техникой, кому-то — с ощущением себя на сцене. Но я молюсь, чтобы все они стали успешными музыкантами. У моих учеников уже есть все, кроме опыта, поэтому моя миссия — подсказать, как не споткнуться на собственных ошибках, ускорить их профессиональный рост.
— Педагог для ребенка обязан быть лишь профессиональным наставником или должен подавать личный пример в других сферах жизни?
— Если любишь ученика, стараешься помочь ему во всем. Но каждый ребенок индивидуален, не существует универсальной формулы. Иногда мои советы не сходятся с мировоззрением ученика или его родителей. Мне хочется, чтобы дети развивались физически, поэтому пытаюсь увлечь их бадминтоном. Не все откликаются, но желающим рад помочь.
— Вы играете в бадминтон со своими учениками?
— Конечно.
— Кто чаще выигрывает?
— Понятно кто. (Смеется.) Я уже три года тренируюсь с профессионалами. А мои ученики еще очень юные — им по 11–13 лет. Вырастут и обыграют меня.
— Вы прекрасный пример учителя-наставника и друга. Однако принципиально не работаете со студентами.
— За год службы в РАМ имени Гнесиных я понял, что это не мое. Учить студентов намного сложнее, у них совершенно другие цели. А дети для меня — неиссякаемый источник энергии.
«Был бы я у руля российской культуры, сделал бы акцент на фольклор. Он прекрасен, уникален и объединяет людей. С классикой у нас полный порядок»
«Нашим оппонентам придется вычеркнуть столько гениальных музыкантов, что в итоге они останутся ни с чем»
— Вы выступаете против детских конкурсов, но ваши ученики успешно участвуют в них. Почему?
— Думаю, истина посередине. Я против детских конкурсов, так как после них ребята часто ломаются. Лауреатов побуждают играть сложные вещи, которые вредят их естественному развитию. Многие не могут противостоять соблазну и надрываются. Конкурсы нужны и детям, и зрителям, но необходим баланс. Мой ученик выиграл «Синюю птицу», и ему предложили выступить на Красной площади с программой, которую он не сможет исполнить в 11 лет физически и эмоционально. Я против таких вещей.
— В чем преимущество детских состязаний перед детскими концертами?
— Конкурс привлекает внимание широкой публики, медиа и СМИ, а победитель получает огромные возможности для творческого развития. Школьные концерты — это просто выступления, они не всегда популярны даже среди меломанов.
— Конкурс имени Чайковского, на котором вы в 1990 году взяли I премию, недавно исключили из федерации международных конкурсов. Что вы об этом думаете?
— Я бы обиделся, но на дураков не обижаются. Гадости можно говорить о любом конкурсе. Сейчас принято ругать все русское, поэтому взяли русский конкурс. Ну и пусть. Нашим оппонентам придется вычеркнуть столько гениальных музыкантов, что в итоге они останутся ни с чем.
— Как будет меняться отечественная культура в новых условиях? Ваш прогноз на ближайшие 2–3 года.
— Трудно сказать. Был бы я у руля российской культуры, сделал бы акцент на фольклор. Он прекрасен, уникален и объединяет людей. С классикой у нас полный порядок. В рок-музыке без импортозамещения будет сложно, поэтому сочувствую любителям этого направления. С другой стороны, можно выехать через Турцию на любые фестивали.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.