«В нашей стране есть большое количество ресурсов, и мы рассчитываем на вас. Это большое дело, что вы можете организовать бизнес, достигать намеченных целей», — напутствовал финалистов республиканской олимпиады по предпринимательству Тимур Шагивалеев. Гендиректор ОЭЗ «Алабуга» лично наблюдал за ходом финала и общался с самыми активными игроками. Организаторы решили отказаться от бумажных тестов, предложив школьникам испытать свои силы на бизнес-симуляторе. Подробнее — в нашем материале.
Решающий этап в эти выходные состоялся на площадке центра подготовки рабочих специальностей колледжа «Алабуга Политех»
Продать котят: в чем соревновались финалисты олимпиады?
Накануне в ОЭЗ «Алабуга» состоялся финал олимпиады по предпринимательству на приз президента Республики Татарстан среди школьников 9–11-х классов. Старт состязанию юных бизнес-талантов Рустам Минниханов, напомним, дал в феврале на коллегии минпромторга РТ.
Олимпиада состояла из четырех этапов. Отборочный этап и полуфинал прошли в онлайн-формате. В них приняли участие 3,5 тыс. школьников из всех районов республики. В финал пробились 26 лучших из 9 районов республики, которые уже в очном батле между собой должны были определить самого предприимчивого школьника Татарстана. Решающий этап в эти выходные состоялся на площадке центра подготовки рабочих специальностей колледжа «Алабуга Политех».
Отличительной чертой олимпиады стало то, что организаторы отказались от стандартных тестов и собеседований. Вместо этого участникам было предложено испытать свои силы на базе бизнес-симулятора Business cats*, который разработали специалисты особой экономической зоны. Игроки должны были развить собственный бизнес по продаже котят. Им предложили разные роли — производителя (питомник) и продавца (зоомагазин).
Несмотря на, казалось бы, не самое сложное направление, финалисты должны были пройти через все «медные трубы», с которыми встречаются бизнесмены в реальной жизни. Котят необходимо было не только производить, но и кормить, содержать в чистоте, следить за их здоровьем и успешно продавать.
«Задача, которая стоит сейчас перед предпринимателями в новых обстоятельствах, очень непростая. Особая экономическая зона „Алабуга“ — это лидер производства номер один. Здесь тоже есть много вопросов, и вам предстоит эти задачи решать вместе с нами, — напутствовал финалистов уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Фарид Абдулганиев. — Раз вы решили для себя принять участие, это уже очень важно, потому что вы смотрите уже осмысленно на жизнь и перспективы. Уверен, через 5–10 лет я увижу вас среди лидеров экономики республики. Успехов вам еще раз и удачи!»
Фарид Абдулганиев (слева): «Раз вы решили для себя принять участие, это уже очень важно, потому что вы смотрите уже осмысленно на жизнь и перспективы»
«Получается имитация реального рынка»
Если на предыдущих этапах школьники действовали в одиночку, то в финале им выпал шанс примерить на себя роль директора предприятия. В их распоряжении оказалась команда, состоящая из пяти студентов «Алабуга Политех», где у каждого была своя роль и определенные обязанности: закупщик, доктор, менеджер по продажам, маркетолог и др. Капитанами выступали финалисты олимпиады. Всего в командном турнире одновременно участвовали 120 человек. Таким образом, ребята оттачивали свои навыки общения и командования.
Каждый финалист выстраивал свою стратегию бизнеса. Игроки должны были договориться между собой, в том числе и по цене за товар. Симулятор позволял делать ограниченное число ходов, поэтому участники должны были тщательно продумывать и анализировать каждый свой шаг. Побеждает тот, чей баланс к концу игры оказался выше остальных.
Организаторы отмечают, что это нескучный способ определения талантов, потому что, с одной стороны, это увлекательная игра, а с другой — хороший способ развить предпринимательские способности. «Основная цель любого предпринимателя — заработать. Благодаря этому симулятору олимпиаду можно не усложнять какими-то тестами или кейсами. На базе такой простой игры можно выявить предпринимательские способности у детей, — рассказала руководитель службы маркетинга ОЭЗ „Алабуга“ Дания Уталиева. — Получается имитация реального рынка. Вдобавок участники кредитуются друг у друга. Таким образом, мы развеваем миф о том, что кредит — это плохо. В бизнесе, чтобы классно начать, можно и нужно брать кредиты, чтобы в дальнейшем двигаться вперед. В игре можно победить и без кредита, но вероятность победы уже сильно ниже».
В ОЭЗ подчеркивают, что это фундаментально меняет подход к олимпиадам. «Такого типа олимпиад практически нет. Игра для понимания несложная, она максимально приближена к реальности, — говорит Уталиева. — Здесь все понятно и просто: надо купить, а потом продать. Симулятор развивает аналитические способности и предпринимательский дух. В школах этому пока не учат. Наша цель — подготовить технологических предпринимателей, которые разбираются и в технике, и в бизнесе».
Финалисты максимально серьезно отнеслись к решающему дню олимпиады. Еще бы, ведь на кону не только крупное денежное вознаграждение
Как Шагивалеев настраивал чемпионов
Финалисты максимально серьезно отнеслись к решающему дню олимпиады. Еще бы, ведь на кону не только крупное денежное вознаграждение (первая тройка призеров разделила между собой 600 тыс. рублей),но и возможность поступления в один из лучших образовательных колледжей страны по подготовке рабочих специальностей «Алабуга Политех».
Пока игроки бурно обсуждали свою стратегию на финал и бегали от монитора к монитору друг друга, по коридору не спеша прогуливался и наблюдал за всем гендиректор ОЭЗ «Алабуга» Тимур Шагивалеев. Затем он приглашал самых активных финалистов на личную беседу.
«Тимур Наилевич пригласил меня на разговор. Я рассказал ему о своем направлении и как я его вижу. Мы начали рассуждать на эту тему. Как оказалось, я до конца еще не понимал всех тонкостей, он помог мне увидеть перспективу, — рассказал один из участников олимпиады. — Мы обсуждали в том числе глобальные вопросы человечества и то, как было бы круто, если бы мы смогли реализовать некоторые идеи. Мы общались на занимательные темы, мне было очень интересно. Теперь понимаю, что можно развиться иначе и выгоднее».
После завершения финального этапа финалистов ждала самая интригующая часть олимпиады — награждение победителей. «Мне было приятно и интересно пообщаться с вами. В вас есть предпринимательская жилка. Здорово, что вы у нас есть, что можете показать класс, способны разобраться в бизнесе и сложных проектах, — сказал Шагивалеев на церемонии награждения. — Вы показали, что умеете управлять командой, а это очень важный момент. Вы проявили себя очень серьезно. Здорово, что вы мыслите нестандартно, расширяете границы своего познания».
«Наша страна импортирует продукции на 20 триллионов рублей, но почему мы импортируем? Потому что пока мы не можем самостоятельно организовать производство — у нас нет высокотехнологичных предпринимателей, — продолжил он. — В нашей стране есть большое количество ресурсов, и мы рассчитываем на вас, это большое дело, что вы можете организовать бизнес, достигать намеченных целей. Поздравляю вас!»
Многие из финалистов признались, что планируют в будущемпоступать в «Алабуга Политех». К слову, и сам колледж ставит перед собой глобальные задачи
Победителем олимпиады стал нижнекамец Камиль Исхаков, второе место — у Булата Мирсаитова из Набережных Челнов, третье досталось Данилу Закирову из Азнакаево.
Многие из финалистов признались, что планируют в дальнейшем поступать в «Алабуга Политех». К слову, и сам колледж ставит перед собой глобальные задачи. Стратегическая цель колледжа — стать самым крупным центром России по подготовке рабочих специальностей, набирая ежегодно по 10 тыс. студентов. В менеджменте ОЭЗ обеспокоены тем, что в стране практически отсутствует целевая подготовка рабочих кадров. Линейка «школа – профессиональное обучение – производство» сегодня разорвана. Это привело к тому, что сегодня образовался кадровый голод.
В «Алабуга Политех» же решили модернизировать систему. Помимо высоких технологий и современной инфраструктуры, студенты получают возможность учиться непосредственно у мастеров своего дела. «К сожалению, сегодня теоретические преподаватели не очень понимают, на чем надо концентрировать внимание студентов, тогда как те, кто работает на заводе, знают все тонкости работы, — говорят в колледже. — Вдобавок сегодня не у всех есть обучающее оборудование. Да, компьютеры — это хорошо. Но прогресс уже ушел далеко вперед».
* Деловые котики
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.