«При необходимости татары на основе преданий и нескольких трудов могут претендовать на более древние даты», — пишет кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов, размышляя о 1100-летии принятия ислама Волжской Булгарией. Однако не этот вопрос должен занимать наши умы, считает автор «БИЗНЕС Online». Можем ли воссоздать концепции булгаро-татарской общности? И способны ли воспроизвести свои интеллектуальные элиты, не оторванные от общего прогресса, мусульманской глобальности и многовекового булгаро-татарского наследия? Вот те ключевые проблемы, решение которых тем или иным образом определит будущее татар.
«Главные празднества по случаю 1100-летнего юбилея принятия ислама Волжской Булгарией вроде бы отгремели, но содержательная работа еще впереди»
Татары хоть и с неимоверными усилиями, преградами, но продолжают адаптировать образ ислама в России
Главные празднества по случаю 1100-летнего юбилея принятия ислама Волжской Булгарией вроде бы отгремели, но содержательная работа еще впереди: нас ждет несколько знаковых исторических и художественных выставок, конференций, фильм об Ибн-Фадлане, издание научных монографий, сезон археологических раскопок на булгарских городищах, открытие мечетей и медресе. И хотя ислам на территории современной России появился уже в 642 году (1,4 тыс. лет назад!), о чем не преминули справедливо отметить в Болгаре представители Дагестана, все же «булгарский» юбилей относится ко всей мусульманской умме страны и северного евразийского пространства. В первую очередь потому, что именно «булгарская духовная матрица» легла в основу татарской нации, а через нее ислам активно проник в большинство российских городов и регионов.
Позиционируя себя как наследников булгарской духовной традиции, татары отстроили мечети на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, в Поволжье и даже на Кавказе и в городах Золотого кольца. И хотя сейчас татары сдают позиции главного мусульманского народа во многих городах России, но именно их духовной инфраструктурой — историческими мечетями и медресе — пользуется многонациональная умма больших городов. Причем после 60-летнего религиозного безвременья, как правило, их восстанавливали также татарские национальные организации. Для кого-то это был последний пассионарный вздох, а для кого-то —мощный импульс продолжения национальной жизни в условиях утери языка, письменного наследия, связи с поколениями прадедов. Возможно, где-то духовная миссия татар выполнена, цепочка передачи веры, знаний и традиций уже восстановлена и вручена другим «пассионариям духа» — некогда близким для татар узбекам, таджикам, дагестанским народам и др. Ну а где-то татары не просто живы, но и живее всех живых: крепки «мишарские агрополисы», полноценной духовной жизнью живут города Татарстана. Хочется в это верить.
Юбилеи, будь то в 1000 лет, 1100 или 1400, — это не просто игра в красивые цифры или преклонение перед хроносом. Это продолжение нашей исторической миссии в виде дипломатии праздников. Они призваны качественно изменить отношение к исламу в России. Ведь, мягко говоря, с пониманием, что есть ислам в России, пока у большинства российского общества и даже властных институций большие проблемы. Татары хоть и с неимоверными усилиями, преградами, но продолжают адаптировать образ ислама в России для европеизированного общества. Булгаро-татарская модель ислама более понятна для восприятия большинству страны, нежели ислам, приходящий с народами Средней Азии или даже Северного Кавказа. Хотя все три древних центра — Бухара, Дербент и Булгар — не менее важны для истории развития ислама в северном евразийском пространстве.
И это модель бесконфликтного усвоения ислама целым государством сложилась именно 11–12 веков назад. Цивилизационный выбор в пользу ислама булгары, как этническая общность, делала постепенно. И здесь мы не откроем Америку, если скажем, что знакомство с исламом произошло у булгар гораздо раньше, чем 1,1 тыс. лет назад.
922 год лишь зафиксировал преимущественное исповедание ислама булгарским населением. Прибытие посольства багдадского халифа в Болгар означало прежде всего международное признание Булгарии, закрепление за ней статуса мусульманского государства. Неслучайно ведь даже в сегодняшней официальной праздничной формулировке речь идет о принятии ислама именно государством. Вопрос только в том, когда произошел этот цивилизационный выбор предков татар, самим народом и его элитами. Как накапливалась та критическая масса, которая позволила считать булгар мусульманами?
Так ли далека от истины легенда о трех сахабах — похороненных в Булгаре сподвижниках пророка? Конечно, в VII–VIII веках булгары обитали совсем в других местах, а добраться до столь северных широт было делом практически недостижимым. Но все же в любой легенде есть свое рациональное зерно.
«Юбилеи, будь то в 1000 лет, 1100 или 1400, — это не просто игра в красивые цифры или преклонение перед хроносом. Это продолжение нашей исторической миссии в виде дипломатии праздников»
Не будем забывать, что предками татар, кроме булгар, являются и хазары
Считается, что первые арабы-мусульмане появились на территории современной России в Дербенте в 642 году в период правления халифа Умара — сподвижника пророка Мухаммеда. Одним из главных исторических преданий этого вечного города является известие о 40 сахабах — сподвижниках пророка, похороненных в окрестностях исторического центра города. Легендарные сведения о захороненных в Булгаре сподвижников Пророка Мухаммеда — скорее всего, не что иное, как географический перенос и отголосок истории о 40 похороненных под Дербентом сахабах. В раннее Средневековье Дербент немало времени был под властью булгаро-хазарских войск.
Вместе с Дербентом мусульманская армия забрала хазарский город Беленджер (территория современной Чечни) — регион погрузился в столетний период арабо-хазарских войн на территории Предкавказья. Эти даты могут относиться и к нашей истории: ведь предки татар — булгары — тогда проживали в предгорьях Кавказа, в том числе в пределах главных городских центров формирующегося Хазарского каганата и распадающейся Великой Булгарии. Не исключено, что кто-то из наших предков наряду с другими представителями местных народов мог быть первым среди принявших ислам на Кавказе.
Не будем забывать, что предками татар, кроме булгар, являются и хазары. К тому же иногда отделить булгар от хазар в это время сложно, вместе они составляют так называемую салтово-маяцкую археологическую культуру. К тому же в Х веке фиксируется значительная миграция хазар на территорию Среднего Поволжья.
Кстати, название «Беленеджер» (столицы Хазарии) вполне созвучно названию племени «баланджар», о котором упоминает Ибн-Фадлан в 922 году. Он пишет о 5 тыс. мусульман-баланджар (баранджар) близ Булгара, о наличии у них деревянной мечети. К ХI веку это племя уже полностью растворится среди булгар. Часть баранджар в IX–X веках переселилась в окрестности города Биляр, некоторые исследователи связывают с баранджарами легендарный род-клан «барадж», переселившийся в XIV веке из Закамья в Предволжье. Известия об этом изложены в легендах о Барадже, изложенных в татарских дастанах. Заметим, что в случае баланджар Ибн-Фадлан имеет дело не с новообращенными, малосведущими мусульманами, а с теми, кто имеет свою мечеть и обученного имама.
О первых контактах мусульман с народами, проживавшими на Кавказе и в Предкавказье (в том числе с жившими тогда в Предкавказье булгарами) во времена халифа Умара говорится в весьма объемном историческом сочинении мусульманского ученого Абу Джафара Мухаммада ибн Джарира ат-Табари (начало Х века) «Тарих ар-русулва-л-мулук». По сведениям ат-Табари, в халифатских войсках, размещенных в пригороде Багдада Самарре, находилось много наемных хазарских воинов. Кстати, сборник сведений ат-Табари, переписанный в XIV веке, хранится в Национальной библиотеке Республики Татарстан. Это одна из древнейших рукописей, найденных на территории РТ, впервые она была экспонирована 18 мая этого года на выставке в Госдуме, посвященной 1100-летнему юбилею принятия ислама.
Османский историк ХVI века Мухаммад ибн Мухаммада в своем труде «Даляилель-набууат» и вовсе сообщает о том, что в 7 году хиджры (629 год) к пророку Мухаммеду прибыло посольство племени болгар с известием о том, что болгарский хан Фарух ибн Гамру Хизами принял ислам, а с ним — и многие болгары (такое имя болгарского хана нигде более не зафиксировано).
Согласно тому же труду император Византии Ираклий, узнав об этом, послал войска на болгар и пленил хана Фаруха. Утверждается, что Ираклий пытался уговорить хана отказаться от ислама, предлагая земли и деньги, но, не добившись ничего, казнил хана. Затем император помог взять власть хану Кубрату, который был связан с византийским двором, получил титул патрикия и, вполне возможно, мог быть крещен.
Эти сюжеты, несмотря на кажущуюся мифологичность, требуют более пристального изучения.
«Иудейский фактор» в хазарской истории несколько преувеличен
Как известно, к 737 году мусульманская армия Марвана ибн Мухаммада дошла до Волги. Каган Хазарии потерпев поражение, принял ислам. В ходе боевых действий Марван переселил в Закавказье из района нижнего течения Дона около 20 тысяч семей «сакалиба» — скорее всего, это было булгаро-хазарское население. Оправившись от поражения, каган перешел в иудаизм, но в рамках Салтово-маяцкой археологической культуры не прослеживается влияние иудаизма, видимо иудаизм преимущественно исповедовал царский род и некоторая часть элит. «Иудейский фактор» в хазарской истории несколько преувеличен, в силу своей необычности и активности израильских историков.
В это время значительная часть населения постепенно осваивает ислам и христианство, многие продолжают исповедовать язычество (скорее, всего в тенгрианской версии, что близко к монотеизму). Мусульманизации способствует и развитие торговли — булгаро-хазарские купцы подолгу проживая в богатых мусульманских странах, используя дирхем, как основную международную валюту, не могли не испытывать влияния ислама.
Арабский путешественник Х века Ибн-Хаукаль сообщает, что в столице Хазарского каганата — в Итиле проживало 10 тысяч мусульман и было 30 мечетей. Его современник — Ал-Бекри и чуть более поздний автор Аль-Масуди также пишут, что «большинство хазар — мусульмане и христиане». О наличии большого количества мусульман в главном городе каганата сообщают другие арабские путешественники и историки того времени. Ибн-Фадлан пишет о большой Соборной мечети в Итиле и наличии нескольких муэдзинов при ней. В целом, в количественном отношении средневековые авторы на первое место ставили мусульман (Эдуард Кравченко «Безынвентарные могильники западной окраины Хазарии»).
Еще один примечательный факт: при аббасидских халифах формируется отдельная хазарская гвардия — так называемые «гулямы», которые сыграли большую роль в истории мусульманской империи. По разным подсчетам их численность достигала около 4 тыс. человек и более. С 861 по 870 год гулямы свергли и возвели на престол четырех халифов. Арабские хроники того времени пестрят именами военачальников тюркского происхождения, некоторые из которых носили нисбу «Аль-Хазари». Кстати, посольство от Алмуша в Багдад возглавил хазарский мусульманин Абдаллах ибн-Башту аль-Хазари.
Командующим армии халифата при Муктафи (876-908) был Сувар-Тегин, эмиром Халепа был Сейфеттин Сувар ибн Ай-Тегин — судя по всему представители булгарского племени, к тому времени уже прочно обосновавшихся на Средней Волге. Один из военачальников с именем Аль-Хазари, будучи правителем Йемена и занимая при дворе особо положение, отправил в середине IХ века в Хазарию и северные страны два посольства. Конечно, такое количество влиятельных хазарских воинов-мусульман не могло не оказывать влияние на Хазарский каганат и на религиозную ситуацию в нем. Известно также о факте переселения в середине IХ века 300 мусульманских семейств из Хазарии в пределы халифата, что также говорит о распространенности ислама среди предков татар.
Уже в IХ веке ислам прочно вошел в жизнь Хазарского каганата
Между тем самая преданная и боеспособная часть гвардии хазарского царя также состояла из мусульман — так называемых аль-ларисия, предположительно, пришедших из Хорезма в начале IX века. Их число могло достигать 7 тыс. воинов. Будучи тяжеловооруженными профессиональными воинами-наемниками, они фактически составляли ядро армии и оказывали большое политическое влияние на военно-государственные институты и элиты.
Т. е. по этим косвенным фактам мы можем судить, что уже в IХ веке ислам прочно вошел в жизнь Хазарского каганата. Волжская Булгария, как часть этого государственного образования, также не могла остаться в стороне от этих процессов. Окончательную точку в вопросе вероисповедания хазар ставят данные о том, что население позднехазарского города Саксин (возможно, стоявшего на месте Итиля) уже после разгрома Хазарии князем Святославом являлось мусульманским. Более того, некоторые историки считают, что хазарский каган обратился за помощью к Хорезму. Получив ее, он вместе с остальной знатью принимает ислам. После военных походов печенегов и половцев часть хазарского населения уходит на Кавказ и на Среднюю Волгу, растворившись преимущественно среди мусульманского населения. Так или иначе, исламский мир поглощает остатки Хазарского каганата и хазарского этноса.
Археологические данные говорят о том, что мусульманские захоронения на Средней Волге в пределах крупных городищ начинают встречаться к концу IХ века. Впрочем, вопрос изучен еще не до конца, археологам еще копать и копать.
Пожалуй, главным, но пока малоосмысленным фактом является обнаружение в районе Северного Донца крупного булгарского городища площадью 120 га, население которого приняло ислам еще в IX веке. Это так называемое Сидоровское городище, рядом с которым находилось большое мусульманское кладбище (раскопки на нем вел и ведет донецкий археолог Эдуард Кравченко). Само поселение возникло в в VIII веке. Среди костей съеденных животных нет свиных, а на могильных плитах и камнях отсутствуют солярные и тотемные знаки. На раскопках найдено большое количество арабских дирхемов, что еще раз подтверждает изначально тесную связь Великой Степи с мусульманским миром. Мусульманские общины во второй половине IX века жили на соседнем Цариномском и Райгородском городище. В результате археологических раскопок там были обнаружены монеты Халифата, керамика периода Хазарского каганата. Особый интерес представляет находка меча с арабской надписью, которая свидетельствует о том, что он принадлежал эмиру Гарсэд-Дину.
Анализ деталей быта, мусульманских погребений позволяет говорить исследователям, что для населения этих городищ ислам в IX веке не был новой религией. Еще в 1970-е на основе анализа булгарских погребений на территории Среднего Поволжья археолог Е.А. Халикова приходит к выводу, что у нас распространение ислама происходит на рубеже IX–X веков.
Еще два раннемусульманских кладбища были найдены на территории современной Луганщины. Мы видим, что в IX–Х веках существовало несколько мусульманских булгарских общин, проживавших вдоль реки Северский Донец и ее притоков, реки Айдар. К середине Х века Сидоровское городище неожиданно оказалось покинутым. Возможно, население откочевало в Волжскую Булгарию. Как известно, хазарские власти враждебно отнеслись к факту официального принятия ислама Алмушем и его народом. В самом Итиле был разрушен минарет — возможно, мусульмане подвергнулись давлению.
Сейчас эта территория первых булгаро-мусульманских городов находится в прифронтовой зоне
Сейчас эта территория первых булгаро-мусульманских городов находится в прифронтовой зоне, рядом — Славянск и Краматорск. Кроме всего прочего, в среднем течении Северского Донца находится 8 болгарских городищ, в которых также имеются мусульманские захоронения IX века. На территории Мариуполя обнаружен степной болгарский вариант салтово-маяцкой археологической культуры. Все эти исторические объекты требуют особого внимания, сейчас они в зоне опасности. Еще несколько булгаро-хазарских городищ находится на территории Воронежской и Белгородской области. Позже здесь существовали золотоордынские города с мусульманским населением.
Вообще, территория Донбасса и Украины чрезвычайно важна не только для понимания процессов принятия ислама булгарами, но и в целом для татарской истории, взаимодействия славянского и тюркского населения. Считается, что под Полтавой захоронен наш хан Кубрат. Получается, здесь булгары впервые приняли ислам. К слову, Киев могли основать хазары, а с ними — и более географически близкие булгары. Этой теории еще в XIX веке придерживался русский ученый Владимир Вернадский. Название «Киев» могло произойти от имени Ахмада ибн Куйа, известно также тюркское название Киева — Самватас. В городе и сейчас множество тюркских топонимов. В ХIII веке территория днепровских порогов входила в улус Ногая, а в ХIV веке в этих краях кочевала ставка того самого Мамая, сюда же позже доходили кочевки Ногайской Орды.
Гунны, авары, хазары, булгары, печенеги и торки, кыпчаки, ордынские татары, ногайцы, крымские татары и турки — все здесь были, имели здесь государственные образования. А на территории новороссийских губерний вплоть до второй половины ХVIII века хозяйничали тюркские народы.
Вообще, и России нужно переиздавать свои теории евразийства с учетом тюрко-мусульманского фактора. Если бы у российских экспертов не было бы провалов в этом направлении, они бы давно обратили внимание на потенциал пророссийской общетюркской идеи. По крайней мере Россия могла бы основательно взяться за тюркские основы своей истории, как Болгария, или иметь, как Венгрия, статус наблюдателя в организации тюркских государств.
Что касается выверенного письменного источника Ибн-Фадлана, то он свидетельствует о значительном количестве мусульман, мечетей и даже медресе в Булгарии. Еще раньше арабский географ начала Х века Ибн-Русте пишет, что в конце IX – начале Х века в селах Волжской Булгарии были «мечети и начальные школы с муэдзинами и имамами». Медресе — это уже существующее воспроизводство священнослужителей, передача знаний и наличие учителей. И речь, скорее всего, идет о своих учителях. Для запуска и функционирования таких институций необходимо достаточно длительное время, некоторая укорененность в религии. Описываемые в сведениях Ибн-Фадлана гигиенические практики также косвенно подтверждают устоявшееся влияние ислама на народ. Для массового внедрения правильного по исламу омовения необходимо как минимум два поколения устойчивой религиозности. Сохранение на земле булгар ислама ханафитского мазхаба, отличного от шафиитского мазхаба, носителями которого являлись представители багдадского халифа, подтверждает не только укорененность в исповедании религии, но и глубокое понимание тонкостей вероучения и наличие знатоков ислама в среде наших предков.
Прибытие багдадского посольства в Болгар, проезд его через Бухару с приветствием от местного правителя в адрес булгар означает наличие устоявшихся международных связей с далекими мусульманскими странами. При дворе халифа, как передается в сведениях Ибн-Фадлана, находились булгары и другие близкие представители тюркских народов, а это, в свою очередь, означало необходимость принятия ими ислама. Т. е. мы видим носителей ислама среди булгарских элит, их мобильность и то, что дорога в Багдад уже протоптана. Булгары не выступают, как печенеги или предки башкир, невиданными доселе людьми.
«Все это так или иначе доказывает, что значительная часть булгар могла принять ислам как минимум на 100–150 лет раньше, чем принято считать сейчас»
Можем ли мы восстановить булгаро-татарское духовное пространство?
Таким образом, все это так или иначе доказывает, что значительная часть булгар могла принять ислам как минимум на 100–150 лет раньше, чем принято считать сейчас. При необходимости татары на основе подобных преданий и нескольких трудов и вовсе могут претендовать на более древние даты. Но это утверждение носит вспомогательный характер, главный вопрос в другом. Можем ли мы восстановить булгаро-татарское духовное пространство, концепции булгаро-татарской общности наподобие «Таварихы Булгарийа», получившие широкое признание интеллектуальных элит? Вообще, способны ли мы воспроизвести свои интеллектуальные элиты, не оторванные от общего прогресса, мусульманской глобальности и многовекового булгаро-татарского наследия? Ответ зависит и от того, сможем ли мы перейти, в том числе в юбилейных мероприятиях, от акцента на строительство пятизвездочных гостиниц имени Кул Гали к одноименным премиям за воссоздание книжного наследия, от преимущественного возведения стен к воссозданию среды (кстати, в следующем году нас ждет 790-летие великой поэмы Кул Гали «Кыйссаи-Йосыф»). В противном случае, собрав камни, мы уже не сможем наполнить это пространство, и неровен час, когда произойдет упомянутая неоднократно в Коране смена народа на более богобоязненный.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.