Отец Алексей (Алексей Чубаков): «Советская система образования была сильна, именно когда следовала этому пути. А когда сворачивала с него, увлечённая западными, по своей сути,  идеями — теряла свою силу» Отец Алексей (Алексей Чубаков): «Советская система образования была сильна, именно когда следовала этому пути. А когда сворачивала с него, увлеченная западными по своей сути идеями, — теряла свою силу» Фото: Сергей Елагин

Почему российская классическая школа сегодня одна из самых конкурентных в мире?

— Отец Алексей, сегодня в России идут активные дискуссии об особом пути российского образования и отказа от болонской системы. Как вы считаете, насколько российское образование сегодня конкурентно?

— Давайте обратимся к истории. Российское образование действительно развивается по своему, особому пути, но при этом имеет и прочные корни в западной культуре. Первые университетские школы возникли в православной Византии, а уже потом по их примеру создавались западноевропейские университеты, откуда ученость проникала в Россию. Мы можем вспомнить Славяно-греко-латинскую академию, школы времен Петра I. Да и сам Константин Дмитриевич Ушинский основывался на немецких педагогических идеях, ездил в Германию перенимать педагогический опыт. Но в том, может быть, и заключается все величие русского пути, чтобы не слепо следовать Западу, а брать лучшее и пересаживать его на благодатную русскую почву. Так, Константин Дмитриевич преломлял немецкие образовательные принципы сквозь призму духа русского народа и сокровищ православной веры, создав, пожалуй, лучшую — и методически, и художественно, и нравственно — образовательную систему. Ушинскому хотелось, чтобы наша образовательная система ориентировалась на ценности российского общества, на национальные корни. Будучи отцом пятерых детей, православным человеком, любящим свою страну, он и создал, на мой взгляд, такую красивую систему, которую сегодня мы называем русской классической школой. На данный момент она не только конкурентна, она одна из немногих, которая может поднять на высокий уровень образование человека.


— Фундамент советского среднего образования ведь тоже строился на классической русской школе…

— Советская система образования была сильна, именно когда следовала этому пути. А когда сворачивала с него, увлеченная западными по своей сути идеями, — теряла свою силу. Были ли это идеалы революционного марксистского образования, как в 20-е годы, когда отменялись уроки, парты, предметы — оставались только учебные проекты, направленные на решение проблем народного хозяйства. Или 60-е годы, когда стремление как можно раньше погрузить учащихся в научно-практическую деятельность приводило к искусственному усложнению материала и, как следствие, его непониманию. А сильна была советская система в, казалось бы, самое трудное время — годы Великой Отечественной войны, когда руководству нашей страны хватило понимания необходимости остановить эксперименты в образовании и вверить просвещение в руки истинного патриота Владимира Петровича Потемкина. Он вернул классические методики, созданные еще в дореволюционное время, в советскую школу. И неудивительно, что всего через 16 лет после войны первый человек полетел в космос и это был советский человек. Кстати, вы знаете, что Израиль, Финляндия взяли за основу советское образование? Именно построенное на классической базе советское образование мы и привыкли называть лучшим в мире. И до наших дней образование в нашей стране во многом держится благодаря инерции еще тех преобразований.

«Понятно, что мир глобализируется, но сейчас, в этот исторический период, очевидно, что знания все же должны быть в большей степени фундаментальными, настолько, чтобы человеку любая сфера науки была открыта» «Понятно, что мир глобализируется, но сейчас, в этот исторический период, очевидно, что знания все же должны быть в большей степени фундаментальными, настолько, чтобы человеку любая сфера науки была открыта» Фото предоставлено Православной гимназией имени святителя Гурия Казанского

— Но мир меняется, идет глобализация, взаимная интеграция различных сфер, в том числе и в образовании. Не устарела ли идея классической школы в современном мире?

— Мы говорим о фундаментальном классическом образовании, которое позволяет ориентироваться в области знаний в любой сфере. И даже если у молодого человека под рукой нет Google, он сможет отвечать на вопросы, формулировать свои мысли, анализировать, в конце концов, работать с книгой! Вы посмотрите, как некоторые западные политики путают страны, путают полушария Земли, они не знают, где находится то или иное море. А все оттого, что у них нет базового фундаментального образования. Мы сейчас видим, что нашу страну отключают от разных электронных систем, и нет уверенности, что завтра не произойдет отключение интернета. Что будет тогда с нашими детьми, если их отключить от источника электронной информации, если они отвыкли пользоваться книгами, библиотекой? У них просто нет навыков работы с классическими источниками! Понятно, что мир глобализируется, но сейчас, в этот исторический период, очевидно, что знания все же должны быть в большей степени фундаментальными, настолько, чтобы человеку любая сфера науки была открыта.

Мы говорим о фундаментальном классическом образовании, которое позволяет ориентироваться в области знаний в любой сфере. И даже если у молодого человека под рукой нет Google, он сможет отвечать на вопросы, формулировать свои мысли, анализировать, в конце концов, работать с книгой!
Протоиерей Алексей Руководитель Православной  гимназии  имени святителя казанского Гурия
Протоиерей Алексей Руководитель Православной гимназии имени святителя казанского Гурия

— Раньше школа занималась не только образованием ребенка, но и его воспитанием. Сегодня школа устранилась от этого. На ваш взгляд, должно ли учебное заведение вмешиваться в процесс воспитания?

— Образование неотрывно связано с воспитанием. Даже само слово «образование», на православный взгляд, не оставляет иных вариантов суждения об этом. Ведь образование и происходит от слова «образ», это создание образа человека, образа и подобия Божьего. В этом деле знания никогда не могут быть гарантом, ведь можно быть много знающим человеком, но при этом подлецом и негодяем. Гитлер ведь тоже был образованным человеком, даже не ел мяса, был вегетарианцем…

Одна из главных целей школы — не просто дать знания, а научить пользоваться ими так, чтобы приносить только благо окружающим, близким и Отечеству. Главными деятелями в этом благородном труде, конечно же, являются родители, члены семьи. Но и роль школы здесь велика, ведь с возрастом ребенок начинает искать авторитеты вне семьи. Именно школа для него становится домом: для кого-то родным, для кого-то, к сожалению, чужим. Потому очень важным является соработничество семьи и школы. Этот принцип особенно важен в наших гимназии и детском саду, которые существуют как прибежище, тихая гавань для тех родителей, которые хотят уберечь своих чад от разрушающих душу соблазнов этого мира и дать своим детям верную навигационную карту для их будущего плавания в этом бурном житейском море.

«У нас общеобразовательная школа с православным компонентом. Богословских предметов мы не преподаем. Хотя тема православия принизывает всю систему образования» «У нас общеобразовательная школа с православным компонентом. Богословских предметов мы не преподаем. Хотя тема православия пронизывает всю систему образования» Фото предоставлено Православной гимназией имени святителя Гурия Казанского

Учитель не должен быть работником сферы услуг

— Как вы считаете, стоит ли пересмотреть старой гвардии учителей подход к подаче материала и общению с детьми? Ведь нередко молодой педагог с условной серьгой в ухе, обладающий современными знаниями, умеющий наладить контакт с юной аудиторией, зачастую лучше воспринимается учениками, нежели классическая «училка» в костюме. Или все же классика жанра дает более ощутимые результаты в образовании?

— Молодой педагог вовсе не обязан быть связан такой условностью, как ношение серьги в ухе, для того чтобы наладить контакт с детьми. Он вполне может носить классический костюм и при этом быть современным и уметь ответить на актуальные запросы учащихся. Ведь и Константин Дмитриевич Ушинский был совсем юным в ту пору, когда как раз благодаря своей молодости и энергичности он создавал свою систему, между прочим, сталкиваясь с сопротивлением инертных педагогов. С другой стороны, молодость не обязательное условие для того, чтобы быть энергичным и современным и уметь находить подход к молодежи. Все это зависит прежде всего от мотивации и желания самого педагога. Зажечь сердца детей — вот что важно для педагога любого возраста. Я считаю, что учитель должен подавать пример, в том числе и во внешнем виде. Для определенного места должен быть определенный дресс-код. Мы же в храм не приходим, извините, с голым пупком? Учебное заведение тоже является храмом — знаний. Поэтому внешний образ, образ в поведении, который ребенок видит перед собой, они формируют его как личность. Серьга в ухе? Всему свое место.


— Чего не хватает сегодня современной школе в России?

— Не хватает уважения к педагогу и любви к детям.

Учитель не должен быть работником сферы услуг. А сейчас так и пишется в договоре: «образовательные услуги», где есть заказчик — родитель — и исполнитель — учебное заведение и педагог. К сожалению, учитель из авторитета для ученика стал исполнителем этой образовательной услуги. На мой взгляд, это трагедия.
Протоиерей Алексей  Руководитель Православной гимназии имени святителя казанского Гурия
Протоиерей Алексей Руководитель Православной гимназии имени святителя казанского Гурия

— Отец Алексей, вы руководите православной гимназией. Насколько популярно сегодня образование с религиозным подтекстом? И что ищут родители в таком образовании?

— Если мы говорим о нашем учреждении, то оно не религиозное в общепринятом понимании. У нас общеобразовательная школа с православным компонентом. Богословских предметов мы не преподаем. Хотя тема православия пронизывает всю систему образования. Российское общество многогранно, и потому вполне естественно, что у разных групп населения есть разные запросы. При этом вера в нашем многонациональном народе по-прежнему крепка. А значит, люди ищут возможности дать своим детям образование в соответствии со своими взглядами. И они имеют на это полное право.

Вместе с тем давно прошло время, когда религиозное образование воспринималось как отсталое и примитивное. В православном образовании есть свои высокие стандарты, педагогические форумы и объединения, ведется масштабная методическая работа, издаются учебные пособия. Сейчас православное образование вполне достойно того, чтобы называться элитным, и не только благодаря особому направлению в воспитательной работе, но и качеству того обучения, которое оно дает.

«В этом году наша гимназия делилась своим опытом создания религиозной образовательной организации с рабочей группой по созданию в Татарстане мусульманской гимназии, которую планируется построить вместе с новой соборной мечетью» «В этом году наша гимназия делилась своим опытом создания религиозной образовательной организации с рабочей группой по созданию в Татарстане мусульманской гимназии, которую планируется построить вместе с новой соборной мечетью» Фото предоставлено Православной гимназией имени святителя Гурия Казанского

Что сделать, чтобы у ребенка не пропала познавательная мотивация

— Вы говорите о высоком уровне образования в вашей гимназии. В чем это выражается, ведь выпускников у вас еще не было?

— Этот высокий уровень мы видим, к примеру, при сдаче различных проверочных работ и экзаменов, по результатам участия в различных конкурсах. Сегодня процент качества подготовки учеников в 1–4-х классах (начальная школа) нашей гимназии — более 93 процентов, а в 5–9-х классах (основная школа) — 84 процента. Это значит, что почти все дети — ударники или отличники. И это по результатам внешнего аудита. Наша гимназия активно делится своим опытом, мы проводим межрегиональные и федеральные семинары. И уже есть немало в том числе и светских школ, которые организовывались на основе нашего опыта. В этом году наша гимназия делилась своим опытом создания религиозной образовательной организации с рабочей группой по созданию в Татарстане мусульманской гимназии, которую планируется построить вместе с новой соборной мечетью. В чем мы желаем нашим коллегам успехов и новых свершений. Ведь чем больше потребностей людей с разными взглядами будет удовлетворено, тем крепче и спокойнее станет наше общество. Есть, конечно, предубеждение, что в православных гимназиях воспитывают будущих семинаристов и кадры для Русской православной церкви… Но я еще раз повторю: наша задача — воспитать достойных граждан Отечества, которые будут успешно работать в любом месте. 

«Принцип природосообразности заключается в максимальном учёте психовозрастных особенностей ребенка. Это означает, что учебные программы должны быть выстроены так, чтобы ребёнку было понятно всё, чему его учат в школе» «Принцип природосообразности заключается в максимальном учете психовозрастных особенностей ребенка. Это означает, что учебные программы должны быть выстроены так, чтобы ребенку было понятно все, чему его учат в школе» Фото: Сергей Елагин

— Ваша гимназия создана на принципах русской классической системы, основанной педагогом Константином Ушинским. А в чем ее отличие от обычных общеобразовательных школ?

— Есть два основных принципа, которые идут через все обучение: природосообразность и культуросообразность. Принцип природосообразности заключается в максимальном учете психовозрастных особенностей ребенка. Это означает, что учебные программы должны быть выстроены так, чтобы ребенку было понятно все, чему его учат в школе. При таком подходе отпадает необходимость в бесконечной родительской помощи при подготовке домашних заданий. Не секрет, что родители, отдавая ребенка в школу, сталкиваются с проблемой непонимания текстов учебников: формулировки заданий неясны ни ребенку, ни образованному взрослому.

Дети, обучаемые по природосообразным методикам РКШ, не только могут, но и рады учиться, у них непроизвольно формируется правильная мотивация: «учиться в школе интересно, легко и радостно». В соответствии с принципом культуросообразности русская классическая школа опирается на российский национальный код, развивает у детей целостное мировоззрение, основанное на традиционных культурных ценностях России. Понимаете, в чем основная проблема нынешней школы? Вот идет ребенок 1 сентября в первый класс с большим букетом, который он дарит своей учительнице. Идет с радостью в сердце. А через два месяца он уже ненавидит и школу, и своего педагога… Почему? Да потому, что у ребенка пропадает познавательная мотивация.

«Хотим, чтобы наш ребенок изучал историю нашей страны и православную культуру»

— Ушинский писал: «Мы валим в детскую голову всякий ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать. Давно пора серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека, и выбросить все, что учится для того только, чтобы быть впоследствии позабытым». Вы согласны с этим высказыванием? И насколько актуально оно сегодня?

— Эти слова хорошо характеризуют современный хаос в образовании, когда голова учащегося наполняется обрывками знаний, которые первым же ветром выметаются из памяти. Клиповое мышление — бич современной молодежи. Сам же Ушинский предложил строить обучение на принципе системности, когда все знания взаимосвязаны, поддерживают друг друга и твердо усваиваются. На этом принципе мы и стараемся строить учебу.

«Изучая по литературе произведения Серебряного века, по истории ученики изучают тот же период, на географии — открытия этого же времени, на письме, каллиграфии дети пишут тексты авторов того же периода»Фото: Сергей Елагин

— Как именно?

— Прежде всего важна системность знаний, которой, к сожалению, я не вижу в обычной школе. Дело в том, что там предметы оторваны друг от друга, в отличие от классической школы. У нас, наоборот, все предметы между собой взаимосвязаны. Например, изучая по литературе произведения Серебряного века, по истории ученики изучают тот же период, на географии — открытия этого же времени, на письме, каллиграфии дети пишут тексты авторов того же периода. Это дает целостное мировоззрение. И понимание, что ты не зря в этот мир пришел, что у тебя есть цели и задачи в этой жизни, о тебе есть промысел Божий. Мы сумели адаптировать православный компонент к федеральному образовательному стандарту на основе русской классической школы. 

«В нашей гимназии используются самые современные образовательные технологии, она прекрасно технически оснащена, у нас есть и цифровые лаборатории, и 3D-принтеры, и кружки робототехники и радиоэлектроники» «В нашей гимназии используются самые современные образовательные технологии, она прекрасно технически оснащена, у нас есть и цифровые лаборатории, и 3D-принтеры, и кружки робототехники и радиоэлектроники» Фото предоставлено Православной гимназией имени святителя Гурия Казанского

«Мы даем нравственную навигационную систему»

— А как подбираете педагогов? Полагаю, требования к ним должны несколько отличаться от обычной школы?

— Знаете такое произведение, оперу Жоржа Бизе «Искатели жемчуга»? Вот мы и выступаем в качестве искателей жемчуга — педагогов. Ищем единомышленников. Конечно, кроме профессионализма, педагог должен любить детей. И, безусловно, не последнее значение имеет нравственный облик.

— Вы обучаете детей и воспитываете их в, скажем, несколько тепличных условиях, на принципах традиций и постулатов христианства. А что будет, когда дети выйдут в большой мир? Там ведь совсем другие реалии…

— Девиз системы: «Русская классическая школа — образовательная система будущего, проверенная прошлым». Ученики в нашей школе с первого класса умеют писать пером, считать версты, знают историю своей страны. Классическое образование закладывает прочный фундамент знаний и умений учеников, расширяя при этом их кругозор.

При этом в нашей гимназии используются самые современные образовательные технологии, она прекрасно технически оснащена, у нас есть и цифровые лаборатории, и 3D-принтеры, и кружки робототехники и радиоэлектроники. Поэтому наши дети готовы жить в цифровом мире, но вместе с тем имеют и прививку от его соблазнов.

Тем не менее дети остаются детьми, и мы сталкиваемся со всеми сложностями взросления. Наши дети вовсе не спрятаны от мира, да и в современном информационном мире это невозможно. Но если ученик в гимназии смог усвоить, что нужно быть честным и трудолюбивым, а реалии большого мира его убеждают в обратном, есть ли что-то плохое, если он сможет устоять в своих принципах и не поддаться этому убеждению? Если сравнивать с современными технологиями, мы даем нравственную навигационную систему, чтобы человек мог свободно ориентироваться в жизни. И когда перед ним встанет выбор между черным и белым, он выберет белое и добро, когда станет выбор между добром и злом.

«Достаточно много людей протянули руку помощи и помогли создать этот проект» «Достаточно много людей протянуло руку помощи и помогло создать этот проект» Фото предоставлено Православной гимназией имени святителя Гурия Казанского

Без поддержки людей такой проект был бы невозможным

— Расскажите, как создавалась ваша гимназия? Ведь вы стояли у ее истоков?

— В 2012 году в Казанскую епархию возвращена Духосошественская церковь, которая была построена в 1731 году на средства семьи владельца суконной мануфактуры Ивана Михляева. Я был назначен настоятелем храма и занимался его восстановлением. Тогда же мы и создали один класс православной гимназии для тех семей, которые стремились дать детям нравственное образование. Получили сначала лицензию на начальное образование, потом на основное и среднее звено, а затем и государственную аккредитацию. Гимназия разрасталась, пришлось решать вопрос с отдельным помещением, и мы выросли в образовательный комплекс.

В XIV веке рядом с Ногайской дорогой начали селиться армяне, а через некоторое время на месте армянских селений возникла слобода. Название «Суконная слобода» появилось в XVIII веке: тогда по указу императора Петра I была основана суконная мануфактура, с которой связано появление храма Сошествия Святого Духа.

Духосошественская церковь была построена в 1731 году. Ее освятили 2 августа 1735 года. Храм, являющийся образцом провинциального барокко, строился на средства Евдокии Михляевой, вдовы владельца суконной мануфактуры Ивана Михляева. Семья Михляевых была известна благотворительной деятельностью, она построила в Казани церковь великомученицы Параскевы Пятницы, церковь преподобномученицы Евдокии, а также Богоявленский и Петропавловский соборы.

Духосошественская церковь много раз перестраивалась, потому что количество прихожан постоянно увеличивалось. На цокольном этаже здания находились фабричные помещения, а на втором располагался храм, окруженный открытой галереей.

С севера к церкви пристроен придел в честь священномученика Харалампия Магнезийского, а с запада — пятиярусная колокольня. Святой Харлампий — покровитель Суконной Слободы — был почитаем прихожанами. Окна главного фасада украшены скромными сандриками. На северном фасаде можно увидеть заложенные арочные проемы гульбища. Как и Петропавловский собор, церковь Сошествия Святого Духа имела большую лестницу, которая вела во двор суконной мануфактуры с северной стороны. Необходимо отметить, что изначально церковь была ориентирована не на город, а именно на фабрику, о чем свидетельствуют натурные исследования.

В середине XIX века фабрика закрылась, и Духосошественская церковь стала городской, обращенной не к фабричному двору, а к улице Мостовой (позднее — Луковского, а ныне — Миннуллина).

В 1869 году к храму пристроили каменную лестницу, и он получил выход на улицу Мостовую. Проект лестницы разработал архитектор Павел Аникин. Фасады в стиле эклектика имели богатый декор. На промежуточной площадке лестницы, состоявшей из двух маршей, имелся изгиб с выходом на центральную ось главного храма. В том же году была возведена ограда.

В 1895-м на улице Мостовой построили двухэтажный каменный дом причта. На пересечении Мостовой и Георгиевской (ныне — Петербургской) появилась пятиглавая часовня в русско-византийском стиле.

В 1900 году был возведен двухэтажный пристрой, в котором расположились хозяйственные помещения. Разработкой проекта занимался епархиальный архитектор Федор Малиновский.

В конце XIX – начале XX века приход Духосошественской церкви был одним из самых крупных. Реконструкции 1832 и 1897 годов вызваны необходимостью увеличить вместимость храма.

История Духосошественского храма связана с именем великого оперного певца Федора Шаляпина. В детстве он был певчим в церковном хоре. Церковь Сошествия Святого Духа обладает хорошей акустикой.

Нужно отметить, что Духосошественский храм ни разу не горел. До Октябрьской революции в нем хранились ценные иконы и утварь, возраст которых превышал возраст храма. В советское время они были утрачены. Во времена советской власти верхние ярусы колокольни разрушились, а церковь оказалась изуродована пристройками.

7 марта 1930 года Президиум ТЦИКа принял решение ликвидировать церковь, после чего община отправила жалобу во ВЦИК. В июне того же года ВЦИК рекомендовал Президиуму ЦИКа ТР «до окончательного решения Москвы Духосошественскую церковь оставить в пользовании верующих».

В конце 1930-х Духосошественскую церковь закрыли, и в здании разместился клуб. В 1959 году второй этаж храма занял кукольный театр (на первом этаже находились жилые помещения). Театр, основанный в 1934-м, долгое время не имел собственного здания. Поначалу он арендовал помещения на улице Профсоюзной и в театре юного зрителя.

В 1970-х жильцов расселили, и театр занял и первый этаж здания на улице Луковского.

В марте 2012 года здание, которое занимал кукольный театр «Экият», решили вернуть Русской православной церкви.

Духосошественская церковь восстанавливалась при поддержке государства и президента Республики Татарстан Рустама Минниханова. В ее восстановлении принимал активное участие настоятель церкви Ярославских чудотворцев протоиерей Алексий Чубаков.

В 2012 году был разработан проект реставрации храма. В том же году здание начало избавляться от пристроек советского периода. В период с 2012-го по 2015-й восстановлено три яруса колокольни, главки основного храма и придела, фасадный декор, дверные и оконные проемы, а также ограда и ворота.

На первом этаже Духосошественского храма расположились трапезная и церковная лавка.

1 сентября 2014 года открылась православная гимназия имени святителя Казанского Гурия. Учебное заведение расположилось в бывшем здании церковно-приходской школы.

В 2018-м на месте двухэтажного дома причта возвели еще один учебный корпус.

1 июня 2015 года, в День Святого Духа, на колокольню церкви установили 12 новых колоколов.

27 декабря того же года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил чин великого освящения храма и первую со времени его закрытия Божественную литургию.

Настоятель храма: протоиерей Алексий Чубаков.

 Источник: tatmitropolia.ru

 

 

— Кто вам помогал?

— Случилась удивительная история, думаю, не без промысла Божьего, когда человек неправославный, кроме того, татарин башкирского происхождения, пришел к нам. Посмотрел, а потом позвонил и сказал: «Я две ночи не спал, так зацепил ваш проект. Я хочу помочь».

— И кто этот человек?

— Рафкат Абдулхаевич Кантюков, бывший руководитель «Таттрансгаза». Он поехал в Москву и, получив одобрение главы «Газпрома» Алексея Миллера, стал участвовать в строительстве храма и гимназии. Тогда же подключилась и республика, президент Рустам Нургалиевич Минниханов. Значительную помощь в восстановлении храма оказал Сергей Петрович Зайцев, который на тот момент занимал должность заместителя генерального прокурора РФ в ПФО, его дедушка был священником. Достаточно много людей протянуло руку помощи и помогло создать этот проект. Ведь силами прихода и епархии такой проект поднять было просто невозможно. И сейчас мы обращаемся за поддержкой, потому что себестоимость обучения достаточно высокая, а с учетом того, что наша школа малокомплектная, а треть учеников — льготники, родительской оплаты на содержание инфраструктуры и ее обновление недостаточно.

«Большая редкость, чтобы частный детский сад имел собственное, отдельное стоящее здание. А у нас оно площадью более четырех тысяч квадратных метров» «Большая редкость, чтобы частный детский сад имел собственное, отдельное стоящее здание. А у нас оно площадью более 4 тысяч квадратных метров» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Кроме гимназии вы открыли еще и детский садик «Росток». Несколько слов о нем: с какого возраста берете детей, какие условия у малышей, по какой программе с ними занимаетесь?

— Большая редкость, чтобы частный детский сад имел собственное, отдельное стоящее здание. А у нас оно площадью более 4 тысяч квадратных метров. У малышей есть все: наши детки находятся в комфортных условиях, у них есть игровые, спальные комнаты, гимнастические и учебные классы, бассейн. Мы принимаем малышей в ясли с полутора лет, ведь для многих мам важно продолжать свою профессиональную карьеру. А с четырех лет уже ведется предшкольная подготовка, как и должно быть в системе классической русской школы. Выпускники нашего детского сада идут в школу, умея считать, писать и читать — причем осознанно и не послогово. Помимо федерального стандарта, «Росток» дополнен авторской аккредитованной программой, которая называется «Тропинка добра».

«У нас активный приход, живой, деятельный, как пример — проведение общегородского праздника Духов день в Суконной слободе» «У нас активный приход, живой, деятельный, как пример — проведение общегородского праздника «Духов день» в Суконной слободе» Фото: Сергей Елагин

«Если вы любите Бога, то относитесь к заповедям как к возможности сберечь свою жизнь»

— Расскажите о себе, из какой вы семьи? Почему в юном возрасте вы выбрали путь духовного служения?

— Родился в простой казанской семье, мама в свободное от работы время пела в храме. И вообще, церковь в нашей семье занимала не последнее место. У меня всегда была идея служения. Сначала мечтал поступить в суворовское училище, тем более что идея служения схожа в воинстве и в священстве. Почему перевес в сторону семинарии? В последние два года школы я был вынужден уехать в Тюмень, где мой дядя служил благочинным Тюмени. И я выбрал все-таки священство — после школы в 1992 году поступил в одну из старейших семинарий — Курскую духовную семинарию. Был рукоположен в 1995 году в священники, служил в Курске, при этом поступил в Киевскую духовную академию. Потом был переведен в Старый Оскол. Затем вернулся на родину, где назначен в храм Ярославских чудотворцев на Арское кладбище. Это старейший храм — единственный в Казани, который не закрывался никогда, как и мечеть Марджани. Мне всегда хотелось развивать приходскую жизнь, а на Арском кладбище это было тяжело, потому что кладбищенская ограда накладывала ограничения. Потому в 2009 году я попросил владыку Анастасия заняться зданием Духосошественской церкви. Мы зарегистрировали общину, а после того, как нам храм нам вернули, его освятили, вошли и начали там служить. Я и стал первым настоятелем храма после его возвращения. Параллельно развивали приходскую жизнь, гимназию. Знаете, этот храм был исторически самым большим — порядка 4 тысяч человек были приписаны к данному приходу. И сейчас он тоже является религиозным и культурным православным центром Суконной слободы Казани. У нас активный приход, живой, деятельный, как пример — проведение общегородского праздника «Духов день» в Суконной слободе.

— Вы отец троих детей. Ваши дети могут выбрать иной путь, отличный от служения? Например, путешествовать, изучать технические науки и так далее?

— Они и выбирают. Вопрос ведь не в профессиональном служении, а в душе человека. Можно, к примеру, майнить криптовалюту на условных Багамах и быть в церкви. Церковь не здание, а общность, которая объединена одной верой во Христа.

— Что можете простить человеку, а что — никогда?

— Я думаю, что если прощать человека, то надо прощать все. Я говорю о евангельском принципе. Мы все неидеальны. Мы можем судить поступок, но не осуждать человека.

— Последний вопрос — трудно ли в наше время выполнять заповеди Божьи? Ведь искушений стало намного больше…

— Вы думаете, что со времени Адама человек изменился? Природа человеческая совершенно не изменилась. Искушения всегда были и будут. И это никак не связано с современностью, каким-то историческим периодом времени. Заповеди — это определенные правила «дорожного движения». Эти правила даны, чтобы ты не погиб, чтобы из пункта А доехал безопасно к пункту Б. Если вы любите Бога, то относитесь к заповедям как к возможности сберечь свою жизнь. А не как к ограничению своей свободы.