Главный герой девичьих грез конца 1980-х – начала 1990-х Юрий Шатунов умер сегодня в Москве, предварительно, в результате инфаркта. В сентябре ему исполнилось бы всего 49 лет. И хотя пик славы артиста был 30 лет назад, он продолжал выступать, не слишком отходя от востребованного публикой слезливого образа юноши-детдомовца с открытой улыбкой, исполняющего наивные песни о любви. Буквально на днях Шатунов выиграл суд, по которому отныне права на песни «Ласкового мая» принадлежат ему. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Группа «Ласковый май», 1989 год
«И какой кошмар, когда на третий день человек погибает…»
Сегодняшняя трагическая новость, смерть певца Юрия Шатунова, наверняка привела к приступу ностальгии у миллионов россиян. А еще, наверное, многие удивились, что экс-фронтмену «Ласкового мая» было всего 48 лет. Ведь казалось, что Шатунов был всегда, а хитам вроде «Белых роз» или «Седой ночи» самим не меньше полувека. И хотя артист не находился на вершине популярности уже много лет, все равно его имя как минимум среди россиян в возрасте 30+ было знакомо почти каждому.
Предварительной причиной смерти исполнителя в Москве, еще 19 июня дававшего концерт в Люберцах, называют обширный инфаркт. Телеграм-канал SHOT опубликовал видео последних минут жизни певца: друзья Шатунова пересаживают его из своей машины в карету скорой помощи, которая приехала на вызов. Артист в это время уже почти не может передвигаться — ему помогают, ведут под руки. Утверждается, что на камеру эта сцена попала за 20 минут до смерти.
Буквально накануне трагедии завершился судебный процесс, который Шатунов вел против Андрея Разина, экс-продюсера «Ласкового мая», одного из тех, кому группа обязана суперпопулярностью на рубеже 1980–1990-х. Разин пытался запретить певцу исполнять песни «Ласкового мая», причем тяжбы длились несколько лет. В итоге суд встал на сторону Шатунова. «У меня есть полный перечень документов, где я являюсь правообладателем. Все, что пытается сделать против меня Андрей Разин, я называю судорогами предсмертными», — говорил Шатунов в интервью НТВ, запись была опубликована 20 июня.
Буквально накануне трагедии завершился судебный процесс, который Шатунов вел против Андрея Разина (слева), экс-продюсера «Ласкового мая», одного из тех, кому группа обязана суперпопулярностью на рубеже 1980–1990-х
На это обстоятельство обращает внимание известный музыкальный критик Олег Кармунин. «Давайте будем находиться в контексте, потому что смерть Юрия Шатунова все-таки произошла на третий день после того, как он выиграл у своего бывшего продюсера суды на права на песни „Ласкового мая“, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Как хорошо, хотелось бы мне сказать, что спустя столько времени в наших судах наконец-то честные артисты отстаивают свое право обладать правами на песни, которые они исполняли. И какой кошмар, когда на третий день человек погибает. После того как он отсудил права. Вот уж, знаете, 1990-е. Я ни на что не намекаю, просто… Как может быть такое совпадение событий? Прямо в дрожь бросает». Кармунин считает, что это абсолютно правильное решение — передача прав на песни группы Шатунову. «Он лицо коллектива, и, собственно, благодаря ему, его голосу и таланту мы знаем вообще про „Ласковый май“, — говорит собеседник газеты. — Что касается Андрея Разина, то, мне кажется, он гораздо меньше имеет отношения к этим песням, хоть он и ходил на протяжении 20 лет в качестве гениального продюсера, который все придумал. Мы с вами понимаем, что он и песен не писал, их писал композитор Сергей Кузнецов, и не пел их. А Разин в 1990-е как-то права себе захапал. Это было бесправное общество, и шоу-бизнес находился в бесправном состоянии».
Что касается самого Разина, отношения которого с Шатуновым в последние годы менялись — от дружбы до судебных тяжб, — то он написал у себя в соцсетях: «У нас с ним были многогранные отношения. И добрые, и порой сложные. Мы даже были кумовьями. Именно такие отношения и называются „жизнь“. К сожалению, его столь недолгая, но яркая жизнь оборвалась на новом витке карьеры. Выражаю самые искрение соболезнования семье и близким Юрия. Царствие ему небесное!»
Сирота из Башкирии и суперзвезда поп-сцены
Шатунов родился 6 сентября 1973 года в Башкирской АССР — как следует из официальной биографии на его сайте, на свет будущий певец появился в машине скорой помощи по дороге в роддом города Кумертау. Родители развелись, когда он был маленьким, до четырех лет он жил у бабушки с дедушкой в поселке близ Кумертау, потом переехал с мамой в соседнее село Савельевка. Там же состоялось его первое публичное выступление: в 9 лет Юра пел под гармошку перед гостями на свадьбе. Через два года от болезни умерла его мама, и Шатунов ушел из дома — бродяжничал по Башкирии и соседней Оренбургской области. В 1985-м, когда Юре было 12 лет, его оформили в детский дом города Акбулака, а через год он сбежал оттуда в Оренбург за директором детдома. Здесь он познакомился с Сергеем Кузнецовым, который руководил кружком художественной самодеятельности, и начал заниматься вокалом.
В 1986 году они создали группу «Ласковый май», названную по строчке из песни Кузнецова, и уже перед Новым годом Шатунов выступает в актовом зале школы-интерната с песнями своего учителя. В первый состав группы вошли гитарист Вячеслав Пономарев и Сергей Серков, управлявший светомузыкой. Весь следующий год Шатунов активно записывает песни, тогда же появились его будущие хиты — «Белые розы», «Седая ночь». Первый альбом Кузнецов продал в киоск на ж/д вокзале Оренбурга за 30 рублей.
В 15 лет Шатунов едет за своим учителем в Москву, там знакомится с Разиным, который до этого случайно услышал в поезде записи песен «Ласкового мая» и был, как говорится, сражен наповал. Через пять дней после приезда Шатунов перезаписывает свой первый альбом в столичной студии, а еще через 10 — отправляется в гастрольный тур по городам Советского Союза. Через два месяца о певце уже писали в газетах.
Почти в это же время из группы ушел Кузнецов, руководить ей стал Разин. То время называют пиком популярности группы: это был первый отечественный подростковый бойз-бенд, который выступал в стиле евродиско 80-х. Слушали их и подростки, и взрослые, группа собирала многотысячные стадионы, а число концертов в месяц доходило до 40, гастроли проходили и за рубежом.
На пике популярности Шатунов решает начать сольную карьеру и уходит из «Ласкового мая». Первое время концертов он не давал: уехал в Германию, чтобы выучиться на звукорежиссера, работал на студии, где записывал песни, а продюсером его был Аркадий Кудряшов — бывший директор группы «Мираж» и по совместительству крестный отец Юрия. В 1992-м Шатунов записывает свой первый сольный альбом «Вот и кончился май» (потом его переименовали в «Знаешь»). А потом получает приглашение от Аллы Пугачевой выступить на ее «Рождественских вечерах»: там Юрий впервые появился как сольный исполнитель. В течение нескольких лет Шатунов записывает песни, снимает клипы, за песню «Седая ночь» получает премию «Песня года – 2002», а спустя 7 лет — за песню «Детство».
Во время сольного творчества в 2000-х Шатунов знакомится в Германии с будущей женой Светланой, в сентябре 2006 года у них появился сын Дэннис. Это не единственный ребенок пары: в 2013-м у них родилась дочь Эстелла.
В 2009 году в свет выходит фильм-биография о группе «Ласковый май» с таким же названием, и Шатунов едет в гастрольный тур в поддержку картины. Певец несколько раз пытался перезапустить карьеру и как минимум был востребован в формате сборных концертов «Дискотека 80-х и 90-х», он активно записывал песни и клипы, гастролировал…
«Он попал в нужное время и в нужные руки»
«Я привозил его давным-давно во Дворец спорта, он тогда еще молодой был и в Германии жил», — вспоминает гендиректор казанского концертного агентства «Сабантуй» Фарит Мухамедьяров, хоть и добавляет, что с самим артистом особенно не контактировал. «Когда мы организуем концерты, мало общаемся с самим артистом, в основном с его директором. Мы их бережем. Чем меньше они с кем-то общаются, тем легче им на концертах работать», — рассказывает наш собеседник.
Но воспоминания от концертов у него остались. «Помню, что народу было битком, — говорит Мухамедьяров. — Когда он вышел на сцену, народ с секторов хотел перелезть через ограждения, чтобы попасть на танцпол. Помогла охрана тогда, так что люди танцевали где могли. Когда Шатунов только появился (я даже не занимался тогда концертами, просто работал), он взорвал сцену, его „Белые розы“ просто порвали всех, все его любили. Он, конечно, оказал большое влияние на российскую поп-сцену. Думаю, те же „Руки вверх!“ пошли по его стопам, это были простенькие песни, но со вкусом сделанные».
«Давайте поймем, что музыку сам он не писал. Его голос стал, если так можно сказать, лицом группы. И вот эта сиротская высокая интонация на долгие годы закрепилась за этой группой, — комментирует „БИЗНЕС Online“ известный музыкальный журналист, обозреватель „Коммерсанта“ Борис Барабанов. — Его внешность тоже стала визитной карточкой. То есть он такой типичный провинциальный подросток, абсолютно стереотипный. Это было идеальное попадание в образ для группы. В дальнейшем, уже после жизни в Германии, когда он снова стал реанимировать свою карьеру как сольный исполнитель, он все равно использовал все это. Несмотря на то что был взрослым человеком, он использовал именно эту эстетику, именно такой образ».
По словам Барабанова, у Шатунова не было желания как-то меняться как артисту, заниматься другими жанрами или показать себя с иной стороны. «В принципе, я бы не сказал, что он как-то повлиял [на российскую поп-музыку], он попал в нужное время и в нужные руки того же Разина. И в дальнейшем это сыграло определяющую роль для всей его жизни», — резюмирует собеседник газеты.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.