Несмотря на пандемию, Россия и, в частности, Татарстан продолжают быть привлекательными для мигрантов. Не зря президент РФ отнес их адаптацию к вопросам национальной безопасности. Большинство приезжих — выходцы из стран СНГ — стекаются в РТ на заработки. Чтобы они могли получить базовые знания по юридическим, культурным и социальным вопросам, некоммерческая организация «Новый век» вот уже почти 7 лет проводит с ними ориентационные курсы. А в этом году наряду с традиционным очным обучением был апробирован и внедрен онлайн-формат работы с ПАО «КАМАЗ». Подробности — в нашем репортаже.
В минувшую пятницу в IT-парке состоялся круглый стол, посвященный адаптации мигрантов из стран СНГ
Татарстан занимает лидирующее положение в вопросе адаптации мигрантов
В минувшую пятницу в IT-парке состоялся круглый стол, посвященный адаптации мигрантов из стран СНГ. Организатором встречи выступила некоммерческая организация «Новый век», генеральным директором которой является эксперт в сфере миграции Лилия Таишева. «События, которые происходят в мире, подчеркивают важность миграционных потоков», — отметила она и привела данные мировой статистики: более 272 млн человек находятся в процессе миграции и порядка две трети из них, 164 млн, — это трудовые мигранты.
Россия входит в число лидеров в рейтинге стран, принимающих гостей. Притом что миграция является экономически выгодным бизнес-проектом, она несет за собой и социальные последствия. Не зря в последние годы этот вопрос находится в фокусе внимания президента РФ. Согласно его указу от июня 2021 года, вопрос адаптации мигрантов отнесен к вопросам национальной безопасности.
По словам Владимира Зорина, миграционная политика приобретает первостепенное значение, прежде всего с точки зрения защиты интересов принимающего населения. Однако сейчас есть системные проблемы
Роль миграции в демографических проблемах и формировании облика России играет существенную роль. Это видно из первых итогов переписи-2021, отметил председатель комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Зорин. По его словам, миграционная политика приобретает первостепенное значение, прежде всего с точки зрения защиты интересов принимающего населения. Однако сейчас есть системные проблемы. «Если на местном уровне люди или общественные организации, которые занимаются адаптацией и интеграцией мигрантов, заинтересованы в обобщении передового опыта, его тиражировании, а также усилении финансовой поддержки (государственной и грантовой), то на федеральном уровне еще не проработаны все вопросы, относящиеся к этому важному направлению деятельности. В первую очередь речь идет о правовых механизмах», — отметил Зорин и привел пример: сегодня понятие «мигрант» в различных научных школах имеет более 30 формулировок.
При этом Татарстан занимает лидирующее положение в вопросе адаптации и социальной интеграции мигрантов. В республике есть позитивные практики и опыт, которые имеют большое значение для Поволжья и страны, подчеркнул Зорин.
«Неверующих людей мы на курсах еще не встречали»
На 1 июня 2022 года в РТ пребывают 60,6 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, еще 14,5 тыс. — на основании РВП и вида на жительство. В основном их цель — трудоустройство, 80% привлекаются в сферу строительства. Такие данные УВМ МВД по РТ привел начальник отдела министерства труда, занятости и социальной защиты РТ Азат Аюпов. По его словам, мигранты, которые прибывают из визовых стран, могут осуществлять трудовую деятельность с разрешением на работу. Его имеют 4,2 тыс. человек из 24 стран (в основном из Китая и Турции). Граждане из стран ближнего зарубежья (безвизовых) могут работать по патенту. Он есть у более 31 тыс. человек.
По словам Азата Аюпова, мигранты, которые прибывают из визовых стран, могут осуществлять трудовую деятельность с разрешением на работу
Чтобы быстро адаптироваться и социализироваться, гости Татарстана могут пройти вводные ориентационные курсы для трудовых мигрантов, созданные еще в 2015 году по заказу минтрудсоцзащиты РТ. К слову, они были включены в Смартеку Агентства стратегических инициатив как уникальная и эффективная практика для тиражирования по России. За все время на данных курсах обучены более 20 тыс. человек. Нововведение этого года — онлайн-формат, который реализовали с ПАО «КАМАЗ». Дистанционно курсы прошел 381 работник завода.
По итогам первого полугодия 2022-го проведено 200 занятий и обучены 3 130 человек. 62% «учеников» — граждане Узбекистана, средний возраст приезжего — 32 года, почти половина (45%) не знают русский язык. «До этого большинство отвечали, что знают русский. Не знаю, почему они так отвечали, может от страха. Но это первый раз, когда они честно сказали „нет“», — поделилась преподаватель курсов Эльмира Ахметзянова. 98,5% мигрантов исповедуют ислам, 1,5% — христианство. «„Атеизм“ или „другое“ они не выбирали. То есть неверующих людей мы на курсах еще не встречали», — добавила она.
По итогам первого полугодия 2022-го проведено 200 занятий и обучены 3 130 человек. 62% «учеников» — граждане Узбекистана, средний возраст приезжего — 32 года, почти половина (45%) не знают русский язык
Программа состоит из четырех самых востребованных модулей: права и обязанности мигранта, профилактика правонарушений и экстремизма; нормы и культура поведения в обществе; профилактика социально значимых заболеваний; основы разговорного русского языка и истории России. Есть и визуальное пособие с титрами на русском, узбекском и таджикском языках, которое позволяет облегчить понимание материала. Каждый мигрант уносит с собой карту-буклет Казани с адресами служб помощи, брошюры «В помощь мигранту» также на трех языках, где просто и кратко отражены юридические вопросы, особенности общения с местным населением, профилактика заболеваний.
«Единственный язык, который может нас всех объединить, — русский»
Конечно, на круглом столе не обошлось и без обсуждения наболевших тем. В их числе уже упомянутая проблема знания русского языка. Как поделилась преподаватель курсов Гульсина Муртазина, в республику приезжают представители молодого поколения, которые не учились в советских школах, а значит, в основном не говорят по-русски. «У нас вся программа в итоге подводит к необходимости знания русского языка, а мигранты иногда не понимают почему. Я объясняю: „Мы находимся на постсоветской территории, мы соединены этой историей и не можем ее вычеркнуть. Она отобразилась на всех бывших республиках. Но единственный язык, который может нас всех объединить, — русский“», — поделилась она.
Внимание на религиозном факторе акцентировала директор АНО «Институт социальных исследований и гражданских инициатив» Лилия Сагитова. Она отметила, что татарский ислам более светский, а у выходцев из Средней Азии религия очень сильно сопряжена с повседневностью. Этому необходимо уделять пристальное внимание, чтобы не допустить проявлений экстремизма. «Мы укрепляем свою религиозную идентичность. Это наш дом, наши правила, и мы должны к ним адаптировать приезжающих», — отметила она.
«Например, если женщина говорит, что она татарка, то они ее воспринимают очень хорошо и думают, что она может стать второй или третьей женой. Когда им начинают объяснять, что местный ислам такое не приветствует, здесь совершенно другое отношение к этой теме, они не совсем понимают», — поддержала ее Муртазина.
В целом после курсов меняется понимание мигрантов о том, в какой республике они оказались, какие здесь правила и как себя вести в той или иной ситуации
В целом после курсов меняется понимание мигрантов о том, в какой республике они оказались, какие здесь правила и как себя вести в той или иной ситуации. Уровень знаний по итогам прохождения курсов вырастает. Так, например, как правильно оформить патент и трудоустроиться, до курсов знало 19,4%, а после — уже почти в 4 раза больше — 78%. Что делать при пожаре — 10%, а после — уже 57,7%. Многие мигранты в конце благодарят, что могут сложные вопросы прояснить и на родном языке у преподавателей, которые владеют им.
«Они не растерялись в своей жизни»
Не секрет, что с весны к общему числу мигрантов добавились беженцы и переселенцы из Украины, ДНР и ЛНР. Специалисты «Нового века» провели их анкетирование, чтобы понять потребности этих людей. В опросе поучаствовали 200 респондентов, преимущественно женщины. Так, 77% интересует материальная помощь, в медицинской нуждаются более половины, содействие в трудоустройстве, информационная и юридическая помощь необходимы 39% опрошенным.
На вопрос: «Как бы вы хотели проводить время?» большинство ответили, что хотят участвовать в культурных мероприятиях. Еще 45,5% выбрали прогулки в лесу и парках, а 33,5% хотят ходить в бассейн, заниматься йогой и фитнесом.
«Я очень удивилась, что в условиях того, что им пришлось вынужденно переехать из страны, они открыты для общения, общечеловеческих ценностей, например, многие хотят заниматься туризмом. Мне всегда казалось, что меня бы заботили другие вещи. Увидев такой результат, я очень порадовалась, что они не растерялись в жизни, не ушли в страхи, не сильно зарылись в своих проблемах», — поделилась Лилия Гуренкова, координатор АБНО «Новый век». И привела пример: «В одной анкете взрослая женщина (72 года) в пункте: „Что вы еще хотите получить?“ ответила: „Я хочу купальник, чтобы посещать бассейн“. Меня это вдохновляет».
Если переработать вводный курс для мигрантов, то он может подойти и для системной работы с беженцами. Поэтому «Новый век» планирует подать документы на конкурс, чтобы подключиться к работе с ними. «За счет комплексной работы мы можем максимально помочь им адаптироваться, чтобы по прошествии времени они смогли почувствовать себя гражданами России», — резюмировала Таишева.
Если переработать вводный курс для мигрантов, то он может подойти и для беженцев. Поэтому «Новый век» планирует подать документы на конкурс, чтобы подключиться к работе с ними
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.