«Не хочешь ехать по платной? Стой в пробке», — говорят эксперты о планах властей Татарстана, «Автодора» и «Дом.РФ» построить в Казани две платные дороги за 50 млрд рублей. Это обход Дербышек, у которого пока нет даже проекта, и второй этап Вознесенского тракта (на участке от проспекта Победы до М7), планируемый к сдаче в 2024 году. «Дом.РФ» готов выделить на соответствующие цели 9 млрд рублей через облигации. Цена проезда пока неизвестна, а будущая стройка ощутимо влияет на земли группы ASG миллиардера Алексея Семина. О платных городских дорогах Казани — в материале «БИЗНЕС Online».
Первой платной внутригородской магистралью Казани внезапно стал строящийся с 2021 года Вознесенский тракт
Вознесенский тракт станет платным на отрезке от проспекта Победы до М7
Первой платной внутригородской магистралью Казани внезапно стал строящийся с 2021 года Вознесенский тракт. Изначально ни о каких платных поездках по этой дороге не было и речи. Сенсационная информация затерялась среди 14 договоров, подписанных президентом РТ Рустамом Миннихановым на недавнем Петербургском международном экономическом форуме. Вторая платная дорога Казани — обход поселка Дербышки, строить который за счет внебюджетных средств планировали еще на стадии подготовки генплана-2040.
Вознесенский тракт станет платным только на втором этапе от проспекта Победы до федеральной трассы М7, уточнили нашему изданию в миндортрансе РТ. Длина данного отрезка — 8 километров. Первый участок, длиной 2,5 км от улицы Гвардейской до проспекта Победы, будет бесплатным. Информацию о проекте и сроке начала строительства обхода Дербышек министерство не предоставило.
Стоимость возведения двух платных дорог Казани оценивают в 50,4 млрд рублей, из которых 9 млрд рублей готов привлечь «Дом.РФ», выпустив облигационный заем. Заемные деньги между платными дорожными проектами Казани распределят так:
- 5,7 млрд рублей на Вознесенский тракт пропускной способностью свыше 10 тыс. авто в час. Стоимость дороги — 31,1 млрд рублей. Первый участок от улицы Гвардейской до проспекта Победы строят за 13,7 млрд рублей. Второй платный — до трассы М7 стоит 17,4 млрд рублей: заем «Дом.РФ» обеспечит данный отрезок деньгами на 30%.
- 3,3 млрд рублей на обход Дербышек. При цене 10-километровой дороги в 19,3 млрд рублей заем обеспечит 17% стоимости строительства. Впрочем, эту вылетную магистраль возводить еще не начинали.
Первый участок, длиной 2,5 км от улицы Гвардейской до проспекта Победы, будет бесплатным
Деньги республике придется вернуть. «Дом.РФ» предоставит Татарстану 9 млрд рублей под 4–4,5% годовых на срок до 30 лет. «Источником погашения займа могут выступать платежи властей РТ и коммерческая выручка от использования объекта», — рассказали «БИЗНЕС Online» в «Дом.РФ».
В 2021 году Центробанк разрешил АО «Дом.РФ» выпустить ценные бумаги номиналом в 1 трлн рублей. До 2024-го АО разместит облигации на 150 млрд рублей. На Московской бирже госкомпания продает инвесторам ценные бумаги под рыночные 8–9% годовых, а проекты кредитует на срок до 30 лет по льготной ставке 4–4,5% годовых. Разницу компенсирует бюджет РФ — в 2022 году на соответствующие цели потратят 1,9 млрд рублей.
Первые два выпуска облигаций на 20 млрд рублей провели в сентябре и декабре 2021-го. Среди покупателей розничные, российские и международные институциональные инвесторы. Ценные бумаги не размещают под конкретный инфраструктурный проект, а выпускают исходя из потребности в финансировании, набора критической массы. Финансирование с использованием инфраструктурных облигаций одобряет правительственная комиссия по региональному развитию.
Первый проект платной трассы уже есть в портфеле «Дом.РФ» — это 100-километровый обход Тольятти с мостовым переходом через Волгу, который станет частью транспортного маршрута Европа – Западный Китай. Проект реализуют по концессии. Стоимость строительства — 148,1 млрд рублей, размер облигационного займа — 24,2 млрд рублей.
Облигационный заем — это часть принятого в 2021 году «инфраструктурного меню» для регионов и застройщиков, пять «блюд» которого курирует вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Цель — создание инженерной, городской, транспортной и социальной инфраструктуры, обеспечение комплексного развития территорий, говорил зампред правительства РФ.
Татарстан пока не пользовался облигационными займами «Дом.РФ» и еще не получил разрешения от правительственной комиссии на привлечение первых 9 млрд рублей. Зато республика уже распробовала четыре других «блюда» инфраструктурной поддержки регионов, особенно бюджетные кредиты. Например, в прошлом году республика взяла у минфина РФ кредит на 10,4 млрд рублей под 3% годовых со сроком до 15 лет. Деньги уже тратятся на все тот же Вознесенский тракт, расширение улицы Осиновской — выезда из «Салавата Купере» и реконструкцию Горьковского шоссе. Власти РТ также подали заявку на новый бюджетный кредит в 3,8 млрд рублей для платной трассы Шали – Бавлы, которую строят за 83 млрд рублей в формате государственно-частного партнерства с АО «Автострада» бизнесмена Фоата Комарова. Эта дорога входит в транспортный коридор Европа – Западный Китай.
На первой городской платной автодороге России тариф колеблется от 4 до 22 рублей за километр
Стоимость поездок по платным автомобильным дорогам Казани пока неизвестна. В исполкоме города заявили, что в утвержденном проекте Вознесенского тракта не предусмотрены пункты приема платежей, и рекомендовали уточнять подробности в миндортрансе РТ. Но в профильном министерстве тоже не стали отвечать на вопросы о цене проезда.
Цену въезда в Казань возле Дербышек уже называли — 50 рублей, или 5 рублей за километр
Цену въезда в Казань возле Дербышек уже называли — 50 рублей, или 5 рублей за километр. Тогда же планировали для стройки платной трассы «раскулачить» строителей жилья, но решение спустя год так и не приняли.
В России внутригородская платная автодорога пока одна — это Западный скоростной диаметр длиной 46 км в Санкт-Петербурге. Оператор — ООО «Магистраль Северной столицы» — поделил трассу на пять тарифных зон. За проезд по каждой с легкового автомобиля берут по 200 рублей. С транспондером цена ниже. Например, поездка от начала до конца днем будет стоить 393 рубля вместо 1 тысячи. Ночью скидка составит 50%. Цена устройства автоматической оплаты стартует от 1,5 тыс. рублей, предлагают и аренду за 100 рублей в месяц. Таким образом, стоимость колеблется от 4 до 22 рублей за километр пути в зависимости от тарифа и времени суток.
«Опыт платных городских дорог в России мал, да и в мире таких дорог немного, — говорит директор института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. — Расчет трафика на платной дороге и доходов концессионера надо иметь раньше, чем привлекать кредиты или выпускать облигации. Это сложный расчет, который не всегда выполняется, — в Петербурге это сделали аккуратно. Там есть накопленные данные, дорога работает».
Платный Вознесенский тракт ощутимо задевает интересы группы компаний ASG миллиардера Алексея Семина
Наезд на Семина? Компания просит учесть интересы бизнеса и жителей, а эксперты считают «платку» скорее плюсом
Платный Вознесенский тракт ощутимо задевает интересы группы компаний ASG миллиардера Алексея Семина. За Азино-2 вплотную к Вознесенскому тракту ASG готовит четыре проекта планировки территории для комплексной застройки: «Новое Вознесение», «Новое Вознесение – 2», «Тихая гавань» и «Южный парк». В зоне тяготения к Вознесенскому тракту у компании Семина свыше 250 га земель.
Внезапная монетизация Вознесенского тракта выглядит продолжением наступления на интересы группы компаний Семина. Трудности у ASG начались синхронно с провалом переговоров властей республики и Семина по вопросу цены земли под сгоревшим «Адмиралом». Там власти РТ хотели построить комплекс WorldSkills, но лендлорд настроен продать территорию по максимальной цене. И вот новый поворот конфликта — платная дорога.
«Чтобы решить проблему нехватки дорог, это скорее правильное решение, — прокомментировал превращение Вознесенского тракта в платную дорогу директор по развитию территорий и продаж ASG Ринат Аисов. — Другое дело, чтобы учитывались интересы бизнеса, жителей. И я думаю, что для тех, кто будет проживать вдоль Вознесенского тракта, проезд должен стать бесплатным, а для тех, кому придется проезжать мимо, транзитом, увеличивая загазованность, проезд должен быть платным, так что жители только выигрывают от этого».
Платная дорога идет скорее в плюс владельцам прилегающих участков, полагает Блинкин. «Все зависит от цены проезда, тем более у платной дороги всегда есть бесплатные пути. Не хочешь ехать по платной? Стой в пробке, — говорит владелец строительной компании „ЖИК“ Эмиль Хуснутдинов. — Пока все выглядит как намерение, которое еще надо воплотить в денежную форму».
Платная дорога идет скорее в плюс владельцам прилегающих участков, полагает директор института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин
Отрицательно к идее платных дорог относится председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников. «Это интересно в краткосрочной перспективе, но стратегически неправильно, — говорит эксперт. — Дорогу делают, чтобы разгрузить город, потому что пробки. Может, надо было первым делом возводить дорогу, а потом застраивать окраину города и пригород? Сначала строят „человейники“, а затем героически ищут способы решить проблемы транспортной доступности. В случае с платными дорогами — за счет горожан».
Государство и так заставляет граждан платить все больше и больше, а тут еще платные дороги, продолжает эксперт. «Хочешь ехать быстро — езжай по платной дороге, хочешь хорошую медицину — иди в платную клинику, хочешь хорошее образование — вот тебе платное. А функция государства тогда в чем?» — задается вопросом Сотников.
Сергей Сотников: «Сначала строят «человейники», а потом героически ищут способы решить проблемы транспортной доступности. В случае с платными дорогами — за счет горожан»
Почему Вознесенский тракт и хайвей у Дербышек — это только начало монетизации дорог Казани
По генплану-2040 от Вознесенского тракта расходятся ответвления в южную и северную части «Восточной дуги» Казани. Глава исполкома города Рустем Гафаров уже назвал Вознесенский тракт осью новых микрорайонов.
«Но чем больше въездов, тем хуже условия движения, — говорит Блинкин. — Здесь возвращаемся к вопросу точных транспортно-градостроительных расчетов».
В окружении Вознесенского тракта появится еще 181 км новых дорог, раскрывающих потенциал 3,3 тыс. га неосвоенных территорий города от Салмачей до Дербышек, говорят в ASG
В окружении Вознесенского тракта появится еще 181 км новых дорог, раскрывающих потенциал 3,3 тыс. га неосвоенных территорий города от Салмачей до Дербышек, говорят в ASG. «Логично возникает вопрос финансирования их строительства и идея строительства платных дорог», — говорит Аисов.
К платным вариантам вылетных магистралей в Казани подталкивает два фактора:
- Максимальные объемы федеральной поддержки дорожного строительства в Казани и Татарстане. Эксперты питают слабую надежду на продолжение крупных вливаний со стороны бюджета РФ. Не резиновый и бюджет РТ, а регион еще набирает бюджетные кредиты под 3% годовых, которые надо возвращать с 2023-го.
- Низкая плотность дорожной сети столицы РТ. В Казани дороги занимают только 1,3% площади города. Для сравнения: в Москве соответствующий показатель составляет 5,5%, в Петербурге — 4,5%. Без новых дорог невозможны проекты массовой застройки, выполнение жилищного плана президента России Владимира Путина до 2024 года.
Проще говоря, дороги позарез нужны, а бюджетных денег на них нет. Поэтому платный Вознесенский тракт и обход Дербышек выглядят началом монетизации заездов и выездов из Казани. По словам источников нашего издания, в миндортрансе РТ уже вынашивают идею сделать платной дорогу – дублер Горьковского шоссе на отрезке от Храма всех религий до трассы М7, которую уже проектируют. В этом году сдадут пока еще бесплатный отрезок от улицы Несмелова до Храма всех религий. Неслучайным выглядит и то, что со строившегося два года дублера бюджетные деньги в 2022-м внезапно перебросили на масштабную реконструкцию существующего Горьковского шоссе. Заканчивать стройку, по-видимому, предстоит уже на заемные деньги.
На статус платного претендует и дублер Оренбургского тракта, который может влиться в создаваемую «Автодором» скоростную сеть платных автодорог
На статус платного претендует и дублер Оренбургского тракта, который может влиться в создаваемую «Автодором» скоростную сеть платных автодорог. Концепция данного дублера уже предполагает прямой выезд на платный автобан М12 до Москвы.
Главное, что у каждой потенциально платной дороги Казани уже есть бесплатные альтернативы. А дальше вопрос выбора автовладельца: стоять в пробке или ехать за деньги?
P. S. После выхода публикации «БИЗНЕС Online» миндортранс РТ выступил с заявлением, в котором не стал отрицать вероятность появления платного проезда по строящемуся Вознесенскому тракту. В ведомстве лишь уточнили, что решение о платном Вознесенском тракте примут по результатам работ, которые выполнят в рамках соглашения, заключенного между правительством РТ, госкомпаниями «Дом.РФ» и «Автодор».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 260
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.