«Когда говорят: «Давайте развивать туризм где-нибудь в глухомани…» Я вам могу сразу сказать: для того чтобы отправить туда сотрудников, вам придется заплатить им в 3 раза больше. И вы получите самый некачественный товар», — говорили накануне на конференции отельеров в Казани. Участники рынка осторожно надеются, что в плане загрузки лето будет не хуже прошлого, и готовятся к дефициту кадров, который уже ощущается. К тому же гости теперь стали «немножечко привередливыми». Детали — в материале «БИЗНЕС Online».
Двухдневная конференция, которую устроили в Казани российская гостиничная ассоциация (РГА) и ассоциация отелей Казани и РТ началась с политической повестки
Гостиничная конференция началась с политработы
Двухдневная конференция, которую устроили в Казани российская гостиничная ассоциация (РГА) и ассоциация отелей Казани и РТ, к удивлению корреспондента «БИЗНЕС Online», началась с политической повестки. С другой стороны, чему теперь удивляться — такое время. Ответственным за политработу оказался предприниматель из Санкт-Петербурга, предправления строительной компании Indigo Development Inc и по совместительству вице-президент союза туризма и гостеприимства России Роман Еремян. Девелопер известен, например, тем, что в 2014 году зарегистрировал товарный знак «Вежливые люди» и выпустил несколько линий одежды под этим брендом.
Лекцию Еремяна под многообещающим названием «Туризм в тумане спецоперации. В эпицентре перемен» разделили на два дня. В первый день предприниматель сделал акцент на макроэкономическом фоне и структурном кризисе мировой экономики. Отельеры сейчас не делают стратегических планов, максимум на год, рассказал спикер. И пояснил, что, когда экономика стабильна, все действуют по определенным схемам, которые приводят к определенному результату. А вот когда начинается серьезная турбулентность, которая не прекращается несколько лет, возникает ощущение неизвестности. Последняя порождает большое количество заблуждений, которые, как правило, «приводят к поражению», отметил лектор.
Следом отельерам поведали, что структурный кризис происходит раз в 150–200 лет, а его результатом является «смена политического гегемона». И сейчас, например, США уступают Китаю. 80% подобных кризисов происходило на фоне военного конфликта, и нынешний не исключение, подвел спикер. «Это ровно то, что мы сейчас видим. То, что сейчас произошло на территории Украины, — это не какая-то случайность, не взбрык какого-то отдельного человека. К этому в принципе все шло, оно бы все равно случилось. Вопрос, кто бы первым ударил», — проповедовал вице-президент союза туризма и гостеприимства России.
В своем спиче Еремян также сравнил пандемию с мировой войной, вспомнил санкции Антанты против Советского Союза, Великую депрессию в США, порассуждал, можно ли «выключить» Россию из мировой экономики (нет), а также оценил действия Центробанка и министерства финансов РФ.
С туризмом все пока не так однозначно. Как отметил спикер, коллективные средства размещения (КСР) в 2019 и 2021 годах посетило примерно одинаковое количество гостей — по 66 млн человек
«Чтобы отправить людей в глухомань, вам придется заплатить им в 3 раза больше»
Пока дело не дошло до отельного бизнеса, Еремян также рассказал о рынке недвижимости (в марте–июне 2022-го упал на 40%), ипотеке (упала на 75%) и продажах на авторынке, просевших на 85%. С туризмом все пока не так однозначно. Как отметил спикер, коллективные средства размещения (КСР) в 2019 и 2021 годах посетило примерно одинаковое количество гостей — по 66 млн человек. Общая выручка гостиниц составила по 600 млрд рублей. Она распределена по 6 регионам — Краснодарский край, Москва, Крым, Санкт-Петербург, Московская область и Ставропольский край. Лидеры остаются, но в последние два года расклад сил поменялся.
«Москва в номинальном выражении в 2021 году по сравнению с 2019-м просела по выручке на 44 процента, — отметил ведущий. — А если считать инфляцию, то 63 процента набежит. Питер просел на 20 процентов. Суммарно они потеряли 73–74 миллиарда рублей выручки». Откуда такой минус? Как оказалось, бо́льшая часть денег «уехала» в Краснодарский край, что-то получили другие регионы.
Нашлись у автора лекции и другие цифры: из 146 млн жителей 85,5 млн — это дети, люди старше 60 лет и с зарплатой до 25 тыс. рублей. И у этой категории граждан есть более острые потребности, чем поехать куда-то отдохнуть. И тут даже туристический кешбэк не поможет, разрушал бизнесмен мечты казанских отельеров. Впереди — демографическая яма, дно которой Россия перейдет в 2030 году, и всех ждет серьезная конкуренция за трудовые ресурсы, следом заметил лектор. И спрогнозировал, что люди будут съезжаться в основные агломерации. «Поэтому когда говорят: „Давайте развивать туризм где-нибудь в глухомани...“ Я вам могу сразу сказать: для того чтобы отправить туда людей (речь о сотрудниках — прим. ред.), вам придется заплатить им в 3 раза больше. И вы все равно получите самый некачественный товар, который есть на рынке труда», — сказал он.
«К слову, и рестораны, и отели понимают, что кадры — это наше все. Если не будет людей, то объект в принципе не сможет работать. Все равно все сохраняли [персонал] максимально»
Туристы стали «немножечко привередливыми»
Нехватка персонала на рынке в Татарстане чувствуется уже сейчас, признались в разговоре с «БИЗНЕС Online» участники конференции. По словам исполнительного директора ассоциации отелей Казани и РТ Александры Юшутиной, 2020 год показал некоторым работникам, что отрасль не очень надежная. «К слову, и рестораны, и отели понимают, что кадры — это наше все. Если не будет людей, то объект в принципе не сможет работать. Все равно все сохраняли [персонал] максимально», — вспомнила Юшутина тяготы ковидного периода. «Некоторые все-таки, видимо, решили перейти в доставку, онлайн-торговлю. Там свободный график, меньше ответственности. Сейчас этот шлейф тянется», — отметила собеседница газеты.
Многие сотрудники переориентировались и ушли в другие сферы, подтвердил гендиректор отеля «Ногай», где проходила конференция, Виталий Большаков. Предприниматель отметил, что ни одного сотрудника в своем отеле не уволил. Однако проблема дефицита кадров — общая беда, и «заманить» ушедших ранее сотрудников обратно не так просто. «Потому что зарплаты в нашем бизнесе не очень высокие, а требования очень высокие», — объяснил предприниматель.
Итоги нынешнего лета, которое в Казани пока, кажется, удается в плане туризма, отельеры прогнозируют с большой осторожностью, будто боятся сглазить. «Мы думаем, что это лето окажется как минимум таким же хорошим [как в 2021 году]. Я надеюсь, что больше не будет никаких экстренных ситуаций, которые могут повлиять на турпоток. Отели готовы работать», — отметила Юшутина.
В основном приезжают индивидуальные туристы. Правда, «гость немножко уже не тот», призналась президент ассоциации отелей Казани и РТ и управляющая отелем «Островский» Инга Гадзаова. По ее словам, туристы стали «немножечко привередливыми». Это в первую очередь касается тех, кто привык ездить в гостиницы all inclusive, а сейчас в силу каких-то обязательств (понятно каких) не может этого делать. «„А почему полотенца не каждый день меняются?“ Хотя по требованиям они могут меняться, просто подойдите и скажите, — поделилась она претензиями некоторых гостей. — Это еще и от категории людей зависит. Если человек хочет ругаться, он будет ругаться».
Отразился на отелях и уход Booking.com, который делал львиную долю загрузки. Например, в «Ногае» и «Островском» продажи после ухода зарубежной системы упали на 60%. Сейчас первый шок пройден. «Загрузка хуже не стала, а выручка выросла. Потому что мы Booking.com отдавали в разное время от 18 до 20 процентов. Лично мы выиграли, не знаю, как это скажется зимой, потому что зимой они все-таки загрузку тоже делали. До зимы надо дожить. Может, к этому времени и наши агрегаторы встанут на ноги и сумеют нас тоже загрузить», — надеется Большаков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.