Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект о создании единого оператора цифровой рекламы. Планируется, что некая организация будет устанавливать правила для других игроков и получит эксклюзивные права — например, получать места под рекламные конструкции без торгов на 30 лет, определять места их размещения и обходить некоторые нормы законодательства, в том числе об охране культурного наследия. Также у нее появляются монопольные права на размещение в интернете частных объявлений. Участники рынка прямо заявляют, что инициатива разрушит отрасль. Впрочем, еще накануне идею одобрил профильный комитет Госдумы под руководством депутата от Татарстана Максима Топилина. В деталях законопроекта разбирался «БИЗНЕС Online».
По задумке, в России появится единый оператор, который будет контролировать установку и содержание всех цифровых рекламных конструкций, а также размещение электронных объявлений граждан на сайтах
В чем суть инициативы?
По задумке, в России появится единый оператор, который будет контролировать установку и содержание всех цифровых рекламных конструкций, а также размещение электронных объявлений граждан на сайтах. Сегодня соответствующий законопроект рассмотрит в первом чтении Госдума, вопрос значится в повестке внеочередной пленарной сессии. Поправки к закону «О рекламе» разработал депутат Артем Кирьянов, представляющий фракцию «Единая Россия» и Новгородскую область. Депутат также является председателем исполкома российского союза налогоплательщиков.
Единого оператора цифровой рекламы определит правительство РФ. Это должно быть российское юридическое лицо, которое не находится под контролем иностранного государства, является системообразующей организацией российской экономики, осуществляет деятельность рекламных агентств, владеет собственными цифровыми рекламными конструкциями. Перечислен и ряд других требований. Компания будет обладать эксклюзивным правом размещения рекламы через свое программное обеспечение на всех рекламных конструкциях, принадлежащих другим операторам рекламы, выигравшим соответствующее право на торгах.
Уполномоченная организация в рамках режима будет сама устанавливать и использовать все цифровые рекламные конструкции. Причем эксплуатация конструкций окажется возможной только через «информационный ресурс размещения информации», за который предстоит отвечать единому оператору. Другими словами, прочие компании смогут размещать цифровую рекламу только через обозначенную площадку. Что интересно, компания сможет и сама вести предпринимательскую деятельность, т. е. покупать право на эксплуатацию конструкции у самой себя.
Единого оператора цифровой рекламы определит правительство РФ
Также единый оператор определит схему размещения рекламы, т. е. установит, какой вид рекламы и где конкретно можно разместить. Схему будут утверждать после согласования с регионами. Согласование с муниципалитетами не предусмотрено. Дальше — больше. Если реклама размещается на земельных участках, зданиях, транспорте, находящихся в государственной/муниципальной собственности, оператор сможет заключать соглашение на 30 лет без проведения торгов. При этом прочие операторы обязаны участвовать в торгах за право на установку конструкций на срок не более 10 лет.
На работу единого оператора не будут распространяться требования отраслевых стандартов (в том числе ГОСТ Р 52044-2003 («О наружной рекламе»), законодательства об охране культурного наследия, а также отдельных положений законодательства о рекламе, следует из поправок. Устанавливаемые регионами предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, не будут действовать при отношениях с единым оператором. Минцифры РФ, как планируется, издаст приказ с перечнем лиц, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью по размещению электронных объявлений физических лиц о реализации товаров и услуг (работ) на территории РФ в форме электронных досок объявлений.
Из текста следует, что физические лица, ИП будут обязаны размещать на площадке оператора объявления о товарах и услугах. Оператор вправе взимать плату с пользователей площадки. Размер оплаты оператор определит по своему усмотрению. При этом в законопроекте отдельно прописано: заниматься предпринимательской деятельностью по размещению электронных объявлений сможет исключительно единый оператор.
Накануне комитет Госдумы по экономической политике рекомендовал принять законопроект в первом чтении. Возглавляет комитет депутат от Татарстана Максим Топилин.
Если реклама размещается на земельных участках, зданиях, транспорте, находящихся в государственной/муниципальной собственности, оператор сможет заключать соглашение на 30 лет без проведения торгов
И зачем это нужно?
В пояснительной записке автор законопроекта указывает, что изменения в закон нужны, чтобы обеспечить равные условия распространения цифровой рекламы, нивелировать последствия зарубежных санкций и защитить «национальные интересы России». По мнению Кирьянова, в нынешних условиях есть риски, что государство утратит оперативный контроль над размещением информации, угрожающей интересам нацбезопасности, разжигающей межнациональную рознь, оскорбляющей граждан.
По мнению автора законопроекта, цифровая наружная реклама, реклама на транспорте и электронные доски объявлений, где физлица публикуют «существенный массив информации», — это «наиболее уязвимые сектора в информационной сфере». Размещенную таким образом информацию недружественные страны якобы могут использовать для нанесения ущерба России, юридическим и физическим лицам, убежден депутат. Он предлагает установить «особый режим» распространения цифровой наружной рекламы, установки цифровых рекламных конструкций и размещения электронных объявлений граждан. Курировать «особый режим» и будет оператор.
В беседе с «БИЗНЕС Online» Кирьянов заявил, что в условиях санкционного давления важно противостоять вызовам и угрозам, связанным с информационной борьбой (кибератаки, использование персональных данных). Россияне должны понимать, что опасностей при использовании интернета и новейших технологий не меньше, чем «при офлайн». «Идет постоянная работа над тем, чтобы создавались единые правила игры. И особенно это сегодня касается иностранных компаний и компаний с иностранным участием, которые напрямую могут влиять на россиян. В этой части прекрасно видим примеры уже заблокированных площадок, которые стали орудием информационной борьбы против России. Надо понимать, что технологии в рекламе в данный период — это технологии двойного назначения. Здесь нужно максимально оградить наших граждан от любых посягательств на их права, провокаций и преступлений», — подчеркнул депутат. Он подтвердил, что единый оператор будет контролировать только цифровую наружную рекламу, которую можно подключить к интернету, которая работает с программным обеспечением, а также электронные доски объявлений, где люди тоже могут оставлять персональные данные.
Собеседник нашего издания отрицает, что поправки могут привести к монополизации рынка и потерям доходов компаний. «Это вопрос в регулировании или, если хотите, в саморегулировании под контролем соответствующих органов исполнительной власти, — указал Кирьянов. — Коррупционные схемы у нас сейчас связаны с непрозрачностью рынка. Есть кумовство, деловые отношения „по знакомству“. Истории об администрациях районов и небольшие компании тоже присутствуют. Законопроект эти вопросы, мне кажется, по большей части снимет».
Профильный комитет ГД пришел к выводу, что инициатива только на пользу как потребителям рекламы, так и предпринимательскому сообществу. «[Инициатива] будет содействовать усилению информационной безопасности и предотвращению целенаправленного размещения недостоверных сведений, причиняющих ущерб как потребителям, так и предпринимательскому сообществу», — говорится в отзыве.
Кто наварится?
Сейчас в России есть только одна организация, которая может соответствовать всем требованиям для оператора, — Russ Outdoor. Эта группа считается крупнейшим в стране оператором наружной рекламы. В 2020 году в 50 крупнейших городах России Russ Outdoor принадлежали 26,7 тыс. рекламных поверхностей общей площадью почти 365 тыс. кв. м, подсчитывала аналитическая компания «ЭдМетрикс-Эспар». В январе РБК писал, что Russ Outdoor купит своего главного конкурента — группу Gallery. Вместе компании зарабатывают 50% от всех доходов уличных рекламных конструкций, отмечало агентство.
По данным РБК, с лета 2020 года 73,6% Russ Outdoor принадлежит ООО «Стинн», фактические бенефициары которой — братья Леван и Роберт Мирзояны, а также депутат-единоросс Госдумы нынешнего созыва Бекхан Барахоев. Владельцем оставшихся 26,4% Russ Outdoor является банк ВТБ, который выступает также кредитором группы.
Кирьянов подтвердил, что единый оператор будет контролировать только цифровую наружную рекламу, которую можно подключить к интернету, которая работает с программным обеспечением, а также электронные доски объявлений, где люди тоже могут оставлять персональные данные
«Совершенно непонятно, какова необходимость в таком поспешном и радикальном регулировании индустрии»
«В наших кругах правки в федеральный закон „О рекламе“ уже назвали „апокалипсисом региональных операторов“», — отреагировал на законопроект гендиректор медиагруппы «РИМ» Илья Фомин. По его словам, принятие поправок в такой форме может грозить крахом отрасли наружной рекламы в регионах, а это тысячи компаний малого бизнеса и десятки тысяч их сотрудников. Кроме того, местные власти могут лишиться возможности влиять на рынок, а также поступлений от проведения торгов на право размещения рекламных конструкции. «В городских бюджетах это значимая сумма от общего объема поступлений. И деньги зачастую направляются на строительство новых объектов и на благоустройство», — подчеркнул Фомин. «И последнее — среди игроков регионального рынка просто нет того, кто бы удовлетворял требованиям на роль единого оператора. Законопроект поставит одного из участников рынка выше всех остальных, наделив его привилегиями — от возможности контроля конкурентов до формирования условий работы под себя. А это крайне несправедливо», — указал спикер.
«Да, государству нужен контроль за информацией. Но для этого есть соответствующие органы, есть полиция и прочие силовые структуры, которые должны отслеживать и контролировать информацию. При чем здесь единый оператор — совершенно непонятно», — отметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» директор маркетингового агентства «Пи Арт» Павел Савицкий. Также он добавил, что сейчас в стране контроля информации как будто и без этого достаточно, а введение единого оператора может убить конкуренцию и привести к коррупции.
«Как определить единого оператора, когда на рынке сейчас их присутствует большое количество? Оно определено самим рынком. Все эти вопросы остаются пока без ответов. Они не имеют отношения к рынку, рекламе и маркетингу. Это чистой воды политика», — подчеркнул Савицкий.
Инициатива вызывает недоумение и разочарование у всех участников отрасли, которые помогают развивать экономику России, заявили в пресс-службе Avito. «Совершенно непонятно, какова необходимость в таком поспешном и радикальном регулировании индустрии, когда перед ней стоят задачи сохранения рабочих мест, развития сервисов для населения и удержания IT-талантов», — говорится в комментарии компании, поступившем в «БИЗНЕС Online». «Создание больших компаний – лидеров индустрии занимает годы, это долгий кропотливый труд. Устойчивые IT-бизнесы, действующие как ответственные работодатели и крупнейшие налогоплательщики, становятся важным фактором для развития экономики страны и роста благосостояния россиян. Непродуманные инициативы, подобные законопроекту о едином операторе досок объявлений, могут в одночасье привести к разрушению целой интернет-отрасли», — считают в компании.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.