Российский электромобиль «Москвич», который распиарил в начале июля мэр Москвы Сергей Собянин, может получить базу от автомобиля «Кама», создаваемого стартапом гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина и предпринимателя Рубена Варданяна. Об этом в четверг сообщили «Ведомости» со ссылкой на источники. По данным газеты, полноценное производство планируется запустить к 2024 году. Проблема в том, что за год стартап из Челнов ничего не показал. Созданный ранее автогигантом шоукар «Кама-1», который собирались производить массово, так и остался в единственном экземпляре.
Российский электромобиль «Москвич», который хотят собирать на одноименном автомобильном заводе в Москве, может получить платформу от машины стартапа «Кама»
Базой для «Москвича» может стать электромобиль стартапа из Челнов
Российский электромобиль «Москвич», который хотят собирать на одноименном автомобильном заводе в Москве (бывший Renault), может получить платформу от машины стартапа «Кама» генерального директора «КАМАЗа» Сергея Когогина и предпринимателя Рубена Варданяна. Об этом в четверг сообщили «Ведомости» со ссылкой на два источника. Электромобили на данной платформе начнут выпускать по полному циклу (сварка – окраска – сборка) в 2024 году, уточнил один из собеседников газеты. Близкий к минпромторгу РФ источник отметил, что окончательного решения по этому вопросу пока нет.
«Москвич» изучит разные варианты платформы, «которые будут соответствовать требованиям клиентского спроса, для производства современных, удобных и безопасных автомобилей», заявил «Ведомостям» представитель завода. О том, что предприятие самостоятельно сделает платформу для электромобиля, в начале июля торжественно объявил мэр Москвы Сергей Собянин. «Параллельно с этим процессом, прямо не дожидаясь каких-то первых итогов, с сегодняшнего дня начинаем работать над созданием собственной платформы электромобиля под названием „Москвич“», — подчеркнул градоначальник. Тогда же правительство Москвы и ПАО «КАМАЗ» подписали соглашение о сотрудничестве в области развития легкового автомобильного транспорта. Челнинский автозавод выступает технологическим партнером площадки в Москве и в настоящее время, по данным «БИЗНЕС Online», оценивает производственные мощности завода.
Здесь важно уточнить: будущий электромобиль от Варданяна и Когогина не связан с КАМАЗом напрямую. В декабре 2021 года гендиректор челнинского автозавода просил не путать детище его стартапа и автомобиль «Кама-1», который КАМАЗ создавал совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом. Проект челнинского завода с Политехом фактически завершился после того, как был создан автомобиль в единственном экземпляре, утверждает один из собеседников «БИЗНЕС Online». При этом ранее с машиной связавались грандиозные планы: стоимость машины составит чуть более 1 млн рублей, а запуск производства — не ранее 2023–2024 годов, говорил Когогин. В новом проекте, возможно, будут использованы наработки от «Камы-1», указал источник «Ведомостей».
О деятельности АО «Кама» мало что известно, хотя работает компания уже почти год. Компания зарегистрирована в августе 2021 года в Челнах по адресу: ул. Машиностроительная, 91. Здесь расположен городской IT-парк. Согласно данным базы «Контур.Фокус», в ней четыре сотрудника, основной вид деятельности — «производство легковых автомобилей». Уставный капитал — 720 тыс. рублей. Гендиректором является бывший менеджер блока развития перспективных проектов КАМАЗа Игорь Поваразднюк. Когогин рассказывал, что вложился с стартап с Варданяном на паритетных началах. КАМАЗ планирует войти в капитал компании, его доля составит 25%, отмечал гендиректор завода в декабре 2021 года. При этом он оговаривался, что инвестпроект должны одобрить акционеры.
О том, что предприятие самостоятельно сделает платформу для электромобиля, в начале июля объявил мэр Москвы Сергей Собянин
Техзадание на новый электромобиль недавно утекло в сеть
Что будет представлять собой новая машина, которая может стать «родителем» «Москвича»? На прошлой неделе в сеть утекла часть технического задания на создание «Камы-2» — так будущий автомобиль уже называли профильные СМИ. Как утверждает издание Drom.ru, автомобиль не будет иметь ничего общего с петербургской «Камой-1». Новый электромобиль якобы будет переднеприводным с передним поперечным расположением электромотора. Полноприводной модификации не планируется. «Емкость батареи в доступном нам источнике указана в 70 кВт·ч, но, очевидно, будет предложено несколько вариантов. Шасси проектируется под двигатели мощностью от 70 до 130 киловатт. Расчетный пробег — от 300 до 500 км в зависимости от емкости батареи и мощности мотора. Снаряженная масса — 1,7 тыс. кг, полная — 2,3 тыс. кг», — отмечает портал.
Есть и другие детали: подвески по конфигурации похожи на те, что у автомобилей Fiat, рулевое управление — с электроусилителем, тормоза — дисковые. Согласно техзаданию, длина «Камы-2» составит 3 750 мм против 3,4 тыс. мм у питерского прототипа, колесная база увеличится с 2,1 тыс. мм до 2 515 мм, будет пять дверей без средней стойки, т. е. распахивающиеся в разные стороны. Создатели «Камы-2» пока не имеют четко сформулированной концепции, «мечутся из стороны в сторону», отметил собеседник. Из публичной деятельности стартапа удалось найти только то, что в январе «амбициозный российский стартап по созданию совершенно нового компактного электромобиля с уникальными IT-решениями» искал для себя сторителлера. Оперативно получить комментарий от АО «Кама» не удалось. Представитель Варданяна пообещал ответить позднее.
Производство новой машины расположится не на мощностях КАМАЗа. Для проекта или создадут новую площадку с ноля, или купят уже существующие мощности, рассказывал Когогин. Получается, что теперь такая площадка нашлась — это завод «Москвич». На предприятии можно разработать всю цепочку, всю линейку компонентов для производства электромобилей, расписывал 18 июля Собянин на совещании с президентом России Владимиром Путиным.
В начале года у «Камы» были крайне оптимистичные планы по экспансии на рынке. 8 февраля — за две недели до начала спецоперации — появилась презентация проекта. В ней говорилось, что стартап планирует к 2030 году выйти на производство более 450 тыс. электрокаров в год. Чуть ранее — 24 января — министерство инноваций и технологий Венгрии и ПАО «КАМАЗ» подписали соглашение о намерениях, которое предусматривает развитие партнерства в сфере производства электромобилей в Венгрии. Сотрудничество планировалось в два этапа: совместные исследования и разработки, а затем запуск производственных мощностей. К середине десятилетия планируется производство около 32 тыс. электромобилей в год, сообщал минпромторг РФ. Возможен ли выпуск российского электрокара в другой стране сейчас — вопрос далеко не праздный.
Что представляет собой «Кама-1»? Это трехдверный четырехместный компактный смарт-кроссовер с интеллектуальной системой помощи водителю ADAS уровня 3. Его длина составляет 3,4 м, ширина — 1,7 м, высота — 1,6 м, клиренс — 160 миллиметров
Куда исчезла «Кама-1»?
Первый российский электрокар КАМАЗ представил в конце 2020 года. Презентовали его в Москве в рамках VII ежегодной национальной выставки «Вузпромэкспо-2020». Проект челнинский автогигант разрабатывал совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого (СПбПУ) в течение двух лет.
Что представляет собой «Кама-1»? Это трехдверный четырехместный компактный смарт-кроссовер с интеллектуальной системой помощи водителю ADAS уровня 3. Его длина составляет 3,4 м, ширина — 1,7 м, высота — 1,6 м, клиренс — 160 миллиметров. Электромобиль оснащен литий-ионным аккумулятором емкостью 33 кВт/ч и электродвигателем мощностью 80 кВт, что позволяет развить скорость до 150 км/ч и проехать, как заявляли его производители, до 250 км без подзарядки. Скорость полного заряда батареи в обычном режиме — 6 часов, в ускоренном — 20 минут. Разгон до 100 км/ч — за 6,7 секунды. В экстерьере смарт-кроссовера полностью светодиодная передняя и задняя оптика, динамические указатели поворота, лобовое остекление, обеспечивающее панорамный обзор. Накладки крыльев, порогов и юбки бамперов выполнены в качестве отдельных элементов и являются легкозаменяемыми — такое решение должно было сделать автомобиль удобным для использования его каршеринговыми компаниями.
Однако конкретных сроков выхода на серийное производство тогда не называлось. «Этот электромобиль — только начало. Мы хотим создать платформу электромобиля, на которой могло бы разработать сразу несколько моделей, вплоть до электрического коммерческого транспорта», — отмечали в пресс-службе КАМАЗа. Позже автогигант сообщал, что в течение 2021–2022 годов должны пройти испытания смарт-кроссовера, а выйдет на рынок авто не раньше 2024 года. В январе 2021 года электромобиль лично протестировал президент республики Рустам Минниханов. «Отличная машина, очень удобная. Для молодежи, для выезда за город — самое то», — отметил он, побывав за рулем татарстанского электрокара. Потом Минниханов написал у себя в «Твиттере»: «Ничек сиңа бу, Илон Маск?»
Участник проекта «Платформа Национальной технологической инициативы» (НТИ) сообщала, что на базе «Камы-1» будут созданы седаны и грузовики. Причем обещали, что разработки представят в 2021 году, однако, судя по всему, презентации в прошлом году так и не произошло. По крайней мере новостей и официальных заявлений об этом не было.
Сам гендиректор КАМАЗа Когогин в интервью Тине Канделаки говорил, что, по предварительной информации, в продажу «Кама-1» поступит в 2024–2025 годах. «Я сам выступил инвестором этого проекта и Рубен Варданян — мы с ним оба члены совета директоров КАМАЗа. Проект интересный, мы не намерены конкурировать с большими кармейкерами, которые вложили уже огромные средства. Мы нашли себе нишу — такси и каршеринг», — отмечал руководитель КАМАЗа. К новому «Москвичу» «Кама-1» прямого отношения иметь не будет, но наработки проекта лягут в его основу, писали «Вести КАМАЗа».
«Подобные планы — бестолковое мероприятие. Деньги вложат, а результата ноль. Электромобиль может ездить в странах с теплым климатом, а в странах, где более полугода зима, электромобиль не приживется»
«Поскольку это заказ государственной важности, думаю, производство по полному циклу возможно»
Автоэксперт Роман Гуляев сомневается, что новая «Кама» окажется полностью российским автомобилем. «Скорее всего, это будет тот же самый JAC (китайский производитель — прим. ред.), с которым активно сотрудничает КАМАЗ. Вполне возможно, что новый проект станет реинкарнацией „Кама-1“. Это не какой-то стартап. Он создан Сергеем Когогиным, который является гендиректором КАМАЗа, одной из самых знаковых фигур в российском автопроме, и Рубеном Варданяном, который в свое время занимался скупкой акций АвтоВАЗа. Доверять им [проект платформы для „Москвича“] оправданно. Важно, чтобы продукт был», — сказал Гуляев в беседе с «БИЗНЕС Online».
«Поскольку это заказ государственной важности, думаю, что производство по полному циклу возможно, если приложат соответствующие ресурсы со стороны государства. Очевидно, что производство „Москвича“ будет делаться на узлах и агрегатах какого-то действующего электромобиля», — добавил собеседник нашей газеты. По данным «Ведомостей», первые 600 «Москвичей» будут собраны в этом году из китайских машинокомплектов. В качестве основного варианта по-прежнему рассматривается продукция JAC, но есть и другие варианты, отметил собеседник газеты.
«Подобные планы — бестолковое мероприятие. Деньги вложат, а результата ноль. Электромобиль может ездить в странах с теплым климатом, а в странах, где более полугода зима, электромобиль не приживется», — комментирует информацию СМИ автоэксперт, ведущий программы «Минтранс» Вячеслав Субботин. По его словам, конструкция у «Камы-1» слабая по всем параметрам: «Это просто самоделка, сделанная во Дворце пионеров». «Ее еще нужно дорабатывать и дорабатывать. Непонятно, где брать комплектующие. Негде брать батарейки, потому что все под санкциями. Все будет ровно так же, как с „Камой-1“. Похлопают в ладоши, лозунги нам прочитают — и на этом все закончится», — скептически настроен собеседник «БИЗНЕС Online».
Самостоятельного производства автомобилей по полному циклу не существует ни в одной стране, отметил эксперт. «Разве что в Северной Корее. Мировой автопром интегрирован. Нет нужды самостоятельно разрабатывать двигатели и амортизаторы. Если ты сам все станешь делать, ты будешь отставать. Так было в Советском Союзе. Поначалу, когда машины шли из Германии, они были на уровне. А потом все сами пытались сделать, потому что внешний мир оказался закрытым, и отставали. В результате пришли к „Жигулям“, которые купили у итальянцев. Они уже на тот момент избавились от этой модели, а мы донашивали. Поэтому невозможно сделать полный цикл, а главное, нет нужды», — добавил Субботин.
P. S. В ответ на запрос «БИЗНЕС Online» в АО «Кама» сообщили, что стартап создает электромобиль с нуля с помощью российских разработок и с привлечением международного опыта. Новый автомобиль никак не связан с другими проектами, указал представитель компании. «Наша команда создает электромобиль с упором на IT-решения и интеграцию не только в формат личного владения, но и сферы городской мобильности: такси, каршеринг, доставка. Разработки проекта, включая платформу, — это совершенно новый продукт, который ранее не был представлен на рынке. И не связан с другими проектами. В данный момент мы активно готовимся к информационному запуску и в скором времени презентуем свои разработки в публичное пространство», — отметили в компании.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.