Сразу несколько актуальных новостей пришло сегодня из мира популярной музыки. Пока Филипп Киркоров поет для солдат в Крыму, некогда фавориты Первого канала из Little Big, покинувшие страну на фоне спецоперации, объявили об отмене осеннего тура по России, включая концерт в столице РТ. А Верховный суд Татарстана в среду отклонил жалобу опального рэпера Моргенштерна* на назначение ему штрафа за пропаганду наркотиков. О том, продолжатся ли отмены артистов в нашей стране, кто их может заменить на большой сцене и ожидаются ли в Казани концерты групп из «зоны риска», — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня группа Little Big объявила об отмене гастрольного тура по стране. 4 ноября артисты планировали выступить в казанском «Баскет-холле». Еще три дня назад билеты на концерты были в открытой продаже
Хроники «отмен»
Концертная индустрия в России на фоне последних событий продолжает переживать, пожалуй, исторические времена. Палитра артистов стремительно меняется — одни «отваливаются» сами, а других с отечественной сцены убирают «благодарная» аудитория и политические деятели. Сегодня панк-рейв-группа Little Big, которую Россия не так давно отправляла на «Евровидение» (не состоявшееся из-за пандемии), объявила об отмене гастрольного тура по стране. «Братья и сестры. К сожалению, в силу текущих обстоятельств проведение нашего российского тура We are Little Big, заявленного в прошлом году, не представляется возможным. Очень ждем следующей встречи», — говорится в заявлении коллектива. О каких «текущих обстоятельствах» идет речь, группа не уточняет, но просит поклонников помнить: «Мы всегда любили, любим и будем любить свою родину и вас». Между тем еще месяц назад группа записала пацифистский клип Generation Cancellation и объявила на своем официальном сайте, что теперь базируется в Лос-Анджелесе. 4 ноября артисты планировали выступить в казанском «Баскет-холле». Еще три дня назад билеты на концерты были в открытой продаже.
Символично, что сегодня же Верховный суд Татарстана отклонил жалобу опального рэпера Алишера Моргенштерна*, перебравшегося в ОАЭ, на решение городского суда Набережных Челнов, который назначил артисту штраф в размере 100 тыс. рублей за пропаганду наркотиков.
Вчера Филипп Киркоров навестил в госпитале в Крыму участников СВО и дал концерт для «героев» в Феодосии, а сегодня поет для солдат в Ялте: «Пока мы там поем, развлекаем людей, они отдают свою жизнь»
Параллельно другие артисты встают на «путь исправления». К примеру, в начале мая Филипп Киркоров в специальном обращении призвал россиян прекратить внутренние распри, которые усугубляют раскол внутри страны. Артист отдельно обратился и к главному редактору RT Маргарите Симоньян, которая ранее раскритиковала позицию шоумена Максима Галкина по поводу спецоперации России на Украине. Симоньян «не держала свечку», чтобы очернять публично артиста и его семью, и не имеет права «сеять раздор», указал певец. Наконец, Киркоров признался, что ему горько видеть «клеймение» и травлю «людей с альтернативной точкой зрения». Вопросами об СВО Киркорова атаковали на ПМЭФе в июне, но тогда артист отмолчался. Зато вчера навестил в госпитале в Крыму участников СВО и дал концерт для «героев» в Феодосии, а сегодня поет для солдат в Ялте. «Пока мы там поем, развлекаем людей, люди кушают мороженое, они отдают свою жизнь за нас», — поделился «прозревший» Киркоров. Как пишет «Комсомольская правда», после встречи с военными маэстро поехал покупать одному из них телефон.
Напомним, что ранее был и довольно показательный кейс с группой «Би-2», которая после курьезной истории с баннером «Zа президента!» свернула весенний тур, включая шоу в Казани, а недавно оскандалилась на выступлении на футбольном матче в «Лужниках». Во время песни группу освистали болельщики, а солист Лева Би-2 признался, что «кроме нервов ничего не заработал». Наконец, ходят разговоры о некоем черном списке артистов, которым якобы запрещено выступать. Среди исправившихся — Сергей Лазарев, который в феврале написал эмоциональный пацифистский пост в соцсетях. Вскоре премьера нового шоу артиста в Петербурге и Москве отменилась. Сам музыкант объяснил это в соцсетях техническими причинами. При этом свой пост певец удалил и сейчас рассказывает, что активно помогает детям из ЛНР. Больше технических сложностей не было.
В России были случаи, включая фестиваль в Челнах, когда власти смущала перспектива публичного исполнения песни «Мы ждем перемен», а также других хитов Цоя
«Я сейчас напишу патриотическую песню, что я русский, на меня народ пойдет?»
Между тем казанские промоутеры, судя по всему, уже адаптировались к новым условиям, так что сейчас в афише как минимум больших стадионных концертов «вредных» групп и солистов нет. К примеру, в «Татнефть Арене» на сегодняшний день запланировано три шоу: Гарика Сукачева, «Руки вверх» и «Кино». Переживать здесь стоит разве что за концерт «Кино», напомним, что основа этой программы — голос Виктора Цоя, оцифрованный с многоканальных записей коллектива. В нынешнем составе группы два оригинальных басиста «Кино» Александр Титов и Игорь Тихомиров, а также бессменный гитарист Юрий Каспарян. Напомним, что в России уже были случаи, включая фестиваль в Челнах, когда власти смущала перспектива публичного исполнения песни «Мы ждем перемен», а также других хитов Цоя.
«Есть какой-то непонятный список, неофициальный, — говорит о запрещенных группах Фарит Мухамедьяров, гендиректор ООО „ГКО Сабантуй“. — Люди на местах дурака валяют просто, мне кажется, перестраховываются на всякий случай. Есть, конечно, одиозные люди, с которыми все понятно». Этот «неофициальный список» — неприятная история, считает Мухамедьяров, потому что в нем есть большие артисты. «Я, конечно, волнуюсь, условно, за Меладзе, за „Би-2“, которых я привозил. Все-таки каждый случай отдельный. С Юрой Шевчуком понятно, и с Макаревичем тоже, они всегда были на такой волне, у них всегда был негатив, а об остальных не знаю. Я надеюсь, что тихонько-тихонько все вернется на свои пути, потому что все-таки хорошие певцы, которые долго находятся на сцене, они не появляются так просто, это единичный товар», — констатирует наш собеседник.
А вот директор «Татконцерта» Андрей Шумарин считает, что отмены артистов будут продолжаться. «И это правильно, потому что, как говорится, нельзя усидеть на двух стульях, — говорит шеф „Татконцерта“. — Причем эти отмены будут идти даже от народа, люди не станут ходить на подобные мероприятия. Раз идет такая ситуация в мире, то здесь нужно определяться, с кем ты и за кого. А не так, что тут я кормлюсь, а где-то там свою жизнь устраиваю».
«Свято место пусто не бывает. Уйдет «Би-2» с рынка, появится другая группа. Кто-то пролетит, кто-то, наоборот, поднимется, но это бизнес, риск никуда не девается»
Шумарин говорит, что популярные группы будут всегда, на место одних придут другие. «Свято место пусто не бывает. Уйдет „Би-2“ с рынка, появится другая группа. Но вот сейчас мегапопулярная группа, допустим, „Руки Вверх“, которую никто не запрещает в нашей стране, она сейчас мегааншлаги собирает. И такие будут всегда, их достаточно много на рынке. Кто-то пролетит, кто-то, наоборот, поднимется, но это бизнес, риск никуда не девается», — констатирует наш собеседник.
А вот Мухамедьяров считает, что быстро заменить прозападных артистов на патриотов будет непросто. «Пойдут ли на артистов люди, если они просто поют патриотические песни? Я не уверен. Все-таки у каждого человека есть свой вкус, воспитание определенное. Я понимаю, что Газманов всю жизнь пел патриотические вещи, Розенбаум, у „Любэ“ изначально российская патриотика, но там хотя бы материал хороший у ребят. Я сейчас напишу патриотическую песню, что я русский, на меня народ пойдет?»
Первое место «в тренде» российского сегмента YouTube занимает клип Shaman на песню «Я русский». За пять дней клип набрал более 4 млн просмотров
«У него была песня «Часики» в исполнении Валерии — вот это народная песня»
Разговор о патриотических песнях зашел не случайно. Прямо сейчас первое место среди музыкальных видео на вкладке «в тренде» российского сегмента YouTube занимает клип певца Shaman на песню «Я русский». За пять дней клип набрал более 4 млн просмотров. Припев бодрой композиции в исполнении рок-бенда звучит так: «Я русский, я иду до конца. Я русский, моя кровь от отца. Я русский, и мне повезло. Я русский, всему миру назло. Я русский».
Shaman — это певец Ярослав Дронов, некогда финалист третьего сезона шоу «Голос», которого нынче активно продвигают на просторах сети. Кстати, в ноябре у артиста концерт в казанской «Пирамиде». «Запустили концерт неделю назад, для лета продажи хорошие — практически 200 билетов, я считаю, что будет успех и билеты кончатся очень быстро, — рассказал „БИЗНЕС Online“ организатор казанского мероприятия, директор концертного агентства „АртОтдел“ Леонид Барышев. — Будут ли артисты с патриотическими песнями собирать такую же кассу, как и их более популярные коллеги? Сложно ответить, но на примере Shaman я могу сказать, что, в принципе, очень все удачно, и продажи говорят об этом».
Готов ли Shaman, к примеру, стать новым Газмановым? «Популярность происходит не по щелчку пальцев, — напоминает в разговоре с нашим корреспондентом музыкальный обозреватель „Коммерсанта“ Борис Барабанов. — Да, есть попытки создать продукт, который будет вписываться в тренды, который не будет никого раздражать, но окажется ли эта песня популярной, станут ли люди заказывать ее в караоке, заказывать ее на радиостанциях? И даже если она будет звучать на радиостанциях, но при этом людям не понравится, не зайдет, она все равно не станет народной, такой, которую каждый на улице подхватит с полуслова».
Барабанов пока такой песни у Shaman не видит. «Я знаю этого артиста, но это пока выглядит как такой инкубаторский продукт, немножко созданный на злобу дня, — считает собеседник „БИЗНЕС Online“. — Насколько я понимаю, создавать его начали из очень талантливого певца Ярослава Дронова довольно давно, но сейчас вроде бы все в его пользу. Однако судить все равно будет некая народная популярность, необходима народная узнаваемость, душевность. Я думаю, что все равно ничего популярнее шансона или кальян-рэпа у нас не будет». Музыкальный обозреватель добавляет, что песни для Shaman пишет композитор Виктор Дробыш. «У него была песня „Часики“ в исполнении Валерии — вот это народная песня, ее помнят до сих пор. Но, получится ли то же самое с песней „Я русский“, я сказать не могу», — резюмирует Барабанов.
*Физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.