«Повальная деполитизация губернаторского корпуса привела к перекосу во внутренней политике России. Принимались важнейшие решения без достаточного учета мнения регионов. Допущены ошибки в реформе образования, языковой политике. Истина где-то посередине. Надо вернуть руководителей регионов к участию в решении вопросов внутренней политики», — считает экс-полпред РТ в РФ Назиф Мириханов. В интервью «БИЗНЕС Online» в преддверии юбилейного съезда всемирного конгресса татар он рассуждает о том, правда ли, что татары в российской столице не дружат между собой, и объясняет, как стоит решить вопрос по дому Асадуллаева в Москве.
Назиф Мириханов: «У России нет другого пути развития, кроме федерализма»
«А «сабантуйная дипломатия» играет свою положительную роль»
— Назиф Музагиданович, всемирный конгресс татар (ВКТ) отмечает 30-летие, срок немаленький. На ваш взгляд, для чего создавалась организация, оправдал ли конгресс свое название и себя?
— Более 70 процентов татар живут вне Татарстана, в других регионах страны, а более миллиона наших соотечественников проживают за рубежом. Всемирный конгресс татар был создан для их национально-культурного объединения. В этом смысле конгресс справился со своими задачами.
Почти во всех зарубежных поездках президента Татарстана в составе делегации находится руководитель ВКТ, и по программе визита происходит встреча с соотечественниками, проживающими в стране поездки. Работа РТ с соотечественниками за рубежом высоко оценивается МИД РФ. Поэтому ВКТ вполне оправдывает свое название.
— Чего удалось конгрессу достичь, а чего, по-вашему, нет?
— Конгрессу удалось достичь многого, я думаю, об этом будет подробно сказано на предстоящем съезде ВКТ. Не удалось, по моему убеждению, принять активное участие в подготовке и проведении реформы образования и вовремя конструктивно среагировать на ее результаты. Возникла реальная угроза потери литературного татарского языка.
«О совершенствовании содержательной части Сабантуев недавно очень четко сказал президент РТ Рустам Минниханов после посещения праздника Ысаах в Якутии. Есть там над чем работать»
— Но не кажется ли вам, что «сабантуйной дипломатией», которой увлечен ВКТ, не достичь высоких результатов?
— Здесь надо говорить о превышении фольклорных, увеселительных мероприятий и шоу в деятельности ВКТ над реальной работой по открытию частных татарских школ, татарских групп, согласно ФГОС, в общеобразовательных школах в регионах РФ, законодательной инициативой через своих депутатов по вопросам внутренней политики РФ. А также над проведением научных конференций по актуальным вопросам развития татарского народа и так далее.
А «сабантуйная дипломатия» играет свою положительную роль. О совершенствовании содержательной части Сабантуев недавно очень четко сказал президент РТ Рустам Минниханов после посещения праздника Ысаах в Якутии. Есть там над чем работать.
«Более 70 процентов татар живут вне Татарстана, в других регионах страны, а более миллиона наших соотечественников проживают за рубежом. Всемирный конгресс татар был создан для их национально-культурного объединения. В этом смысле конгресс справился со своими задачами»
«Нашу страну ждет новая индустриализация»
— Через месяц вам исполняется 70 лет. Вы застали советские годы, прошли российскую школу, да и в последние годы не на пенсии сидели. На ваш взгляд, чем отличалась наша страна в советские годы, во время становления современной России и сейчас? Где вам больше всего нравилось?
— И в советский, и в нынешний периоды есть свои плюсы и минусы. Не могу однозначно отрицать прошлое и восхищаться сегодняшним. Главным отличием социалистической экономики от капиталистической было отсутствие прав частной собственности на средства производства. Это очень сильно ограничивало использование потенциала людей, полное раскрытие ими своих способностей, что по большому счету привело к формированию общества иждивенцев. А преимущества социализма общеизвестны: гарантированные труд и относительно достойная заработная плата, бесплатные образование и медицинское обслуживание, продекларированная социальная справедливость, что мы потеряли в годы капиталистических реформ. А нравится мне все-таки больше в постсоветской Российской Федерации.
— Была ли возможность мягкого перехода от социализма к капитализму?
— Конечно, была. Ярким примером является вариант социально-экономических реформ в Китае, где до сих пор Компартия считается вдохновляющей и направляющей силой. А у нас в России глубокие изменения происходят в основном по революционному принципу: разрушим до основания, а затем мы новый мир построим. Вот и строим уже более 30 лет и никак не достроим. Оказывается, не тем путем пошли. Революционный путь — это всегда много потерь, трагедии. Сейчас мы имеем дикий капитализм со значительным государственным участием и слабыми социальными гарантиями.
Примером «мягкого вхождения в рыночные условия» в рамках Российской Федерации является известная всему миру «Модель Татарстана» 1990-х годов: своя схема приватизации, программа социальной защиты населения, полная газификация населенных пунктов, программа переселения из ветхого жилья и так далее. А программа строительства социального жилья работает до сих пор. В результате сегодня имеем процветающую Республику Татарстан. Опыт всех социальных программ РТ позже был распространен по всей России.
Мириханов Назиф Музагиданович родился 24 августа 1952 года в ауле Урсай, учился в Тумутукской татарской национальной школе Азнакайского района Республики Татарстан.
В 1969–1974 годах учился в Казанском инженерно-строительном институте, окончил с отличием. Курсы повышения квалификации в Альметьевске (1975), Горьком (1977), Москве (1980).
В 1985–1987 годах учился в Академии народного хозяйства при СМ СССР, окончил с отличием.
В 1996 году прошел кратковременные курсы в США, Германии.
В 1996 году защитил диссертацию кандидата экономических наук, а в 2003-м стал доктором политических наук.
Трудовая деятельность:
В 1974–1985 годах — ПО «Татнефтегазсторй»: мастер, старший прораб-начальник участка, главный инженер и начальник СМУ, главный инженер и управляющий трестом.
В 1985–1998 годах — замначальника главнаучтехуправления миннефтегазстроя СССР, после распада СССР — директор строительной фирмы ВЭА «Внештрубопроводстой», зампредправления Нефтепродуктбанка.
В 1999–2010 годах — полномочный представитель Республики Татарстан в РФ, заместитель премьер-министра РТ.
В 2010–2017 годах — советник премьер-министра РТ Ильдара Халикова; в 2010–2014 годах — советник предправления Акибанка.
В 2014–2021 годах — председатель совета директоров компании «Колтек-Кама».
В настоящее время — председатель совета общественных объединении при полпредстве РТ в РФ.
— Сейчас говорят, что в Российской Федерации гиперцентрализованная экономика.
— В условиях, когда страна жила в основном за счет продажи энергоносителей, природного сырья с целью обеспечения более-менее равномерного развития регионов, выполнения функций федеральной власти, включая задачи по укреплению обороноспособности страны, централизация оказалась необходимой. Рынок сам по себе все не отрегулировал, как нам обещал Егор Гайдар. Но в настоящее время мы живем на пороге тектонических изменений в мировой экономике. Уменьшится доля поставок за рубеж энергоносителей из России. Нашу страну ждет новая индустриализация, прорыв в цифровизации, вывод агропромышленного комплекса на мировой уровень. Все это потребует изменения системы управления экономикой РФ, включая уровень централизации, повышение самостоятельности субъектов федерации.
За многолетнюю плодотворную работу на благо Республики Татарстан и активную общественную деятельность Назиф Мириханов награжден медалью ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан»
«Надо думать о том, какую мы федерацию будем иметь на евразийских просторах России в условиях нового миропорядка»
— Может, проблема еще в том, что в стране нет идеологии? Раньше мы шли в светлое коммунистическое будущее. А теперь куда?
— Такой вопрос систематически поднимается среди ученых, политиков. Официальное отсутствие идеологии — это тоже идеология: раскрепощение человеческих умов, возможность дать людям самим решать, переваривать разнообразную информацию и научиться правильно использовать в жизни. Видимо, для российского народа такой опыт был необходим. После 70 лет советской догматики и муштры, тем более после неудачного завершения эксперимента по строительству коммунистического общества, навязывать какую-то идеологию россиянам было бы неправильно. И что нам могли навязывать: «Социализм с человеческим лицом», «Возврат к капитализму»? Народ бы просто не поверил, не воспринял. За последние 30 лет в России подросло новое поколение, готовое к восприятию, пониманию новых веяний в мировом развитии. Так что сегодня необходимость формирования новой идеологии Российской Федерации является актуальной. В последнее время среди граждан России усиливается евразийское восприятие прошлого, настоящего и будущего страны. Чем не идеология для развития федерации?
— Вам не кажется, что у нас не совсем классический федерализм, когда у регионов все меньше прав? Сравните тот же Татарстан в 1990-е годы и сейчас.
— Само понятие «федерализм» в мире охватывает широкий диапазон от анархии до жесткой централизации. Главными признаками федерализма являются наличие центра, субъектов федерации и разграничение полномочий между ними. Эти признаки в Российской Федерации налицо, закреплены конституционно. У субъектов федерации имеются свои конституции, уставы, флаги, гимны, парламенты, правительства. А разграничение прав и предметов совместного ведения между федеральным центром и субъектами федерации — это постоянный процесс непрерывного совершенствования, оптимизации федеративных отношений, к которым, думаю, Россия основательно вернется в ближайшем будущем.
Сравнивать права Татарстана в 1990-е годы и теперешние не стоит. Не то время. Сейчас надо думать о том, какую мы федерацию будем иметь на евразийских просторах России в условиях нового миропорядка. Ясно одно: у России нет другого пути развития, кроме федерализма.
— Видимо, у России всегда есть свой особый путь.
— Да, у нас особой путь — был, есть и будет.
Назиф Мириханов с 1999 по 2010 год был полномочным представителем Республики Татарстан в РФ. Ему на смену пришел Равиль Ахметшин (справа)
«Социализм получился как раз в ряде стран Запада»
— На ваш взгляд, почему СССР развалился?
— Я вижу три основные причины. Первая — железный занавес в политической, экономической, социальной жизни. Вторая — однопартийная система, отсутствие плюрализма мнений, свободы слова. Третья — нереальность, мифичность идеологии строительства коммунистического общества.
— Значит, это был тупиковый путь? Эксперимент не удался?
— Да, это был эксперимент на основе теории, возникшей в Европе. А тупиковым он стал от чисто российских особенностей. В результате этого эксперимента в выигрыше остались Запад и капитализм. После победы социалистической революции в России и по мере развития СССР капитализм начал усиленно обращать внимание на социальные вопросы трудящихся, появились социальный капитализм, средний класс, экономика стала работать на все население. Так что социализм получился как раз в ряде стран Запада.
— Вы верите, что сейчас вновь опустится железный занавес в связи с последними событиями?
— Железного занавеса не будет, так как взаимовыгодная интеграция России в мировую экономику очень сильна. Санкции в этих условиях — это обоюдоострый нож, который делает больно не только России, но и Западу. При этом не все страны Запада согласны со всеми санкциями, они тоже испытывают большие экономические потери. Складывающаяся ситуация вызовет большие изменения не только в Российской Федерации, но и во всем мире. Еще неизвестно, кто и где больше потеряет. Кроме того, большинство стран мира остаются открытыми для сотрудничества с Россией.
«Повальная деполитизация губернаторского корпуса привела к перекосу во внутренней политике России»
— Вернемся к теме регионов. Татарстан в последние годы тоже старались привести к одному знаменателю с остальными регионами. Долгое время было так, что у областей один набор полномочий, а у республик — другой. Это справедливо?
— Это естественно, справедливость тут ни при чем. Процесс, о котором вы сказали, назывался приведением субъектов федерации в единое правовое поле, так как Конституция РФ была принята позже конституций республик, уставов большинства областей России. Это понятно, как день: единое правовое поле в стране должно быть. Вопрос только в том, по каким полномочиям субъекты федерации должны находиться в едином правовом поле, а по каким — самостоятельно принимать решения, иметь свои законы.
По ходу исполнения процесс создания единого правового поля страны почему-то превратился в процесс выравнивания регионов путем принятия массы федеральных законов по всякому поводу. Сложившееся в РФ правовое поле почти по всем вопросам, включая самые мелкие, громоздкое, бюрократическое, мешающее управляемости и самостоятельности регионов.
По факту Россия — огромная на евразийских пространствах ассиметричная федерация, субъекты (регионы) которой невозможно подогнать под одну гребенку. И единое правовое поле страны должно соответствовать этому.
Кстати, и в Московской Руси, и в Российской империи, которые не знали слова «федерация», княжества, губернии, регионы были асимметричными. И никто не пытался их выравнивать во всех сферах жизни.
— Вы согласны с тем, что если в 1990-е годы губернаторы были политиками, то сейчас они должны быть лоббистами?
— У каждого времени свои герои. Политическое переустройство страны в 1990-е годы с выходом РСФСР из состава СССР и преобразованием в Российскую Федерацию востребовало руководителей регионов – политиков не только общероссийского, но и мирового масштаба. И они появились: Минтимер Шаймиев, Юрий Лужков, Муртаза Рахимов, Эдуард Россель, Ахмат Кадыров… По большому счету благодаря им имеем сегодняшнюю единую Россию, сформировавшуюся с минимальными потерями. А могли быть самые катастрофические варианты развития событии: распад страны, полномасштабная гражданская война.
Потом пришло время созидателей нового общества с рыночной экономикой в условиях централизации власти. Появились руководители-лоббисты, глубоко понимающие инвестиционную, инновационную, финансовую деятельность в новой макроэкономике, необходимость тотального цифрового развития общества. И такие руководители регионов тоже нашлись. Мы это хорошо видим на примере Татарстана.
Правда, повальная деполитизация губернаторского корпуса привела к перекосу во внутренней политике России. Принимались важнейшие решения без достаточного учета мнения регионов. Допущены ошибки в реформе образования, языковой политике. Истина где-то посередине. Надо вернуть руководителей регионов к участию в решении вопросов внутренней политики. Они лучше, чем федеральные эксперты, знают настроения людей, национальностей, населения.
«В условиях формирования нового миропорядка евразийская концепция развития Российской Федерации будет усиливаться»
— В какой партии состоите?
— В период бурного партстроительства Павел Бородин приезжал в полпредство Республики Татарстан в РФ, приглашал меня в политсовет Евразийской партии России (ЕАПР). По этому поводу Минтимер Шарипович Шаймиев как бы про себя сказал, как это получится: «Президент Республики Татарстан — в одной партии, а его полпред — в другой?» Я решил остаться беспартийным. А Татарстан в политсовете ЕАПР стал представлять народный поэт Роберт Миннуллин. С тех пор я хожу беспартийным евразийцем.
— Значит, вам интересны идеи евразийства? Вы считаете, что это путь для России?
— В умах и в генетическом коде россиян есть два подхода к рассмотрению прошлого, настоящего и будущего страны. Первый — евроцентристский подход, который начал политически формироваться со времен Петра I. Пока большинство нашей элиты — евроцентристы, хотя страна уже потихоньку поворачивается на Восток.
Второй — евразийский подход. Мне кажется, его придерживается примерно 25 процентов элиты. Основное противоположное идеологическое отличие двух подходов заключается в том, что западники говорят, что Россия — часть Европы, а евразийцы считают, что Россия — преемница Золотой Орды. В условиях формирования нового миропорядка евразийская концепция развития Российской Федерации будет усиливаться. Процесс, в принципе, уже пошел.
— В чем выражается сегодня евразийство в восприятии истории России?
— За период правления Владимира Путина в стране исключены из официальных учебников понятия «татарское иго», «поганый татарин». Они заменены определениями «период зависимости русских князей от Золотой Орды», «ордынцы».
В 57-м павильоне ВДНХ в Москве открыт интерактивный музей новой истории России, где прошлое страны поделено на следующие периоды: Древняя Русь, Ордынская Русь, Московская Русь, Российская империя, СССР, Российская Федерация. При этом золотоордынский период, как и все другие, приведен не только в черных красках. Упомянуты союзнические отношения Александра Невского с Золотой Ордой, перечислены положительные явления, которые привнесла Золотая Орда в Московскую Русь.
При поддержке федеральной власти пресекаются попытки официального общероссийского празднования побед над татарами. Так случилось с битвой на Куликовом поле, стоянием на Угре. Мы убеждены, что у граждан одной многонациональной страны не должно быть праздников побед одних народов над другими. Если у нас нет общего прошлого, не будет и общего будущего.
Владимир Путин — глубокий знаток истории, он не станет зря одобрять такие инициативы. Кстати, чего стоит выступление Владимира Владимировича на 1000-летии Казани, добрую часть которого он сделал на татарском языке.
Надо сказать, конечно же, почти все перечисленное было совершено по инициативе Республики Татарстан. Западники и евразийцы привыкли спорить, но уже не стараются переубеждать, а пытаются понять друг друга. В конце концов все мы россияне, несмотря на мнение о прошлом. Евразийцы же через прошлое смотрят еще и в будущее.
«Общим названием граждан будущей Евразийской Федерации может быть «евразийцы»
— Вы говорите: «Все мы россияне». Вы уверены, что этот термин прижился? Раньше был советский народ, а теперь какой?
— Термин не прижился, потому что по всем словарям, энциклопедиям «россиянин» — синоним русского, то есть означает национальную принадлежность. Более приемлемо, когда в многонациональной стране обобщающее название нации-гражданства является нейтральным. Нейтральные географические названия имеют граждане крупных многонациональных федеративных стран, например американцы, индийцы. «Советский народ» был тоже нейтральным названием граждан Российской империи, существовавшей в форме СССР. Исходя из этой чисто теоретической логики, общим названием граждан будущей Евразийской Федерации может быть «евразийцы». Но пока не до теории.
— А вы себя кем чувствуете — татарином или россиянином?
— Конечно, татарином по национальности. Россиянин для меня — это гражданство. Национальность и гражданство — разные понятия. Вся путаница возникает из-за того, что в Российской Федерации нет единых утвержденных терминов по этнологии, в школе не преподается предмет «Основы этнологии». И это в многонациональной стране. Перед переписью населения этим этнологически безграмотным гражданам дают право на самоопределение по национальности. Звучит супердемократично. По сути, получаем никуда не годную кашу-малашу — до 700 этнических групп порой с самыми неприличными названиями. Потом результаты переписи обобщаются как надо.
— Когда случился скандал по поводу обязательного преподавания родных языков в школах, вы на чьей стороне были?
— В этом демагогическом скандале, отвлекающем внимание от фактической ликвидации национальных школ, дающих образование (по солидной части предметов) на родных языках народов РФ, я был ни на чьей стороне. Только преподаванием в объеме двух часов в неделю добровольно или обязательно татарский литературный язык не сохранишь. А без него через несколько поколений исчезнет татарская литература, театр, эстрада… Началом этой беды является запрещение сдавать выпускные экзамены (ЕГЭ) на языке обучения, то есть ошибки в проевропейских реформах в образовании. Надеюсь, они будут исправлены, и национальностям будут возвращены права на получение образования на родных языках. Пусть народы сами решают, на каком языке какой предмет преподавать. Уверен, в национальных школах значительную часть предметов будут преподавать на русском языке без всяких указаний сверху.
Далее не хочу углубляться в тему правового официального многоязычия в многонациональной Российской Федерации. Вернемся к нему после завершения горячей фазы во внешней политике. Пока все внутренние силы надо мобилизовать и направлять на преодоление этой большой беды.
«Работая на разных ответственных должностях в Москве после окончания Академии народного хозяйства при СМ СССР, я постоянно поддерживал деловые отношения с Татарстаном»
«Мы над тобой проводим эксперимент, тянешь — грузим»
— Ваша трудовая биография началась в родной республике. Чем вы занимались в Татарстане до переезда в Москву?
— В 1974 году после окончания с отличием Казанского инженерно-строительного института я распределился в Альметьевск в систему производственного объединения «Татнефтегазстрой». Трудовую деятельность начал мастером на строительстве Альметьевского трубного завода. Как правило, молодого начинающего специалиста назначали на самую младшую должность. Я с головой ушел в работу. Воспитанием в семье и школе, идеологией страны наше поколение было убеждено в том, что проявить себя в жизни и состояться как личность можно только через труд. Так сложились дела на объекте, что через пять месяцев, минуя должность прораба, я был назначен и. о. старшего прораба-начальника участка, позже, успешно пройдя испытательный срок, был утвержден на должности. Работа меня поглотила: 5:00 — подъем, 6:00 — оперативка — распределение техники на базе СМУ, а в 7:00 — расстановка бригад, звеньев на объекте. Домой возвращался только ближе к полуночи, пока не убеждался в слаженной работы второй смены.
Практическая работа на производстве показала недостаточность полученных в вузе знаний. Я перечитал все книги, которые были в библиотеке Дома техники Альметьевска по организации труда, производственной психологии, управлению, труду руководителя и тому подобному. И тут ни при чем неполноценность знаний, получаемых в вузе, как сейчас любят говорить. Вуз дает только основы знаний, ориентиры по выбранной специальности, которая применяется в разных направлениях экономики. Например, инженер-строитель может работать в научно-исследовательском институте, проектном институте, преподавать в строительном учебном заведении, работать на производстве, в стройиндустрии, в аппарате управления строительных организаций, в службе заказчика. Естественно, вуз по всем направлениям, на все случаи жизни не может выдавать рецепты, алгоритмы решений. Остальное, а это бо́льшая часть необходимых для работы знаний, человек добирает сам. Так что непрерывное образование, о необходимости которого сейчас много говорят, было актуально во все времена.
Поощрялся творческий подход к работе, проектные решения, конструкции узлов и деталей строящихся объектов всегда можно было совершенствовать. В выходной день я приходил в прорабку (вагон-офис) и изучал чертежи на предмет улучшения проектных решений. После согласования с заказчиком и проектным институтом в Ленинграде они получали путевку в жизнь. Так я стал лучшим рационализатором ПО «Татнефтегазстрой» за 1976 год. Вознаграждения от внедрения рацпредложений, соизмеримые с основной зарплатой, были хорошим подспорьем для семейного бюджета.
Проходя через горнило управления низовыми звеньями строительного производства и систему подготовки кадров, я стал главным инженером, а чуть позже — начальником СМУ-43 (в 26 лет), в котором начал свою трудовую деятельность.
В конце 1970-х нефтегазостроителей Татарстана все чаще начали привлекать к освоению месторождений Западной Сибири. В 1980 году в Альметьевске был создан специализированный мобильный трест («летающих монтажников») «Таткомплектмонтаж» по возведению комплектно-блочных наземных объектов на магистральных нефтегазопроводах вне Татарстана вахтово-экспедиционным методом. Меня назначили главным инженером треста, через год утвердили управляющим трестом (в 29 лет). Позже кадровики объединения и министерства признались: «Мы над тобой проводим эксперимент, тянешь — грузим». Оказывается, и так бывает. Работая в мобильном общесоюзном тресте, я объездил почти все основные нефтегазовые трассы страны, пожил в тайге в строительных вагон-городках.
— По каким критериям оценивали работу кадрового резерва, вообще ИТР и руководителей всех звеньев?
— Прежде всего высокие организаторские способности, ответственное отношение к своим обязанностям, преданность организации (фирме, компании), надежность, исполнительность. Сказал — сделал! Иначе невозможно было обеспечить выполнение сжатых графиков строительства крупных особо важных объектов, где принимали участие десятки специализированных субподрядных организаций. Для официальной оценки деятельности строительных организаций доводился государственный план по выполнению объемов строительно-монтажных работ, сдаче товарно-строительной продукции (вводу объектов в эксплуатацию) и производные от них экономические показатели — производительность труда (выработка), себестоимость продукции, прибыль и другие. Выполнение государственного плана было приравнено к выполнению закона и строго контролировалось, включая контроль со стороны Компартии (отвечали партбилетом).
— Какова была система в советских предприятиях по подготовке руководящих кадров?
— Как инженер-строитель по базовой профессии, я буду рассказывать на примере строительного производства, где вертикаль организационной структуры, как правило, составляли участки – строительно-монтажные управления (СМУ) – тресты – объединения. Из мастеров и прорабов — линейных инженерно-технических работников (ИТР) и младшего персонала аппаратов управления готовились резервы кадров на выдвижение на должность начальников участков, из начальников участков — на начальников СМУ, из начальников СМУ — на управляющих трестами. По мере подготовленности к выдвижению на должность руководителя СМУ настойчиво рекомендовалось вступление в ряды КПСС. «Резерв кадров» считался одним из важных документов в СМУ, особенно в трестах и объединении. Старались на работу со стороны принимать только на младшие должности, а на повышение выдвигать своих резервистов. Да и залетные кадры-«летуны», часто меняющие место работы в поиске, где «глубже», особым доверием не пользовались. С резервистами вели постоянную работу кадровая служба, руководители парткома, профкома. Не менее раза в три года их направляли на курсы повышения квалификации.
Я, например, как резервист сперва учился в годичном вечернем университете марксизма-ленинизма в Альметьевске. Перед назначением начальником СМУ три месяца обучался на факультете организаторов строительного производства Горьковского (Нижегородского) инженерно-строительного института, а сразу же после назначения управляющим трестом прошел спецобучение в институте повышения квалификации миннефтегазстроя СССР.
Конечно, все это трудноприменимо в современных предприятиях малого бизнеса, а для средних, крупных организаций и групп компаний, холдингов может быть интересным. Особое значение при самообучении к профессии на практике человеку как социальному общинному существу является испытанное столетиями, а может, и тысячелетиями, умение учиться у людей независимо от их статуса: у руководителей, коллег, партнеров, подчиненных. В любом работающем с тобой рядом человеке есть черты делового, интеллектуального характера, которые сильнее, чем у тебя. Учиться у людей, перенимать их опыт — самый простой, доступный и эффективный путь самообразования.
— Сейчас есть конкурсы типа «Лидеров России» и прочие. На ваш взгляд, это действенный механизм для выявления талантливых управленцев или надо расти от рабочего до начальника?
— По масштабам конкурс «Лидеры России» охватывает малое количество людей. Кадров нужно в сотни раз больше. Кроме того, это политизированное явление от партии «Единая Россия». А мы говорим о профессионалах-руководителях на всех уровнях во всех отраслях экономики страны. Для этого должна быть система резерва, подготовки кадров. Восстановление данной системы может помочь формированию справедливой кадровой политики. Заодно это восстановит социальные лифты, когда любой человек, работающий на предприятии вне зависимости от формы собственности, при определенных KPI может попасть в резерв и выдвинуться на следующую должность.
Конечно, эту систему трудно внедрить на малых предприятиях, но в средних и больших компаниях это может работать. Тем более практика показала, что не всегда сыновья акционеров справляются с большим бизнесом отцов. По-настоящему эффективно могут управлять только профессиональные менеджеры. Не может же дочь известной скрипачки стать сразу известной скрипачкой, а мы пытаемся так с управленцами поступать. Хотя навык управления есть только у 8–10 процентов населения. Большинство людей тяжело организовывают даже самих себя.
«Минтимер Шарипович спросил, кто это был в приемной. «Новый заместитель Волошина — Путин или Мутин», — сказал я, неудачно пошутив на татарский манер»
«Авторитет Татарстана возрос, он получил статус субъекта федерации, сохранившего Россию»
— Как вы попали в Москву?
— В советское время существовал резерв кадров и на макроэкономическом уровне. Ежегодно со всех отраслей народного хозяйства СССР отбирали 150 руководителей передовых предприятий в возрасте до 45 лет, как правило, прошедших все ступени управления производством и работы с людьми, и с отрывом от производства направляли на учебу в Академию народного хозяйства (АНХ) при совете министров СССР.
Мое направление в академию было одобрено руководителями Татарской АССР Гумером Усмановым, Леонидом Смагиным, которые вскоре сами оказались в Москве на ответственных постах. Отмечу, на пенсии Леонид Максимович часто приходил ко мне на работу, я тоже бывал у него дома, вместе ездили на юбилей Альметьевска.
Два года нам академики Абел Аганбегян, Леонид Абалкин и другие старались преподать азы перевода социалистической экономики на рыночные рельсы. Мы, слушатели академии, получили интеллектуальный шок от разрушения в головах основ научного коммунизма и оценки нашего периода становления руководителями производства застоем. Академия сильно отбила у меня охоту вступать в дальнейшем в какую-либо политическую партию с целью участия в построении светлого будущего.
В 1987 году наступило время распределения выпускников академии. Меня оставили в Москве, чтобы участвовать в грядущих переменах по трансформации миннефтегазстроя СССР в концерн «Нефтегазстрой». Но жизнь пошла по другому сценарию — в 1991 году распался СССР. Строительство попало в список первоочередных отраслей народного хозяйства, подлежащих приватизации. Но это уже совсем другая история и начало рыночного решения кадровых вопросов с разрушением почти всех социальных лифтов личностного роста в обществе. В связи с происходящими изменениями в экономике Российской Федерации пришло время пересмотра и вопросов подготовки руководящих кадров производства.
— В 1999 году вы пришли на должность полпреда РТ в РФ. Расскажите, как это было.
— Работая на разных ответственных должностях в Москве после окончания Академии народного хозяйства при СМ СССР, я постоянно поддерживал деловые отношения с Татарстаном. В начале 1998 года тогда еще премьер-министр РТ Мухаметшин Фарид Хайруллович предложил мне должность заместителя полпреда РТ в РФ по экономике, а через год выдвинул мою кандидатуру на пост полномочного представителя в ранге заместителя премьер-министра РТ. С Фаридом Хайрулловичем мы в одно время (1974–1985 годы) жили и работали в Альметьевске. В этом небольшом городе-труженике партийно-советское и хозяйственное руководство хорошо знали друг друга. Конечно, окончательное решение было принято президентом РТ Шаймиевым Минтимером Шариповичем. Полпред РТ в РФ назначался его указом.
— Вы пришли, когда еще Владимир Путин не был президентом РФ. Но я знаю, что вы стали свидетелем его первой встречи с Минтимером Шаймиевым. Какой была эта встреча?
— Эта встреча была мимолетной. Как-то после работы с документами на даче Бориса Ельцина мы поехали к руководителю администрации президента РФ Александру Волошину. Закончив работу с подписанными Ельциным письмами, Шаймиев и Волошин остались один на один. В то время в приемную вошел молодой человек и, узнав, что встреча скоро закончится, остался ждать, подключившись к нашему разговору с секретарем. Вышел озабоченный своими мыслями Шаймиев, мы оба вскочили. Уже в гардеробе Минтимер Шарипович спросил, кто это был в приемной. «Новый заместитель Волошина — Путин или Мутин», — сказал я, неудачно пошутив на татарский манер.
— Какие задачи ставились перед полпредством РТ в РФ в 2000-е годы?
— Прежде всего задачи, изложенные в положении о полпредстве РТ в РФ. Они неизменны, меняется только их характер в зависимости от общей внутриполитической и экономической ситуации в стране. Содержательная часть работы полпредства состояла в подготовке и обеспечении выполнения программ работы в Москве с федеральными органами власти высших руководителей республики: президента, председателя Госсовета, премьер-министра. Основными направлениями деятельности полпредства были: политика, экономика, международная деятельность, взаимодействие с общественными организациями.
Общая внутриполитическая ситуация в Российской Федерации в 2000-е годы характеризовалась вхождением субъектов федерации в единое правовое поле страны. Процесс шел через тяжелые переговоры с обсуждением вопросов в специальной комиссии в администрации президента РФ и рассмотрением в Конституционном суде РФ. В целом, я считаю, Татарстан вышел из этого процесса достойно, сохранив финансирование на долгие годы проектов в рамках специально принятой федеральной программы «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан». Отдельной подпрограммой шла подготовка и проведение 1000-летия Казани.
Политика — это максимум возможного. Я думаю, руководству республики удалось выйти из ситуации без больших потерь. Более того, авторитет Татарстана возрос, он получил статус субъекта федерации, сохранившего Россию. Об этом неоднократно говорил Путин в своих выступлениях.
«Бесконечными праздниками, фольклорными песнями-танцами, как африканцы и латиноамериканцы, татар не сохранишь»
«К сожалению, элита московских татар мало вовлечена в общественную жизнь»
— Вы сейчас возглавляете совет руководителей общественных объединений при полпредстве РТ. Но давно известно, что не всегда татарские общественные организации Москвы живут дружно, а очень часто взаимно обвиняют друг друга.
— Во-первых, любому человеку, который взялся за общественную работу по сохранению языка и культуры своего народа, кроме слов благодарности, ничего не могу сказать. Работы много, всем хватит. Делайте то, что можете, не поучая, огульно критикуя других.
Облегченная форма регистрации и необязательность членства всех местных (районных) национально-культурных автономий татар не позволяет юридически собрать всех татар Москвы в общегородскую национально-культурную автономию. Все нужно делать путем переговоров. Поэтому работу по объединению татарских общественных организации нужно вести через соглашения о сотрудничестве. Эти документы дисциплинируют, консолидируют и вырабатывают определенный этикет во взаимоотношениях.
Кстати, недружественные отношения нескольких татарских общественных организаций между собой нельзя воспринимать как раздробленность московских татар. Большинство татар ни в каких общественных организациях не состоят. К сожалению, и элита московских татар мало вовлечена в общественную жизнь. Между тем вокруг каждого татарина есть родственники, друзья-татары, коллеги, партнеры по бизнесу своей национальности. Есть целые татарские коллективы. И эти социальные ячейки довольно дружны и крепки, живут своей татарской жизнью. Так что из-за конфликта двух руководителей общественных организаций нельзя делать выводы, что московские татары не дружны. Я об этом говорю как татарин, проживший в Москве 37 лет. У каждого татарина есть несколько десятков приятелей-татар, которые по первому звонку отзовутся поддержкой. И это дает нам силу и уверенность по жизни.
— В этом году ходят слухи, что теперь и нижегородские татары в обиде на казанских. Например, свой вечер в шатре Рамадана провели, постоянно организуют свои отдельные мероприятия. Вот вам еще поле для работы.
— Видимо, это не более чем слухи. У меня более половины знакомых татар из нижегородских. Я с ними уже давно породнился, у меня четверо внуков с полунижегородскими корнями. Никогда не слышал от них обиду в адрес казанских татар, кроме как в шутливой или конструктивной форме. А в шутку у нас тоже есть чем ответить. Так и живем, общаемся, прикалываемся. Кстати, в целом нижегородские татары очень положительные, позитивные люди, с ними комфортно общаться, работать.
Наличие в Москве татарских общественных организаций по регионально-земляческому признаку (нижегородские, сибирские, касимовские, астраханские) и проведение ими своих мероприятий я не считаю посягательством на единство московских татар.
«Дом Асадуллаева не возвращен татарам. Автономии татар Москвы дано только право временного безвозмездного пользования зданием на очень уязвимых условиях. При определенном стечении обстоятельств договор может быть легко расторгнут владельцем здания в одностороннем порядке»
— Дом Асадуллаева давно возвращен татарам Москвы, но напряжение вокруг него сохраняется. Что скажете по этому поводу?
— Дело в том, что дом Асадуллаева не возвращен татарам. Автономии татар Москвы дано только право временного безвозмездного пользования зданием на очень уязвимых условиях. При определенном стечении обстоятельств договор может быть легко расторгнут владельцем здания в одностороннем порядке. Например, при появлении государственных нужд на это здание и других.
В свое время мы не сумели довести до кульминации вопрос передачи дома Асадуллаева в собственность Москвы или Татарстана с последующим учреждением Дома татарской культуры самостоятельным юридическим лицом. Да и татары Москвы удовлетворились полученным правом безвозмездного размещения в здании ныне действующего татарского культурного центра. Сейчас потихоньку нужно вернуться к этому вопросу. Времена меняются, в будущем зданию потребуется большая реконструкция.
— Какой вы видите в идеале национально-культурную автономию татар Москвы?
— Общиной, работающей по программе сохранения языка и развития культуры татарского народа. Основными пунктами программы могут быть: национальное образование (усиление работы существующей «татарской» школы, формирование, согласно ФГОС, групп изучения татарского языка в общеобразовательных школах в разных районах Москвы, создание частных татарских школ); приобретение здания ТКЦ — Дома Асадуллаева в собственность.
Как говорят мудрые люди, серьезные дела без денег не делаются, решение любого вопроса сводится к решению его финансирования. Нужно сформировать мощный попечительский совет автономии татар из московских татарских олигархов, крупных чиновников, обеспечивающий финансирование программы. Бесконечными праздниками, фольклорными песнями-танцами, как африканцы и латиноамериканцы, татар не сохранишь. Ответ похож на фантазию? Согласен, вопрос был об идеале.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.