27 июля 2017-го на 58-м году жизни скончалась звезда татарской эстрады Хания Фархи. Вчера на стене дома в Казани, где 12 лет жила артистка, появилась памятная доска, причем это была частная инициатива жильцов с Дубравной, 57. Само мероприятие прошло без чиновников и коллег Фархи по песенному цеху. О том, ждать ли увековечивания памяти певицы на государственном уровне, — в материале «БИЗНЕС Online».
27 июля 2017-го на 58-м году жизни скончалась звезда татарской эстрады Хания Фархи. Вчера на доме в Казани, где 12 лет жила артистка, появилась памятная доска, причем это была частная инициатива жильцов с Дубравной, 57
«У Хании-апы любимой цифрой была семерка»
Без громких событий на государственном уровне обошлась вчерашняя грустная дата — пятилетие со дня смерти Хании Фархи. До обеда возле ее могилы на Ново-Татарском кладбище совершили дуа за упокой души звезды татарской эстрады. Кроме имам-хатыба Галеевской мечети Рамиля Мингараева, который вознес молитву, здесь были только несколько родных и близких певицы.
А в час дня по адресу: ул. Дубравная, 57, состоялась церемония открытия памятной доски артистке в присутствии нескольких десятков человек. Народная артистка РТ и РБ с 2005 года и до конца жизни проживала в Казани именно по данному адресу. Правда, в четвертом корпусе дома №57, а доску почему-то установили на стене первого. Родные певицы с прессой говорить не захотели. Ее супруг Габдулхай Биктагиров перенаправил корреспондента «БИЗНЕС Online» к концертному директору Фархи Раилю Нуриеву, а старшая дочь Алия Гараева добавила, что интервью давать не будет, потому что журналисты «все слова переворачивают».
Раиль Нуриев: «У Хании-апы любимой цифрой была семерка. Надеюсь, к 7-летию ее смерти выйдет положительное решение, поставят не памятную, а мемориальную доску, установят памятник, что-то еще, но пока этого нет»
Отметим, что накануне на Дубравной открывали не мемориальную доску по инициативе властей, а памятную. Таково было желание родных и близких, поддержанное местными жильцами и ТСЖ. Но ждать ли увековечивания памяти Фархи со стороны государственных органов? Ее концертный директор Нуриев сообщил, что с минкультом РТ был предварительный разговор об установке той же мемориальной доски, но где и когда это произойдет, пока непонятно. Кроме того, еще в 2018 году поднимался вопрос о том, чтобы назвать одну из казанских улиц именем артистки. Ее имя было внесено «в банк данных комиссии по топонимике для последующего использования при наименовании новых улиц города Казани», что следовало из ответа замглавы Казани Людмилы Андреевой в ответ на обращение поклонников певицы. Накануне в пресс-службе исполкома города нам сообщили, что вопрос по-прежнему обсуждается, но необходимо сделать выбор, достойный масштаба любимой народом артистки. «У Хании-апы любимой цифрой была семерка. Надеюсь, к 7-летию ее смерти выйдет положительное решение, поставят не памятную, а мемориальную доску, установят памятник, что-то еще, но пока этого нет», — говорит Нуриев.
Впрочем, концертный директор певицы не считает, что ее забывают. «Как-то мероприятия в честь ее памяти прошли одновременно в трех городах — Казани, Уфе и Челнах. Мы издали книгу, авторами которой являются Габдулхай-абый, я и Габделбар Ризванов, и раздавали всем, кто пришел на концерт. 30 мая на ее родине в Башкортостане, в Татышлы, установили памятник. Организовали конкурс имени Фархи», — перечисляет наш собеседник.
Отметим, что на церемонии не было ни чиновников, ни коллег Фархи по цеху, хотя, возможно, организаторы и не звали никого специально на мероприятие
«Идея установить доску родилась коллективно, я хотел сказать большое спасибо своим соседям»
Отметим, что на церемонии не было ни чиновников, ни коллег Фархи по цеху, хотя, возможно, организаторы и не звали никого специально на мероприятие. Первым выступил вдовец певицы, который сообщил, что цифра 7 всегда сопровождала его супругу. Умерла Фархи 27-го числа, жила в 57-м доме… «Идея установить доску родилась коллективно, я хотел сказать большое спасибо своим соседям, — сказал Биктагиров. — Мы тут жили, вы все нас уважали. Я всегда говорил, что живу в этом доме, собираюсь и дальше жить, так и получилось. Я хочу выразить благодарность близким, друзьям, поклонникам творчества Хании. Она будет жить вечно, мы ее будем помнить. Нам очень помогла председатель нашего дома Галия Асгатовна, это ее идея. Она предложила мне установить доску, жильцы поддержали».
Иршат Хисамов: «Певица, я так понимаю по своему разумению, не умирает, а живет в своих песнях, и даже, когда слышишь знакомый мотив, сразу вспоминается добрая улыбка, красивая женщина, заслуженный человек»
Галия Асгатовна — председатель ТСЖ Галия Галиева — также взяла слово. «Это не одна я решила установить доску, все соседи помогали. Мне приходилось общаться с Ханией, она была очень человечной, поэтому увековечивать ее память — это для нас большая радость. Мы ее любили, — сказала Галиева. — Она была очень простой, по-соседски к нам заходила, пела свои песни, радовала нас. Пусть она навечно останется в нашей памяти, для этого и старались». А один из спонсоров мероприятия, друг семьи Иршат Хисамов также ранее проживал в этом доме. «Певица, я так понимаю по своему разумению, не умирает, а живет в своих песнях, и даже, когда слышишь знакомый мотив, сразу вспоминается добрая улыбка, красивая женщина, заслуженный человек, — сказал Хисамов. — Не потому, что кто-то ее восхвалял, а потому, что она вышла из народа, жила в нашем обычном, простом дворе, общалась вместе с нами. И та память, которая останется в этом дворе, думаю, обеспечит связь поколений. Через какое-то время наши дети и внуки станут спрашивать, а что это за певица, что за человек, а мы будем им рассказывать».
Пришли сюда и несколько поклонников певицы. Фаузия Насыбуллина (справа) знала Фархи лично, бывала на многих ее концертах, в том числе на последнем, который прошел 30 мая 2017 года
Пришли сюда и несколько поклонников певицы. Фаузия Насыбуллина знала Фархи лично, бывала на многих ее концертах, в том числе на последнем, который прошел 30 мая 2017 года. Со слезами на глазах она рассказывала «БИЗНЕС Online», что восприняла смерть артистки пять лет назад как личное горе: «Она для меня была больше чем родная, даже смерть близких не так потрясла меня. После ее смерти я практически перестала слушать других артистов, сразу выключаю телевизор. Сейчас и нет ведь нормальных певцов, разве что Раяз Фасихов как исключение. Остальные не поют, а только пытаются петь».
Габдулхай-эфенди, забравшись на лестницу-стремянку, сорвал покрывало, прикрывавшее памятную доску. На ней красовались слова: «В этом доме с 2005 по 2017 год жила примадонна татарской и башкирской эстрады»
Тем временем Габдулхай-эфенди, забравшись на лестницу-стремянку, сорвал покрывало, прикрывавшее памятную доску. На ней красовались слова: «В этом доме с 2005 по 2017 год жила примадонна татарской и башкирской эстрады». Концертный директор Фархи сообщил, что в сентябре в Казани состоится и вечер памяти «5 ел сәхнә синсез» («5 лет без тебя на сцене»).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.