Со спектакля-променада «Пешеходы» начался 90-й сезон Казанского ТЮЗа. Это пешая прогулка в компании ведущих актеров театра, заслуженных артистов РТ Алексея Зильбера и Павла Густова, а постановщиком и идейным вдохновителем проекта выступил главреж ТЮЗа Радион Букаев. Почему за один раз прогуляться могут лишь 25 зрителей, чем театры пытаются привлечь новую аудиторию и как артисты вспоминали легендарную группу «Бакпосев», — об этом в материале «БИЗНЕС Online».
Со спектакля-променада «Пешеходы» начался 90-й сезон Казанского ТЮЗа. Это пешая прогулка в компании ведущих актеров театра
«Если тебе интересен этот город — welcome»
«Он ценен тем, что про Казань. Если тебе интересен этот город — welcome», — говорит о своем новом проекте главный режиссер Казанского ТЮЗа Радион Букаев, продолжающий этим летом осваивать не театральные пространства. Букаев уже поставил моноспектакль «Счастливая Шарлотта» для Елены Калагановой, который играют в одном из баров в центре столицы РТ, а теперь взялся за «прогулку-импровизацию», как сказано в аннотации к «Пешеходам». «Мы живем в такое время, когда репертуар театра должен обладать многофункциональным и многослойным предложением, — продолжает Букаев в разговоре с журналистами. — Потому что кому-то нравится одно, а кому-то — другое. Театр не может расширить аудиторию в силу 260 мест [количество зрительских кресел в зале ТЮЗа]. Мы пытаемся находить новые способы коммуникации со зрителями».
Премьера «Пешеходов» оказалась приурочена ко Дню города и открывает юбилейный 90-й сезон Театра юного зрителя в Казани. Это пешая прогулка в компании ведущих актеров театра, заслуженных артистов РТ Алексея Зильбера и Павла Густова. Они на протяжении часа с небольшим гуляют со зрителями по незапланированному маршруту в центре города и рассказывают истории из своей жизни, связанные с тем или иным местом.
Действительно, все, что происходит во время спектакля, — это полная импровизация. Но есть определенные заданные правила игры. За несколько месяцев до премьеры у аудитории театра поинтересовались: истории на какие темы им было бы интересно услышать? В результате было отобрано 20 самых увлекательных: любовь, дружба, дети, кино, фобии, потери и многое другое.
Прогулка-импровизация
«Мама всегда хотела, чтобы я играл на фортепиано»
Прогулка-импровизация началась в фойе ТЮЗа. Густов пообщался с гостями и объяснил некоторые правила, после чего протянул зрителям шляпу, где на маленьких листочках были написаны те самые темы. Кто-то вытянул бумажку со словом «музыка». Тема, уже однажды выбранная зрителем для спектакля, не повторяется больше (означает ли это, что «Пешеходов» покажут не более 20 раз?).
Густов помог разобраться зрителям с наушниками, благодаря которым во время прогулки можно без особых усилий слышать все, что говорят актеры. После чего предложил гостям пройти к зрительному залу, около него ждал Зильбер. Здесь готовили декорации к спектаклю «Пигмалион». После этого зрители необычным для публики путем прошли ко входу в здание. На крыльце даже довелось встретить главных героев постановки по Бернарду Шоу.
В начале прогулки Зильбер начал говорить о том, как он познакомился с музыкой: «Мама всегда хотела, чтобы я играл на фортепиано. Но, когда меня спросили, на чем я хочу играть, то выбрал гитару». Он делился своим подростковым опытом создания музыкальной группы с близкими друзьями: Равилем Сафиным, Игорем Карапетяном… «Мы пришли в молодежный клуб „Вахитовец“ Вахитовского района и стали там репетировать, — вспоминает Зильбер. — Даже названия группы не было. И мы на вопрос „Ну а как звать вас?“ в секунду родили название — группа „Кремль“. Название было таким, наверное, потому что все мы жили в центре. Я ходил в 39-ю школу, и все жили рядом — улицы Баумана, Ленина. А клуб был открыт для всех. Там были длинные скамейки в предбаннике, и зимой там сидели гопники. И вот последние в день репетиции подходят и спрашивают: „Это вы, что ли, группа „Кремль“?». Тут Зильбер со смехом рассказывает, что в этот момент понял, что совершил вместе с товарищами непоправимую ошибку: «В конце 80-х был мощный рассвет группировок. Мы были в зоне группировки „Рабочий квартал“, а „Кремлевские“ были их заклятыми врагами. Поняли, что срочно надо менять название».
Актеры провели гостей через обсерваторию КФУ к главному зданию университета и известной казанцам «сковородке». У каждого из артистов оказалось множество воспоминаний, связанных с этим местом
У Густова тоже была своя история из детства про музыку: «Мама хотела, чтобы я играл музыку на пианино. А мне нравился только стул крутящийся. Играть я не хотел, а только на стуле крутиться».
Актеры провели гостей через обсерваторию КФУ к главному зданию университета и известной казанцам «сковородке». У каждого из артистов оказалось множество воспоминаний, связанных с этим местом. Зильбер также вспомнил о своей тете, которая любила слушать The Beatles, но постоянно напевала «Ласковый май». В середине пути артисты устроили небольшую музыкальную паузу, и у всех зрителей в наушниках заиграла песня группы «Мираж» «Музыка нас связала».
Во время импровизированного «антракта» Зильбер и Густов предложили зрителям задавать им вопросы, касающиеся тематики спектакля. Чем различаются «Казань и музыка» 80-х или 90-х от дня сегодняшнего? «Если в 80-е это было тайным сообществом, то в 90-е стало расцветать». — ответил Густов и привел пример — некогда известную панк-команду «Бакпосев». Как вы относитесь к джазу? «Я люблю. Но не могу сказать, что все понимаю. Андрей Руденко, Володя Чигарев…» — сказал Зильбер.
Артисты провели зрителей по Кремлевской, далее через Баумана мы вернулись обратно к театру, расположенному на улице Островского. В конце променада публику завели во внутренний двор ТЮЗа, показали окна гримерок актеров и место, где хранятся декорации для спектаклей.
В конце всем желающим предложили остаться для обсуждения нового спектакля
«То, что вы наблюдаете, — профессиональный подвиг»
В конце всем желающим предложили остаться для обсуждения нового спектакля. «Какова роль режиссера?» — спросил один из журналистов. «Идея — режиссер, целиком и полностью — Радион Тимурович». — ответили Густов и Зильбер. «Нигде не написано, как делать спектакль-променад, но мы пытаемся, — подхватил уже сам Букаев. — А еще ведь сложно объяснить это (идею/задумку) артисту, который привык гримироваться, и ему выносили костюм на сцену. И то, что вы наблюдаете, — профессиональный подвиг. Тот текст, который ребята говорили, они прожили сами, никто его не писал». По словам режиссера, он, проведший в Казани детство и юность, «каждый раз с трепетом ждет новой темы». «В идеале я бы хотел, конечно, чтобы все поработали в такой форме, но, увы, как и везде, не во всех театрах есть такая возможность, ибо нет таких актеров», — заметил Букаев.
«О некоторых темах Паша мне даже не говорил. Даже не думаю о некоторых, не хочу. Я не знаю, что буду говорить на тему „Потери“, к примеру, я буду думать в эту же секунду, что говорить. Мы стараемся, так и происходит — это импровизация». — пояснил Зильбер.
Актеры подтвердили, что, даже когда репетировали спектакль, ни разу не повторили его внутреннее содержание. Кстати, один его показ может собрать не более 25 человек, большее число людей трудно вести за собой, одновременно контролируя происходящее. Букаев отметил, что на ближайшие показы билеты уже распроданы.
«Даже туристы могут оказаться близкими нам по духу, возрасту. Если будут туристы — подстроимся, расскажем». — резюмировал Зильбер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.