Сомнений в том, что завтра Путин приедет на КАМАЗ, уже нет: пресс-служба российского правительства сообщила, что премьер проведет в Набережных Челнах совещание, на котором будут приняты решения о мерах по поддержке автопроизводителей. Напомним, ранее СМИ сообщали, что совещание пройдет в Тольятти на АвтоВАЗе. Но уже вчера сомнений в возможности визита Путина в Татарстан было немного: в Казанском кремле прошла встреча президента РТ Минтимера Шаймиева с главой "Ростехнологий", председателем совета директоров КАМАЗа Сергеем Чемезовым, предваряющая приезд российского премьера.  

АВТОПРОМУ НУЖНЫ ДЕШЕВЫЕ ДЕНЬГИ

Логика в проведении совещания в Челнах есть: во-первых, ситуация на КАМАЗе наиболее острая по сравнению с другими автозаводами РФ. Во-вторых, проблемы автопроизводителей, по традиции, обсуждаются российским правительством на разных предприятиях – так, в мае Путин приезжал в Елабугу, там проблемы автопрома обсуждались на территории Sollers (бывшее "Северсталь-авто"). В-третьих, совещание на АвтоВАЗе в самом начале кризиса уже проводил вице-премьер Игорь Сечин – там автозаводы обратились к нему с просьбой выделить льготные кредиты. 

О чем автозаводы будут просить российское правительство на этот раз? У них две основные просьбы к премьеру: срочно принять меры по стимулированию спроса и дать денег на льготных условиях, выяснили "Ведомости".

АвтоВАЗу помимо финансирования инвестпрограммы сейчас нужно около 26 млрд. рублей - на оборотный капитал, расчеты с поставщиками и рефинансирование кредитов. Условия кредитования в госбанках его не устраивают: 16-18% - слишком высокая ставка, считают на АвтоВАЗе. Кредиты дороже ставки рефинансирования (13%) АвтоВАЗу не помогут. Завод подавал в ВЭБ заявку на $1 млрд., но решения нет.

АвтоВАЗ намерен просить Путина о прямом субсидировании из бюджета покупателей легковых авто, предлагая компенсировать покупателям легковых машин, в том числе собираемых в России иномарок, отвечающих экологическим нормам "Евро-3" и выше, около $1000.

КАМАЗ, ГАЗ, Sollers просят поддержки лизинга. Он почти умер, ставки, по данным автоконцернов, выросли с 16% до 25-30%. "Мы предлагаем, чтобы государство выдавало уполномоченным лизинговым компаниям кредиты на льготных условиях", — говорит представитель Sollers. Таким образом, для покупателей ставка будет субсидирована на 2/3, добавляет Матвеева. Общий объем кредитов лизинговым компаниям должен быть не менее 15 млрд. рублей, считают на КАМАЗе.

Необходимо упорядочить и систему госзакупок автотранспорта, считает представитель Sollers: "Мы будем предлагать увеличить авансирование при госзакупках с нынешних 30% хотя бы до 50% и централизовать госзакупки".

НА ЧТО НАДЕЕТСЯ КАМАЗ В 2009 ГОДУ

Несмотря на кризис, КАМАЗ рассчитывает продать в 2009 году всего на 2% меньше грузовиков, чем в нынешнем, сообщает "Коммерсантъ". Вчера прошел совет директоров КАМАЗа, который утвердил бизнес-план предприятия на 2009 год. Завод намерен продать в 2009 году 47 тыс. грузовиков, из которых 11 тыс. уйдет на экспорт. В этом году, по словам вице-президента КАМАЗа Ахата Урманова, завод рассчитывает продать "около 48 тыс. грузовиков, из которых на экспорт пойдут те же 11 тыс.". Таким образом, в 2009 году КАМАЗ надеется снизить продажи всего на 2%. В то же время завод сообщил, что вновь принял решение остановить конвейер - на этот раз на месяц.

На самом КАМАЗе прогнозов на тему того, как будет вести себя рынок тяжелых грузовиков в 2009 году, пока нет. Но источники на КАМАЗе уточняют, что принятый вчера бизнес-план теоретически может быть пересмотрен вслед за ситуацией на рынке.

БИЗНЕС Online