«Большой вызов для нас — нехватка квалифицированных кадров в рабочей сфере», — вновь и вновь кричит КАМАЗ. Впрочем, о проблеме кадрового голода говорили не только от лица автогиганта, каждый участник стратегической сессии предпринимателей Челнов озвучил, что проблема никуда не уходит. В этот раз, проведя дискуссию, каждый предложил свой выход из ситуации. О том, где найти кадры, какие преференции нужны транспортникам и где достать льготы для промпарков, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
В челнинском IT-парке народ собирался уже с утра
«Когда узнали, что мэр не приедет, многие из приглашенных VIP'ов развернулись и уехали»
Впервые в Набережных Челнах традиционный съезд предпринимателей ИННОКАМ прошел в совершенно другом формате. В последний раз мероприятие, которое ранее проводилось раз в два года, проходило в 2019-м. В 2021-м его провести не удалось из-за пандемии коронавируса, а через год исполнительный комитет автограда решил объединиться с коммерческой структурой «Форд Диалог» и совместно провести событие, которое назвали стратегической сессией предпринимателей.
В челнинском IT-парке народ собирался уже с утра. На кофе-брейке можно было встретить попивающего чай генерального директора «Домкора» Мунира Гайнуллова и гендиректора КБК им. Титова Андрея Фомичева. В числе приглашенных были и другие серьезные гости — председатель совета директоров ЗАО «ТАТПРОФ» Сергей Рачков, гендиректор АО «Агросила» Светлана Барсукова, генеральный директор АО «Челны-хлеб» Рафаэль Юнусов, владелец ООО «Акульчев» Сергей Акульчев, генеральный директор АО «Эссен Продакшн АГ» Леонид Барышев и др. Некоторые оказались слишком заняты и прислали в IT-парк своих представителей. Возможно, поводом для «прогула» стало то, что мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев, который был заявлен в качестве спикера, вынужден был уехать на открытие криогенной АЗС «Газпрома» (как говорят, спецзадание поступило из казанского Кремля).
«Когда узнали, что мэр не приедет, многие из приглашенных VIP'ов развернулись и уехали», — рассказал по секрету «БИЗНЕС Online» один из участников. По этой или какой-то другой причине мероприятие до его начала покинул, например, Гайнуллов.
Впрочем, было ли так важно присутствие первых лиц? Организаторы уверены, что главное, чтобы проблемы были услышаны и впоследствии решены. Цель этого мероприятия — выслушать, что у кого болит, предложить пути решения, а итогом станет резолюция, пункты которой будут внедрены в жизнь. Если три года назад в съезде участвовали аж 600 предпринимателей, в этом году их количество урезали до 78. Позвали, впрочем, именно тех, кто сильнее всего пострадал от кризиса.
Сессия, как и съезд предпринимателей, была разделена на 6 круглых столов по отраслям: крупные промышленные предприятия, предприятия пищевой отрасли, строительные предприятия, транспортные компании, промышленные парки и бюджетные учреждения.
В первом блоке сессии обсуждались позитивные моменты в отраслях — как правило, каждый представитель стола говорил лично о своих успехах
«Есть хорошие квалифицированные кадры. Но они говорят: «Мы хотим больших денег»
«Стратегическая сессия — это демократичное мероприятие, где мы все должны друг с другом поговорить, посмотреть, научиться и дальше идти вперед с учетом всех реалий, которые происходят сейчас у нас в стране и мире», — объяснил перед началом руководитель исполкома города Фарид Салахов.
В первом блоке сессии обсуждались позитивных моменты в отраслях — как правило, каждый представитель стола говорил лично о своих успехах. Второй блок — проблемы. Первым о них спросили директора компании «СтройТраст» Раиля Минегалиева. Обсудив со своим столом, команда собрала самые острые вопросы отрасли. Отсутствие рабочих кадров — вот первое, что волнует сейчас сферу строительства.
«Самый главный ресурс на стройке — это люди. Сюда затащить иногородних, иностранцев сложнее, а своих ресурсов внутри не хватает. Из этого выходит несколько типов вопросов. Это обучение. Есть практика, что мы под себя растим и обучаем специалистов. Второй вопрос — удержать их. Мы задеваем вопрос престижности строительной профессии. На сегодняшний день рабочие, которые работают руками, зарабатывают больше, чем те же самые управленцы. Но опять же не хватает профессионалов. Категория возрастная выпадает потихонечку, молодежь не сильно заходит, несмотря на то что деньги хорошие», — отметил он.
Вторую проблему он обрисовал по части IT — это отсутствие программного обеспечения для полного контроля всего цикла строительного подхода. «Если у девелоперов, заказчиков есть какие-то программы, которыми они могут контролировать продажи, графики работ, СМР, то у нас, как у генподрядчиков, слишком большая совокупность элементов, входящих и выходящих информационных потоков, где нам нужно как-то все это резюмировать. Потому что текущее состояние говорит о том, что адаптироваться нужно очень быстро», — добавил Минегалиев.
От стола бюджетных организаций выступил Евгений Никонов из русского драматического театра «Мастеровые». Он поддержал предыдущего спикера и начал свое выступление с того, что кадры — основная проблема абсолютно у всех.
«Очень много новых продуктов внедряем, но кадров, которые умеют с этими продуктами работать, на данный момент, пока или нет, или их очень трудно найти. Сейчас большое количество студентов, которые оканчивают профильные вузы, покидают свою специальность. Учителя не хотят быть учителями, уезжают в другие крупные города. Потому что это не так престижно. Не так популярно, и они себя в этой сфере деятельности не видят, потому что понимают, что это бюджет. Есть хорошие квалифицированные кадры. Они готовы прийти работать. Но они говорят: „Мы хотим больших денег“. Поэтому вторая трудность в бюджетной сфере — это финансы. Где-то в чем-то можем позволить себе специалиста, но он просит хороших средств, которых у учреждения, как правило, нет», — сказал он.
Еще одна проблема — безопасность. Никонов уверен, что не всегда бюджетные учреждения могут себе позволить современные системы безопасности — взять даже пропускную систему со входом с помощью карточки. «Если появляются решения, мы не можем их просто ввести, потому что для образовательного учреждения, медицинских учреждений нет скидок, льгот для приобретения», — добавил он и тут же привел в пример и рекламу, которая не по карману бюджетникам.
«К примеру, когда мы запрашивали рекламу у 2ГИС, есть ли для бюджетного учреждения скидки? Понимаете, рекламировать сейчас образование, культуру, медицину, я считаю, — это одно из самых важных. На данный момент у нас очень хорошо рекламируются алкомаркеты. Но при этом образование практически не рекламируется. Кстати, все иностранные компании — Microsoft, ряд еще других — делают скидки для образовательных учреждений! Даже для другой страны… Хотелось бы, чтобы такая поддержка была от нашего отечественного производителя», — сказал Никонов.
Проблемы транспортных компаний озвучил гендиректор компании «Далини» Руслан Нигматулин. И первое — это обслуживание текущего парка и обновление парка
КАМАЗ: «Большой вызов для нас — нехватка квалифицированных кадров в рабочей сфере»
Представитель пищевой отрасли, директор по IT «Челны-Бройлер» Артем Котлов также отметил проблему программного обеспечения — к сожалению, сказал он, на все нужна лицензия, а заместить ее на текущий момент не удается. Второе — избыточное требование регулятора. «Каждый из нас сталкивается с тем или иным способом контроля. У нас как у производителей — система отслеживания. „Честный знак“, „Сатурн“: эти системы фактически одновременно упали на нас как сельхозпроизводителей! Нет готовых решений, это в корне неправильно», — пожаловался он.
Следующая проблема — поставка запасных частей. «У многих из нас осталось оборудование западного производства. Многие компании ушли из России, но его надо обслуживать», — добавил Котлов. Добавив к выступлению коллег, что есть текучка кадров из маленьких населенных пунктов в большие города. «Мы страдаем из-за концентрации людей в крупных городах», — обозначил он. Последними проблемами он назвал отсутствие гибких систем субсидирования и отсутствие цифровых навыков у персонала.
Проблемы транспортных компаний озвучил гендиректор компании «Далини» Руслан Нигматулин. И первое — это обслуживание текущего парка и обновление парка. «[Необходимо], чтобы у нас был выбор, что покупать», — объяснил он. Еще одна проблема — конкуренция со странами СНГ. Для водителей Нигматулин хотел бы поднять престиж профессии водителя. «Чтобы у них, как в IT-отрасли, были какие-то преференции. Например, сниженная ипотека», — заключил он.
От промпарков выступил директор ГК «Август» Игорь Сидоренко. Говоря о челнинских промпарках, он отметил отсутствие мер поддержки. Задача — их вернуть. Плюс их волнует развитие станкостроения. Помимо кадровых вопросов, их еще беспокоит вопрос создания федеральной поддержки импортозамещения именно по вопросу НИОКР. И расширения промпарков.
Лариса Зубрилова, гендиректор ООО «Центр обслуживания бизнеса» группы компаний КАМАЗ, отметила, что промышленные предприятия сталкиваются с дорогим сырьем. «Мы хотели бы, чтобы в таможенной политике было больше для отечественных производителей в части растаможки, поставок или отправок нашего продукта заграницу. Мы считаем, что большой вызов для нас — нехватка квалифицированных кадров в рабочей сфере. И говорим о том, что для этого нужны будут более обогащенные программы образовательные, также инфраструктура в части логистики доставки людей из сельской местности и инфраструктура в части проживания людей у нас. Импортозамещение — это тоже наш вызов, и в этой части можно добавить, что нужен параллельный импорт. Он недостаточно пока сегодня развит. И добавить к этому то, что есть ограничения по доступности кредитных средств», — добавила она.
В третьем блоке сами же предприниматели должны были предложить решения своих проблем
Какие решения своих проблем нашли участники стратегической сессии
В третьем блоке сами же предприниматели должны были предложить решения своих проблем. Что предложили участники?
Пищевая промышленность:
- Необходимо привлечь крупных интеграторов и дополнительную поддержку со стороны государства по субсидированию проектов.
- Переход на собственные разработки.
- Предварительное апробирование каждого решения самим регулятором и уже поставка готового решения, помощь в закупках. Готовых поставщиков с готовыми решениями и дополнительное финансирование.
- По поставке запчастей к оборудованию: в качестве решения предлагается использование аддитивных технологий. Создать базы наподобие IT-парка, где было бы готовые специалисты, которые принимали такие заказы, либо обучать и поддерживать производителя.
- Для избавления от кадрового голода на базе крупных игроков планируется организовать ресурсные базы для всего региона с государственной поддержкой, субсидированием расходов на общежития, стипендии, гранты, расходы на преподавательскую базу. Обязательно с софинансированием от игрока.
Транспортные компании:
- Обеспечить водителям льготные кредиты, ипотеку.
- Внедрить учебные промкомбинаты.
- Применять отсрочку от армии.
- Снизить цены на ГСМ.
- Субсидировать лизинговые проценты для обновления автопарка.
Строительные компании:
- Объединяться для корректировки учебных программ, единых технических решений, программных продуктов.
Промышленные парки:
- Активнее включать Челны в программу мер поддержки.
- Разработать большую программу по привлечению кадров на уровне республики, Челнов или Камской агломерации.
- Дать льготы для предприятий, инвестирующих в производство импортозамещающей продукции.
Промышленные производства:
- Госрегулирование цен на металл для внутреннего и внешнего рынка.
- Создавать в городе инфраструктуру для привлечения кадров из других регионов.
- Внедрять новые образовательные программы, где будут принимать участие работодатели.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.