Большей части автошкол в России придется закрыться уже к концу года, а у тех немногих, что останутся, подскочат цены. Таков прогноз участников рынка. Бизнес стал нерентабельным из-за резкого подорожания машин. Клиентов все меньше. В Татарстане набор на категорию B снизился на 25%. Как выяснило наше издание, в местных школах считают, что бить тревогу пока рано, но указывают на неизбежное повышение стоимости обучения до 40–45 тыс. рублей.
В начале июля об угрозе массового закрытия автошкол заявил союз автошкол Москвы. Все идет к тому, что через три года курсантов просто «не на чем будет учить»
Когда водительское удостоверение не особо нужно
Об угрозе массового закрытия автошкол союз автошкол Москвы заявил еще в июле. Все идет к тому, что через три года курсантов просто не на чем будет учить, предостерег тогда председатель правления организации Александр Ачкасов. Проблема в том, что автомобили и их обслуживание серьезно подорожали. Машина, которая раньше стоила 600–700 тыс. рублей, сейчас продается за 2 млн, отметил он в беседе с радиостанцией «Говорит Москва» и добавил, что у автошкол уже начинаются проблемы при прохождении техобслуживания.
С тех пор цены на авто только выросли. Самая популярная машина на российском рынке — LADA Granta — с начала года подорожала на 13,3%, подсчитал «Автостат». Агентство сравнивало минимальную рекомендованную розничную цену (РРЦ) по состоянию на 1 января и на 19 августа 2022-го. Выяснилось, что LADA Vesta выросла в цене на 30% до 1 млн 121 тыс. рублей, KIA Rio — на 41,4% до 1 млн 434 тыс., Hyndai Solaris — на 45,2% до 1 млн 408 тыс., Volkswagen Polo — на 51,6% до 1 млн 620 тыс. рублей. Речь идет о минимальных ценах, которые обычный покупатель вряд ли встретит в дилерском центре, только если очень повезет. На вторичном рынке, по данным того же «Автостата», к концу первого полугодия средние цены на автомобили с пробегом достигли отметки 1,2 млн рублей, что на 61% больше, чем годом ранее. В самом востребованном сегменте «до 7 лет» средняя цена составила 2,2 млн рублей (плюс 51%).
Словом, автошколы столкнутся не только с взлетевшими до небес ценниками, но и с отсутствием транспортных средств из-за ухода иностранных производителей. Вся надежда на отечественный автопром, но и тут поляну уже занимают. На прошлой неделе стало известно, что сервис «Яндекс.Такси» запросил у АвтоВАЗа 50 тыс. автомобилей LADA Vesta. Для понимания: за весь прошлый год тольяттинский автозавод передал покупателям 113 698 штук. Также «Яндекс» просил о поставках для лизинговых компаний китайских производителей BAIC Group и Chery.
Большей части автошкол в России придется закрыться уже к концу этого года, заявила на днях президент национального союза ассоциаций автошкол (НСА) Елена Зайцева. По ее словам, этой весной число желающих получить права сократилось на 50% по сравнению с доковидными временами. «Машины подорожали, комплектующие к ним тоже. Автомобили стали менее доступными для людей, а значит, и водительское удостоверение не особо нужно», — сказала Зайцева в беседе с «Известиями». Прогноз у нее мрачный: в автошколах будут лишь стенды с симуляторами, а на плаву останутся только те, у кого в собственности помещения и есть госконтракты. При этом стоимость обучения в любом случае вырастет, прогнозирует собеседница. По оценке Ачкасова, за последние 10 лет число учеников автошкол упало с 5 млн до 2,5 млн в год.
Достоверных данных о числе закрывшихся автошкол пока нет. Не исключено, что игроки рынка намеренно сгущают краски, чтобы на них обратили внимание. Таким образом, например, в июле поступили кинотеатры. Тем не менее тенденция настораживает.
Большей части автошкол в России придется закрыться уже к концу года, а у тех немногих, что останутся, подскочат цены. Таков прогноз участников рынка
В Татарстане все пока не так страшно
Опрос местных игроков, который провел «БИЗНЕС Online», показал, что в Татарстане панических настроений нет. Высокая цена новых автомобилей и обслуживания вряд ли приведет к закрытию автошкол, но срок эксплуатации действующих транспортных средств вырастет, оптимистично настроена исполнительный директор федерации автошкол Татарстана (объединяет 58 школ республики) Елена Витюгова. По ее словам, с учетом того что, как правило, машины принадлежат самим инструкторам, затраты будут бить в первую очередь по их карманам и, скорее всего, они не будут покупать иномарки. Она указала, самая больная проблема не покупка новых автомобилей, а упавший набор курсантов. В январе – августе автошколы РТ набрали на 25% меньше учеников на категорию B, чем за аналогичный период прошлого года. «На это влияет общее финансовое положение: из-за того что автомобиль подорожал, не все начинающие водители видят возможность в ближайшее время его приобрести», — предполагает собеседница газеты. Витюгова также обратила внимание на то, что стоимость обучения в РТ (и особенно в Казани) остается довольно низкой и почти не изменилась с прошлого года. «А расходы растут, и это серьезный момент, который сказывается на финансовом состоянии автошкол», — подчеркнула она.
Содержание автомобиля подорожало, подтвердила в беседе с «БИЗНЕС Online» заместитель гендиректора автошколы «Альбатрос» Алина Осипова. Судя по данным на официальном сайте, сейчас у «Альбатроса» 20 филиалов в Казани. По словам Осиповой, если раньше замена моторного масла на Renault Sandero обходилась в 2,7 тыс. рублей, то теперь придется выложить минимум 3,5 тысячи. Прибавляем подорожавший страховой полис. Некогда считавшаяся бюджетной LADA Granta в хорошей комплектации теперь стоит не 700 тыс., а примерно 1 млн рублей. Вариант поднять цену на обучение ничего хорошего не сулит, уверена Осипова: «Люди начнут искать, где можно выучиться дешевле, а вопросом качества знаний задаваться не будут».
Машины принадлежат самим инструкторам, затраты будут бить в первую очередь по их карманам, и, скорее всего, они не будут покупать иномарки
Тревожные звоночки
По словам Осиповой, на фоне нынешнего кризиса компании пришлось отложить запланированное обновление компьютеров для обучения, тренажеров и манекенов. На качестве обучения это не сказалось, убеждает представитель «Альбатроса». По ее мнению, на фоне предстоящих проблем будут вынуждены закрываться конкуренты со слабой материально-технической базой. И первые звоночки уже есть. Две маленькие местные автошколы выставили свой бизнес на продажу, рассказала Осипова, но не стала уточнять, о каких компаниях идет речь.
На сайте Avito корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось обнаружить свежее объявление о продаже автошколы «Старк», расположенной в бизнес-центре на проспекте Хусаина Ямашева. «Имеется сайт, с которого идут активно записи… Имеются набранные группы, а также открыт набор новых групп», — пишет автор объявления. Уточняется, что продается автошкола «в связи с отъездом». Цена — 670 тыс. рублей. Согласно данным из базы «Контур.Фокус», автошкола была создана в июне 2019-го, а прошлый год закончила с чистым убытком в 185 тыс. рублей. При этом 12 сентября в сообществе школы во «ВКонтакте» появилось объявление о наборе в группу на категорию B. Представитель автошколы прочитал сообщение от корреспондента «БИЗНЕС Online» в мессенджере, но на вопросы не ответил.
Недавно была выставлена на продажу еще одна действующая автошкола с двумя учебными классами в Вахитовском и Московском районах Казани. Отмечается, что она «успешно работает на протяжении 6 лет». Цена — 1,5 млн рублей. В переписке с корреспондентом представитель продавца уточнил: собственник решил продать бизнес в связи с тем, что переключил внимание на новое направление. Название продаваемой автошколы он не уточнил. Оба объявления появились в конце августа. Свежие объявления о продаже автошкол можно найти, например, в Ульяновске и Уфе.
По словам Осиповой, если раньше замена моторного масла на Renault Sandero обходилась в 2,7 тыс. рублей, то теперь придется выложить минимум 3,5 тысячи
Бизнес становится нерентабельным и из-за затратной аренды автодрома и помещений, объяснила Осипова. «За работу инструктору надо платить. Притом ему не заплатишь 3 копейки, потому что он скажет: „Я работать за 3 копейки не буду и гробить машину не дам“. Они хотят хорошую зарплату. Получается замкнутый круг — все хотят денег, а денег нет. Поэтому кто-то выходит на тот уровень, что готов продать свой бизнес», — резюмировала она.
Директор казанской автошколы «Тесла» Максим Никитин не считает, что дело идет к тотальному закрытию. Ресурсов, по его мнению, может не хватать тем компаниям, которые сильно демпингуют. Стоимость обучения на водительские права надо повышать, уверен Никитин. «Мы давно уже за это боремся, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Осенью прошлого года многие автошколы сказали, что не могут больше так работать и поднимают стоимость обучения. Но пришлось вернуть все обратно, потому что конкурировать с недобросовестными демпингующими компаниями просто невозможно. Повышение стоимости — это же адекватно. Например, человек пошел в фитнес-клуб заниматься с тренером, который просто рядом стоит и консультирует, как правильно заниматься, и за одно занятие отдает от тысячи рублей. В автошколе с инструктором почти то же самое, только ты еще на его машине, которая сейчас стоит не меньше миллиона рублей. А еще автомобилю нужен бензин, запчасти, открытая страховка (от 30 тысяч рублей в год и выше). Если пересчитать 56 часов вождения, получается, что один час с инструктором обходится в 300 рублей. А у недобросовестных автошкол — 100 рублей». По словам Никитина, оптимальная цена обучения — минимум 35 тыс. рублей.
Для его коллеги, гендиректора автошколы «Драйв» Вадима Хафизова, приемлемая цена — 40–45 тыс. рублей. По словам предпринимателя, загадывать и прогнозировать массовое закрытие автошкол пока рано: должен пройти как минимум год, чтобы оценить положение дел. При этом предприниматель не сомневается, что спрос на услуги сократится из-за того, что не все смогут позволить себе личное авто, в том числе инструкторы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.