«Ноу-хау будет заключаться в том, что мы локализуем те технологические решения, которые существуют в мировой практике в этой комплектации», — заявил глава АвтоВАЗа Максим Соколов. На совещании по развитию автопрома в Совете Федерации он обещал вернуть в следующем году в машины ABS, попросил миллиарды господдержки и предложил тратить маткапитал на покупку отечественных машин. При этом замглавы минпромторга РФ Альберт Каримов констатировал падение продаж и производства. О том, как чувствует себя автомобильная отрасль в России, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Объем продаж автомобилей с января по август составил порядка 500 тысяч штук. Это на 57 процентов меньше аналогичных показателей прошлого года»
Производство и продажи автомобилей упали на 60%
«Объем продаж автомобилей с января по август составил порядка 500 тысяч штук. Это на 57 процентов меньше аналогичных показателей прошлого года. Наибольшее падение наблюдается в секторе легковых автомобилей — свыше 60 процентов. Именно этот сектор требует особого внимания», — заявил сегодня замминистра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов на совещании в Совете Федерации, посвященном развитию автопрома. По его словам, сектор автобусов пострадал в меньшей степени, падение там составило всего 1,5%. Наиболее критическим месяцем, по информации заместителя министра, стал май. В августе продажи по отношению к июлю, напротив, возросли более чем на 20%.
Динамика производства в последние месяцы тоже не радует. Так, по данным минпромторга, с января по август 2022-го в стране произвели более 420 тыс. автомобилей — это на 60% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем производства легковых автомобилей упал на 64% (321 тыс. машин). Вместе с тем на четверть сократились инвестиции в основной капитал — до 30 млрд рублей. Однако численность сотрудников в автопроме, по словам Каримова, удается сдерживать на уровне прошлого года — около 280 тыс. человек.
Замминистра заверил, что правительство страны уже разработало программу поддержки промышленности, в которой также прописано дофинансирование фонда развития промышленности на сумму порядка 30 млрд рублей. Автопром же, по мнению Каримова, должен с опорой на полученную помощь решить две главные задачи: удовлетворить спрос на российском рынке и обеспечить технологический суверенитет.
АвтоВАЗ на фоне санкционного давления долго оставался в простое, однако с июня возобновил выпуск автомобилей Granta и Niva, а с августа также готов предложить LADA Travel
«К сегодняшнему дню уже вернули подушку безопасности»
Однако подобная формулировка вызвала множество вопросов. Председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов уточнил сумму долгов АвтоВАЗа. «107 миллиардов», — прошептал глава компании Максим Соколов, сидящий рядом с Каримовым. «Мы все услышали. Сколько автомобилей необходимо выпускать, чтобы была точка безубыточности? — вновь спросил Кутепов. — За последние несколько лет государство выделяет масштабные инвестиции на поддержку автопрома, и мы до сих пор не видим четкой программы. Какие модели будут новые? Что дальше? Что мы будем делать, чтобы на плаву предприятие оставалось? Все время ходить и просить деньги не очень правильно».
Соколов напомнил, что АвтоВАЗ на фоне санкционного давления долго оставался в простое, однако с июня возобновил выпуск автомобилей Granta и Niva, а с августа также готов предложить LADA Travel. В итоге удалось выпустить 18 тыс. машин, что всего на 7% меньше показателей августа прошлого года. Однако экономика предприятия изменилась колоссально. «Разрушились цепочки поставок, логистика и стоимость комплекта компонентов возросли. Глобальные производители из недружественных стран — Европы и Америки — прекратили поставки даже за пределами санкционного списка из идеологических соображений. Сейчас контролируется ежедневно поставка от 100 до 300 наименований комплектов. То есть, несмотря на почти восстановленные объемы выпуска продукции, определенные модели постоянно находятся под угрозой остановки», — честно признался Соколов. Несмотря на это, к следующему году предприятие рассчитывает восстановить производство LADA Vesta, а на рубеже 2022–2023 годов — LADA Largus. Одновременно с этим ведется работа по возобновлению выпуска комплектующих. «К сегодняшнему дню уже вернули кондиционер, магнитолу и подушку безопасности как для водителя, так и для пассажира. Задача следующего года — возврат ABS», — пообещал глава АвтоВАЗа. При этом, по его словам, сейчас завод выпускает все модели с одной коробкой передач и двигателем, тогда как раньше было четыре модификации. Соколов пообещал, что уже в мае 2023 года планируют начать выпуск дополнительно 16-клапанного двигателя. «Такие ключевые факторы современного автомобиля, как автоматическая коробка передач, полный привод, — это возможные, но не быстрые задачи, требующие серьезного финансирования», — отметил Соколов.
Несмотря на трудности, на АвтоВАЗе планируют в ближайшие два-три года создать новые модели. Речь идет о выпуске кроссовера на платформе LADA Vesta и отдельного семейства сегмента B на глобальной платформе. Ранее Соколов говорил, что компания планирует выпустить целое семейство LADA Granta на глобальной платформе CMF-B, а также LADA Vesta — на собственной платформе АвтоВАЗа. Сейчас он уточнил, что в первом случае задача стоит на конец 2024 года, во втором — на конец 2025-го. «Совет директоров поставил перед нами задачу — 2–3 года, это уже амбициозная цель. Набор опций, который появится там, будет полностью соответствовать набору опций и комплектаций, который привычен мировому потребителю. Ноу-хау будет заключаться в том, что мы локализуем те технологические решения, которые существуют в мировой практике в этой комплектации», — пообещал Соколов.
Он также рассказал, что в предыдущей экономической парадигме для безубыточности завод должен был выпускать 250–300 тыс. автомобилей в год. Теперь стоимость компонентов выросла. «С учетом параметров сегодняшнего рынка и мер поддержки на отраслевом и федеральном уровнях мы можем достигнуть точки безубыточности в промежутке 300–400 тысяч автомобилей», — подсчитал Соколов. Он подчеркнул, что для этого необходима серьезная поддержка спроса, в частности программа льготного кредитования. На эти цели, уверен Соколов, надо выделить в 2023 году не менее 20 млрд рублей. «Пока в нулевом чтении сумма около 5 миллиардов рублей», — отметил глава АвтоВАЗа.
На АвтоВАЗе планируют в ближайшие два-три года создать новые модели. Речь идет о выпуске кроссовера на платформе LADA Vesta и отдельного семейства сегмента
«Локализация — это не ноу-хау»
«Честно говоря, локализация — это не ноу-хау. Ноу-хау — это когда мы делаем первыми в мире. То, что мы у себя локализуем то, что делают корейцы, — это не ноу-хау», — поспорил зампредседателя комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов. А зампредседателя комитета Совета Федерации по международным делам Фарит Мухатмешин и вовсе был настроен пессимистично: «Такое впечатление, что мы не выйдем из кризиса. Те параметры, с которыми мы предварительно ознакомились для поддержки автопромышленности России, — это минимально».
Также эксперты опасались, сможет ли АвтоВАЗ конкурировать на рынке. Поэтому необходимо определиться со стратегией: стоит ли поддерживать развитие всех проектов, которые будут конкурировать на свободном рынке или речь идет лишь о поддержке национального производителя АвтоВАЗ? «Мы тут все собрались и пытаемся из вас вытянуть позицию. Мнение министерства какое? Существующее предприятие поддерживать или развивать новые?» — спросил Кутепов Каримова. Замминистра дипломатично ответил, что нужно поддерживать существующие предприятия с учетом их уровня локализации, но при этом дать возможность развиваться новым. «Потому что отсутствие конкуренции приводит к тому, что в тепличных условиях предприятия начинают терять свою конкурентоспособность, в том числе на внешних рынках», — отметил замглавы минпропторга.
Член Совета Федерации Иван Шабанов заявил, что лучше сосредоточиться на популяризации отечественного автопрома. «Наша задача сделать так, чтобы многие граждане, которые раньше не покупали наши автомобили, сегодня приняли решение и впервые купили машину отечественного производителя. Мы до сих пор отправляем в космос ракеты — коробку передач точно сумеем сделать», — надеется он.
Соколов уверен, что продажи отечественных авто вырастут, если в закон о такси включить норму об использовании машин российского производства. Еще одна идея — разрешить тратить маткапитал на покупку отечественных автомобилей. «С одной стороны, это хорошая социальная мера по улучшению материального обеспечения молодых семей. С другой — это будет способствовать сбыту российской продукции», — считает глава АвтоВАЗа.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.