Зельфира Трегулова на этой неделе приезжала в Казань для участия в Kazan Digital Week и встречалась на пресс-конференции в «Татар-информ» с журналистами, где также говорила про «дорожную карту» Зельфира Трегулова на этой неделе приезжала в Казань для участия в Kazan Digital Week и встречалась на пресс-конференции в «Татар-информ» с журналистами, где также говорила о дорожной карте Фото: https://president.tatarstan.ru...

«Очереди стояли почти все три месяца, пока выставка шла»

«Там каждая выставка под 100 миллионов рублей, поэтому двигаемся постепенно», — рассказал «БИЗНЕС Online» собеседник, знакомый с обсуждением дорожной карты дальнейшего развития сотрудничества между Татарстаном и столичной Третьяковской галереей. Ее генеральный директор Зельфира Трегулова на этой неделе приезжала в Казань для участия в Kazan Digital Week и встречалась на пресс-конференции в «Татар-информ» с журналистами, где также говорила о дорожной карте.

Напомним, что еще в 2017 году республика и лично Рустам Минниханов подписали соглашение с Третьяковкой, результатом которого стали выставки «Гений века» и «Передвижники: 1871–1902» из собрания знаменитого столичного музея в Казани. В свою очередь, по словам Трегуловой, в Москву привозили «три блестящие выставки из собрания ГМИИ РТ»: «Сказание о граде Свияжске», коллекцию авангарда в год 100-летия Татарстана и экспозицию Николая Фешина.

«Это интересный тонкий рассказ»: Свияжску отвели два зала в Третьяковке

Хотя главным успехом, судя по всему, все еще остается дебютная выставка в рамках соглашения. «В первом проекте, который мы сделали [„Гений века"], решили объединить коллекцию Третьяковской галереи с блестящим собранием Государственного музея изобразительных искусств РТ, — напомнила Трегулова. — Тем более что часть этих вещей в 20-е годы [прошлого века] находилась в Третьяковской галерее». Причем некоторые пары картин впервые за 100 лет были объединены в одной экспозиции, например «Провинциальный франт» и «Провинциальная франтиха» Михаила Ларионова, одна из них находится в музейном собрании Третьяковки, а другая — в ГМИИ РТ.

По словам Трегуловой, тогда, в 2017-м, Третьяковка на выставке в Казани решила опробовать все свои ноу-хау, включая «тактику, программу, стратегию продвижения проекта». «Рустам Нургалиевич [Минниханов] открывал эту выставку, она называлась „Гений века“ и была посвящена искусству рубежа XIX–XX веков», — напомнила гендир Третьяковки и сообщила, что данная экспозиция «остается моделью взаимодействия центрального столичного музея с регионами».

В столицу Татарстана приехал «Гений века»

«Там была тантамареска с „Царевной-лебедью“ Врубеля — это был заглавный образ выставки, — рассказала Трегулова. — Мы не пожалели действительно одну из главных вещей нашего собрания. Он (Минниханов — прим. ред.) пригласил меня зайти в эту тантамареску, она была объемная, и сфотографироваться с ним. Он сделал селфи и немедленно выложил в „Инстаграм“ *. С „Инстаграмом“ * тогда было все в порядке. На следующий день у нас выстроилась очередь. И очереди стояли почти все три месяца, пока выставка шла». По словам руководителя Третьяковки, эта экспозиция в Казани собрала 75 тыс. зрителей. «До сих пор эта выставка остается самой посещаемой экспозицией центрального музея в регионах», — резюмировала Трегулова.

По словам Трегуловой, тогда, в 2017-м, Третьяковка на выставке в Казани решила опробовать все свои ноу-хау, включая «тактику, программу, стратегию продвижения проекта» По словам Трегуловой, тогда, в 2017-м, Третьяковка на выставке в Казани решила опробовать все свои ноу-хау, включая «тактику, программу, стратегию продвижения проекта» Фото: president.tatarstan.ru

«Мы не конкурируем с Михаилом Борисовичем Пиотровским»

По словам Трегуловой, в рамках нынешнего пятилетнего соглашения с Татарстаном в планах еще один проект, посвященный основателю «Прометея» Булату Галееву. В дальнейшем же Третьяковка хотела бы присутствовать в республике не только в виде экспозиций, но и в рамках образовательных программ, в том числе, что касается цифровизации музейной деятельности, где у галереи и ее генерального директора есть немало успехов.

Впрочем, обещают, что и о традиционной работе музейных пространств забывать не собираются. «Конечно, это должны быть выставки, — говорит Трегулова. — Мы уже закрыли две интересные темы: рубеж XIX–XX веков и передвижников. Надо думать, наверное, про XX век и показывать то, что не так мощно представлено в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана. Или показывать какие-то проекты, которые будут востребованы сегодняшней аудиторией здесь. Может быть, какие-то проекты, в том числе связанные с искусством второй половины XX века и современным искусством. Мы храним лучшее в стране собрание современного отечественного искусства».

Одной из заявленных тем пресс-конференции в столице РТ стало развитие площадей Присутственных мест Казанского кремля, часть из которых должна быть отдана под музейно-выставочное пространство. В связи с этим «БИЗНЕС Online» поинтересовался у гостьи из Москвы: «Не планирует ли Третьяковка открыть в Присутственных местах свой филиал по аналогии с центром „Эрмитаж-Казань“, действующим с 2005 года?»

«Во-первых, у вас есть „Эрмитаж-центр“, мы не конкурируем с Михаилом Борисовичем Пиотровским (гендиректор Эрмитажа — прим. ред.), мы как раз, когда делали свои выставки, делали их на площадке „Эрмитаж-Казань“. И это было сотрудничество трех институций — Третьяковки, музеев Казанского кремля и Эрмитажа», — напомнила Трегулова.

Во-вторых, отметила Трегулова, у музея уже есть три больших филиала во Владивостоке, Самаре и Калининграде, причем на двух объектах идут активные строительные работы, они готовятся к открытию в 2023 и 2024 годах. «Когда мне уже предлагали Самару, я сказала тогдашнему министру культуры Владимиру Ростиславовичу Мединскому: „Боливар не выдержит двоих, а вы мне предлагаете третью институцию“, — рассказала гендиректор Третьяковки. — Но не взять было нельзя, иначе это здание погибло бы, я понимаю, что это стоило тех усилий».

Поэтому, по словам московской гостьи, открывать филиал галереи в Казани она не планирует. «А то, что мне очень нравится пространство в помещении бывших Присутственных мест и его надо наполнять жизнью и масштабными амбициозными проектами, — это совершенно точно, — добавила Трегулова. — Я в первую очередь рассматриваю именно Присутственные места как возможную площадку для наших будущих и следующих проектов».

«У Третьяковки есть ряд успешных выставок, которые были продуманы очень хорошо с точки зрения дизайна, из последних это Врубель, который там выставлялся в начале года» «У Третьяковки есть ряд успешных выставок, которые были продуманы очень хорошо с точки зрения дизайна, из последних это Врубель, который там выставлялся в начале года» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Экспансия центральных музеев в регионы»

А вот что думают о перспективах сотрудничества Третьяковской галереи с Татарстаном эксперты «БИЗНЕС Online».

«Зельфира Исмагиловна [Трегулова] была на нескольких наших  экспозициях, и мы говорили о том, что уже несколько лет хотим создать проект, посвященный творчеству Булата Махмудовича Галеева, основателя „Прометея“, — напомнила нашему корреспонденту директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева. — Конечно, площадка Галереи современного искусства очень подходит для этого проекта. Можно сделать такой современный контент с мультимедиа, как и мечтал сам Галеев. Мне кажется, это самый такой реальный проект. Взгляд одного из известнейших ученых, связанного с искусством; с другой стороны, мощный проект, связанный с цифровыми технологиями».

«У Третьяковки есть ряд успешных выставок, которые были продуманы очень хорошо с точки зрения дизайна, — рассказывает „БИЗНЕС Online“ искусствовед Луиза Исмагилова. — Из последних это Врубель, который там выставлялся в начале года. Если говорить о выставочных проектах именно такого уровня, то туда привлекается не только хорошая группа научных сотрудников, исследователей, кураторов, но и архитекторы, дизайнеры, которые создают выставку, когда не просто картины развешаны по стенам, как обычно в Татарстане делается. А это становится таким тотальным пространством какого-то особого переживания искусства». Собеседница газеты уверена, что опыт подобных экспозиций республике был бы очень полезен: «Третьяковка  могла бы, к примеру, в сотрудничестве с нашими архитекторами, художниками, дизайнерами тоже создавать что-то подобное и устанавливать новый уровень, более высокий, работы над выставками и презентации искусства вообще. Это было бы полезно для нашего музейного опыта».


Что касается того, что из коллекций Третьяковской галереи было интересно аудитории в Казани, то, по словам Исмагиловой, «хороших выставок мало не бывает, особенно в Татарстане». «Если у нас есть хорошая коллекция русского авангарда в ГМИИ РТ, то, допустим, неофициального искусства у нас в коллекциях нет, — рассказывает она. — Поскольку наши коллекции — это все-таки региональное искусство либо искусство, которое имело отношение либо к каким-то местным коллекционерам, либо к местной истории и так далее, то уже так называемого неофициального искусства СССР как такового у нас нет. С этой точки зрения, может быть, было бы интересно показать его. Возможно, можно было бы объединить историю локального искусства нашего того же времени (1960-е) и, например, историю московского, питерского. Хотя такие выставки проводились, но в маленьких масштабах, а это мог бы быть интересный исследовательский опыт».

По мнению директора музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артема Силкина, нужно продолжать и практику выставок из Татарстана, «например, когда в Третьяковке были свияжские иконы». Одновременно наш собеседник обращает внимание на «тенденцию экспансии центральных музеев в регионы». С одной стороны, здесь «есть много положительных моментов, скажем, приобщение к определенной культуре выставочной деятельности, сами прекрасные коллекции, которые здесь показывают». Но одновременно местные выставки не финансируются в таком же объеме, как привозные. «Практически исчезают многие профессии, связанные с выставочной деятельностью. Выставочный дизайн, по сути, в республике может осуществить только одна компания», — констатирует Силкин.