«Россия была и будет суверенной. Для этого сейчас, на поворотном этапе развития и нашей страны, да и всего мира, нужно выстраивать суверенную, национальную, систему образования», — наставлял накануне президент России Владимир Путин лауреатов конкурса «Учитель года». На встрече с педагогами глава государства анонсировал новые единые стандарты обучения и воспитания в школах, удивился результатам референдумов в новых регионах и вместе с ижевским историком искал причины Пугачевского восстания. О том, кому еще обеспечили бронь от мобилизации и в каком контексте Путин упомянул Казань, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Поздравляю работников школ всех 89 регионов России», — отдельно обратился Путин к новым субъектам, которые несколькими часами ранее включил в состав страны
В школах внедрят «единые обязательные подходы» обучения и воспитания
Судя по рабочему плану, который Владимир Путин случайно показал на камеру, перебирая бумаги, встреча президента России с лучшими учителями страны должна была завершиться ближе к трем часам дня. На одном из листов так и было написано жирным (и подчеркнуто ручкой): «14:50 — окончание встречи». Но на деле мероприятие началось только в половине четвертого. Так что педагогам пришлось выступить в роли прилежных учеников, которые до последнего ждут учителя. Да и других вариантов не было. «Просим извинения — небольшие у нас были сбои со связью, но, надеюсь, все в порядке», — объяснился глава государства, вышедший наконец на связь из своей резиденции в Ново-Огарево. Надо сказать, что извинение президента по такому случаю — это вообще большая редкость.
Похожая встреча главы государства с учителями состоялась ровно год назад, но было заранее понятно, что нынешняя станет особенной. «Поздравляю работников школ всех 89 регионов России», — отдельно обратился Путин к новым субъектам, которые несколькими часами ранее включил в состав страны. Выступление главы государства практически целиком было посвящено Донбассу, Херсонщине и Запорожью, где предстоит отремонтировать школы и построить новые, организовать отдых для детей и провести диспансеризацию.
«Спасибо всем поколениям учителей, которые преподали своим ученикам важнейшие уроки совести, чести и долга, верности своим корням, своей истории, ответственности за родную землю», — благодарил президент. И подчеркнул, что именно в этих ценностях воспитаны солдаты и офицеры армии России и добровольцы «героического Донбасса». «Россия была и будет суверенной», — отдельно подчеркнул Путин. Для этого, по словам президента, нужно в том числе выстроить суверенную систему образования, передать детям культурный код и защитить их от чуждых ценностей. Поэтому со следующего учебного года воспитывать подрастающее поколение и преподавать ему общественно значимые предметы (русский язык, литературу, историю и обществознание, географию, окружающий мир) будут с учетом «единых обязательных подходов». Что за подходы внедряются, глава государства и минпросвещения РФ пока не уточняли.
Упомянул Путин и о новом Российском движении детей и молодежи, которое курирует замглавы Росмолодежи Дамир Фаттахов. Надо развивать у юных россиян чувство сопричастности к судьбе Отечества, дети должны соизмерять свои планы и мечты с национальными целями развития, разъяснил Путин и передал слово участникам.
Если на прошлогодней встрече в одном зале с учителями находился министр просвещения РФ Сергей Кравцов, то на этот раз преподавателей вообще оставили одних
Как Путин объяснил разницу с неонацизмом у нас и на Украине
Если на прошлогодней встрече в одном зале с учителями находился министр просвещения РФ Сергей Кравцов, то на этот раз преподавателей вообще оставили одних. Но вроде бы разобрались без старшего: первым слово, как и полагается, взял победитель конкурса «Учитель года» в 2022-м — преподаватель истории из Орехово-Зуево Дмитрий Лутовинов. Сейчас планируется создать единые программы и учебники, и этот шаг «невероятно важен», подчеркнул участник встречи. Как отметил Лутовинов, в современных условиях особенно важно одинаково трактовать исторические события на территории всей страны. Да, были опасения по поводу излишней стандартизации, но для «общественно значимых» предметов единый стандарт необходим, согласился президент. При этом Путин отметил, что творчество не исключено и каждый учитель вправе наполнять общее содержание своими «нюансами».
Учительница истории и обществознания из ДНР Юлия Бахмутская заметила, что «как историк» с особой болью наблюдала за тем, как Украина относилась к Донбассу. «Если говорить о результатах референдума, то я увидела, что я не одна: мы вместе, нас много. Я уверена, что мы выстоим и никто нас не лишит нашей общей истории», — проговорила Бахмутская обязательную часть речи. И попросила в новых регионах уделить внимание спортивной инфраструктуре.
Первым слово, как и полагается, взял победитель конкурса «Учитель года» в 2022 году — преподаватель истории из Орехово-Зуево Дмитрий Лутовинов
Путин признался, что сам не только порадовался результатам плебисцитов, но и даже удивился. «Все-таки в таких сложных условиях люди жили, да и продолжают еще жить, и такой результат, конечно, более чем убедительный. И абсолютно прозрачный этот результат, не подлежащий никакому сомнению», — убеждал Путин тех, кто еще сомневается. По словам президента, не было никакого желания что-то подправлять, подчищать либо добавлять. «Мы для себя решили, и я для себя решил: будет так, как люди захотят; как люди выскажутся, так мы и сделаем», — подчеркнул глава государства.
Разумеется, президент не отказал себе в удовольствии немного углубиться в тему. Может быть, сегодняшнего конфликта и не было бы, если бы внутри Украины и на Западе не пытались подправить историю и разорвать ее, не возвеличивали тех, кто сотрудничал с фашистами и не желал возродить неонацизм, рассуждал глава государства. «Ну и что? Ну есть там элементы неонацизма. А что, у нас нет, что ли? И у вас есть, в России, тоже какие-то неонацисты, и у нас, в европейских странах. Каких уродов только нет, каких придурков только нет, каких идиотов и даже преступников только нет, ну и что теперь?» — передал Путин позицию своих западных коллег, которые, видимо, убеждали президента не начинать военную операцию. Да, «ядовитое семя» есть везде, но только на Украине неонацистов ставят в разряд национальных героев, отметил президент РФ. И поразился, почему Запад не замечает такого поведения Киева. «Хотя я не думаю, что не замечают, просто все что ни попадя стараются использовать против нас», — поделился Путин своей теорией. В середине 90-х и начале 2000-х поддерживали международный терроризм, сейчас — нацистов.
В завершение президент пообещал, что всех участников встречи привлекут к «благородной работе по совершенствованию учебного, педагогического процесса»
Президент исправил оплошность правительства с указом о мобилизации
Следом выступила преподавательница литературы из Мордовии, но историки в этот день определенно были в приоритете. Учитель истории и обществознания из Кургана Юрий Долгих попросил отсрочку от мобилизации для студентов негосударственных вузов, у которых есть госаккредитация. Как оказалось, президент уже подписал соответствующий указ и даже (совпадение!) принес с собой копию документа. Согласно указу, призыву не подлежат все студенты-вечерники, аспиранты, слушатели духовных учреждений, студенты, обучающиеся по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в организациях, расположенных на территориях инновационных и научно-технологических центров. «Имеются в виду соответствующие центры в Москве, Казани, на других территориях», — уточнил Путин.
Как пояснил президент, минобороны изначально не планировало ставить под ружье студентов. Просто не доработали нормативно-правовую базу, и в итоге указ вышел не совсем корректный. Благо сейчас все уже поправили, можно выдохнуть. Аспирантов, кстати, тоже брать не будут.
Затем педагоги из разных регионов передали Путину свои просьбы и пожелания. К примеру, учительница английского из Ноябрьска Зильфира Батырова просила организовать для школьников экскурсии в города-герои, а ее коллега из Челябинска Вероника Мушкарина — избавить себя и других от бюрократии и внедрить автоматизированные инструменты для работы с документами. Учитель истории из Ижевска Артем Малинин просил, чтобы театры и музеи согласовывали свои планы работы со школьной программой. Например, школьники Пугачевское восстание изучают ближе к весне, а в гостеатре Удмуртии спектакль по роману Александра Пушкина «Капитанская дочка» ставится в октябре. Видимо, договориться напрямую с театром не вышло, и Малинин решил поднять вопрос на уровень президента. Путин к идее отнесся положительно и дал сигнал «коллегам в регионах». Ну теперь-то вопрос точно решится.
Путин в ответ на свою «услугу» попросил Малинина объяснить, как он оценивает восстание Пугачева и что доносит до своих учеников. «Самое важное в работе учителя истории — показать, что такие грандиозные события, в том числе как восстание Пугачева, не возникают на пустом месте», — неуверенно начал Малинин, не ожидавший такого поворота. И заметил, что, вспоминая этот период, рассказывает детям о жестких условиях крепостного права и том, что надо уважать мнение всех членов общества. «Да, в целом правильно. Вы сейчас говорили как сотрудник министерства иностранных дел — не придерешься. Но все-таки, как вы думаете, что лежало в основе именно этого восстания?» — допытывался президент. Ижевский историк снова сказал о крепостном праве и лидере, который сумел поймать волну недовольства. «Я ответил на ваш вопрос?» — неуверенно спросил он.
— Отчасти. Он же представлялся еще царем, да? — спросил Путин.
— Да, он еще представлялся Петром III.
— Это откуда-то возникло, правда? Почему это стало возможным? Это такой элемент ослабления центральной власти, — будто подсказывал глава государства.
— Потому что дворцовые перевороты сыграли свою роль, весь период дворцовых переворотов после смерти Петра I. У нас один за другим появлялись лжеимператоры, лже-Петры и прочее. Это сыграло свою роль, конечно.
«По сути, это элемент ослабления центральной власти. Ладно. Эта тема очень интересная», — успокоился Путин, поняв, что от этого «ученика» ничего больше не добьется. В завершение президент пообещал, что всех участников встречи привлекут к «благородной работе по совершенствованию учебного, педагогического процесса».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.