В 2022 году розничные цены на молочные продукты отыграли рост операционных затрат на их производство, который ударил по производителям еще в эпоху пандемии 2020–2021 годов. Покупатели с удивлением фиксируют рост цен: сливочное масло стало дороже на 25,7%, мороженое — на 24,3%, а сгущенка прибавила в цене все 40%. На фоне тревожных внешних событий россияне стали отказываться от десертов и йогуртов, отдавая предпочтение более дешевым и простым продуктам. О том, как меняется расстановка сил на молочном олимпе Татарстана, — в материале «БИЗНЕС Online».
На фоне тревожных внешних событий россияне стали отказываться от десертов и йогуртов, отдавая предпочтение более дешевым и простым продуктам
Переработчики молока: у ЗМК — «золото», а у «Вамина» неожиданно «серебро»
Первый татарстанский рейтинг переработчиков молока, разработанный союзом производителей молока РТ, во вторник был презентован во Дворце земледельцев. Участие в мероприятии принял первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Наиль Залаков, по трансляции подключились федеральные эксперты из национального союза производителей молока (Союзмолоко) и Streda Consulting.
Генеральный директор союза производителей молока республики Денис Пирогов в приветственном слове напомнил, что Татарстан является самым «молочным» регионом в стране. С 2017 по 2021 год объем переработки молока в РТ вырос на 42%. «В июне текущего года преодолен рубеж в 4 тысячи тонн ежесуточной переработки молока», — отметил Пирогов.
Далее он презентовал непосредственно сам рейтинг — данные в нем приведены по итогам первого полугодия 2022 года. Но, в отличие от подобных федеральных рейтингов, предприятия были проранжированы не по объемам переработки молока-сырья, а по количеству набранных баллов. Как пояснил глава союза производителей молока Татарстана корреспонденту «БИЗНЕС Online», балльная оценка получилась в результате умножения среднесуточного объема молокопереработки на коэффициент, привязанный к размеру закупочной цены на сырое молоко (по принципу «чем выше стоимость, тем выше коэффициент»). Конечно, это делает рейтинг несколько непривычным, поскольку не содержит понятных рынку объемных показателей, но, с другой стороны, стимулирует переработчиков заботиться не только о тоннах произведенной продукции, но и о цене, по которой они закупают «белую нефть» у фермеров.
На первом месте по этой шкале оказалось АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат», которое набрало 630 баллов. Здесь без сюрпризов. Завод много лет держит пальму первенства в регионе. В 2021 году ЗМК переработал больше всех молока и занимает около 12% рынка в Татарстане. Оборот комбината превышает 11,5 млрд рублей в год. ЗМК сегодня на пике формы и развиваться дальше уже мешают стенки заводских заборов.
Своего рода сенсацией стало то, что на втором месте с 583 баллами разместилось ООО «Арча» Минтимера Мингазова, которое входит в ГК «Вамин». (Отметим, что в рейтинге «БИЗНЕС Online» «Вамин» занял третье место.) Пирогов пояснил, что по объемам переработки молока наследник империи «Вамин», действительно, только на третьем месте, хотя и очень развивается в последнее время по производству сыров. Однако сыграла свою роль щедрая закупочная цена (тот самый коэффициент), по которой молочник скупает сырье у производителей — и в итоге престижное «серебро» рейтинга. Пирогов отметил, что после завершения реконструкции Арского молочного комбината «Арча» очень прилично нарастило объемы переработки молока — до 420 т в сутки (плюс 85% к уровню 2021 года). Это самый высокий годовой прирост среди молочных предприятий РТ. Как известно, у молодого сыродела амбициозные планы — стать №1 по сырам в России.
Только на третьем месте с 559 баллами оказался Казанский молочный комбинат (входит в удмуртскую группу компаний «Комос» Андрея Шутова). На предприятии завершена вторая очередь модернизации, запущена еще одна производственная новая линия, а объем переработки уверенно растет. Как считает Пирогов, КМК развивается сегодня столь стремительно, что по итогам 2022 года вполне может стать лидером в данном рейтинге. Цель завода — выйти на 850 т в сутки. Так что не исключено, что вскоре директор КМК Дмитрий Юрченко поменяет «бронзу» сразу на «золото».
На четвертом месте с 488 баллами идет «Азбука сыра» Марата Муратова. На предприятии также завершена большая реконструкция, после которой был запущен новый сырный цех. С перезапуском производства показатели по переработке молока (по понятным причинам упавшие в 2021 году) взметнулись вверх и выдали прирост в 84%.
Далее в рейтинге друг за другом следуют ООО «Алабуга соте», ООО «Высокогорский молочный завод» и молочный комбинат «Эдельвейс» — филиал Danon. Замыкают десятку крупнейших переработчиков молока ООО «Агросила молоко», Альметьевский молочный комбинат и ООО «Актанышский молочный комбинат».
В топ-5 по росту объемов молокопереработки вошла «Агросила молоко» (плюс 33% к 2021 году). Авторы рейтинга объясняют это тем, что в феврале этого года компанией была запущена линия рассольных сыров, там же сейчас тестируют новую линию по производству полутвердых сыров.
Хорошо прирастает по объемам Бугульминский молочный комбинат (плюс 39%) и СХППК «Навруз» (плюс 14%). В перспективе до 700 т молока в сутки станет перерабатывать холдинг «Ува-молоко», который владеет в РТ двумя площадками. После окончания реконструкции на молочном комбинате «Касымовский» начнут производить мягкие сыры и масло, на Апастовском молочном комбинате — полутвердые сыры и сухую сыворотку.
Отметим, что летом на полях выставки «Агроволга-2022» союз производителей молока РТ презентовал первый татарстанский рейтинг производителей сырого молока.
«Думаю, что в ближайшие год-два рост переработки будет довольно большим. Объем [инвестиционных] проектов по переработке молока — самый большой во всей России», — отметил успехи местных молочников генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев. Он заявил, что Татарстан уже нельзя назвать «сырьевым придатком», т. к. объемы производства сырого молока практически сравнялись с объемами его переработки.
Федеральный эксперт рассказал о месте Татарстана в федеральных молочных рейтингах. Сразу четыре компании из республики входят в топ-30 крупнейших производителей сырого молока — это «Красный Восток Агро», «Ак Барс Холдинг», «Агросила» и АПК «Продрограмма». По сырам в российский топ-20 входят «Вамин» и «Азбука сыра». В рейтинге мороженого нашу республику представляют заводы «Челны-Холод» и «Славица».
— Надеюсь, что кто-то еще добавится в этот рейтинг [производителей сырого молока], знаю, что много проектов реализуется в Татарстане. Ждем пятого игрока, — пригласил Груздев.
Средняя стоимость молока-сырья в последнем месяце лета составляла в Татарстане 35,9 рубля за кг, что чуть выше среднероссийского уровня (35,7 рубля за кг)
«Цены на сырое молоко обновляют исторические максимумы»
С обзором российского молочного рынка выступил директор аналитического департамента «Союзмолоко» Алексей Воронин. Он отметил, что в период пандемии серьезно выросла себестоимость производства как сырого молока, так и молочных продуктов (до 15–30%), в то же время розничные цены за 2020–2021 годы повысились всего на 10%, что стало серьезным ударом по рентабельности молочных производств.
В 2022 году цены на сырое молоко «обновляют исторические максимумы» — в августе 2022 года они были на 24% выше, чем годом ранее. Средняя стоимость молока-сырья в последнем месяце лета составляла в Татарстане 35,9 рубля за кг, что чуть выше среднероссийского уровня (35,7 рубля за кг). Общее производство молока в РТ году выросло на 5% и составило 1 млн 179 тыс. т (за 8 месяцев 2022 года). Но на пятки нам наступает Краснодарский край с его 998 тыс. т сырого молока, у Воронежской области общие надои составили 899 тыс. тонн.
Воронин отметил проблему снижения поголовья молочного скота, актуальна она и для Республики Татарстан (минус 3% поголовья с начала 2022 года), но при этом зафиксирован прирост продуктивности коров (надоев) на 6%.
Воронин отметил проблему снижения поголовья молочного скота, актуальна она и для Республики Татарстан
Розничные цены на молочные продукты также имеют тенденцию к росту. Как считает Воронин, это отложенные следствия роста операционных затрат эпохи пандемии. Если продукты питания в среднем подорожали на 16,6%, то молочные продукты стали дороже на 21,5% (в январе – августе 2022 года, по сравнению с тем же периодом 2021-го).
Не все группы «молочки» подскочили одинаково. Так, питьевое молоко выросло в цене на 18,4%, творог — на 19,7%, детское питание — на 16,4%. Больше всего — почти на 40% — прибавила в цене сгущенка. Сливочное масло стало на 25,7% дороже, мороженое — на 24,3%.
С учетом новых реалий в структуре потребительского спроса произошли серьезные изменения. «Практически все начали экономить, — заявил Воронин. — По оценкам Nielsen, 72 процента покупателей выбрали тенденцию к экономии как ключевой тренд в потребительском поведении».
При выборе молочных продуктов люди отдают предпочтения самым простым и доступным. Растет спрос на обычное питьевое молоко, при этом потребление йогуртов и молочных десертов, т. е. тех продуктов, от которых потребитель может легко отказаться, падает.
Сегмент сыров «просел» на 1%, также идет снижение потребления сливочного масла (минус 3%) при одновременном росте спроса на маргарины и спреды. Также идет снижение потребления сгущенки (минус 8%) и мороженого (минус 10%).
«Основной тренд — это снижение объемов потребления и переориентация на более доступные категории», — резюмировал докладчик.
По экспорту «белой нефти» у России наметились тенденции к росту — за последние годы РФ стала активно выходить на новые рынки сбыта — прежде всего в Китай, также начались поставки мороженого в США
Импорт и экспорт падает, но точки роста есть
В условиях развития производства сырого молока РФ, а также сокращения внутреннего потребления молочной продукции по итогам 8 месяцев 2022 года молзаводы стали больше сырья направлять на производство молокоемких продуктов — сыров (плюс 3%), сухого молока и сливок (плюс 18–19%), сливочного масла (плюс 11%), а также сухой сыворотки (плюс 3%). Но продается сразу далеко не все — идет накопление запасов.
Импорт молочных продуктов снизился и находится на минимальных уровнях за последние годы. За 7 месяцев 2022 года было импортировано 3,6 млн т «молочки», это на 12% меньше, чем в 2021-м. Основное снижение — за счет сокращения поставок из стран дальнего зарубежья (Новая Зеландия и Аргентина). Импорт из Беларуси также снижается по большинству категорий.
По экспорту «белой нефти» у России наметились тенденции к росту — за последние годы РФ стала активно выходить на новые рынки сбыта — прежде всего в Китай, также начались поставки мороженого в США. Однако при нынешней ситуации в геополитике, а также при текущем курсе рубля «наша продукция не конкурентоспособна в валюте», заметил Воронин, но предположил, что эта ситуация временная. В объемах экспорт «молочки» из РФ припал в январе – июле 2022 года на 12% (до 512 тыс. т), но в рублях поставки выросли на 4% (до $275 млн). Особенно хорошо показали себя сухое обезжиренное молоко, сгущенка и сырные продукты (по ним зафиксирован рост поставок за границу).
«Экспорт нужно использовать как канал реализации продукции, не востребованной на внутреннем рынке. С учетом прогнозируемого роста мировой торговли у России есть хорошие перспективы по встраиванию в мировые торговые цепочки», — считает директор аналитического департамента «Союзмолоко».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.