За 2022 год цены на новые автомобили выросли по разным позициям до 58%, на вторичном рынке также отмечается подорожание — на 51%. Неудивительно поэтому, что актуальность приобрел старый добрый перегон автомобилей из ближайших к России стран. Неофициальные «дилеры» обычно берут заказы на доставку машин через Грузию, Казахстан и Киргизию. В среднем выходит в 1,5–2 раза дешевле, чем на родине. Только из Казахстана в течение этого года в ПФО было привезено более 2 тыс. авто. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснял, какими моделями «авточелноки» наполняют оскудевший автомобильный рынок страны, какой путь проходят машины и действительно ли есть выгода.
В феврале 2022 года было продано 114 тыс. машин, в мае всего 24 тыс., в сентябре — 46 тысяч. Цены на новые автомобили, по аналитике «Автостата», выросли на 13–58% — в зависимости от модели авто
Цены растут, ввоз машин увеличивается
Уход из РФ ряда иностранных автомобильных брендов, а также перманентные проблемы АвтоВАЗа в связи с дефицитом импортных комплектующих неизбежно потянули вверх цены на автомобили. По статистике комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в течение этого года продажи новых автомобилей резко упали. Так, например, в феврале 2022-го было продано 114 тыс. машин, в мае всего 24 тыс., в сентябре — 46 тысяч. Цены на новые автомобили, по аналитике «Автостата», выросли на 13–58% — в зависимости от модели авто.
Вместе с повышением стоимости авто из салона цены на вторичном рынке также начали «кусаться». Прирост стоимости б/у автомобилей, по данным аналитического агентства «Автостат», составил 51%. Перегон из ближайших стран стал одним из самых выгодных способов взять себе машину. Неофициальные «дилеры» берут заказы на доставку авто через Грузию, Казахстан, Киргизию и другие страны. На сентябрьском брифинге в «Татмедиа» приволжское таможенное управление заявило, что с начала 2022 года только из Казахстана в ПФО было привезено более 2 тыс. автомобилей. Для сравнения: за весь прошлый год в ПФО ввезли всего 88 машин.
Бизнес по частному перегону авто существует еще с 90-х годов, однако сейчас появился повышенный спрос — из-за укрепления рубля и ухода многих иностранных автобрендов из России. В официальных автосалонах сегодня можно выбирать, условно, между китайскими Chery, Geely и корейскими KIA, Hyundai. Конечно, есть возможность купить и Mercedes, но ценник на него не вполне адекватен. Так что с учетом роста цен у «официалов» рядовому покупателю просто нечего делать. Машины стало выгоднее самостоятельно возить из-за границы, чем покупать в России. Разбираемся, как работает «перегонная» система.
Как происходит поиск и выбор машины?
Предпринимателей, которые занимаются перегоном автомобилей, можно найти на сайтах объявлений. Чаще всего предложения выглядят следующим образом: «Привезу машину из Америки/Казахстана/Киргизии». Существуют и телеграм-каналы с базами машин, которые можно приобрести в других странах. Еще один вариант — найти исполнителя по «сарафанному радио», к чему все чаще прибегают желающие купить авто подешевле.
Наши спикеры на вопрос о подборе машины ответили одинаково: «Покупатель показывает объявление, которое ему нравится, наши люди из той страны проверяют машину на состояние, и, если клиента все устраивает, мы начинаем перегонять ее». Сроки подбора авто, конечно, зависят от клиента, но в среднем можно уложиться и в пять дней.
Бурхан Розахунов перевозит машины через Киргизию. Чаще всего покупателей интересуют Toyota Camry, Toyota RAV4, Toyota Highlander и Hyundai Sonata
Что привозят в Россию?
Собеседники «БИЗНЕС Online» подтвердили, что чаще возят машины, бывшие в употреблении. А вот модели называют разные. Например, Бурхан Розахунов перевозит машины через Киргизию. Чаще всего покупателей интересуют Toyota Camry, Toyota RAV4, Toyota Highlander и Hyundai Sonata. Анонимный спикер, действующий через Грузию, сказал, что возит все: от Honda до Lexus.
Никто не скрывает, что машины могут привезти и «битыми». Кто-то из бизнесменов сам ремонтирует авто, приводит их в порядок и только потом отдает новому хозяину. Кто-то привозит машины с дефектами и сразу передает клиентам на ремонт. Здесь все зависит от запроса покупателя.
Как оплачивают машины?
Перевести деньги за границу сегодня стало не так просто, приходится выкручиваться. Наши собеседники объясняют, что у команды перегонщиков обычно имеется представитель в России, которому покупатель и отдает деньги. Далее бизнесмены уже сами придумывают, как переводить суммы между странами.
Важно условие — отдать свои кровные нужно еще до выкупа машины. Понятно, что это риск. «Если клиент не доверяет, я пишу расписку, и мы оплачиваем услуги нотариуса для заверения пополам. Люди настороженные, и, я считаю, это правильно», — делится один из спикеров.
У самих «дилеров» есть свои проблемы: комиссии за денежные переводы за границу стали огромными, из-за чего и стоимость машины увеличивается. Обойти такой перевод можно «цыганской почтой», когда деньги фактически не пересекают границу.
«В Москве отдаешь деньги человеку, а у него в Бишкеке есть команда, которая может передать эти деньги моему коллеге там [в Бишкеке]», — рассказывает перегонщик.
Цена машины из Америки может быть непредсказуемой. Одну и ту же модель можно забрать и за $3 тыс., и за 5 тыс., и за 9 тысяч. Все зависит от состояния. После этого машину перевозят по воде — чаще всего до Грузии.
Какой путь проходит машина?
Чаще всего машины возят из Америки или Кореи. В целом путь автомобиля примерно одинаков. В США продают их на аукционе. У всех перегонщиков там есть люди, которые отслеживают торги и осматривают машины.
«В Америке машины чаще всего берутся в кредит, а чтобы его оформить, нужна полная страховка. Если машина попадает в ДТП, то владельцу выдают новую, а старую продают на аукционе», — так Розахунов объясняет, почему американские аукционы популярны.
Цена машины из Америки может быть непредсказуемой. Одну и ту же модель можно забрать и за $3 тыс., и за 5 тыс., и за 9 тысяч. Все зависит от состояния. После этого машину перевозят по воде — чаще всего до Грузии.
«Из Казахстана приезжают к нам, снимают квартиру, открывают офис и через Грузию из Америки возят машины в Казахстан. После этого везут в Россию», — рассказывает наш анонимный собеседник.
Привоз машины из Кореи происходит примерно по тому же сценарию, но только их доставляют сразу в Бишкек, откуда начинается дальнейшая переправка в Россию.
В «хабе» (промежуточной стране) машину ставят на временный учет, откуда она потом отправляется в Россию. Авто приводят в порядок, оформляют и гонят на таможню России. Единое таможенное пространство позволяет не платить заново пошлину при ввозе машины, а значит, и налог всего один — при ввозе из Америки или Кореи. (О размере пошлины и других финансовых затратах на перегон авто читайте ниже.)
Есть и иной путь: владельцы машин из стран, которые мы назвали «хабами», продают свои авто на местных рынках. Перегонщики ловят эти объявления и предлагают клиентам в России. А дальше все по описанной схеме: таможня, документы, передача новому владельцу.
«Было такое, что возил BMW X6. Авто изначально привозили в Бишкек из Германии, потом уже решили продавать. Настоящий немец, получается», — вспоминает наш спикер.
Из Европы машины также возят, но не так часто, причины две — дорого и сложно
Возят ли авто из Европы или Японии?
Из Европы машины также возят, но не так часто, причины две — дорого и сложно.
«У нас есть люди в Европе, которые проверяют машины. Покупатель показывает объявление, которое ему нравится, наши люди проверяют машину на состояние, и потом мы перегоняем ее в Грузию, а из Грузии в Россию», — объясняют перегонщики.
Другой вариант — перегнать машину «своим ходом»: расстояние от Германии через Италию, Грецию и Турцию в Россию — 5 тыс. километров. Помимо этого, из Европы автомобили иногда возят через Беларусь.
Перегон авто из Японии в Татарстане также не особо популярен. Причины примерно те же — далеко и дорого. А вот на Дальнем Востоке услуга, разумеется, пользуется успехом, на улицах там сплошь праворульные автомобили.
Какие документы нужны для оформления машины?
Обычно перегонщики оформление документов берут на себя — от покупателя требуется лишь отдать деньги. При въезде в Россию машина ставится на учет, получает транзитные номера. Для нее оформляют ПТС, ставят ГЛОНАСС (хотя до 1 февраля 2023 года это является необязательным) и платят утилизационный сбор. Еще требуются справки, что машина не была утоплена и не разрезалась.
«Потом начинается очень трудный путь. Пока машина двинется с места, надо заплатить обеспечение, чтобы российская сторона пустила автомобиль. Эта сумма такая же, как и растаможка. Это никак не обойти, все очень строго», — делится наш спикер из Грузии.
О состоянии машин, которые гонят сюда, перегонщики могут рассуждать бесконечно. Какие-то действительно эксплуатировались аккуратно, но нередки случаи, когда возят колоссально разбитые автомобили
Чего можно ожидать от машин из-за границы?
О битых машинах мы уже упоминали. Но какие еще «сюрпризы» могут быть, если хочется заказать автомобиль подешевле? Во-первых, сроки доставки. Если из Киргизии машина доезжает быстро (от недели до месяца), то из Америки можно «ползти» от двух месяцев до полугода.
«Даже если до Грузии авто доезжает быстро, то у нас на таможне может быть всякое. Либо какая-то напряженная обстановка, либо ограничение на ввоз определенной машины, с этим сталкивался мой друг. Он заказал машину в апреле, до сих пор ее ждет», — сетует Розахунов.
Однажды наш собеседник получил машину с сюрпризом. «Был случай, когда из Америки привезли машину, и в бардачке оказались красные женские стринги. Я не знаю, что происходило, но мы порекомендовали клиенту сделать химчистку автомобиля. Мы и сами ему предлагали сделать за дополнительную плату, но он отказался», — делится опытом перегонщик.
Но, конечно, такое встречается нечасто. Гораздо чаще можно «нарваться» на некачественный автомобиль. Например, по опыту нашего анонимного спикера, из Кореи они привозили только одну машину в хорошем состоянии из 10. Другой поделился, что, наоборот, там авто идеальны.
О состоянии машин, которые гонят сюда, перегонщики могут рассуждать бесконечно. Какие-то действительно эксплуатировались аккуратно, но нередки случаи, когда возят колоссально разбитые автомобили.
«Знакомый взял Lexus без бока вообще. Иногда бывает, что у машины просто капота нет. Нужно и радиатор, и двигатель, все-все менять. Некоторые машины вообще почти без возможности восстановления покупают, чинят, а вот дальнейшая судьба мне уже неизвестна, может быть, перепродают. Но получается, безусловно, все равно дешевле», — рассказывает эксперт.
Сколько в итоге обходится покупка авто и как долго ждать?
«БИЗНЕС Online» посчитал, сколько всего нужно потратить на покупку машины и в какие сроки она окажется у нового владельца. Стоимость самой машины сильно варьируется. Мы взяли несколько моделей, названных нашими собеседниками.
Новый Lexus LX в Грузии стоит $120 тыс. (7,35 млн рублей), в то время как в наших салонах цена начинается от 18 млн рублей. Но на них очереди, ждать нужно 8 месяцев. На аукционе в Америке можно купить Honda и за $3 тыс., и за 5 тысяч. KIA Carnival в Киргизии стоила 4,4 млн рублей. В России такая же — 6 миллионов. Toyota Camry 2020 года в Бишкеке отдается за 1,65 млн рублей, с перевозом покупатель заплатит 1,7 миллиона. В Казани ценник на похожий автомобиль составляет 2,8 миллиона.
- Доставка машины из Америки в Грузию стоит $7–8 тысяч. Цена за доставку автомобиля из Кореи будет примерно такой же.
- Растаможивание авто из Америки в Грузии составляет около 20% стоимости самого автомобиля. Если машина потом сразу отправляется в Россию, то пройти российскую таможню можно за 165 тыс. рублей для трехлетней Honda на двигателе 1,5 литра. Из Казахстана благодаря единому таможенному пространству перевезти Lexus можно и за 40 тыс. рублей.
- На таможне нужно оформить ПТС, установить ЭРА-ГЛОНАСС, получить справки, что машина не была распилена и утоплена, заплатить утилизационный сбор. За это все доплачивают вплоть до 200 тыс. рублей. Зависит от модели, года выпуска, требований.
- Перевезти машину от таможни до пункта назначения можно на автовозе или самостоятельно. Самостоятельно будет дешевле, но стоит иметь в виду, что это личное время водителя, перебои на отдых и сон и дополнительный пробег для машины. На автовозе перевоз зависит от модели машины и расстояния, а цены варьируются от 20 тыс. до 80 тыс. рублей.
- Итого получается, что цена машины из Америки с ремонтом увеличивается примерно в 2 раза. Привезти авто из Бишкека, купив с рук, можно с доплатой в 50 тыс. (1,65 млн рублей — сама машина и около 50 тыс. доплатить за перегон). А разница цен между российскими и иностранными авто варьируется выгодой от 200 тыс. до 2 млн рублей.
Инфографика: «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.