«Каждая крупная компания любой страны находится под прицелом у хакеров, и, если ее вдруг не атаковали, значит, они в плане не на сегодня», — философски замечают собеседники нашей газеты, эксперты по кибербезопасности, анализируя сегодняшнюю остановку работы офлайн- и онлайн-магазинов сети Metro по всей стране. Причина — перебои внутренних систем в международной IT-структуре компании. Почему такое стало возможно, еще предстоит выяснить специалистам. А пока эксперты «БИЗНЕС Online» отвечают на вопрос о том, может ли сегодняшнее происшествие быть очередным актом гибридной войны против России.
Сегодня гипермаркеты и интернет-магазин Metro временно приостановили работу. В компании это объяснили перебоями в работе внутренних систем в международной IT-структуре в ряде стран группы
«Нет, дверь вы не откроете. Закрыто все, блокировано»
Неприятный сюрприз ждал сегодня утром посетителей торговых центров немецкого бренда Metro по всей России, включая Казань. Они не смогли совершить покупки из-за неких системных сбоев. Оформить заказ в интернет-магазин также не получалось. В официальном телеграм-канале российского подразделения компании ситуацию объяснили тем, что они временно приостановили работу в связи с перебоями внутренних систем в международной IT-структуре в ряде стран группы. Данное сообщение появилось в 10:24 по московскому времени, при этом офлайн-магазины работают с 7 утра. Сотрудник казанского Metro на ул. Вахитова, 4 в разговоре с журналистом «БИЗНЕС Online» обрисовал ситуацию таким образом: «Не работает кассовая система».
Под постом в телеграм-канале компании появилось более 180 комментариев с вопросами о том, покинет ли холдинг Россию и что будет с ранее сделанными заказами. Компания, ссылаясь на то, что причины столь масштабной технической неполадки выясняются, объясняла, что они не могут назвать время, когда ситуация нормируется, и потому если они заказ не смогут доставить, то он будет отменен.
К моменту приезда наших корреспондентов к магазину Metro на улице Вахитова он был закрыт, по словам охранника, уже около двух часов. «Сбой системы электронной. Компьютеры, кассы — в общем, все», — объяснял сотрудник подходящим покупателям. Их, впрочем, было немного — видимо, весть уже разнеслась по просторам интернета. Поэтому и машин на порой полностью заполненной стоянке было всего с десяток. Да и то большинство из них наверняка принадлежало работникам магазина.
Многие по привычке все-таки пытались зайти внутрь, но двери не открывались, а на одной из них, дублируя слова охранника, висело объявление: «Уважаемые покупатели! Торговый центр по техническим причинам временно закрыт. Приносим извинения за доставленные неудобства». Веселое лицо ведущего телешоу «На ножах» Константина Ивлева, изображенное на плакате рядом, словно говорило о том, что переживать не стоит: вот магазин не работает, а вот он уже снова открылся…
«Нет, дверь вы не откроете. Закрыто все, блокировано. 74-й (магазин — прим. ред.) на Тихорецкой тоже не работает», — прокомментировал охранник наши попытки попасть внутрь, предлагая узнавать о времени открытия на интернет-сайте. По его словам, с утра в магазине все было нормально, но потом кассы вдруг отказались работать. Суеты при закрытии не было — покупатели, которые так и не смогли совершить покупки, просто вышли из магазина.
«Пришла за бытовой химией. Очень разочарована. Придется идти в „Перекресток“», — поясняет нам молодая женщина. А вот пожилая женщина пришла за молочными продуктами. Живет она, по ее словам, недалеко и именно за этим видом товаров ходит сюда каждый день. «Хорошая молочка здесь. Меня все устраивало. Но ничего страшного, бывает хуже», — философски комментирует она несостоявшуюся покупку. Хорошо одетый пенсионер пришел сюда, по его словам, за фруктами и сыром. «Нормально, все нравится тут мне. Да, я удивлен, что закрыто», — говорит пенсионер. Но времени у него много, и он, по его словам, приедет сюда сегодня еще через некоторое время. А вдруг к этому времени магазин все же откроется?
И действительно, через три часа после случившегося магазины заработали в штатном режиме. Но, как выяснилось, не в полном объеме. В компании заявили, что заказы через приложение и онлайн-магазин временно недоступны. «Причины технического сбоя выясняются. Спасибо за поддержку!» — добавили в компании.
Через три часа после случившегося магазины заработали в штатном режиме
«2022-й — это подготовка 2023 году, когда будет то же самое, но уже по-взрослому»
Эксперты «БИЗНЕС Online» из сферы кибербезопасности единодушны в том, что выводы о причинах сегодняшнего происшествия можно делать только по итогам расследования, но выдвигают различные версии случившегося и размышляют о том, может ли это быть примером гибридной войны против России.
«Первое — сейчас действительно есть кибератаки, в том числе политической направленности, которые выборочно атакуют какие-то цели, а также коммерческой направленности, когда атакуют конкурентов, — говорит о версиях президент „Консорциум Инфорус“ Андрей Масалович. — Второе — косорукие админы, то есть из-за плохих настроек где-то система не справилась с нагрузкой. Сейчас такого рода сбои бывают часто, потому что системы готовят к будущим атакам, начинают переделывать, и при перенастройках возникают косяки. Третье — проснулось какое-нибудь кибероружие, закладка которого случилась раньше. Но таким образом атакуют только системы военно-оборонного назначения, и вряд ли здесь это сработает».
Однако собеседник «БИЗНЕС Online» считает, что в любом случае настоящая кибервойна нас ждет еще впереди. «Многие считают, что сейчас идет спецоперация. Но эта маленькая, мягонькая спецоперация — подготовка к настоящей войне, — размышляет Масалович. — Многие считают, что сейчас идут кибератаки. Но сейчас их нет, это маленькая, мягонькая подготовка к настоящим кибератакам. 2022-й — это подготовка 2023 году, когда будет то же самое, но уже по-взрослому. Готовьтесь, и кризис будет настоящим, и атаки тоже, и их будет много. Каждая крупная компания любой страны находится под прицелом у хакеров, и, если ее вдруг не атаковали, значит, они в плане не на сегодня».
«Мне не нравится во всех подобных событиях, когда сразу указывают на виноватых: первый, второй, третий… — говорит Владимир Ульянов — руководитель аналитического центра Zecurion. — Нет, надо дать время коллегам, установить работоспособность систем. Первая задача бизнеса — зарабатывать, для этого точки должны работать. Сбои могут быть везде, современные компьютерные системы достаточно уязвимы. Но видеть за этими сбоями какую-то кибератаку, действия хакеров сразу не стоит. В теории может где угодно произойти, но специалисты по информационной безопасности тоже все знают, поэтому системы, которые работают, устроены особым образом: есть большой запас мощности в случае наплыва большого народа, есть варианты в случае отказа устойчивости, если один из элементов перестал работать. Механизмы защиты от атак, использование инструментов».
«Технически кибератаку можно сделать, — констатирует в разговоре с „БИЗНЕС Online“ Александр Дворянский — директор департамента информационной безопасности Sitronics Group. — В разных компаниях абсолютно разные информационные системы, но все технически возможно. Но в последнее время уровень компетенций компаний в области кибербезопасности существенно подрос, поэтому риск атак минимален. Если это была кибератака, то выяснить источник можно — откуда, кто. И не надо забывать, что безопасность требует вложений. Если посмотреть по рискам, то траты на вложения будут заметно меньше».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.