Добрую половину экранного времени герои новой комедии для семейного просмотра «Грозный папа» находятся в Казани, хотя реальная столица РТ в фильме появляется буквально на две минуты. Это выяснил корреспондент, посетивший единственный казанский предпремьерный показ картины, выходящей в прокат в четверг. По сюжету Иван Грозный, опечаленный состоянием здоровья сына, которого случайно ударил в ходе ссоры, пытается спасти его, вернувшись в прошлое, но попадает в наши дни. Однако в фильме, который многое роднит с гайдаевским «Иваном Васильевичем…», есть одно важное отличие — здесь царь настоящий добряк, а окружающие его зовут «дядя Ваня». О впечатлениях казанских зрителей и возможной реакции татарского мира на «Грозного папу» — в нашем материале.
Актер, драматург Евгений Гришковец (справа) и актер Кирилл Кяро на премьере фильма «Грозный папа» в Москве
Казань с квадрокоптера
Фильм об Иване Грозном, значительная часть сюжета которого происходит в Казани. Эти вводные уже обеспечивают интерес к картине «Грозный папа», которая выходит в широкий российский прокат в ближайший четверг, 27 октября, как минимум в Татарстане. И даже то, что речь о семейной комедии с возрастным ограничением 6+, не отменяет потенциального общественного бурления. В одном из казанских кинотеатров на днях состоялся предпремьерный показ картины, на котором побывал и корреспондент «БИЗНЕС Online».
Интересно, что все места в зале были заняты. Зрители пришли в основном семьями, так что в зале присутствовало особенно много детей с порциями попкорна размером больше их самих. К слову, единственный государственный кинотеатр Казани, «Мир», на одной из рекламных афиш завлекает в кино ребят на время школьных каникул именно «Грозным папой».
Между тем, несмотря на то что, очевидно, авторы фильма пытаются повторить успех легендарной советской ленты «Иван Васильевич меняет профессию», они не стали демонстрировать на экране деспотичного правителя, знакомого нам по учебникам истории и даже по образу героя Юрия Яковлева в комедийным шедевре Леонида Гайдая, с которым у фильма 2022 года в любом случае много параллелей. Но Иван Грозный в исполнении Евгения Гришковца намного более мягкий государь и человек, а еще более любящий отец, который не желает отпускать своего сына Иоанна Иоанновича в Европу и в ссоре случайно ранит его. Чтобы спасти сына, царь пытается отправиться в прошлое, но что-то идет не так и он попадает в современную Россию. Здесь его встречает другой неудачливый отец — археолог Никита Осипов, роль которого исполнил Кирилл Кяро («Нюхач», «Эпидемия»).
Действие фильма начинается в Александровской слободе во Владимирской области, но позже именно Казань становится ключевой точкой в сюжете
Действие фильма начинается в Александровской слободе во Владимирской области, откуда Иван Васильевич, или попросту «дядя Ваня» (именно так, по-чеховски, великого московского князя чаще всего называют в фильме), перемещается в будущее. Но позже именно Казань становится ключевой точкой в сюжете. А первое упоминание о Казани появляется в фильме чуть ли не сразу после знакомства царя с археологом. «Я на Казань полгода шел и все успел», — отмечает царь, когда просит сбросить скорость авто.
Несмотря на то, что практически половину фильма герои находятся в Казани, реальный современный город покажется в кадре всего на две минуты. По большей части это открыточные виды с квадрокоптера: мост «Миллениум», «Чаша», Казанский кремль
Несмотря на то, что практически половину фильма герои находятся в Казани, реальный современный город покажется в кадре всего на пару минут. По большей части это открыточные виды с квадрокоптера: мост «Миллениум», «Чаша», Казанский кремль. Эти кадры казанские зрители встретили с особым восторгом. Затем Иван Грозный и его команда все-таки заглянули на территорию Кремля — постояли у Благовещенского собора, куда и держали путь, но внутрь так и не зашли. К слову, в фильме упоминается, что на месте храма, который построил русский зодчий Барма, была мечеть.
Иван Грозный и его команда все-таки заглянули на территорию Кремля — постояли у Благовещенского собора, куда и держали путь, но внутрь так и не зашли. К слову, в фильме упоминается, что на месте храма, который построил русский зодчий Барма, была мечеть
Затем то ли на башне Сююмбике, то ли на одном из строений на Пушечном дворе (само здание в кадре не показывают) видно только красную кирпичную кладку — герои видят не существующую на самом деле фреску, а затем прямо с улицы через люк спускаются в подземелье. На этом настоящая Казань в фильме заканчивается, хотя по сюжету герои все еще находятся в столице Татарстана. Далее под видом Казани на экране, к примеру, демонстрируются огромные мосты, которых в настоящем городе в помине нет.
То ли на башне Сююмбике, то ли на одном из строений на Пушечном дворе (само здание в кадре не показывают) видно только красную кирпичную кладку — герои видят не существующую на самом деле фреску
Главные зрители в зале — дети — остались довольны фильмом. Именно им понравились многие из шуток сценаристов картины о добром дяде Ване. Особенным успехом пользовались комментарии Ивана Грозного о смартфонах как «адских коробочках, крадущих душу», а также его подпевание «Казанове» Валерия Леонтьева. Наиболее подкованные зрители в беседе с «БИЗНЕС Online» вспомнили другой фильм, в реальности снимавшийся в Казани, «Сокровища озера Кабан». По мнению наших собеседников, «Грозный папа» в этом сравнении выигрывает.
Источники нашей газеты утверждают, хотя в Кремле этим летом действительно велись активные ремонтные работы, скорее данный факт был лишь поводом, чтобы отказать москвичам. Республика никак не хотела себя ассоциировать с этим кинопроектом, дабы не навлечь гнев национальной интеллигенции, для которой Иван Грозный — это человек, по вине которого татары лишились государственности в 1552 году, и в РТ решили, что шутить на эти темы, да еще в стенах местного Кремля, не стоит
«Если не будет сниматься в Казани, это очень грустно!»
Напомним, о проекте «Грозный папа» в Казани стало известно в начале лета. «БИЗНЕС Online» написал о том, что часть съемок фильма может пройти на территории музея-заповедника «Казанский Кремль», а режиссеры Карен Оганесян («Пассажиры», «Клим», «Молоко») и Юрий Коробейников пригласили на роль царя самого Гришковца, некогда настоящего театрального реформатора, покорившего Москву своими моноспектаклями, а сегодня известного актера, режиссера, драматурга и писателя.
Руководитель ООО «Сноу Продакшн» Искандер Ганеев, который помогает столичным киношникам с выбором локаций, предложил им приехать в Казань и даже писал президенту РТ Рустаму Минниханову с просьбой о помощи в проведении съемок. «Важно было снимать именно в Казанском кремле, потому что Иван Грозный, во-первых, строил его. А во-вторых, если не будет сниматься в Казани, это очень грустно! Снимать Казань в Ярославле или еще где-то… Притом что Кремль есть, его не надо строить, он существует» — так объяснял Ганеев свою идею «БИЗНЕС Online», причем добавлял, что нашел в этом вопросе поддержку.
Однако съемок в Казанском кремле так и не случилось. «Запрос к нам поступил, но мы честно сказали, что ремонтные работы на территории вряд ли позволят проводить съемки, — рассказывал в августе на интернет-конференции в нашей редакции гендиректор музея-заповедника „Казанский Кремль“ Ильнур Рахимов. — Мы ознакомились с планом съемок и поняли, что довольно много кадров именно на фоне тех объектов, которые сегодня находятся на реставрации. Какое решение примет съемочная группа, пока не знаю. Спасская башня будет готова к сентябрю, а на пряслах работа в это время еще будет продолжаться». А на днях мы получили такой комментарий от пресс-службы музея-заповедника: „Мы получали запрос от съемочной группы, но ремонтные работы на территории музея-заповедника не позволили провести съемки фильма „Грозный папа“ в Казанском кремле“».
Но информированные источники газеты утверждают, хотя в Кремле этим летом действительно велись активные ремонтные работы, скорее данный факт был лишь поводом, чтобы отказать москвичам. Республика никак не хотела себя ассоциировать с данным кинопроектом, дабы не навлечь гнев национальной интеллигенции, для которой Иван Грозный — это человек, по вине которого татары лишились государственности в 1552 году, и в РТ решили, что шутить на эти темы, да еще в стенах местного Кремля, не стоит.
Впрочем, один из режиссеров и продюсеров картины, Оганесян, сказал «БИЗНЕС Online», что какие-либо политико-исторические подоплеки в его детском фильме отсутствуют. «Вы ищите подтексты, но их нет. Это детское приключенческое кино, сказка, — говорит режиссер „Грозного папы“. — В Казани мы не снимали только причине того, что в Казанском кремле идет стройка, реконструкция и везде стояли строительные леса. Естественно, в кадре это смотрелось бы некрасиво. Но „Иван Васильевич меняет профессию“ тоже снимали не в тех местах, о которых там рассказывают».
Оганесян напоминает, что снимал комедию, в которой нельзя всерьез относиться к эпизодам, связанным с реальными историческими личностями. «Это, повторю, детская приключенческая фантастика, где есть переход во времени. Ну как можно серьезно задавать вопросы режиссеру по поводу Грозного? — задается вопросом собеседник „БИЗНЕС Online“. — У нас не стояло задачи сделать его добрее, мы просто сняли детское кино. Он не может там быть злодеем. Нельзя на него смотреть с этой призмы. Это будет странно, если пытаться детское кино анализировать с такой точки зрения».
«Хоть это и рассчитано на хи-хи и ха-ха, сейчас, когда представители всех национальностей России сражаются за свою Родину, такое кино не выглядит уместным»
«Эта история с проваливанием во времени, их же полно»
Отметим, что наши эксперты «Грозного папу» еще не видели, но считают, что по трейлеру фильма, а также общему информационному фону вокруг можно сделать какие-то выводы.
Кинокритик Давид Шнейдеров называет новую российскую картину абсолютно компиляционным кино. «Такой плохой вариант „Иван Васильевич меняет профессию – 2“ с хорошими актерами Кириллом Кяро и Евгением Гришковцом. В котором есть и „Малефисента“, и „Назад в будущее“, и „Иван Васильевич меняет профессию“. Мне кажется, это кино — с бору по сосенке, и я не уверен насчет его веселой прокатной перспективы», — считает наш собеседник.
«Самое главное достоинство этого фильма — это Кяро, который блистательно сыграл в „Нулевом пациенте“, и Евгений Гришковец, которого я нежно люблю практически во всех фильмах, где он играет, — продолжает Шнейдеров. — Но не уверен, что отсылки к „Иван Васильевич меняет профессию“ помогут этому фильму. Мне кажется, они, наоборот, сыграют в минус. Зачем это? Такая сказка уже есть, как писал Хармс. Нужно было отходить кардинально от фильма Гайдая, чтобы вообще не было никаких ассоциаций».
Постоянный автор «БИЗНЕС Online», киновед Адиля Хайбуллина, считает, что любые претензии к авторам фильма в части антиисторичности беспочвенны. «Никаких придирок там быть не должно, из многих вождей делают комических персонажей: из Гитлера в „Кролике Джо-джо“, из Сталина в фильме „Смерть Сталина“. Это нормально, — уверена Хайбуллина. — И это не попытка обелить Грозного, а просто такой смиксованный сюжет. Возможно, это будет странная история, а может, эксперимент и удастся… Пока я вижу костюмы и желание веселить людей».
Глава союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров в разговоре с нашим корреспондентом вспомнил, что в середине нулевых сам хотел снимать кино о том, как студенты едут на раскопки в район Камского Устья и, провалившись в пещеру, попадают в Булгарское ханство, после чего возвращаются обратно уже с новыми знаниями и опытом. «То есть таких историй с проваливанием во времени полно, — напоминает Ягафаров. — Помните „Мы из будущего“, там еще Козловский играл, как они с пикника, где шашлыки и прочее, нырнули в воду и попали в прошлое на войну? Или фильм „Назад в будущее“ Роберта Земекиса. „Грозный папа“, в этом смысле — история очень вторичная, чтобы говорить о нем много. Кроме того, Гришковец — интересный парень, но он всегда ищет такие формы, где можно хорошо заработать».
Что касается того, могут ли в Татарстане в штыки воспринять семейную комедию о добром Иване Грозном, Ягафаров считает, что сейчас не время трогать такие неоднозначные факты из отечественной истории: «Хоть это и рассчитано на хи-хи и ха-ха, сейчас, когда представители всех национальностей России сражаются за свою Родину, такое кино не выглядит уместным».
«Чушь какая-то, — такова была реакция на трейлер „Грозного папы“ известного историка и археолога, ведущего научного сотрудника Института истории им. Марджани АН РТ Искандера Измайлова. — Вместо Ивана мог быть хоть Рюрик, хоть Павел I. Попытка сыграть на том, что народ устал от воинственных „Крыльев над Берлином“ и пойдет на семейную комедию. Но это вряд ли. Ну и очередная насмешка над археологами». Собеседник нашей газеты считает, что татарстанские власти поступали совершенно справедливо, что не стали помогать авторам картины со съемками в Кремле. «Минкульт Татарстана прав. Зачем нам нужна такая площадка? — полагает Измайлов. — Мы не должны превращать трагедию нашего народа, которая связана с именем Ивана Грозного, в какое-то посмешище, у нас свое отношение к этому персонажу, и мы не должны в этом участвовать. Осуждать авторов фильма тоже не стоит, как и участвовать в его жизни».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 106
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.