«Сотовые операторы — это хорошие генераторы кеша даже в условиях не самой простой ситуации в экономике», — констатируют эксперты «БИЗНЕС Online», комментируя решение нидерландского холдинга Veon избавиться от российских активов в лице компании «Вымпелком». При этом миллиардеры Михаил Фридман и Петр Авен, которые сразу после начала СВО на Украине оказались под персональными санкциями, могут сохранить контроль над компанией. О том, что данная сделка означает для российского рынка телекоммуникаций, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Вымпелком» может сменить владельца — сегодня нидерландский холдинг Veon заявил о планах по продаже российских активов
Билайн выходит из офшоров ради госзаказов
Главная бизнес-новость дня — компания «Вымпелком» (всем известный сотовый оператор билайн) может сменить владельца: сегодня нидерландский холдинг Veon, зарегистрированный на Бермудах, заявил о планах по продаже российских активов, и эту тему активно подхватила отечественная деловая пресса.
В пресс-релизе на сайте Veon сообщается, что корпорация начала конкурсный процесс продажи и изучает варианты в целях достижения оптимального результата для всех заинтересованных сторон. Информацию подтвердили в пресс-службе «Вымпелкома», назвав процедуру «реструктуризацией владения». «В связи с тем что акционером компании является иностранный холдинг из недружественной юрисдикции и, как следствие, на компанию было наложено множество различных регуляторных ограничений, сегодня мы находится в менее выгодном положении по сравнению с другими игроками телеком-рынка», — говорится в заявлении оператора. В нем также подчеркивается, что через подобную реструктуризацию прошли уже многие зарубежные компании с российскими активами. Интересно, что после сегодняшних новостей акции Veon на Мосбирже выросли более чем на 10%.
Ранее стало известно, что с учетом поправок к закону о госзакупках с 1 января 2023 года в госзаказе не смогут участвовать компании, в которых более 10% долей прямо или косвенного принадлежит международным группам. В сентябре «Коммерсантъ» писал, что минцифры РФ просило у правительства сделать исключение для «Вымпелкома», оказывающего услуги госучреждениям, иначе в 2023-м оператор потеряет 5,5 млрд рублей выручки. Отмечается, что с 2018 по 2022 год включительно компания участвовала в качестве подрядчика по госзакупкам общей стоимостью 9,2 млрд рублей.
Между тем источники Forbes сообщают имена возможных новых владельцев «Вымпелкома» — это нынешний «генеральный директор Александр Торбахов и Виктор Бирюков, в 2020 году он исполнял обязанности гендиректора после ухода Василя Лацанича, а в 2021-м стал главным юрисконсультом Veon».
Весной этого года Михаил Фридман (слева) и Петр Авен (справа), постоянно живущие в Лондоне, оказались под санкциями Евросоюза и Великобритании на фоне начала СВО
Фридман и другие
Veon — телекоммуникационный холдинг с активами не только в России, но и в странах СНГ, Азии и Африки. Крупнейший акционер Veon — группа LetterOne, которой принадлежит почти 50% акций холдинга, она создана миллиардером Михаилом Фридманом и его коллегами по «Альфа-Групп», в членах правления присутствует его ближайший деловой партнер, еще один известный олигарх Петр Авен. Согласно финотчетности Veon, в II квартале 2022 года на Россию приходилось больше половины выручки холдинга, т. е. чуть более $1 миллиарда. По количеству мобильных абонентов (47 млн — четвертое место в России после МТС, «Мегафона» и Tele2) ПАО «Вымпелком» уступало только пакистанским активам (75,5 млн подписчиков). Выручка ПАО по итогам 2021 года составила 286 млрд рублей при чистой прибыли 3 млрд рублей.
Напомним, что весной 2022-го Фридман и Авен, постоянно живущие в Лондоне, оказались под санкциями Евросоюза и Великобритании на фоне начала специальной военной операции России на Украине, после чего первый даже покинул совет директоров Veon. Тогда все счета миллиардеров оказались заморожены, Фридман заявлял, что ему нечем расплатиться с уборщицей. «На встречах с Путиным я представлял „Альфа-Групп“, а не себя самого», — сказал Авен в интервью Financial Times, отвечая на вопрос о совместном фото с президентом РФ. Весной ему через суд удалось добиться послабления санкций. Фридман неоднократно публично выражал сочувствие властям Украины, в западных СМИ даже проходила информация, что предприниматель готов безвозмездно выплатить официальному Киеву $1 миллиард. В июле ряд телеграм-каналов сообщил, что олигархи получили украинское гражданство, однако в «Альфа-Групп» эту информацию опровергли.
«С этого момента билайн сможет развиваться самостоятельно. Деньги будут оставаться в России, и это большой плюс для компании, — считает эксперт. — Самое большое изменение заключается в том, что из-за Veon билайн не мог участвовать в госзаказе — сейчас этот фактор уходит. Если раньше было только три оператора, теперь их станет четыре»
«Санкционным предпринимателям достаточно сложно продавать свои активы»
«Скорее всего, Фридману и Авену удастся сохранить контроль над „Вымпелкомом“, — сказал „БИЗНЕС Online“ Владислав Кочетков — президент – председатель правления компании „Финам“. — Сотовые операторы — это хорошие генераторы кеша даже в условиях не самой простой ситуации в экономике. Санкционным предпринимателям достаточно сложно продавать свои активы. Покупатели и финансовые регуляторы могут рассматривать это как выход в кеш и не приветствовать. [Фридману и Авену] нет большого смысла продавать свои доли, понимая, что полученные деньги могут быть арестованы. В силу экономических и политических факторов они останутся в капитале».
Что касается акций Veon, то Кочетков напоминает, что «весной они просели на 80 процентов по отношению к концу 2021-го – началу 2022 года». «Даже если акции вырастут на 15–20 процентов, на доходы акционеров, которые в капитале давно, это не повлияет. Только какие-то группы инвесторов смогут получить спекулятивный доход», — констатирует собеседник газеты.
При этом сама продажа активов Veon в России, по мнению наших экспертов, ожидаемая новость с момента введения антироссийских санкций, в том числе персональных. «Для Veon’а российский „Вымпелком“ — это токсичный актив. Хотя он и приносит больше половины выручки и прибыли компании, от него надо было избавиться, потому что санкции могли наложить на весь холдинг», — считает владелец Mobile Research Group Эльдар Муртазин. При этом он затруднился назвать сумму, в которую может обойтись сделка. «Будем ждать, когда появятся первые покупатели, — говорит Муртазин. — Вряд ли в данном случае закончится тем, что „Вымпелком“ продадут местному менеджменту за символическую сумму. Возьмите, к примеру, Avito (сделка по продаже 100% долей сервиса оценена в 151 млрд рублей — прим. ред.). Да, передача управления местному менеджменту возможна, в этом нет ничего плохого, но в таком случае Veon фактически дарит компанию».
Консультант iKS-Consulting Максим Савватин в свою очередь считает, что сделка может вовсе обойтись без денег: «Скорее всего, это будет безденежная сделка или какие-то взаимные договоренности. Покупка и консолидация другими игроками рынка, к которой мы привыкли, вряд ли возможна. Вероятнее всего, Veon обойдется без денежных компенсаций либо замаскирует под ними другие финансовые инструменты. Изменится главным образом то, что компания сможет сконцентрироваться на развитии и не отвлекаться на ограничения в связи с иностранной юрисдикцией. Можно ждать усиления позиций „Вымпелкома“, представление им новых продуктов и услуг для госсектора». По словам эксперта, заявление о продаже было уже ранее — сегодня просто уточнили детали. «Это необходимо, чтобы избежать воздействия „недружественных“ публичных акционеров и спокойно работать на рынке B2G и госзаказчиков, — указывает Савватин. — На конечных пользователях данная сделка никак не отразится. Прежде всего это может сказаться на акциях на фондовом рынке, возможно на доходах акционеров. Насколько я понимаю, рассматривается вариант передачи компании менеджменту, как это делается многими зарубежными фирмами в России. Это чисто финансовые процедуры, которые позволят очиститься от иностранного влияния».
По мнению Муртазина, итогом продажи «Вымпелкома» может стать повышение конкуренции на рынке телекоммуникаций в России. «С этого момента билайн сможет развиваться самостоятельно. Деньги будут оставаться в России, и это большой плюс для компании, — считает эксперт „БИЗНЕС Online“. — Самое большое изменение заключается в том, что из-за Veon билайн не мог участвовать в госзаказе — сейчас этот фактор уходит. Если раньше было только три оператора, теперь их станет четыре».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.