«Я не карьерист. Быть в 38 лет мэром полумиллионного города, наверное, неплохо. Но все-таки хотелось поработать в родной Бугульме», — вспоминал накануне Наиль Магдеев свой отказ от кресла мэра Челнов в 1999 году. Градоначальник встретился со школьниками города и на протяжении получаса рассказывал им любопытные детали своей биографии. О том, почему Магдеев отказал первому президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву, по какой причине не пошел в КГБ и как, будучи студентом, заработал на новую машину для отца, — в монологе мэра Набережных Челнов.
На этой неделе средняя общеобразовательная школа №56 Набережных Челнов пригласила в гости не абы кого, а самого мэра Наиля Магдеева
Мэр Челнов, каким вы его не знали
С нового учебного года во всех школах и колледжах страны каждый понедельник начинается с занятия «Разговоры о важном». Оно напоминает привычный классный час, но теперь проходит в формате беседы с выдающимися личностями, а его основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. На этой неделе средняя общеобразовательная школа №56 Набережных Челнов пригласила в гости не абы кого, а самого мэра Наиля Магдеева.
Приезд высокопоставленного гостя в школе ждали с особым трепетом. Учителя заметно волновались, чего не сказать о детях, которые, казалось, до минуты отрепетировали ход встречи с главой города. Несколько старшеклассников слаженно промаршировали в актовый зал с флагами России и Татарстана, а перед началом беседы ученики хором спели гимны страны и республики.
Приезда высокопоставленного гостя в школе ждали с особым трепетом
Занятие началось с того, что учителя и ученики отмечали все преимущества Челнов, сопровождаемые на экране для проектора красочными фото города. Затем слово дали Магдееву, чтобы тот рассказал о своей биографии, а потом ответил на множественные вопросы, подготовленные педагогами и учащимися 56-й школы. Но урок пошел немного не по плану. Прежде чем рассказать о себе, Магдеев вкратце напомнил историю Челнов, КАМАЗа, назвав главные даты истории предприятия. А затем познакомил всех собравшихся со своим жизненным путем.
«Никогда не думал, что буду мэром», — признался он школьникам. В получасовом монологе он раскрыл несколько фактов из личной жизни, о которых многие не знают. После завершения монолога главы модераторы даже слегка растерялись: «Вы настолько исчерпывающе все рассказали, что на вопросы, которые мы с ребятами составили, уже получены ответы». Ниже «БИЗНЕС Online» представляет речь Магдеева от первого лица.
«Никогда не думал, что буду мэром», — признался Магдеев школьникам. В получасовом монологе он раскрыл несколько фактов из своей жизни, о которых многие не знают
Уже в 7-м классе родители Магдеева отправили его работать грузчиком, потому что он был физически сильным ребенком
Я родился и вырос в Бугульме. Из простой, обычной советской семьи: мама, папа, старший брат. Учился в обычной школе. Не на круглые пятерки, но без троек. Не могу сказать, что занимался только учебой. Не убивался. Занимался и спортом, но грани не переходил, чтобы мои родители за меня не краснели. На родительское собрание ходили и возвращались спокойно, без разбора полетов. Иными словами, я знал меру. Любил и до сих пор люблю русский язык и литературу. Стараюсь правильно изъясняться на русском языке. У нас была талантливая учительница. Многое зависит от педагогов. Физику тоже любил, математику.
Точные науки определили выбор моей профессии. Папа у меня по специальности был автомобильный инженер-механик. Я тоже крутился около отца — собирал-разбирал мотоцикл. Машин в то время не было, это являлось большой роскошью. У нас был сад-огород (сейчас это называется дачей): летний домик, 10 соток земли. Из них пять соток — картофель, который мы в детстве очень не любили, потому что его нужно было полоть, убирать, окучивать. Но все это помогло в жизни.
Я никогда по 2–3 месяца в каникулы не отдыхал. Родители после 7-го класса устроили меня на работу грузчиком. Телосложение было соответствующим. Тогда я заработал первые деньги и принес их с гордостью домой. После 8-го класса меня на месяц устроили в гараж крутить гайки, после 9-го — на стройку бетонщиком, таскать кирпичи и бетон.
Большого достатка в семье не было. Жили как все, без излишеств. Сейчас я понимаю, что это хорошо. Иногда излишества портят и нас, и детей. Не голодали, без одежды не ходили. Но все было очень скромно. Никаких автомобилей и поездок на море. Море в первый раз я увидел в 36 лет. И то меня вытащили жена и дети. Мы поехали в Сочи. Хорошо это или плохо? Ущербным себя не считаю.
После 10-го класса я соскочил, пошел поступать в институт. Поступил. Тогда ЕГЭ не было, у меня был хороший средний балл в аттестате. Поехал поступать в Ленинградскую лесотехническую академию на специальность «инженер-механик». Посчитал, что нужно было отучиться в одном из лучших вузов страны — или Москва, или Питер. Когда уезжал, мне отец сказал: «Постарайся поступить. Если не поступишь, я тебе обязательно помогу». Отец у меня был суровый. Я спросил, как он поможет. Он говорит: «В армию отправлю». А у меня уже срок подходил. Шел осенний призыв. Если бы не поступил, попадал в армию. Но я успешно сдал экзамен.
«Физическая подготовка помогла мне в том, что я после строительного отряда приехал домой с большими деньгами. Никогда к родителям с просьбой прислать денег не обращался»
С друзьями скидывались на взятку декану
В Санкт-Петербург я приехал поздно вечером. Пришел в приемную комиссию, а там никого не было. Мне дали направление в общежитие. Я пришел. Стучу. А там замка нет. Пошел в магазин, купил замок, стамеску, отвертку. Вставил его. Потом смотрю — стекла нет. В магазине купил, все что надо, вставил. Мамы, папы там рядом нет. Надо все делать самому. Тут-то все умения и пригодились.
На первом курсе все экзамены сдавал практически автоматом. Преподаватель немецкого языка меня даже спрашивал: «Вы в спецшколе, что ли, какой-то учились? Откуда такое знание языка?» Я говорю: «Нет, в обычной школе в Бугульме». О чем это говорит? Все те базовые знания, которые дают в школе, необходимы в вузе. Особенно помогают на первом курсе. В итоге получал повышенную стипендию.
После первого курса я поехал в стройотряд, чтобы не валять дурака три месяца, а немного заработать. Обычно туда отправляли только после второго курса, но, учитывая мои физические данные, командир стройотряда, показав на меня, сказал: «Вот этот пойдет. Здоровый. Будет у нас бревна таскать». Я два с половиной месяца качал мышцы, таская бревна. Мой рост 183, вес 77 килограмм. Нормально, да? Как раз борцовский вес!
Физическая подготовка помогла мне в том, что я после строительного отряда приехал домой с большими деньгами. Никогда к родителям с просьбой прислать денег не обращался. Мало того, приехав после второго курса из стройотряда, передал папе деньги, на которые можно было купить один автомобиль. По тем временам это было 5,5 тыс. рублей. По сегодняшним меркам это как 5,5 миллиона. Можете вы за два года 5 млн заработать? Я вот заработал.
Отцу передал. Он горько пошутил: «Вы что, банк взяли?» Я из этой пачки денег взял 100-рублевую купюру зеленого цвета и, как пижон, положил ее в карман. На заработанные деньги в итоге купили «Москвич». Маме сейчас 88 лет, а она до сих пор вспоминает о тех деньгах.
Но надо сказать, что мы работали не два месяца, а три. 1 сентября в академию не возвращались, только 1 октября. Кто хотел работать (нас 10–15 человек), оставались. Это были ребята из не очень богатых семей. Чтобы нас не искали, скидывались по десятке. Командир стройотряда передавал декану, и все нормально. А в это время весь наш курс ехал убирать картошку. Поэтому, чтобы заработать, мы здесь хитрили. Потом в течение года мы спокойно себя чувствовали — одевались в то, что в то время было модным. Денег, конечно, студентам не хватало. По воскресеньям все равно ходили разгружать вагоны. Вечером часов в 8–9 идешь. Наберешь бригаду человек в 10–15. Вагон разгрузил — дают 60 рублей. Получалось по 5–6 рублей на каждого. Большие деньги по тем временам.
Если идешь выгружать вагон с мясом, приносишь с собой 10–15 кг мяса. Вся общага уже ждет. Весь этаж сидит, почистив картошку. Приходим в 2–3 часа утра, а потом все едим жареную картошку с мясом. Студенческие времена такие…
В Ленинградской лесотехнической академии была военная кафедра. Каждый вторник надеваешь военную форму, и начиная со второго курса вторник у девушек был свободным днем, а мы занимались военной подготовкой. После окончания учебы 45 суток провели на сборах в одной из частей Ленинградской области. Нам выдали лейтенантские погоны. Часть ребят осталась в армии, другая, в том числе и я, поехала работать по распределению.
«Получилось так, что меня увидели, заметили. Пригласили на работу в органы управления городом. Затем депутатом Госсовета РТ, потом, в возрасте 35 лет, я вернулся в Бугульму уже мэром. Проработал там 14 лет»
Магдеев мог стать офицером КГБ. Но от службы пришлось отказаться из-за отца
После третьего курса у нас была производственная практика на автомобильном предприятии. Я проходил ее на Кременчугском автомобильном заводе на Украине. Там я на главном конвейере проработал два с половиной месяца. Тоже чуть-чуть заработал.
После учебы распределился в Западную Сибирь. Но обстоятельства сложились так, что пришлось вернуться в Бугульму. Отца парализовало. Он 13 лет лежал прикованным к постели. Мне пришлось быть рядом с ним. Выходные, отпуска — я всегда там. Поэтому до 36 лет был «невыездным». Через это прошла вся семья. Это тоже определенный урок. Жизнь всему учит.
Находясь рядом с отцом, получил предложение от соответствующих органов. В то время ФСБ еще называлась комитетом государственной безопасности — сокращенно КГБ. Мне тогда было 25 лет. Пригласили на учебу и работу. Я, естественно, с большим воодушевлением пришел домой. Рассказал отцу. Надо было два года учиться в высшей школе КГБ. Потом я бы стал офицером. Мне отец в ответ говорит: «Ты для чего сюда вернулся? Чтобы в КГБ идти учиться или за мной смотреть?!» Вот так закончилась моя служба в КГБ.
Между службой и отцом я выбрал второе, хотя очень хотел в КГБ. Определенно сожаления есть, но на судьбу не жалуюсь. Получилось так, как получилось. Думаю, что любой бы считал за честь работать в органах. Об этом и Владимир Владимирович Путин говорил. Но в целом на судьбу не жалуюсь.
Дальше я работал уже по специальности. Вышло так, что меня увидели, заметили. Пригласили на работу в органы управления городом. Затем депутатом Госсовета РТ, потом, в возрасте 35 лет, я вернулся в Бугульму уже мэром. Проработал там 14 лет.
«Минтимер Шарипович сказал: «Пусть Наиль Гамбарович летит вместе со мной в Астану. Мы там все вопросы обсудим»
Шаймиев предлагал Магдееву возглавить Челны еще в 1999 году, но тогда он отказался
Я возглавил Набережные Челны в 2014 году, хотя мог сделать это на 15 лет раньше. Случилось так, что мы с Минтимером Шариповичем Шаймиевым вылетели в Астану на инаугурацию Нурсултана Назарбаева. Это было 19 января 1999-го. До этого руководитель аппарата президента меня уже предупредил, что моя кандидатура рассматривается в качестве мэра Челнов.
Минтимер Шарипович сказал: «Пусть Наиль Гамбарович летит вместе со мной в Астану. Мы там все вопросы обсудим». 20-го числа — день рождения Минтимера Шариповича. По пути из Астаны в самолете Як-40 четыре с половиной часа шел трудный разговор о том, чтобы Магдеев перешел с должности мэра Бугульмы на пост мэра Набережных Челнов. Естественно, я к этому разговору долго готовился. Нужны были железобетонные аргументы. Не скажешь ведь, что не хочется идти туда. Мы же государственные служащие. Поэтому пришлось применить все инструменты, чтобы рассказать, почему меня пока нельзя трогать с моей родины, где я проработал всего лишь два с половиной года. Я показал, что я не карьерист. Быть в 38 лет мэром полумиллионного города, наверное, неплохо. Но все-таки хотелось поработать в родной Бугульме, самореализоваться и сделать что-то полезное для своего города.
Минтимер Шарипович — мудрый человек. Еще раз в этом убедился. Он правильно меня понял. И никаких последствий из-за отказа не было. Хотя окружение говорило, что бесследно это не пройдет, что отказ будет иметь последствия: «В таких вещах президенту республики не отказывают. Он на тебя надеялся. Он в тебя верил, делал на тебя ставку».
Шаймиев позвонил мне в 2014 году, на второй день после моего назначения в Челны мэром города: «Ну что, Наиль Гамбарович, как себя чувствуешь? Сколько лет прошло после нашего разговора?» Я говорю: «15 лет. Еще раз убеждаюсь, Минтимер Шарипович, что Всевышний есть. Он, видимо, определил моей судьбе, что я должен работать в городе Набережные Челны, вернул меня сюда и сказал: „Магдеев, ты будешь работать здесь“. От судьбы не уйдешь».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.