Правдивостью промоакций в преддверии серии ноябрьских «черных пятниц» озаботились депутаты Госдумы. С инициативой выступили наследники линии Владимира Жириновского: они уверены, что покупателей банально обманывают, завышая базовую цену перед распродажей. Покупатели с этим, конечно, тоже согласны. Тем временем в казанских ТЦ вовсю готовятся к «страшным скидкам». О том, какие маркетинговые крючки закинуты для клиентов, где можно закупиться попрощавшимися с Россией Zara и Bershka и есть ли ажиотаж в казанских моллах, — в материале «БИЗНЕС Online».
Большинство казанцев считают «черную пятницу» обманом, опросили респондентов в сервисе SuperJob. В том, что цены на товары в эти дни не снижаются, убеждены двое из троих респондентов: «Просто перерисовывают ценники»
Депутаты взялись за цены на распродажах, а казанцы на «черную пятницу» готовят по 11 тыс. рублей
Российские депутаты предложили обязать продавцов указывать динамику цен за три месяца до распродаж — соответствующий законопроект подготовили депутаты фракции ЛДПР в Госдуме. Инициатива весьма своевременна — накануне «черной пятницы», Всемирного дня шоппинга и различных акций, к магической дате 11.11. Как пишет ТАСС со ссылкой на замглавы фракции ЛДПР в Госдуме Ярослава Нилова, инициатива позволит защитить покупателей от недобросовестных продавцов и разработана «в целях обеспечения потребителей достоверной информацией о стоимости товаров, реализуемых в рамках распродажи или со скидкой».
Законопроект предлагает обязать предпринимателей в сфере торговли доводить до потребителей в наглядной и доступной форме информацию о динамике цены на товар за три месяца до объявления скидки. Предлагается также обозначать на ценнике, если товар продается менее этого срока. «Они сначала цену увеличивают, а потом пишут, что цена якобы со скидкой», — пояснил парламентарий ТАСС. С этим посылом согласны и шопоголики. Большинство казанцев считают «черную пятницу» обманом — таков результат опроса респондентов в сервисе SuperJob. В том, что цены на товары в эти дни не снижаются, убеждены двое из троих респондентов: «Просто перерисовывают ценники». Мнение, что на традиционной ноябрьской распродаже можно купить что-то дешевле, чем обычно, разделяют лишь 12% опрошенных, рассказали там «БИЗНЕС Online». Причем молодежь доверяет организаторам распродаж чаще, чем старшее поколение. Делать покупки на сезонной ноябрьской распродаже собирается каждый 10-й житель Казани, планируемый средний чек — 11 тыс. рублей.
В «черную пятницу» покупатели ждут дополнительных скидок и рассчитывают на снижение цен
Если речь идет о крупной покупке, то люди, как правило, предварительно готовятся к этому. Мониторят цены, смотрят динамику, а не покупают спонтанно, говорит первый зампред Торгово-промышленной палаты (ТПП) РТ Артур Николаев. А в «черную пятницу» покупатели ждут дополнительных скидок и рассчитывают на снижение цен. Инициативу обязывать продавцов указывать цены в динамике в целом эксперт приветствует, но как это будет реализовано на деле, пока сложно представить.
«Это дополнительная нагрузка на предприятия, и насколько она была бы эффективна для конкретного покупателя, неясно. А кто будет отслеживать цены? ФАС? Предприниматели начнут находить вариации противодействий в отношении этого закона. Например, в какой-то из дней поднимать цены, а потом снижать. Тем более на всю продукцию графики не построишь. Одно дело крупные товары, но речь же не идет о килограмме конфет в соседнем магазине», — считает Николаев.
Для потребителя должна быть ясность в цене на товар и обмана допускать нельзя, говорит председатель ассоциации МСБ по РТ и генеральный директор ОАО «Ваш быт» Фарид Сафин. «Если поставщик товаров и услуг объявляет о том, что он обещает какие-то скидки, он это, разумеется, должен соблюдать. Я согласен с тем, что нужно за этим следить», — говорит он. В то же время прогнозировать что-то на три месяца сложно, ситуация в мире меняется «слишком быстро и часто», говорит Сафин.
«То, что объявляется „черной пятницей“, распродажей в связи с тем, что некоторые бренды уходят с рынка, открываются под новыми названиями и так далее, чтобы привлечь покупателя, обратить на себя внимание, — это нормальное явление. Но если начать регулировать данный рынок… Это сложно. Распродажи же, если они работают и для предпринимателя — это выгодно, они будут продолжаться. Во-первых, нужно сбывать товар в любом случае, во-вторых, привлекать клиента. А акции влияют на поток покупателей», — добавляет он.
Впрочем, если отследить реальные цены в динамике в офлайн-магазинах сложно, то некоторые маркетплейсы уже давно предоставляют такую возможность. Так, на Wildberries при выборе товаров есть графа «история цены», где можно понаблюдать, как менялись цены за несколько месяцев. Кликаем на товары по акции «11.11». Беспроводные наушники Xiaomi на 10 ноября стоят 438 рублей, а 16 июня были 602 рубля. Кофеварку Tefal сейчас предлагают за 2 594 рубля, в мае она стоила на 100 рублей дешевле. В «Яндекс.Маркете» также есть раздел, где можно следить за ценами.
В «М.Видео», что в торговом центре «Кольцо», покупателей издалека заманивают плакатом с шоуменом Александром Пушным и яркими желтыми ценниками
Как работают маркетинговые крючки: «В любой магазин придите: если акции не будет, люди не станут покупать»
Накануне и сегодня корреспонденты «БИЗНЕС Online» прошлись по торговым центрам Казани. Ажиотажа с покупками и очередей на акционный товар не было от слова совсем. Да и реальных скидок — раз-два и обчелся. В «М.Видео», что в торговом центре «Кольцо», покупателей издалека заманивают плакатом с шоуменом Александром Пушным и яркими желтыми ценниками. В глаза бросается холодильник Haier. Продавец с гордостью отмечает, что он татарстанского производства, но есть и «китайской сборки». Ценник гласит, что на товар скидка в 21 тыс. рублей в честь «черной пятницы». Сейчас холодильник стоит 53,9 тыс. рублей, а вот якобы бывшая цена в 74 тыс. перечеркнута. «Реально ли он столько стоил до распродажи?» — интересуемся у консультанта. «Конечно, нет», — кидает он в ответ. На вопрос, зачем же рисовать такие скидки, мужчина добавляет: «Ценообразованием Москва занимается. Это рынок, бизнес, сами понимаете. В любой магазин придите: если акции не будет, люди не станут покупать».
В магазине косметики «Подружка» в ТЦ «ГоркиПарк» предлагают скидки до 60%. На полках привлекают взгляд ярко-розовые ценники, бо́льшая часть которых расположена внизу стеллажей. С утра покупателей не было, а продавцы неторопливо поправляли товар и общались. По словам товароведа магазина, значительные скидки устанавливаются на представленные в изобилии позиции — например, на тканевые маски. Она уточнила, что розовые ценники теперь привлекают к покупке и непопулярных товаров, на которые в повседневной жизни клиент не обратил бы внимания. «Обычно подходит, смотрит и думает — ну и зачем мне это нужно? А со скидкой в 50 процентов разговор другой!» — с улыбкой рассказала работница.
В глаза бросается холодильник Haier. Ценник гласит, что на товар скидка в 21 тыс. рублей в честь «черной пятницы». Сейчас холодильник стоит 53,9 тыс. рублей, а вот якобы бывшая цена в 74 тыс. перечеркнута. «Реально ли он столько стоил до распродажи?» — интересуемся у консультанта. «Конечно, нет», — кидает он в ответ
Продавцы также поведали корреспонденту «БИЗНЕС Online», что большого ажиотажа в честь ноябрьских распродаж не произошло. По их наблюдениям, «поток есть всегда». Также скидки по принципу «1+1=3» присутствуют в магазине на постоянной основе. «Например, в прошлом месяце работала акция на азиатские средства для волос. Можно было купить два товара и получить третий в подарок — людей было очень много», — пояснила одна из консультантов. Она уверена, что даже если и появились новые клиенты, то только благодаря тому, что люди привыкли закупаться именно в этот месяц.
Хотя и на входе в «Подружку» весит баннер с информацией о 60-процентной скидке, бо́льшая часть товаров ограничена скидками в 30%. На дорогие крема и косметику для ухода от тысячи рублей акция практически не распространяется
Хотя и на входе в «Подружку» весит баннер с информацией о 60-процентной скидке, бо́льшая часть товаров ограничена скидками в 30%. На дорогие крема и косметику для ухода от тысячи рублей акция практически не распространяется. «Сейчас чаще всего покупают маски, азиатские уходовые средства и духи. Последние берут так же часто, как и воруют», — с досадой добавила консультант.
Накануне «черной пятницы» многие магазины в KazanMall уже украшали завлекающие покупателей баннеры. «Страшные скидки» — гласила надпись у входа в магазин постельного белья, домашней одежды и декора для дома Cozy Home. Плакат обещает скидки аж до 90% — чего уж мелочиться. И как выяснилось, не обманывает. Например, комплект постельного белья из хлопка стоимостью почти 18 тыс. рублей сейчас можно урвать за 1,8 тысячи. И такие скидки практически на весь ассортимент, кроме новогодней коллекции, на остальные товары скидки действительно серьезные. «Пока до конца ноября запланированы скидки, но акции у нас могут менять даже в середине дня», — рассказала продавец-консультант. На вопрос, с чем связаны такие резкие решения руководства, девушка ответила: мол, ну что вы хотите — это же «черная пятница». «А может, это связано и с Меркурием!» — посмеялась она.
Накануне «черной пятницы» многие магазины в KazanMall уже украшали завлекающие покупателей баннеры. «Страшные скидки» — гласила надпись у входа в магазин постельного белья, домашней одежды и декора для дома Cozy Home. Плакат обещает скидки до 90%
В неведении работают и продавцы многих других магазинов. Зачастую сотрудники не знают, как долго будут действовать скидки, а их размер может поменяться в любой момент. Об этом, в частности, рассказали нашему корреспонденту в магазине парфюмерии и косметики «Золотое яблоко». Здесь надписи о скидках украшают почти каждый угол магазина: в среднем от 20 до 50%. Стенды некоторых брендов почти полностью увешаны желтыми ценниками. В основном это декоративная косметика эконом-сегмента. Скидки почти на все позиции, в частности у белорусского Luxvisage и итальянского и корейского бренда Limoni. У Artdeco, Pupa, Max Factor со скидками примерно половина ценников. Ожидается, что акция будет действовать до 10 декабря. Большие скидки есть и на некоторую парфюмерию, в том числе и на возвращающиеся в Россию люксовые Lancôme, Yves Saint Laurent и Giorgio Armani. На декоративном люксе перечеркнутых ценников намного меньше, но и здесь можно найти приятные цифры. У Chanel, к примеру, все позиции продают со скидкой 25%. Но есть проблема. «Многих позиций нет. Нет поставок. И неизвестно, когда будут», — рассказала консультант.
Зачастую сотрудники не знают, как долго будут действовать скидки, а их размер может поменяться в любой момент. Об этом, в частности, рассказали нашему корреспонденту и в магазине парфюмерии и косметики «Золотое яблоко». Здесь надписи о скидках украшают почти каждый угол магазина
Ювелирный Sunlight расставил рекламу со скидками в 50 и 80% на все товары. Но на деле не все так просто. Некоторые украшения действительно уценивают, потому что «такая ситуация в стране», рассказала сотрудница салона. На остальные товары действует скидка в 20%, а в честь «черной пятницы» будет еще дополнительная, но какая — неизвестно. «Нам ничего не говорят. Нужно смотреть по приложению», — рассказала другая сотрудница, которая сама тоже мониторит цену онлайн на одно из приглянувшихся колец.
Консультанты магазина одежды Finn Flare прямо при входе в магазин сообщают о скидке в 20% на все в честь Всемирного дня шоппинга. У Reserved собственная распродажа, не приуроченная к дате, со скидками до 50%. А в цифровом DNS словно забыли о существовании акции. Здесь никаких завлекающих ценников заранее не повесили. «Скорее всего, завтра все и начнется, весь „пипец“. Нам об этом не сообщают. Можете завтра с утреца на сайте что-нибудь глянуть, что-нибудь будет интересное», — по-свойски посоветовал консультант.
А «Летай» предлагает скидку в половину цены на домашний интернет и для новых абонентов мобильной связи. Ажиотажа особого нет. «Я сам как покупатель сильно на это [„черную пятницу“] не клюю, — отметил консультант. — Цены обычно кто-то повышает заранее. Вот на товар, который я мог три месяца назад за ту же цену купить, сейчас скидка».
А «Летай» предлагает скидку в половину цены на домашний интернет и для новых абонентов мобильной связи
Охота за китайскими смартфонами и платьями из Zara: чем зазывают маркетплейсы и онлайн-магазины?
На популярных площадках, таких как Wildberries, Ozon и KazanExspress, тоже вовсю пестрят рекламы, манящие похудевшими ценами. В этом году продолжает расти популярность онлайн-покупок, постепенно вытесняя классические магазины и торговые центры, подсчитали аналитики рекламного программатика Platforma. Как рассказали здесь «БИЗНЕС Online», 40% покупателей считают, что выгоднее всего совершать покупки в период распродаж на маркетплейсах, каждый 10-й предпочитает приобретать товары со скидками у офлайн-ретейлеров и только 7% — в крупных торговых центрах.
Как подготовились маркетплейсы? На Ozon в ноябрьские акциях примут участие свыше 2,7 тыс. предпринимателей из Татарстана — это более чем в 2 раза больше, чем в акции «11.11» в прошлом году, рассказали нашему изданию в пресс-службе. В продвижение распродаж онлайн-площадка в этом году инвестирует рекордную сумму — 4 млрд рублей, которые направят на промокампании и скидки для товаров на распродаже. Распродажа «11.11» здесь пройдет с 11 по 14 ноября, а «черная пятница» — с 25 по 28 ноября. Судя по прошлому году, татарстанцы отовариваются щедро: за весь период акции 2021-го число заказов выросло в 4,5 раза год к году, а количество покупателей — в 3,5 раза.
Wildberries в преддверии высокого сезона и начала распродаж открыл 200 тыс. кв. м новых складских площадей, что улучшило работу региональной логистики и в будущем позволит предпринимателям нарастить объемы поставок товаров в период повышенного спроса. В этом году здесь также нарастили инвестиции в поддержку предпринимателей, вложив во Всемирный день шоппинга 13,7 млрд рублей, что превышает прошлогодние инвестиции в обе ноябрьские акции. Также здесь снизили для продавцов-участников собственную комиссию на 15%.
Казанцы пытаются ограничивать свои траты в период распродаж, подсчитали в Ozon. Так, около 27% стараются не выходить за определенную сумму, столько же покупают только нужные, давно желанные товары
Казанцы пытаются ограничивать свои траты в период распродаж, подсчитали в Ozon. Так, около 27% стараются не выходить за определенную сумму, столько же покупают только нужные, давно желанные товары. При этом каждый третий (32%) отмечает, что ограничения работают плохо и человек поддается распродажному ажиотажу, покупая много лишнего. 8% выходят за рамки только иногда, а 4% даже не пытаются устанавливать для себя ограничения. Большинство респондентов тратят в «11.11» или «черную пятницу» от 5–10 тыс. рублей (30%) до 20–30 тысяч (24%).
Что покупают? Если в прошлом году во время сезонных распродаж больше всего россиян покупали бытовую технику и электронику, вероятно опасаясь очередного скачка доллара и санкций, то сегодня самая популярная категория — одежда и обувь. «Пользуется спросом одежда и обувь от зарубежных брендов, которые сейчас сокращают свое присутствие на российском рынке, но распродают остатки товаров», — рассказали «БИЗНЕС Online» в Wildberries. На площадке, к примеру, можно купить товары из той же Zara, Bershka, Massimo Dutti, Pull & Bear и других брендов, которые закрыли в России свои офлайн-магазины.
«Клиенты предпочитают экономить и более тщательно ищут выгодные предложения. Мы также видим интерес к китайским брендам и другие изменения покупательского спроса в разных категориях. Например, покупатели стали приобретать более бюджетные смартфоны», — рассказали нашему изданию в «Ситилинке».
«По нашим наблюдениям, цены в этот день ниже на 15–30 процентов от тех, которые обычно представлены на распродажах благодаря тому, что в «черную пятницу» магазины делают дополнительную скидку на все, а значит, и на позиции с Sale, и на новые коллекции»
ТЦ в надежде на рост трафика
Торговые центры Казани в эти ноябрьские праздники ждут увеличения посещаемости. В прошлом году «черная пятница» прошла для них под грифом «куаризации» и торговые галереи были практически пустынны. В «Южном» отмечают, что если для онлайн-площадок ключевой датой стало 11 ноября благодаря удачному маркетинговому ходу популярной платформы с товарами китайского производства, то для офлайн-ретейлеров главной датой в ноябре считается последняя пятница месяца, так называемая черная. В акции подтвердили участие «Ашан», «Эльдорадо», Re, Cr, XC, CUN, Zenden, Charuel, Savage, Incity, Suvari, Ohara, «Л’Этуаль», Monro, Cozy Home, Sokolov, «Яхонт». Магазины заявляют скидки от 20% на весь ассортимент до 90% на выборочные позиции.
«По нашим наблюдениям, цены в этот день ниже на 15–30 процентов от тех, которые обычно представлены на распродажах благодаря тому, что в „черную пятницу“ магазины делают дополнительную скидку на все, а значит, и на позиции с Sale, и на новые коллекции, — рассказала руководитель по маркетингу ТРЦ «Южный» Айгуль Сафина. Здесь ожидают рост посещаемости, увеличение конверсии и товарооборота арендаторов в среднем на 20–25%.
В KazanMall рассказали, что специальные предложения операторы ретейла делают в ноябре на протяжении недели-двух, не привязываясь к определенной дате. В этот период здесь также фиксируют увеличение трафика. С учетом «коронавирусных» ограничений, вводимых на посещение объектов торговли общественного питания и сферы развлечений в прошлом году, посещаемость ТЦ Казани может быть на 15–20% выше, как и товарооборот.
В региональных ТЦ сильна дополнительная функция социализации, поэтому моллы как минимум конкурируют с онлайн-ретейлом наравне, считает директор по развитию региональных сервисов, содиректор ретейл-департамента CORE.XP Михаил Рогожин.
«Маркетплейсы в ряде случаев могут оказаться успешнее торговых центров в текущем году. Это в том числе может быть связано с возможностью предоставить больший товарный ассортимент из-за остановки деятельности магазинов ряда международных брендов на рынке России и, соответственно, на своих площадках в ТЦ», — заявляет руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев.
Васильев говорит, что доходы россиян продолжают снижаться, что заставляет потребителей находиться в рамках сберегательной модели поведения, когда предпочтение отдается более дешевым товарам.
«Санкции, СВО — все сказалось на предпочтениях покупателей. Поэтому отражение этих событий мы увидим в „черную пятницу“ в частности. Все стали беднее, товаров стало меньше… — отметил председатель совета по развитию электронной торговли ТПП РФ Александр Иванов. — Что касается „черной пятницы“, то, как и раньше, как и всегда, ждем довольно большого увеличения спроса на товары. На какие? Пока говорить рано. Думаю, в этом смысле никаких сюрпризов не будет — все примерно то же самое, что и раньше. Доля маркетплейсов и онлайн-торговли каждый год растет. Думаю, вырастет и в этом году».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.