«По его выражению лица, общению было понятно, что словно ничего и не случилось. Все с усмешкой…» — так росгвардейцы вспоминают Ильназа Галявиева сразу после задержания. В руки силовиков «казанский стрелок» попал благодаря проезжавшему мимо и находившемуся в отпуске майору полиции Ленару Мусину. Он первым вошел в здание школы и встретился лицом к лицу с Галявиевым. О том, как это было, полицейский и его коллеги в погонах рассказали в суде. Подробности допроса — в репортаже «БИЗНЕС Online».
В четверг в Верховном суде Татарстана состоялось очередное заседание по делу «казанского стрелка» Ильназа Галявиева
Как родной брат узнал о смерти сестренки
В четверг в Верховном суде Татарстана состоялось очередное заседание по делу «казанского стрелка» Ильназа Галявиева. Первым к трибуне подошел родной брат погибшей учительницы английского Эльвиры Игнатьевой Андрей. В тот страшный день сестра вела урок у 5-го класса. Она стала случайной жертвой Галявиева. Согласно тексту обвинительного заключения, Эльвира была убита в коридоре на втором этаже. Однако обстоятельства произошедшего оглашены не были.
Игнатьев начал тихим, спокойным голосом вспоминать события злополучного дня. По его словам, о случившемся 11 мая 2021 года он узнал от друга. Примерно в 9:30 ему позвонили и сказали: «В школе стрельба». К 10:00 он приехал к гимназии: «Я бегал вокруг школы и искал информацию…» Ни сотрудники оперативных служб, ни очевидцы на его вопросы о сестре ничего сказать не могли. Только через какое-то время он узнал о смерти сестренки из телеграм-каналов.
В школе Игнатьева проработала больше пяти лет. На вопрос прокурора Аиды Шайдуллиной о том, знает ли он, по чьей вине погибла сестра, потерпевший, тяжело вздохнув, посмотрел на сторону обвинения, на Галявиева, а затем перевел взгляд на судью. После длительного молчания потерпевшего суд снял этот вопрос, объяснив, что Игнатьев не являлся очевидцем событий.
«[Эльвира] думала уйти [из школы]. Очень много работы и стресса, давление…» — пояснил брат Игнатьевой. «Придирки», — добавил он, емко объяснив, в чем выражалось давление на учительницу. Куда Игнатьева планировала уйти, неизвестно, она хотела просто отдохнуть по завершении учебного года, сказал ее брат.
Услышав еще несколько выстрелов, полицейский (на фото Ленар Мусин) вернулся на улицу и стал кричать в окна детям, чтобы они забаррикадировали двери
«Ребят, надевайте все, что есть. Берите каски и автоматы. Побежали!»
Следующим для допроса был приглашен полицейский, задержавший Галявиева. В тот день майор Ленар Мусин вышел в отпуск, отвез детей в школу, навестил родителей и поехал на автомойку. Проезжая мимо гимназии, он услышал взрыв. На первый взгляд ему показалось, что это неполадка с бытовым газом. Однако он сразу отметил суматоху в школе и, бросив машину, побежал к главному входу. Там он увидел мужчину в крови, им оказался подсобный рабочий Мулланур Мустафин. Подняв голову, он заметил двух женщин, которым стал кричать о тревожной кнопке. Мусин параллельно пытался дозвониться до экстренных служб, но везде было занято.
Услышав еще несколько выстрелов, полицейский вернулся на улицу и начал кричать в окна детям, чтобы они забаррикадировали двери. «Он без остановки долбил просто», — добавил Мусин. Ему навстречу выбежали двое второклассников, у одного из которых он взял телефон и вновь попытался дозвониться до экстренных служб, но безуспешно. По версии обвинения, он отправил детей к своей машине. В эти минуты к школе уже подъехала бригада оперативников. «Ребят, надевайте все, что есть. Берите каски и автоматы. Побежали!» — приказал им полицейский, полностью взяв на себя контроль за происходившим. На полу он увидел чехол от охотничьего ножа, а через пару метров и сам нож. Не успев продвинуться внутрь школы, они встретили Галявиева на лестнице. «Ко мне вышел человек, похожий на ботаника. Никого не хочу оскорбить, но вот отличник. Берцы только смущали», — объяснил Мусин.
«Я сдаюсь!» — заявил Галявиев сотрудникам Росгвардии, увидев, что те навели на него пистолет. Мусин в этот момент стоял безоружный.
Суд попросил Галявиева показать лицо для опознания:
— Можете показать лицо, Галявиев?
— Зачем?
— Не хотите показывать лицо?
— Нет!
После того как «стрелка» вывели из школы, Мусин с росгвардейцами вернулись в здание, т. к. не были уверены, что Галявиев действовал один. Вместе с завучем мужчина подходил к дверям кабинетов и просил учителей их открыть. С третьего этажа к тому моменту были слышны крики детей о помощи.
По словам полицейского, при задержании «стрелок» вел себя спокойно и четко отвечал на все поставленные вопросы.
«Поступило сообщение: «Дети прыгают из окон», — начал у трибуны полицейский Ильназ Хабибуллин. По внешнему виду здания он понял, что внутри происходит неладное: выбиты стекла, искорежены двери. Вокруг был сумбур, граждане просили его вызвать скорую
«Поступило сообщение: «Дети прыгают из окон»
Внешне Галявиева все свидетели описали одинаково: весь в черном. Один из свидетелей произошедшего, полицейский Динар Динмухаметов, к допросам коллег добавил, что, когда он впервые увидел Галявиева в отделе полиции, тот был в черных штанах, берцах и с голым торсом. Динмухаметов, по версии обвинения, занимался обследованием здания. На этажах он пытался проникнуть в каждый из кабинетов, дабы проверить, не осталось ли в них учеников.
Эльмира Антонова, сотрудница Росгвардии, приглашенная в качестве свидетеля, в ходе допроса стороной обвинения рассказала: «Там уже родители бежали, кричали, просили вернуть их детей». Она старалась успокоить их и не впускать в здание школы, т. к. все пытались забежать внутрь. Через некоторое время она, обернувшись, увидела Галявиева, прижатого ногой Ильназа Хабибуллина, старшего сотрудника экипажа. После того как «стрелка» повели к машине, Антонова взяла ключ, чтобы открыть отсек для задержанных. По ее словам, подойдя к машине, Галявиев не разговаривал с ней, однако, перед тем как сесть, повернулся к ней лицом и улыбнулся.
«Поступило сообщение: „Дети прыгают из окон“», — начал у трибуны полицейский Хабибуллин. По внешнему виду здания он понял, что внутри происходит неладное: выбиты стекла, искорежены двери. Вокруг был сумбур, граждане просили его вызвать скорую.
«Он однозначно дал понять, что это был именно он. Выглядел молодо, можно было спутать с учеником», — поделился Хабибуллин первым впечатлением от встречи с Галявиевым.
«По его выражению лица, общению было понятно, что словно ничего и не случилось. Все с усмешкой…» — вспоминал полицейский. И даже процитировал суду примерный диалог со «стрелком».
— Ты стрелял?
— Ну да, я стрелял.
— В кого?
— В детей, хотел их убить.
На входе в фойе Хабибуллин увидел полностью разбитый стенд с наградами и двух женщин, одна из которых оказалась заместителем директора. Полицейский настоятельно попросил их покинуть здание, на что услышал: «Пока вы всех наших детей не выведете, мы никуда отсюда не пойдем». Оказавшись на втором этаже, Хабибуллин провел инструктаж для учителей начальных классов и велел ждать эвакуации. На третьем этаже он сразу же отправился в кабинет с наибольшим количеством раненых — 8-го «А». «Что кто-то там вообще жив, для меня удивительно было. Я зашел и дежурную фразу бросил: „Кто еще может встать на ноги? За мной!“» — вспоминал полицейский. После этих слов из-за учительского стола поднялись 7 невредимых учеников.
Читайте также:
- «Отдайте его нам, больше ничего не надо!»: стартовал суд над Ильназом Галявиевым. Часть 1-я
- «Они лежали на полу в крови»: как Ильназ Галявиев слушал родителей убитых им детей. Часть 2-я
- «Я увидел трупы детей… Лужи крови. И одного мальчика, которого начали грузить на носилки». Часть 3-я
- «Я увидел силуэт мужчины в окне второго этажа. В руках у него было ружье…». Часть 4-я
- «Сам я спрятался на втором этаже в туалете. Против ружья я же не могу…» Часть 5-я
- Директор гимназии №175 о Галявиеве: «Почему Ильназ это сделал? Я каждый день об этом думаю». Часть 6-я
- «Сау булыгыз, Диляра Ахмадуловна…»: как прощались с жизнью расстрелянные дети гимназии №175. Часть 7-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.