В минувшие выходные в ТГАТОиБ им. Джалиля прошли концерты 7-го сезона музыкального фестиваля «Yзгәреш җиле» («Ветер перемен»). «Главная задача, миссия фестиваля „Yзгәреш җиле“ сегодня — это изменение направления развития татарской эстрадной песни, поиск и определение путей эволюции этого жанра», — по-прежнему амбициозно формулирует задачи мероприятия его генеральный продюсер Рауфаль Мухаметзянов, предлагая раз в год казанской публике самый дорогой татарский эстрадный концерт в истории. О том, что он собой представлял в этом году, — в материале «БИЗНЕС Online».
7-й сезон (год) музыкального фестиваля «Yзгәреш җиле», самого дорогого проекта в истории татарской эстрады, ничем не отличался от всех предыдущих. Хотя, возможно, это и был самый «бюджетный» из всех «Ветров перемен»
«Будет ли это путь подражания примитивным поп-образцам?»
«Все композиции преподносятся в обновленном, переосмысленном, европейском звучании», — в своем «Слове генерального продюсера» в программке к нынешнему «Yзгәреш җиле» Рауфаль Мухаметзянов смело идет против ветра. Ведь сегодня отечественные деятели искусства за «европейское звучание», что бы это ни значило, могут отхватить и по шапке. Впрочем, официальная культура в Татарстане весь год пытается жить, словно не замечая тектонических сдвигов, происходящих за окном, двигаясь по той колее, которая была намечена прежде. И, надо сказать, что «не замечать» у нее получается вполне неплохо.
Вот и 7-й сезон (год) музыкального фестиваля «Yзгәреш җиле», самого дорогого проекта в истории татарской эстрады, ничем не отличался от всех предыдущих. Хотя, возможно, это и был самый «бюджетный» из всех «Ветров перемен». Даже на госзакупках у театра им. Джалиля, не привыкшего экономить, появился контракт на «реставрацию декораций фестиваля татарской песни» (они действительно повторяли прошлогодние), открывал шоу старый презентационный ролик, за год в концерте не прибавилось ни одного нового солиста, а в фойе даже поленились повесить какой-нибудь баннер, посвященный «Yзгәреш җиле», где бы можно было устроить фотозону.
На 7-й год «Ветра перемен» споры об этом проекте, а именно о творческой его стороне, давно стали историей. Хотя тот же Мухаметзянов продолжает настаивать на «миссионерстве». «Главная задача, миссия фестиваля „Yзгәреш җиле“ сегодня — это изменение направления развития татарской эстрадной песни, поиск и определение путей эволюции этого жанра», — пишет директор казанской оперы. И далее: «По какому пути должна двигаться татарская песня? Будет ли это путь подражания примитивным поп-образцам и слепого следования вкусам массовой публики? Или мы попробуем вписать национальное искусство в мировой контекст, бережно соблюдая баланс современного и традиционного, привнося новые элементы, но не теряя основ самобытности, опираясь на ладовую принадлежность и уникальное звучание татарского мелоса, но добавляя новые краски? Ответ очевиден».
Подобные красивые речи явно помогают выбивать деньги на следующий сезон, хотя и выглядят не более чем ритуальными танцами. За 7 лет «Yзгәреш җиле» так и не стал феноменом, выходящим за рамки зала театра им. Джалиля на 1 тыс. человек, «татарская эстрадная песня» и «татарский мелос» живут своей жизнью, а наследие фестиваля, на который потрачены сотни миллионов рублей, пока ограничивается тем, что, по словам педагога проекта Венеры Ганеевой, на детском конкурсе «Шаян ТВ» «несколько юных участников пели татарские народные песни в аранжировках фестиваля «Yзгәреш җиле».
Jukebox Trio сообщили со сцены о намерениях записать целый татарский альбом. Может, 8-й сезон «Yзгәреш җиле» станет презентацией этого диска?
Jukebox Trio запишут татарский альбом
Повторим, 7-й сезон «Ветра перемен», пожалуй, не добавил ничего принципиально нового в копилку наших знаний о фестивале. Хотя нынешний концерт и стал одним из лучших за все время проекта, здесь было минимальное количество откровенно проходных номеров, хотя за вечер прозвучала аж 31 песня. Однако о том, что первая звезда шоу — это Алина Шарипжанова, Ильнару Миранову удаются тонкие лиричные чувственные композиции, Руслан Сайфутдинов — блестящий вокалист, а Jukebox Trio умеют зажигать зал, мы знаем уже не первый год. И в данном плане новый фестиваль ничего к этой информации не присовокупил. Разве что Jukebox Trio сообщили со сцены о намерениях записать целый татарский альбом. Может, 8-й сезон «Yзгәреш җиле» станет презентацией этого диска? Вообще, было бы интересно. Хотя серьезной надежды на экспансию «татарского мелоса» вовне все равно нет, при всем уважении к московско-казанскому коллективу, звездный час Jukebox Trio пережили еще в нулевые, а сегодня работают в основном в небольших столичных клубах.
Главным разочарованием среди солистов стоит назвать Гульнору Гатину. Прима оперной труппы театра им. Джалиля и фаворитка директора Мухаметзянова решила, что для исполнения романса Рустема Яхина «Кузлэрем тик сине эзлилэр» будет достаточно вокальных данных и декольте
А вот главным разочарованием среди солистов стоит назвать Гульнору Гатину. Прима оперной труппы театра им. Джалиля и фаворитка директора Мухаметзянова решила, что для исполнения романса Рустема Яхина «Кузлэрем тик сине эзлилэр» будет достаточно вокальных данных и декольте.
Обрамление вокального действа было также привычным. Попсовая подтанцовка от московского балета Street Jazz по-прежнему кажется самой необязательной частью «Yзгәреш җиле», а в этот раз, особенно глядя на мужскую часть коллектива — пятерку здоровенных спортивно сложенных красавцев, показалось, что нынче есть в стране места, где бы они пригодились больше, чем на сцене театра им. Джалиля. Вновь было не совсем понятно, для чего Мухаметзянов и худрук фестиваля Вадим Эйленкриг выписывают за большие деньги из Германии звездного баяниста Айдара Гайнуллина. Музыкант, который по определению должен быть одной из главных жемчужин «Ветра перемен», вновь с коллегой по цеху Айнуром Муратовым просидел весь концерт в глубине сцены, не получил ни одного сольного номера и в основном спасал проходные номера Максуда Юлдашева и Юлии Гарифуллиной. Зато более уместным, чем год назад, смотрелся виртуоз игры на губной гармонике Борис Плотников, хотя артист с импозантной внешностью и выходил каждый раз на сцену с лицом человека, который не очень понимает, где он и что тут вообще происходит.
Более уместным, чем год назад, смотрелся виртуоз игры на губной гармонике Борис Плотников, хотя артист с импозантной внешностью и выходил каждый раз на сцену с лицом человека, который не очень понимает, где он и что тут вообще происходит
Герои вечера — Шайхразиев и Исламова
Что же до главных героев вечера, то стоит сказать, что здесь произошла небольшая «смена караула». Напомним, год назад композитор Эльмир Низамов, а также Эльмира Калимуллина и Шарипжанова, которые исполняли его песни, устроили на фестивале самый настоящий концерт в концерте. На этот раз новые композиции автора уже не выбивались из общего ряда номеров «Yзгәреш җиле» и даже, честно говоря, потерялись среди них. Зрителям больше понравилась песня «Бию пәрие» из саундтрека к одноименному хиту Камаловского театра, но это скорее заслуга не композитора, а Ильгиза Шайхразиева, певца такого масштаба обаяния, что, кажется, он способен «порвать» зал, даже спев таблицу умножения.
Шайхразиева смело можно назвать звездой №1 вечера, другой его номер — лиричная «Яратыгыз!» Резеды Ахияровой — получился настолько трогательным, что вызвал, единственный раз за вечер, массовое включение фонариков на телефонах у зрителей. А, пожалуй, единственным конкурентом Шайхразиева на «Yзгәреш җиле – 2022» стала Эльза Исламова. Лауреат многих престижных оперных конкурсов совершенно победно исполнила в первом отделении «Синсез яшәргә» Миляуши Хайруллиной, а после антракта закрепила успех дуэтом с супругом Артуром Исламовым.
Единственным конкурентом Шайхразиева на «Yзгәреш җиле – 2022» стала Эльза Исламова
Стоит отметить, что в этом году среди композиторов, чьи имена присутствовали в афише фестиваля, было как никогда много наших современников. Низамов и Ахиярова сидели в главной VIP-ложе, исполнялись песни Хайруллиной, Фирзара Муртазина и других. Дошло даже до бессмертной «Альдермеш» Урала Рашитова, хотя оперной певице Лилиане Газизовой не повезло: кажется, ее выбирали в качестве исполнительницы этой песни не по подходящим вокальным данным, а по отдаленному внешнему сходству с Ханией Фархи. Но особенно удивили сразу три песни композитора Луизы Батыр-Булгари, которая в прошлом году заявляла, что не хочет, чтобы ее песни звучали на «Yзгәреш җиле».
Но ни один из вышеперечисленных участников концерта не имел в минувшую субботу такого успеха, как скрипач Захар Штейнберг, царь и бог фойе театра им. Джалиля. Он вновь радовал своей фирменной «ресторанщиной» публику перед началом концерта и в антракте. Причем во время последнего ему так громко хлопали и так приветствовали, что корреспонденты «БИЗНЕС Online» даже вышли на свет из своей ложи на первом ярусе, чтобы полюбопытствовать насчет происходящего. Один из поклонников бессмертного творчества Штейнберга прямо отсюда, с первого яруса, гогоча, крикнул ему: «А „Мурку“ слабо?» В этот момент за судьбу «татарского мелоса» стало особенно боязно.
***
В недавнем интервью «БИЗНЕС Online» не чужой Казани человек, главный органист и хранитель органа московского концертного зала «Зарядье» Лада Лабзина, размышляя о судьбе «Ветра перемен», мудро заметила: «Любая программа не живет без изменений больше четырех лет. Первый год пилотный, второй — раскрутка, третий — кульминация и четвертый — спад, и далее концепция должна корректироваться. Все алгоритмы в менеджменте исполнительских искусств уже давно выработаны». Напомним, что на пятый год «Yзгәреш җиле» показал мюзикл «Алтын Казан», нынче благополучно исчезнувший с радаров «первый татарский мюзикл». Но вслед за этим никакой перезагрузки не произошло, организаторы просто «обнулились» и вернулись к началу. Очевидно, что «европейским звучанием» в менеджерском подходе генпродюсера Мухаметзянова можно легко пренебречь.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.