Седьмой сезон (год) музыкального фестиваля «Yзгәреш җиле», самого дорогого проекта в истории татарской эстрады, ничем не отличался от всех предыдущих. Хотя, возможно, это и был самый «бюджетный» из всех «Ветров перемен». 7-й сезон (год) музыкального фестиваля «Yзгәреш җиле», самого дорогого проекта в истории татарской эстрады, ничем не отличался от всех предыдущих. Хотя, возможно, это и был самый «бюджетный» из всех «Ветров перемен»

«Будет ли это путь подражания примитивным поп-образцам?»

«Все композиции преподносятся в обновленном, переосмысленном, европейском звучании», — в своем «Слове генерального продюсера» в программке к нынешнему «Yзгәреш җиле» Рауфаль Мухаметзянов смело идет против ветра. Ведь сегодня отечественные деятели искусства за «европейское звучание», что бы это ни значило, могут отхватить и по шапке. Впрочем, официальная культура в Татарстане весь год пытается жить, словно не замечая тектонических сдвигов, происходящих за окном, двигаясь по той колее, которая была намечена прежде. И, надо сказать, что «не замечать» у нее получается вполне неплохо.

Вот и 7-й сезон (год) музыкального фестиваля «Yзгәреш җиле», самого дорогого проекта в истории татарской эстрады, ничем не отличался от всех предыдущих. Хотя, возможно, это и был самый «бюджетный» из всех «Ветров перемен». Даже на госзакупках у театра им. Джалиля, не привыкшего экономить, появился контракт на «реставрацию декораций фестиваля татарской песни» (они действительно повторяли прошлогодние), открывал шоу старый презентационный ролик, за год в концерте не прибавилось ни одного нового солиста, а в фойе даже поленились повесить какой-нибудь баннер, посвященный «Yзгәреш җиле», где бы можно было устроить фотозону.

«Yзгәреш җиле – 6»: как Калимуллина и Шарипжанова устроили «битву титанов»

На 7-й год «Ветра перемен» споры об этом проекте, а именно о творческой его стороне, давно стали историей. Хотя тот же Мухаметзянов продолжает настаивать на «миссионерстве». «Главная задача, миссия фестиваля „Yзгәреш җиле“ сегодня — это изменение направления развития татарской эстрадной песни, поиск и определение путей эволюции этого жанра», — пишет директор казанской оперы. И далее: «По какому пути должна двигаться татарская песня? Будет ли это путь подражания примитивным поп-образцам и слепого следования вкусам массовой публики? Или мы попробуем вписать национальное искусство в мировой контекст, бережно соблюдая баланс современного и традиционного, привнося новые элементы, но не теряя основ самобытности, опираясь на ладовую принадлежность и уникальное звучание татарского мелоса, но добавляя новые краски? Ответ очевиден».

Подобные красивые речи явно помогают выбивать деньги на следующий сезон, хотя и выглядят не более чем ритуальными танцами. За 7 лет «Yзгәреш җиле» так и не стал феноменом, выходящим за рамки зала театра им. Джалиля на 1 тыс. человек, «татарская эстрадная песня» и «татарский мелос» живут своей жизнью, а наследие фестиваля, на который потрачены сотни миллионов рублей, пока ограничивается тем, что, по словам педагога проекта Венеры Ганеевой, на детском конкурсе «Шаян ТВ» «несколько юных участников пели татарские народные песни в аранжировках фестиваля «Yзгәреш җиле».

Jukebox Trio сообщили со сцены о намерениях записать целый татарский альбом. Может, восьмой сезон «Yзгәреш җиле» станет презентацией этого диска? Jukebox Trio сообщили со сцены о намерениях записать целый татарский альбом. Может, 8-й сезон «Yзгәреш җиле» станет презентацией этого диска?

Jukebox Trio запишут татарский альбом

Повторим, 7-й сезон «Ветра перемен», пожалуй, не добавил ничего принципиально нового в копилку наших знаний о фестивале. Хотя нынешний концерт и стал одним из лучших за все время проекта, здесь было минимальное количество откровенно проходных номеров, хотя за вечер прозвучала аж 31 песня. Однако о том, что первая звезда шоу — это Алина Шарипжанова, Ильнару Миранову удаются тонкие лиричные чувственные композиции, Руслан Сайфутдинов — блестящий вокалист, а Jukebox Trio умеют зажигать зал, мы знаем уже не первый год. И в данном плане новый фестиваль ничего к этой информации не присовокупил. Разве что Jukebox Trio сообщили со сцены о намерениях записать целый татарский альбом. Может, 8-й сезон «Yзгәреш җиле» станет презентацией этого диска? Вообще, было бы интересно. Хотя серьезной надежды на экспансию «татарского мелоса» вовне все равно нет, при всем уважении к московско-казанскому коллективу, звездный час Jukebox Trio пережили еще в нулевые, а сегодня работают в основном в небольших столичных клубах.

Главным разочарованием среди солистов стоит назвать Гульнору Гатину. Прима оперной труппы театра им. Джалиля и фаворитка директора Мухаметзянова  решила, что для исполнения романса Рустема Яхина «Кузлэрем тик сине эзлилэр» будет достаточно вокальных данных и декольте Главным разочарованием среди солистов стоит назвать Гульнору Гатину. Прима оперной труппы театра им. Джалиля и фаворитка директора Мухаметзянова решила, что для исполнения романса Рустема Яхина «Кузлэрем тик сине эзлилэр» будет достаточно вокальных данных и декольте

А вот главным разочарованием среди солистов стоит назвать Гульнору Гатину. Прима оперной труппы театра им. Джалиля и фаворитка директора Мухаметзянова решила, что для исполнения романса Рустема Яхина «Кузлэрем тик сине эзлилэр» будет достаточно вокальных данных и декольте.

Обрамление вокального действа было также привычным. Попсовая подтанцовка от московского балета Street Jazz по-прежнему кажется самой необязательной частью «Yзгәреш җиле», а в этот раз, особенно глядя на мужскую часть коллектива — пятерку здоровенных спортивно сложенных красавцев, показалось, что нынче есть в стране места, где бы они пригодились больше, чем на сцене театра им. Джалиля. Вновь было не совсем понятно, для чего Мухаметзянов и худрук фестиваля Вадим Эйленкриг выписывают за большие деньги из Германии звездного баяниста Айдара Гайнуллина. Музыкант, который по определению должен быть одной из главных жемчужин «Ветра перемен», вновь с коллегой по цеху Айнуром Муратовым просидел весь концерт в глубине сцены, не получил ни одного сольного номера и в основном спасал проходные номера Максуда Юлдашева и Юлии Гарифуллиной. Зато более уместным, чем год назад, смотрелся виртуоз игры на губной гармонике Борис Плотников, хотя артист с импозантной внешностью и выходил каждый раз на сцену с лицом человека, который не очень понимает, где он и что тут вообще происходит.

Более уместным, чем год назад, смотрелся виртуоз игры на губной гармонике Борис Плотников, хотя артист с импозантной внешностью и выходил каждый раз на сцену с лицом человека, который не очень понимает, где он и что тут вообще происходит Более уместным, чем год назад, смотрелся виртуоз игры на губной гармонике Борис Плотников, хотя артист с импозантной внешностью и выходил каждый раз на сцену с лицом человека, который не очень понимает, где он и что тут вообще происходит

Герои вечера — Шайхразиев и Исламова

Что же до главных героев вечера, то стоит сказать, что здесь произошла небольшая «смена караула». Напомним, год назад композитор Эльмир Низамов, а также Эльмира Калимуллина и Шарипжанова, которые исполняли его песни, устроили на фестивале самый настоящий концерт в концерте. На этот раз новые композиции автора уже не выбивались из общего ряда номеров «Yзгәреш җиле» и даже, честно говоря, потерялись среди них. Зрителям больше понравилась песня «Бию пәрие» из саундтрека к одноименному хиту Камаловского театра, но это скорее заслуга не композитора, а Ильгиза Шайхразиева, певца такого масштаба обаяния, что, кажется, он способен «порвать» зал, даже спев таблицу умножения.

Шайхразиева смело можно назвать звездой №1 вечера, другой его номер — лиричная «Яратыгыз!» Резеды Ахияровой — получился настолько трогательным, что вызвал, единственный раз за вечер, массовое включение фонариков на телефонах у зрителей. А, пожалуй, единственным конкурентом Шайхразиева на «Yзгәреш җиле – 2022» стала Эльза Исламова. Лауреат многих престижных оперных конкурсов совершенно победно исполнила в первом отделении «Синсез яшәргә» Миляуши Хайруллиной, а после антракта закрепила успех дуэтом с супругом Артуром Исламовым.

Единственным конкурентом Шайхразиева на «Yзгәреш җиле-2022» стала Эльза Исламова Единственным конкурентом Шайхразиева на «Yзгәреш җиле – 2022» стала Эльза Исламова

Стоит отметить, что в этом году среди композиторов, чьи имена присутствовали в афише фестиваля, было как никогда много наших современников. Низамов и Ахиярова сидели в главной VIP-ложе, исполнялись песни Хайруллиной, Фирзара Муртазина и других. Дошло даже до бессмертной «Альдермеш» Урала Рашитова, хотя оперной певице Лилиане Газизовой не повезло: кажется, ее выбирали в качестве исполнительницы этой песни не по подходящим вокальным данным, а по отдаленному внешнему сходству с Ханией Фархи. Но особенно удивили сразу три песни композитора Луизы Батыр-Булгари, которая в прошлом году заявляла, что не хочет, чтобы ее песни звучали на «Yзгәреш җиле».  

«Требую исключить мои песни из репертуара фестиваля «Yзгәреш җиле»!»

Но ни один из вышеперечисленных участников концерта не имел в минувшую субботу такого успеха, как скрипач Захар Штейнберг, царь и бог фойе театра им. Джалиля. Он вновь радовал своей фирменной «ресторанщиной» публику перед началом концерта и в антракте. Причем во время последнего ему так громко хлопали и так приветствовали, что корреспонденты «БИЗНЕС Online» даже вышли на свет из своей ложи на первом ярусе, чтобы полюбопытствовать насчет происходящего. Один из поклонников бессмертного творчества Штейнберга прямо отсюда, с первого яруса, гогоча, крикнул ему: «А „Мурку“ слабо?» В этот момент за судьбу «татарского мелоса» стало особенно боязно.

***

В недавнем интервью «БИЗНЕС Online» не чужой Казани человек, главный органист и хранитель органа московского концертного зала «Зарядье» Лада Лабзина, размышляя о судьбе «Ветра перемен», мудро заметила: «Любая программа не живет без изменений больше четырех лет. Первый год пилотный, второй — раскрутка, третий — кульминация и четвертый — спад, и далее концепция должна корректироваться. Все алгоритмы в менеджменте исполнительских искусств уже давно выработаны». Напомним, что на пятый год «Yзгәреш җиле» показал мюзикл «Алтын Казан», нынче благополучно исчезнувший с радаров «первый татарский мюзикл». Но вслед за этим никакой перезагрузки не произошло, организаторы просто «обнулились» и вернулись к началу. Очевидно, что «европейским звучанием» в менеджерском подходе генпродюсера Мухаметзянова можно легко пренебречь.