Вокруг столицы РТ продолжает расти мощная субурбия, грозящая Казани не только транспортным коллапсом, но и социальным взрывом. Не желая попадать в сводки федеральных новостей о лежащих в снегу детях, молящих о школе, власти РТ создали институт пространственного планирования. Но, пока запрягали, число строящихся ЖК на границах с Казанью выросло в 1,5 раза. Спрос в доступном «подбрюшье» столицы РТ растет на фоне неподъемной цены казанского «квадрата». О трех проблемах Казанской агломерации, топе альфа-застройщиков окраин и первых намеках на смену градостроительной парадигмы — в материале «БИЗНЕС Online».
На кону «план Путина». Согласно указу президента РФ, к 2030 году в России должны сдавать по 120 млн кв. м жилья в год. 3,5 млн «квадратов» из них — обязательства Татарстана
В Казани третий год подряд строят меньше жилья, чем в пригороде
Число строящихся многоквартирных жилых комплексов в соседних с Казанью районах за три года выросло в 1,5 раза до 24 ЖК. Бо́льшую часть заложили в 2021–2022 годах, и только 40% проектов начали строить до 2019 года.
Массовое строительство жилья власти РТ концентрируют в Казанской агломерации, оставляя до лучших времен Камскую и Альметьевскую. При этом в самой Казани строят в 2 раза меньше, чем в пригородных районах, в расчете на одного жителя. И эта тенденция за три года не изменилась. Если в 2019-м на одного жителя столицы РТ приходилось 0,7 кв. м нового жилья в год, а на жителей агломерации — 1,5 «квадрата», то в 2023-м соотношение составит 0,9 кв. м к 2,1 «квадрата».
На кону «план Путина». Согласно указу президента РФ, к 2030 году в России должны сдавать по 120 млн кв. м жилья в год. 3,5 млн «квадратов» из них — обязательства Татарстана. Для президента РТ Рустама Минниханова, возглавляющего профильную комиссию федерального Госсовета, выполнить план — дело чести.
Но насколько верна стратегия спускать цифры сверху? «Вдруг из федерального центра регионам говорят о том, сколько строить жилья. И еще спрашивают за это — для губернатора это показатель эффективности, — рассуждал на форуме „Казаныш“ главный инженер „Ленгипрогора“ Юрий Перелыгин. — Не справился — минус. Может, регионам самим решать, сколько им строить и где? Зачем выдерживать норматив? Чтобы потом с ужасом смотреть на город Мурино у кольцевой Петербурга, застроенный жуткими 25-этажками? Стройка жилья должна быть на 5–6-м местах». Последствия застройки без внятной градостроительной политики неминуемы, считает он.
Через 50 лет будем думать, как это взрывать, потому что в подобных гетто жить невозможно.
Впрочем, статистика ввода жилья — вещь весьма хитрая. С одной стороны, Татарстан вроде бы ставит рекорды: в прошлом году сдали рекордные 3 млн кв. м жилья. Однако из них 2,1 млн «квадратов» пришлось на индивидуальное жилье — загородные дома построили 15 тыс. семей (новые ли это дома — вопрос, в статистику идет все, что в течение года поставили на учет). Что же касается так раздражающих экспертов-урбанистов «человейников», то лишь 942 тыс. кв. м в республике возвели в многоквартирных домах — это вообще-то антирекорд для строительства ЖК в Татарстане. В этом году будет введено более 3 млн «квадратов». Львиная доля опять за ИЖС, и это не случайно.
Новым «человейникам» в Татарстане не хватает инженерных сетей. К началу 2022 года у РТ остались участки с коммунальными сетями только для 1,8 млн кв. м многоквартирных домов, а в застройке «человейниками» сейчас — 2,3 млн «квадратов». Но ситуация меняется. Власти РТ потратят в этом году 5 млрд рублей на коммунальные сети. Татарстан в конце 2021-го получил льготный заем фонда ЖКХ на 12,3 млрд рублей для строительства канализации и водопроводов. И будут просить еще.
В итоге массовое строительство жилья под Казанью обретет второе дыхание. Намечено две точки роста агломерации:
- «Большой Зеленодольск». Там построят 1 млн кв. м жилья до 2025 года и 5 млн «квадратов» до 2035-го.
- «Лаишевский узел» — до 2030 года планируют возвести 4,4 млн кв. м жилья.
Застройка вокруг Казани временами сопровождается скандалами. В этом году фекалии первых жилых комплексов «Большого Зеленодольска» всплыли на Волге и тянулись полосой соответствующего цвета в сторону Казани от очистных сооружений Васильево. Летом недовольство выплеснули жители IT-деревни в Усадах, рядом с которой началась вырубка леса для дороги, которая свяжет территории будущей массовой застройки с действующими трассами. Еще раньше жители Залесного возмущались условиями выкупа домов для расширения улицы Осиновской, хотя в итоге владельцы все же ударили по рукам с властями.
Цена квадратного метра жилья в столице РТ вышла за рамки приличия и теперь колеблется у 150 тыс. рублей
Неподъемные 150 тыс. рублей за казанский «квадрат» греют спрос на пригородные новостройки
Цена квадратного метра на жилье в столице РТ вышла за рамки приличия и теперь колеблется у 150 тыс. рублей, поэтому клиент и идет в пригород — там ценник в зависимости от локации в 1,5–2 раза ниже и составляет 60–100 тыс. рублей. В Казани невозможно купить квартиру ценой до 3 млн рублей, а на границе города выбор есть. В момент покупки вопросы инфраструктуры и транспорта уходят на второй план, а экология перемещается на третий: главное — деньги.
«Если цена квартиры в пригороде ниже казанской, то клиенты чаще выбирают первый вариант, — говорит директор компании „Премьер-Недвижимость“ Руслан Садреев, треть клиентов которого останавливают выбор на квартирах в агломерации. — Но спросом пользуются только те комплексы, где застройщики предусмотрели транспортную и социальную инфраструктуру».
В пригороде покупают не потому, что нравится место, а по той причине, что на него хватило денег. Никто не мечтает жить за Дербышками.
В пролете оказались те инвесторы, которые ранее охотно скупали квартиры в пригороде. «Часть комплексов переоценили, и теперь инвесторы не могут продать квартиры, — говорит Анастасия Гизатова, директор АН „Счастливый дом“, и напоминает, что в столице РТ готовятся к застройке участки на улицах Портовой, Аделя Кутуя, Кулагина, в районе РКБ, Вознесенского тракта. — Когда здесь отстроят жилые массивы, кому будет нужен этот загород? Агломерация подходит пенсионерам, фрилансерам и молодым семьям, которые не могут себе позволить Казань. Хотя последние часто продают новостройку на окраине и переезжают в хрущевку, но в городе, где есть вся инфраструктура».
Казанская агломерация нравится татарстанским девелоперам. Жилые комплексы строят как опытные игроки, так и начинающие
Кто застраивает казанский пригород «человейниками»?
Казанская агломерация нравится татарстанским девелоперам. Жилые комплексы строят как опытные игроки, так и начинающие. По числу строящихся ЖК в агломерации лидирует Зеленодольский район с 7 проектами застройки, бо́льшая часть которых — в границах «Большого Зеленодольска». С него и начнем обзор.
В Зеленодольском районе по числу строящихся ЖК нет равных селу Осиново. Близкая к семье экс-главы минстроя РТ, а ныне вице-премьера РФ Марата Хуснуллина компания «ТСИ» строит в селе ЖК «Радужный-2». Рядом входящая в «Ак Барс Холдинг» Ивана Егорова строительная компания «Каен» возводит ЖК «Зимний сад». По соседству группа компаний «Новастрой», связанная с семьями Миннахметовых и Зяббаровых, возводит ЖК «Достояние». Это второй проект компании в «Большом Зеленодольске» после ЖК «Тура Нова» в соседнем поселке Новая Тура. Жилой комплекс «Осиново» рядом с лицеем им. Карпова возводит группа компаний «РАФФ» бизнесмена Фариза Мухтарова.
А теперь перенесемся в Зеленодольск. Там группа компаний «Мир» Тимура Егорова в партнерстве с «Новастроем» достраивает ЖК «Маяк» и начала застройку ЖК «Зеленая долина» на 6,5 тыс. жителей за городской стелой. По соседству ГК «Шаги к успеху» строит ЖК «Акварели» из крупнопанельных домокомплектов челнинского «Домкора».
В Лаишевском районе у границы с Казанью возводят 6 жилых комплексов, из которых два у «Ак Барс Дома»: это ЖК «Новый свет» и «Дома у сада». Рядом «ГК Трест Спецкаучукремстрой» возводит ЖК «Счастливый», а #Суварстроит — «Южный парк» из состава своего проекта «Лаишевский узел», куда входит еще два ЖК в границах Приволжского района Казани. Далее застройка концентрируется в селе Сокуры. Там проект «Волшебный сад» ведет компания бывшего топ-менеджера #Суварстроит Максима Николаева, а также СК «Новострой» выступает с проектом таунхаусов «Сокуров».
Пестречинский район: на разных стадиях строительства пять жилых комплексов, три из которых возводят на территории села Куюки. Это ЖК «Светлый» ОАО «ДК „Антей“» Владимира Осташко, рядом «Добрый» (прежнее название «Новые Куюки») ООО «КБ Паритет» Дмитрия Грязнова. Там же «Бриз» Андрея Белякова после спасения обманутых дольщиков 6 домов продолжил стройку ЖК «Яшьлек» на 54 дома для 5 тыс. человек. Проект начинала компания «СтройКом» Фаика Гараева, которого в 2020 году осудили на 3 года колонии за растрату 9 млн рублей.
За пределами трассы М7 в Пестречинском районе возводят два многоэтажных проекта. «Унистрой» завершает «Царево Village» на 9 тыс. семей (на будущий год по соседству начнется более высотный «Царево City») и ЖК «Алтын Камыш» на 2,3 тыс. человек от СК «Финдом» Фината Мухамадиева в деревне Камыш.
Высокогорский район: на стадии строительства четыре жилых комплекса, из которых два возводит «Новастрой» — это «Белая аллея» и «Прованс» в селе Высокая гора. Там же стройкомпания «Дивар» Ильнара Залялиева и Алмаза Саматова возводит ЖК «Луговой». За пределами райцентра работает «Унистрой» — компания рядом с трассой М7 сдает в этом году первые дома жилого комплекса «Атмосфера».
В Верхнеуслонском районе многоквартирное жилье сконцентрировано в Иннополисе и представлено двумя строящимися комплексами: «Зион» и «Квартал Ю». Оба возводят бизнес-структуры, связанные с экс-министром связи РТ и РФ Николаем Никифоровым. Три года назад в Иннополисе работал и Госжилфонд при президенте РТ, но, построив арендное жилье на 1,5 тыс. квартир, фонд ушел из города айтишников в 2021 году, хотя планировал застройку нового квартала.
Инфраструктура безуспешно пытается догнать жилую застройку, потому что квадратных метров строится все больше и больше. Не хватает школ и детсадов
Проблема №1: инфраструктура не успевает за стройкой жилья
Что касается ключевых проблем, которые порождаются ростом «человейников» на окраинах Казани, то первая из них — инфраструктурная. Инфраструктура безуспешно пытается догнать жилую застройку, потому что квадратных метров строится все больше и больше. Это проблема не только Казани, но и других развивающихся городов России. «Тенденции на сокращение этого разрыва пока не видно», — рассказал «БИЗНЕС Online» главный архитектор ГУП МО «НИиПИ градостроительства» Александр Антонов на форуме «Казаныш».
Проблему признают и в минстрое РТ, но назвать время преодоления «инфраструктурного проклятия» там затруднились. «Сложно оценить. Да, есть дисбаланс, жилищное строительство опережает социальную, транспортную, инженерную инфраструктуру», — сказал замминистра строительства РТ Владимир Кудряшев.
Накаляется градус недовольства жителей. Главной горячей точкой стали Куюки Пестречинского района и соседние казанские поселки Вишневка, Привольный и Салмачи. Обещанная связь Куюки – Богородское – трасса М7 заморожена судом, поскольку дорогу начали строить раньше выкупа трех земельных участков. Люди зимой рвутся через казанские поселки, из-за чего дело доходит до разборок соседей.
Без пробок от комплексов в Куюках до центра города действительно можно добраться за 15 минут, но на деле — за час. Но надо подождать. Вспомните Азино. Раньше оно было на отшибе географии, а теперь чуть ли не центр города.
«Так как квартиры в пригороде пользуются спросом из-за доступной стоимости, инфраструктура там развивается достаточно активно», — говорят в агентстве недвижимости «Флэт».
Беда не только с дорогами — не хватает школ и детсадов. В этом году в Казанской агломерации сдано пять образовательных объектов:
- детский сад на 140 мест в деревне Чернышевка Высокогорского района;
- школа на 500 мест в селе Высокая Гора;
- школа на 80 мест с детским садом на 20 мест в селе Алат Высокогорского района;
- школа на 1,2 тыс. мест в Зеленодольске — первый подобный объект за 30 лет;
- пристрой к казанской гимназии №18.
Достаточно ли этого для растущей агломерации в 1,5 млн человек — вопрос риторический. Проблемы с социалкой в Казанской агломерации бьют по репутации властей РТ на федеральном уровне. В марте 2021 года родители четырех поселков под Казанью уложили детей в снег, чтобы достучаться до президента РТ с просьбой о школе. Нашумевшим видеороликом заинтересовались не только федеральные СМИ, но и Генпрокуратура России. «Вопрос со строительством школы остается на контроле прокуратуры», — говорит источник издания. Вместе с тем позиция жителей, требующих «здесь и сейчас» того, что в городах строится десятилетиями, тоже не совсем понятна. Не с закрытыми же глазами люди покупают жилье, обнаруживая потом отсутствие школ, дорог и садиков!
«Не понимаю тех, кто жалуется на логистику и инфраструктуру в жилых комплексах за городом, — говорит Гизатова. — Вы же изначально покупали такое жилье с учетом его стоимости. Это все равно что приобрести битую машину и предъявлять претензии».
За жилищным строительством Казанской агломерации не успевают и места приложения труда, разгоняя ежедневную маятниковую миграцию не только в центр города, но и на предприятия столицы РТ
Проблема №2: нехватка рабочих мест
За жилищным строительством Казанской агломерации не успевают и места приложения труда, разгоняя ежедневную маятниковую миграцию не только в центр города, но и на предприятия столицы РТ.
«Рабочие места агломерации преимущественно сконцентрированы в Казани. Такая схема не годится, — говорит вице-президент Академии наук РТ Вадим Хоменко, настаивая на создании рабочих мест с достойной заработной платой в районах. — В Высокогорском, Верхнеуслонском, Лаишевском районах сохраняется сельскохозяйственный уклад. Да, механизация снижает потребность в кадрах, но жителей можно задействовать в сфере переработки сельхозпродукции, техобслуживания, рекреации. Исключение — Зеленодольск, который с самого начала развивался как промышленный центр».
Плановая экономика СССР предполагала проекты типовых жилых районов города, привязанных к производству. Например, КАПО им. Горбунова владело собственным домостроительным комбинатом, который ежегодно вводил 30 тыс. кв. м, или 300–500 квартир. «Затем началось мирное врастание кулака в социализм, а сегодня заканчивается эпоха альфа-застройщиков, начинается новая фаза», — считает советник министра строительства и ЖКХ РТ Николай Васильев.
Из-за импортозамещения придется говорить о производстве. А в каком генплане прописано производство? Где транспорт сделан в этом русле? В генплане Казани о производстве ничего не сказано. Но ведь градостроительная политика не заканчивается детским садом и школой у дома.
Труд и жилищная застройка оторваны друг от друга. «Застройщики ориентированы только на спрос. Да, цена жилья низкая, но для кого строят жилые комплексы на окраине? Для сельских жителей и мигрантов? Где будут работать люди? — согласен Хоменко и перечисляет главные вопросы агломерации. — Да, в рыночной экономике это трудно рассчитать, но власти могут это делать».
Сдвиги появляются. Маятниковую миграцию из Зеленодольска уже снижает территория опережающего социально-экономического развития, которая дает рабочие места и жителям казанского «Салават Купере». Власти РТ продолжают верить в проект свияжского мультимодального логоцентра, предлагая площадку крупной российской транспортно-логистической компании FESCO. С подачи ОЭЗ «Алабуга», СИБУРа и авиационных предприятий в Казани планируют построить индустриальный парк «Северные ворота». В Лаишевском районе сдули пыль с территории «Смарт Сити Казань» — там планируют ежегодно выпускать до 2 тыс. беспилотников. Инициатор — Академия наук РТ вместе с компанией Sumus, которой руководит Расуль Минниханов — сын директора ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифката Минниханова.
Но в любом случае производства не сведут маятниковую миграцию к нулю: человек волен выбирать, где и как ему жить и работать.
«Питать иллюзий не стоит — часть жителей агломерации даже при наличии рабочих мест у дома будет работать в центре или другом районе города, — говорит директор по развитию территорий и продаж ASG Ринат Аисов о нехватке рабочих мест в агломерации. — Только часть жителей найдут работу в социальных и коммерческих объектах внутри района, но это тоже снимает ежедневную нагрузку на транспорт. Вообще, опасно строить только жилье — кроме рабочих мест на производстве, транспортную нагрузку снижает также наличие объектов обслуживания рядом с домом».
Новый Вознесенский тракт, реконструированное Горьковское шоссе с дорогой-дублером не спасут ситуацию в агломерации без продуманных схем массового перемещения людей
Проблема №3: а где общественный транспорт?
Личный транспорт стал главным средством передвижения жителей Казанской агломерации. Регулярные пассажирские перевозки не охватывают части новых и строящихся жилых комплексов. Нет вдумчивой политики, а министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ во главе с Фаритом Ханифовым впору переименовать в министерство дорожного строительства. Там только радуются освоению 193 млрд рублей на стройке и ремонте дорог, ведь это позволит сделать следующее:
- построить 7,6 млн кв. м жилья до 2037 года — без стройки новых дорог жилая застройка будет изолирована;
- снизить дорожно-транспортные происшествия в среднем на 29%;
- обеспечить пассажиропоток свыше 3 млн человек ежегодно;
- создать 100 тыс. рабочих мест в период строительства;
- увеличить валовой региональный продукт к 2037 году на 252 млрд рублей.
Где среди этих преимуществ общественный транспорт? На чем будут ездить упомянутые 3 млн человек? Его нет, хотя развитие отрасли общественного транспорта считается основным в Стратегии развития транспортного комплекса Татарстана до 2030 года, однако стратегических действий не видно. Новый Вознесенский тракт, реконструированное Горьковское шоссе с дорогой-дублером не спасут ситуацию в агломерации без продуманных схем массового перемещения людей.
Туманны перспективы железнодорожного движения. Кольцевую железнодорожную линию Казани длиной 48 км власти видят частью транзитной связи агломерации от Зеленодольского к Арскому направлениям через станции «Казань-1», «Вахитово», «Аметьево», «Компрессорный». Но в РТ пока нет денег на развитие городских железных дорог. Первый этап кольцевой железной дороги Казани от Нового Аракчино до ж/д вокзала «Казань-2» за 3 млрд рублей планировали начать строить в 2022-м. Стоимость кольца с 17 станциями оценивали в 23 млрд рублей. Тем не менее пока возвели только новую ж/д платформу «Компрессорный» за 310 млн рублей.
Жива идея связать Казань и село Новая Тура Зеленодольского района линией электрички с остановкой в казанском микрорайоне «Салават Купере». Однако исполком Казани не раз подчеркивал, что видит здесь исключительно трамвайную связь. «Электричка по нормативу не может заходить в жилой район, — напомнил заместитель главного архитектора Казани Тимур Кадыров в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Это разрежет территорию, жилье окажется в санитарной зоне, увеличится шумовое загрязнение. У трамвая таких проблем нет, у данного вида транспорта больший охват жителей, остановки могут быть через каждые 400–500 метров, меньше интервал движения в сравнении с электричкой».
Связывать территории агломерации будет созданный в 2022 году Институт пространственного планирования РТ
Дадут ли слово институту Григорьева или эпоха альфа-застройщиков в Татарстане продолжится?
Все вышеперечисленные проблемы порождаются отсутствием четкости градостроительного и агломерационного планирования. Вопросы развития Казанской агломерации пока рассыпаны по профильным министерствам республики. Из-за этого застройка соседних с Казанью районов идет по принципу «кто в лес, кто по дрова».
Межмуниципальное взаимодействие не работает: во всяком случае, о созданном в октябре 2018 года совете Казанской агломерации ничто не напоминает. Соседние муниципалитеты РТ не слышат друг друга, поскольку нет юридических оснований. Каждому спущен свой план ввода жилья, по которому судят об эффективности работы главы муниципалитета, и желающих быть в числе отстающих нет. Точь-в-точь как и глава региона не готов быть аутсайдером по объемам ввода жилья, которые спускают из Москвы.
Генпланы поселений приказанских районов за три года корректировали свыше 150 раз. Рекордсмен переписывания «строительных конституций» — Лаишевский район: здесь генпланы меняли полсотни раз. «Но измененные генпланы не представляют связности территорий, потому что агломерация — это иная субстанция, которой надо заниматься», — признает проблему замминистра строительства и ЖКХ РТ Кудряшев.
Связывать территории агломерации будет созданный в 2022 году Институт пространственного планирования РТ. Возглавил государственное бюджетное учреждение казанский градостроитель Олег Григорьев, который последние 10 лет работал в Институте генплана Москвы и являлся автором нового генплана Казани – 2040.
Институт пространственного планирования РТ создан по поручению президента РТ Минниханова. Цель ведомства — выстраивание агломерационных связей, застройки жилья с возведением дорог, сетей и социальных объектов. Институт курирует минстрой РТ. Основные проекты — мастер-план Казанской агломерации (в частности Куюков), свияжского мультимодального логистического центра, города Иннополиса.
Институт возглавил 65-летний Григорьев. С 2011 года он был первым замгендиректора ГАУ «Институт генплана Москвы», сейчас сохранил за собой должность советника и считается одним из лучших специалистов градостроительного планирования в РФ. Под его руководством разрабатывались генеральные планы ряда городов России, он возглавлял разработку нового генплана Казани — 2040 года.
Григорьев — уроженец села Изгары Татарской АССР. В 1980 году окончил Казанский инженерно-строительный институт, работал архитектором в проектном институте «Казгражданпроект». В его биографии — должности главного специалиста отдела градостроительства Госкомархстроя ТАССР, директора республиканского научно-методического и проектного центра архитектуры и градостроительства Госкомархстроя Татарстана.
В числе главных задач института значится следующее:
- подготовить концепцию развития агломерации — основу для новых территориальных документов с едиными требованиями;
- создать мастер-план Казанской агломерации и увязать документ со стратегией социально-экономического развития, рабочими местами;
- скорректировать генпланы ближайших к Казани районов РТ, передать полномочия контроля, планирования застройки соответствующих районов на уровень региона.
Разработать первые документы для Казанской агломерации планируют к концу 2023 года, а воплощать начнут в 2024-м. Затем минстрой РТ займется Камской и Альметьевской агломерациями — там схожая ситуация.
Институту предстоит создать и государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности РТ (ГИСОГД), которую анонсировали еще в 2020 году. «Она находится в полузачаточном состоянии, — оценил задачу ГИСОГД директор Института пространственного планирования РТ на форуме „Казаныш“. — Стоят вопросы мониторинга градостроительной деятельности в республике, оперативных планов, надо упорядочить требования к документации».
Работает институт и над локальными мастер-планами, которые касаются следующего:
- свияжский мультимодальный логистический центр;
- Иннополис;
- деревня Куюки Пестречинского района РТ и прилегающие казанские территории. Застройку этого кусочка «адова кольца» институт Григорьева уже поставил на паузу.
Казань отстала в градостроительной деятельности от Нижнего Новгорода, где собственный проектный институт работает над ГИСОГД уже 3,5 года. Создано отдельное региональное министерство. Облегченную версию программы для Нижегородской агломерации на форуме «Казаныш» показала министр градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Марина Ракова. Это цифровая 3D-модель, каркас, на котором отражены территории комплексного развития, «червячки» дорог, уже спроектированные и проектируемые объекты, а также объекты, которые нужны в первую очередь, но на них нет денег. «Сидим и считаем, что будет первым», — говорила Ракова. Подобные институты также работают в Перми и Екатеринбурге.
Татарстан, увы, будет догонять соседей, и здесь главное — обеспечить аппаратный вес проектировщикам. Ведь по уму надо все сначала распланировать, а уж потом гнать на стройку краны! Пока же, увы, все наоборот.
Наши доводы на 10-м месте. Сегодня система принятия решений не включает в себя позиции представителей градостроительного цеха — мотивация иная.
Станет ли Институт пространственного планирования авторитетным учреждением, к которому станут прислушиваться первые лица республики? Получится ли у обладающего огромным градостроительным опытом Григорьева упорядочить застройку? Вопросы сложные, если учесть, что так называемые альфа-застройщики располагают мощнейшими лоббистскими возможностями в высоких кабинетах. В институте настроены приблизиться к уровню коллег из Нижнего Новгорода, догнать и перегнать столицу Приволжского федерального округа по части упорядочения градостроительного планирования. «Задача — быть максимально убедительными. Хороший инструмент — математические модели транспорта, баланса размещения рабочих мест и жилья. Математически просчитанные последствия принимаемых решений убедительно действуют на всех, кто принимает окончательные решения», — такой настрой команды института Григорьев продемонстрировал на градостроительной сессии форума «Казаныш».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 178
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.