«Как известно, чем менее яркая личность занимается этим блоком, тем проще для СМИ», — так оценила бывший главный редактор «Коммерсантъ-Уфа» Наталья Павлова изменения в политике властей РБ в отношении медиа с момента, как за соответствующее направление в администрации Радия Хабирова перестал отвечать Ростислав Мурзагулов*. В минувший уик-энд еще недавно один из ключевых игроков в команде главы Башкортостана был признан минюстом РФ иностранным агентом, причем две недели назад Мурзагулов*, уехавший из страны после начала СВО, подал на ведомство иск в Верховный суд РФ за то, что его все еще… не признали иноагентом. О перипетиях в жизни и карьере 44-летнего политтехнолога и журналиста — в материале «БИЗНЕС Online».
Минюст России признал иноагентом экс-председателя совета директоров «Башинформа» и бывшего главу Общественной палаты РБ Ростислава Мурзагулова*
«Сегодня он враг нашего государства»
Сразу две любопытные новости, связанные с политической жизнью современного Башкортостана, появились в минувший уик-энд. Минюст России признал иноагентом экс-председателя совета директоров «Башинформа» и бывшего главу Общественной палаты РБ Ростислава Мурзагулова*. Одновременно глава Башкортостана Радий Хабиров, выступая перед руководителями ветеранских и патриотических организаций республики, обрушился на земляков, уехавших из страны в последние месяцы. «Под боком развелось столько предателей, трутней и ничтожества. Людей, которые ненавидят Россию, Башкортостан, нас с вами. Я даже не знаю, что они вообще любят, — сообщил Хабиров. — Эти люди называли себя патриотами, но первыми же и сбежали, наговорив о своей стране гадостей. Этой шелухи у нас немного, и она отваливается! Те ниши, которые они занимали, теперь должны занять нормальные люди, которые любят свою страну и хотят быть с ней, не только когда ей хорошо, но и когда ей нужна помощь».
Эти слова главы Башкортостана, одного из самых активных руководителей российских регионов в части поддержки участников СВО, вольно или невольно выглядят как реакция на новый статус Мурзагулова*, покинувшего и РБ, и РФ вскоре после начала спецоперации на Украине. И это притом что до недавнего времени новоиспеченный иноагент был одним из ключевых игроков в команде Хабирова.
Впрочем, официальные посты в Уфе Мурзагулов* покинул еще до начала СВО, а после февраля 2022-го в эмиграции и вовсе стал яростным оппозиционером российской власти. В конце ноября экс-чиновник даже устроил яркий «перформанс», направив в Верховный суд РФ иск в адрес министерства юстиции России, требуя от последнего… признания его иностранным агентом. В исковом заявлении наш герой сообщал, что занимается враждебной для власти политической деятельностью, а также получает иностранное финансирование. Так что нынешнее решение минюста можно считать своего рода «удовлетворением иска» Мурзагулова*.
До этого от «блудного сына» отреклись и в башкортостанской элите. Отправившийся добровольцем на СВО первый вице-премьер правительства РБ Азат Бадранов еще в октябре посвятил своему бывшему товарищу пост в соцсетях, где, в частности, написал: «Несмотря на прошлое общение, считаю, что он встал на путь предательства и сегодня он враг нашего государства». Интересно, что еще в начале 2021-го Бадранов и Мурзагулов* вместе приезжали в Казань на никах певца Элвина Грея, сидели за одним столом и вели себя как лучшие друзья.
44-летний уроженец Кумертау и выпускник журфака МГУ Мурзагулов* — личность яркая и противоречивая. С момента его появления в команде нынешнего главы РБ за ним закрепилась репутация «главного пиарщика Хабирова» и человека, причастного ко всем публичным акциям властей Башкортостана
«Выбирайте новую причину всех бед Башкортостана»
44-летний уроженец Кумертау и выпускник журфака МГУ Мурзагулов* — личность яркая и противоречивая. С момента его появления в команде нынешнего главы РБ за ним закрепилась репутация «главного пиарщика Хабирова» и человека, причастного ко всем публичным акциям властей Башкортостана. Например, его называли одним из конструкторов обострения в отношениях РТ и РБ накануне всероссийской переписи населения с активным педалированием темы северо-западного диалекта башкирского языка и препятствием гастролям ряда артистов татарской эстрады на территории Башкортостана. А еще Мурзагулов* подавал заявление в правоохранительные органы на гендиректора ТНВ Ильшата Аминова, которого заподозрил в экстремизме.
«К вопросу о том, что я являюсь автором всего, что в Башкортостане делается хорошего или плохого… Спасибо большое за эту позицию, она мне льстит, безусловно, — говорил сам Мурзагулов* в интервью „БИЗНЕС Online“ в апреле 2021-го. — В общем-то я всегда с таким ироничным, спокойным отношением высказываюсь по поводу вот этой своей псевдозначимости и участия во всех якобы процессах. Поэтому комментировать это всерьез, я считаю, бессмысленно».
В богатой профессиональной биографии Мурзагулова* есть и должность пресс-секретаря президента Башкортостана Муртазы Рахимова (о нем он в дальнейшем написал книгу «Бабай всея Руси»), и работа экспертом ООН в сфере связей с общественностью, и работа в администрации подмосковного Красногорска под началом того же Хабирова. По возвращении обоих в родную республику глава региона доверил нынешнему иноагенту выстраивание государственных медиа в рамках «Башинформа», а также пост председателя совета директоров футбольного клуба «Уфа».
Больше года назад Мурзагулов* объявил об уходе со всех государственных постов: «Ну все, на свободу с чистой совестью. Власть и политика мне не подходят. Радий Фаритович еще слишком долго терпел, видимо, какой-то толк в Арлекине все же видел. Мои искренние поздравления всем, кто так долго ждал! Теперь заживете. Выбирайте новую причину всех бед Башкортостана». А после начала СВО и вовсе покинул Россию вместе со своей пассией, экс ice girl ХК «Салават Юлаев» Ульяной Тригубчак. Работал с еще одним эмигрантом, рэпером Алишером Моргенштерном*, делал свое политическое шоу на YouTube, а затем стал вести программу в «Открытых медиа» (признано нежелательной организацией в России — прим. ред.), спонсируемых Михаилом Ходорковским*.
Больше года назад Мурзагулов* объявил об уходе со всех государственных постов: «Ну все, на свободу с чистой совестью. Власть и политика мне не подходят»
«Не могу сказать, что он был эффективным буфером между идеологами Кремля и местными медиа»
Интересно, что далеко не все в среде оппозиционных журналистов, уехавших из России, с восторгом приняли появление в своих рядах такого «токсичного» персонажа, как Мурзагулов*, объясняя, что тот, будучи ответственным за информационную политику в команде руководителя Башкортостана, боролся с оппозицией и независимой прессой в РБ. А еще очень жестко высказывался в адрес защитников шихана Куштау, планы разработки которого превратились в главный публичный скандал эпохи Хабирова.
Вот как описывал дебют Мурзагулова* в медиа Ходорковского* журналист Александр Плющев*. «Мало того что храбро критикует сидящего в тюрьме Навального, так еще и довольно мощно напрыгивает на оппозицию в изгнании, которая на следующей неделе проводит в Вильнюсе очередной форум. Как говорится, кто не пинал политическую эмиграцию, это всегда приятно, — писал в своем телеграм-канале Плющев*. — Но самое крутое в том, что Ростислав* херачит ее на деньги Михаила Ходорковского*, можно сказать, одного из организаторов форума. Был бы я малодушен и циничен, я бы предположил, что Ростислав* таким нехитрым способом намекает, что ему маловато положили за столь качественную работу. Но я уверен, что Мурзагулов* — честный и порядочный человек и смело критикует работодателя. Я бы даже сказал, в некотором смысле панк».
При этом в самой Уфе «БИЗНЕС Online» с трудом удалось найти эксперта, который подвел бы итоги работы Мурзагулова* в республике. Было видно, что людям, которые обычно комментируют политические новости из РБ, была не очень приятна эта тема, потому целый ряд из них уклонились от разговора.
«Признание Ростислава* иноагентом стало неожиданностью разве только из-за скорости: буквально на днях он сам этого публично начал добиваться. Определенно деятельность, которую с началом СВО ведет Ростислав* на YouTube, была „достойна внимания“ Роскомнадзора, — сказала нашему корреспонденту Наталья Павлова, экс главный редактор „Коммерсантъ-Уфа“. — Публичная антивоенная позиция в России в конечном итоге рано или поздно завершается присвоением статуса иноагента. Даже если Роскомнадзор по какой-то причине не замечал деятельности Ростислава*, то его последнее обращение в суд, наверное, исправило эту „оплошность“». По словам собеседника газеты, на момент начала СВО Мурзагулов* никакого отношения к команде Хабирова уже не имел: «И личные отношения, насколько мне известно, уже были прекращены, и идеологические позиции разошлись, так что не думаю, что сейчас есть какая-то связь между именами Ростислава Мурзагулова* и Радия Хабирова».
У Павловой остались очень противоречивые впечатления от деятельности Мурзагулова* на посту куратора СМИ в РБ. «Будучи авантюристом по натуре, Ростислав* умеет встраиваться в самые разные системы и на всех местах выполнять свою работу доброкачественно, именно так, как требует его работодатель, — указывает эксперт „БИЗНЕС Online“. — Поэтому, когда он был в лагере Муртазы Рахимова, конечно, старался работать по лекалам команды Рахимова, но, кстати говоря, существенно их трансформировал в лучшую сторону, с точки зрения потепления медиаклимата в регионе. Он достаточно универсальный с точки зрения работы в системах, в том числе органах власти, человек, но при этом внутренне бунтарь: сложно понять, как ему удается умещать в себе верность работодателю и авантюризм».
По мнению Павловой, в последние годы работы Мурзагулова* в республике прессинг со стороны его кураторов в администрации президента РФ был значительным: «Не могу сказать, что он был эффективным буфером между идеологами Кремля и местными медиа: гайки закручивались мощно, давление на редакторов росло». И независимым СМИ было несладко, считает экс-главред «Коммерсантъ-Уфа». «Ростислав* — человек эмоциональный, порывистый, поэтому ряд конфликтов выливался в публичную плоскость, соцсети, да и в суды, — напоминает Павлова. — Но стоит добавить, что, как только он избавился от статуса куратора по идеологии, все изменилось. В администрации Хабирова его сменили невыразительные чиновники. А как известно, чем менее яркая личность занимается этим блоком, тем проще для СМИ».
* Физическое лицо, выполняющее функции иноагента
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.