«В ближайшие дни, по идее, должен произойти некий определенный откат, то есть укрепление рубля. Сейчас идет неделя налоговых платежей и должны быть заметные покупки рублей. Но это единственный вектор на укрепление, все остальное — на ослабление», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» ситуацию на валютном рынке. В понедельник рубль резко упал по отношению к доллару и евро, которые утром достигли майских значений, а во второй половине дня продолжили давить на российскую валюту. И, судя по всему, ралли понедельника еще не завершено. О том, почему российская валюта пошла вниз, что может остановить ослабление и какой курс ждать к концу года, — в материале.
На открытии торгов американская и европейская валюты резко укрепились, а во второй половине дня тенденция стала еще увереннее. Курс доллара превысил 68 рублей впервые с 30 мая и прибавил сразу 3,4 рубля с открытия торгов. Курс евро на уровне 72 рубля впервые с 11 мая (плюс 2,8 рубля)
Что произошло?
Постепенное ослабление рубля, который начал дешеветь к доллару и евро в середине предыдущей недели, в понедельник резко ускорилось. На открытии торгов американская и европейская валюты резко укрепились, а во второй половине дня тенденция стала еще увереннее. Курс доллара на валютных торгах Московской биржи превысил 68 рублей впервые с 30 мая и прибавил сразу 3,4 рубля с открытия торгов. Курс евро на уровне 72 рубля впервые с 11 мая (плюс 2,8 рубля). Индекс РТС снижается более чем на 5% до 986,13 пункта. Китайская валюта не уступает. Курс юаня вырос на 2,36% до 9,5 рубля впервые с 8 июля. Нынешнее ослабление выглядит резким, поскольку курс рубля был необоснованно завышенным, отмечают аналитики «БКС Экспресс». Там указывают, что инвалюты стали укрепляться на фоне замедления темпов наращивания экспорта при одновременном восстановлении провала в импорте.
Крепкая российская валюта несколько месяцев негативно влияла на доходы госбюджета и экспортеров. Дошло до того, что летом бизнесмены просили экономический блок правительства РФ сделать что-то с неуправляемым укреплением нацвалюты. В итоге рубль каких-то решений не дождался и, на счастье предпринимателей, начал снижаться, но такого резкого падения, как сейчас, не было. Еще один негативный драйвер — дешевая нефть, которая в конце прошлой недели опустилась ниже $80 за баррель. «За последние полгода нефть и другое сырье ощутимо подешевели, значительно снизив по сравнению с пиковыми значениями 2022-го экспортную выручку, поступающую в страну. Все это усугубляется санкционными ограничениями на российский экспорт», — отмечают в «БКС Экспресс». На рубль дополнительно давит сезонное увеличение спроса на иностранную валюту: импорт растет, россияне набирают валюту перед Новым годом, а бюджет совершает запланированные до конца года траты.
Аналитики SberCIB Investment Research замечают, что российские экспортеры, которым слабый рубль выгоден в первую очередь, не проявили особой активности. «На это указывают низкие обороты торгов валютой — всего около 3,5 миллиарда долларов. <…> Если активность экспортеров останется низкой, то ослабление рубля может продолжиться до 67–70 за доллар», — прогнозируют в банке. Эксперты Freedom Finance считают нынешнее ослабление рубля «умеренным». В понедельник фьючерс на российскую экспортную нефти Urals в моменте дорожает на 7,61% до $60,84 за баррель, а дисконт снижается, но рынок на это не реагирует. Факторов, которые в перспективе могут укрепить рубль, не просматривается.
Если прежде на российскую валюту давили потолок цен на нефть и ожидаемый 9-й пакет санкций, то теперь, вероятно, на первый план выходят новые грядущие ограничения — газовые. Как стало известно утром, сегодня ЕС проведет очередную встречу по лимиту цен на голубое топливо на уровне 188 евро за МВт·ч. Прежде министры стран ЕС дважды обсуждали газовый потолок, но оба раза не сходились по уровню лимита. «Газпром» еще в середине октября предупреждал, что прекратит поставки при введении потолка цен, которое нарушает действующие контракты.
Изначально планировалось закрепить потолок на уровне 275 евро за 1 МВт·ч (или около $2,9 тыс. за 1 тыс. куб. м газа). Согласно нынешнему предложению, ЕС запускает «механизм коррекции газового рынка», если стоимость контрактов на месяц вперед и на год вперед на крупнейшей европейской площадке Title Transfer Facility (TTF) превысит 188 евро за 1 МВт·ч в течение трех дней. Также цена TTF должна быть на 35 евро выше средней цены за сжиженный природный газ (СПГ). Москва уже готовит ответ, что повышает неопределенность. То, что европейцы «натворили» на своих торговых площадках, — это «безумие», негодовал на прошлой неделе президент России Владимир Путин. Он отметил, что РФ в течение нескольких месяцев может создать свою электронную площадку, где в значительной степени будет определяться конечная цена для европейских потребителей. В случае согласования (а сомнений в этом практически нет) механизм планируется активировать с 1 января 2023 года.
«В ближайшие дни, по идее, должен произойти некий определенный откат, то есть укрепление рубля. По двум причинам. Частично это связано с активным, чрезмерным движением на рынке. И второй фактор — сейчас у нас идет неделя налоговых платежей»
«Доллар пробил 66 рублей — это очень негативный сигнал. Но он может на этом не остановиться…»
В разговоре с «БИЗНЕС Online» эксперты объясняют нынешнее ослабление рубля и дают прогнозы о том, что дальше будет с курсом российской валюты.
Андрей Кочетков — аналитик «Открытие Инвестиции»:
— Есть три момента. Как мы помним, в ноябре прошло несколько саммитов, в том числе с участием лидеров России и Китая. Они подтвердили курс на дальнейшее экономическое сотрудничество и создание возможностей взаиморасчетов в национальных валютах. В том числе это происходит сейчас и с Индией. Второе событие — начало действовать европейское [нефтяное] эмбарго. Чем это важно? Россия начала резко наращивать свой танкерный флот, и, видимо, до сих пор это происходит. Для того чтобы иметь возможность самостоятельно доставлять нефть морским транспортом без участия европейских компаний, в том числе и страховых. И тут, кстати, такой момент, что российский экспорт теперь тоже требует определенного финансового обеспечения. Поэтому идет движение капитала из России в, скажем так, дружеские страны для создания страховых возможностей. Все это требует определенных финансов и в том числе конвертации рублевых ресурсов в иностранную валюту. В данном случае это юань и рупия.
Мы видим в том числе и рост объемов торгов китайской валюты на московской бирже. Появились возможности для движения капитала вне зависимости от доллара и евро. Можно инвестировать в китайские активы, вести экономическую деятельность в Китае, с Индией и так далее. Ведь все эти страны от нас не отворачиваются, они, наоборот, говорят, что будут только расширять экономическое сотрудничество. Соответственно, если появились возможности для движения капитала, наши частные лица либо корпорации начали выводить определенные объемы своих финансов на другие рынки. И поэтому мы видим то, что через кросс-курс (курсовое соотношение между двумя валютами, определяемое на основе курса этих валют по отношению к третьей валюте, — прим. ред.), в том числе и юаня, происходит укрепление доллара и евро. Но ведь юань не торгуется в вакууме, соответственно, кросс-курс юань – рубль, юань – доллар и так далее влияет в том числе и на курс рубля к доллару и евро. Других причин я пока не вижу. Во второй половине месяца, скорее всего, наши экспортеры все-таки активизируются, будут продавать довольно большие объемы валюты, потому что в конце года платежи более объемные, чем в другие месяцы. Ну и, соответственно, увеличится спрос на рублевую ликвидность, и процесс ослабления рубля остановится. Какого уровня доллара следует ждать к концу года? Не берусь утверждать, но возможно, что доллар будет гораздо ниже, чем сейчас.
Никита Масленников — руководитель направления «финансы и экономика» Института современного развития:
— На мировом валютном рынке продолжается ралли курсов валют, связанное с ослаблением риска рецессии. Последние данные показывают некоторое оживление деловой активности в Европе и США. Инфляция снизилась и там и там: в Соединенных Штатах — с 7,7 до 7,1 процента, в ЕС — с 10,6 до 10,1 процента. Это укрепило курсы валют на среднесрочном треке мирового рынка. До нас перемены доходят в ограниченном варианте из-за текущей ситуации с валютными потоками.
На ослабление рубля сыграло два фактора. Во-первых, скачок инфляции из-за индексации тарифов ЖКХ 12 декабря. Годовая инфляция дошла до 12,7 процента, притом что ноябрь мы закончили с показателем 12,04 процента. Во-вторых, цена на нефть по-прежнему неустойчива. Марка Brent висит в диапазоне 79–80 долларов за баррель, а мы торгуем с дисконтом примерно 25 долларов. Получается, что мы продаем Brent дешевле, чем тот ценовой потолок, который нам навязывают. А курс рубля непосредственно связан с валютным притоком от экспорта жидких углеводородов. Тем более торговля газом с Западной Европой практически обнулилась, остался только СПГ. Вот так негативно для рубля выстроились планеты. На рубль давит и эмбарго, действующее в отношении морской нефти. В ближайшие пару недель появится какая-то определенность с нефтеценовым трендом, пока цена сильно волатильна. Дальше рубль будет слабеть. Доллар пробил 66 рублей — это очень негативный сигнал. Он может на этом не остановиться и продолжить расти до 67–68 рублей. Может и несколько снизиться, буквально на одну позицию.
Если мы в ближайшие дни или до Нового года увидим взлет цен на Brent выше 80 долларов за баррель, то это приведет к укреплению рубля. Будет скачок или нет, зависит от ноябрьской статистики рынков США и Европы — они обычно становятся известны в 20-х числах следующего месяца. Плюс в начале 2023 года будет опубликован индекс деловой активности (PMI), который будет включать и показатели декабря. Когда станут известны PMI крупных экономик, это быстро повлияет на нефть и по цепочке на все остальные показатели.
Экспортеры не стали активизироваться по нескольким причинам. Во-первых, нет обязательной продажи [иностранной валюты] — все нормативы ослаблены. Во-вторых, им важно оставлять деньги в обороте, потому что надо покупать буровое оборудование, обеспечивать траты, связанные с новой логистикой. У экспортеров нефти много проблем: транспорт, страховки, поиск новых логистических маршрутов, издержки возросли. Поэтому выгоднее держать валюту в активном состоянии там, где это позволяет избежать санкционных рисков. А продать-купить для нас становится все дороже.
Александр Виноградов — ведущий экономист автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский центр „Неокономика“»:
— В ближайшие дни, по идее, должен произойти некий определенный откат, то есть укрепление рубля. По двум причинам. Частично это связано с активным, чрезмерным движением на рынке. И второй фактор — сейчас у нас идет неделя налоговых платежей. И именно в эти дни — сегодня, завтра, послезавтра — должны быть заметные покупки рублей как раз таки для того, чтобы оплатить налоги. Насколько я помню, это делается до 25 декабря. Но это единственный вектор на укрепление рубля. Все остальное скорее на его ослабление.
Причин здесь несколько. Первое — это определенное изменение торгового баланса. Экспорт постепенно падает, а импорт постепенно растет. Все это движется через четвертые-пятые руки, из-за чего становится дороже, но спрос никуда не девается. Кроме того, уже пошло активное финансирование госбюджета через Центробанк: он дает денег банкам, а затем банки на эти деньги покупают облигации бюджета… Проблема в том, что этот способ довольно-таки рискованный и где-то в декабре может запросто пригнать рубль по отношению к доллару, скажем, к 70 к концу года. В дальнейшем тренд будет, скорее всего, на ухудшение ситуации с рублем. Почему не активизировались экспортеры? Потому что российская нефть марки Urals сейчас продается чуть ли не за полтинник. Они, может быть, и рады активизироваться, да цены не те.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.