«Оглянувшись, я увидела, что взрываются кабинеты начальных классов на первом этаже», — рассказывает ученица 7-го «Б» из гимназии №175. В мае прошлого года лицом к лицу она столкнулась со «стрелком» Ильназом Галявиевым. Ее классу удалось выжить: пока учитель держала дверь, школьники прыгали из окна. О спасшем детей учителе и о том, как дети баррикадировали класс, — в материале «БИЗНЕС Online» из зала суда.
В Верховном суде РТ продолжается рассмотрение дела «стрелка» Ильназа Галявиева
Нападение встретил стоя у доски
«В момент первого взрыва я стоял у доски», — оглашала показания потерпевшего 7-го класса «Б» Никиты Афанасьева (здесь и далее имена и фамилии несовершеннолетних изменены по требованию законодательства — прим. ред.) прокурор Аида Шайдуллина в понедельник в Верховном суде РТ. Никита, как и остальные его одноклассники, не пришел на заседание по делу «казанского стрелка». Как объяснили в суде, родители не хотят заставлять своих детей вспоминать тяжелые события, произошедшие в гимназии №175 11 мая 2021 года.
Тем утром у входа в школу учеников встречали психолог и вахтер, которые измеряли детям температуру и обрабатывали руки антисептиком. Никита пришел на учебу к 8 часам утра, отучился один урок, и ко второму, алгебре, подошла преподаватель математики Анастасия Поликарпова. По словам ученика, в классе была спокойная атмосфера, учитель все время стояла у доски и объясняла детям тему урока. Вдруг спустя 20 минут занятия 7-й «Б» услышал хлопок. «Мы не могли подумать даже, что случилось нападение. Казалось, что-то упало или в столовой произошел взрыв газа», — отметил Никита. В этот момент ученик, стоя у доски, недоумевая посмотрел на дверь кабинета, мимо которой проходила учитель начальных классов Венера Айзатова в компании маленького мальчика.
Прозвучал еще один хлопок и класс ощутил ударную волну, дети почувствовали дым, стало тяжелее дышать. Не прекращая смотреть на дверь, Никита потерял из виду Айзатову и того мальчика. «Далее я увидел мужчину в дыму, одетого в черный плащ, черные очки и маску, в его руках было оружие. Он стоял в коридоре и улыбался…» — вспоминал Никита свою встречу с нападавшим. «Из-за дыма я потерял его из виду и не понял, куда он направился», — рассказывал мальчик. Паники в классе не было. Поликарпова вышла в коридор, но быстро забежала обратно, схватилась за дверную ручку и резко потянула ее на себя.
Учитель попросила детей подать ей ключ от двери, но на столе его не оказалось. Тогда она крикнула детям тащить ко входу все стулья и парты, чтобы забаррикадировать класс. «Я услышала четвертый хлопок вперемешку с взволнованным голосом директора», — рассказала следователям Аниса Равилова. «В этот момент я увидела в коридоре ранее незнакомого мужчину в черном. В руках было оружие в виде дробовика. Он стоял и осматривался вокруг себя», — вспоминала страшные минуты ученица. Поликарпова, сказала Аниса, увидев его, бросилась к двери и резко закрыла ее. Далее дети по просьбе Поликарповой побежали к окну и стали прыгать в него. Несмотря на то что это был первый этаж, окно все равно располагалось высоко. В момент, когда дети собирались прыгать, кто-то пытался открыть дверь. «Она (учитель — прим. ред.) держала дверь до последнего. Он (нападавший — прим. ред.) дернул несколько раз, но не смог открыть», — делилась девочка.
Ученица 7-го класса «Б» Камиля Низамова, классным руководителем которой была Эльвира Игнатьева, вспоминала, что примерно в 9:24 услышала выстрелы, поскольку дверь кабинета была открыта. Она посмотрела в сторону двери и увидела неизвестную ей женщину, которой оказалась та самая Айзатова, спускавшаяся со второго этажа. По словам девочки, и первый выстрел был женщине в плечо. Далее в коридоре ей показался неизвестный мужчина в черной водолазке, балаклаве, черных штанах и одежде с множеством карманов. Свое черное ружье он, как отметила Камиля, держал в боевой готовности.
«Мы стали закидывать дверь стульями», — говорила ученица гимназии, вспоминая безрезультатные попытки найти ключ от кабинета. Один из одноклассников открыл окно и выпрыгнул из него, а за ним последовали остальные. «Толкались и прыгали друг на друга», — вспоминала девочка. Высота от окна до асфальта была примерно 2 метра. Приземляясь, дети ударились о землю: «Я упала на копчик, а сверху на меня упали мои одноклассницы».
Придя в себя, Камиля побежала по футбольному полю, пролезла через проем в заборе и, добежав, услышала взрыв в гимназии. «Оглянувшись, я увидела, что взрываются кабинеты начальных классов на первом этаже», — сказала она. Девочка вышла за территорию, добежала до ближайшей детской площадки, откуда ее забрала мама. «На пути домой я увидела своего учителя, ее руки были в крови…» — закончила она.
«Я боялась и решила прыгать из окна последней», — рассказала София Каримова о своей эвакуации. Несмотря на страх, девочка прыгнула, неудачно приземлившись на спину
«Я повернулась, посмотрела в открытую дверь, увидела мужчину в черной маске, с оружием»
«Во время урока алгебры я услышала громкий звук, но мы продолжили учиться», — начала Алина Гараева. Затем прозвучало еще три громких хлопка. «Я повернулась, посмотрела в открытую дверь, увидела мужчину в черной маске с оружием», — делилась Алина. Неподалеку от него она увидела ноги женщины, лежащей на полу без движения. В этот момент девочка услышала голос директора, кричащий о том, что в школе ЧП. Ученица молча побежала к окну, подальше от двери. «Когда мы были на спортплощадке, я позвонила маме и сказала, что в школе террорист и у него оружие», — вспоминает ученица. Мама велела бежать домой. «Мы вышли с подругой и начали звонить ее сестре. Она кричала, плакала и просила спасти ее», — добавила Алина.
«Я боялась и решила прыгать из окна последней», — рассказала София Каримова о своей эвакуации. Несмотря на страх, девочка прыгнула, неудачно приземлившись на спину.
С трудом она встала и побежала за своими одноклассниками, споткнулась и упала на землю лицом, поцарапав левую бровь, нос и подбородок. Перед тем как покинуть территорию школы, София хотела отыскать свою сестренку из второго класса, но из-за сильных болей в спине сделать этого не смогла.
«Кто-то думал, что это внеплановая проверка педагогического состава», — объяснил Камал Сагдеев. «Я увидел Венеру Айзатову, она шла куда-то, как вдруг прозвучал еще один хлопок и она упала на спину», — вспоминал Камал. В этот момент Поликарпова велела детям успокоиться и тут же побежала к двери. «Во время моего прыжка раздался взрыв, я почувствовал ударную волну», — рассказал мальчик, как спасался от злоумышленника. Выпрыгнув из окна, Сагдеев побежал к забору, к которому уже подъехала машина Росгвардии, и немедленно стал звонить по номеру 112 с целью сообщить, что в школе есть тяжелораненые. «Сейчас мне снятся кошмары. Участились головные боли. Если раньше они были раз в неделю, то сейчас почти ежедневно. Я стал агрессивным, вспыльчивым, — поделился Камал. — Сейчас я часто просыпаюсь по ночам и испытываю страх в замкнутых пространствах. Я обратился к психиатру».
«Мы стали выпрыгивать на улицу. Так, моя одноклассница сломала ногу, а другая — повредила позвоночник», — вспоминал Андрей Савичев. Один из его одноклассников, Саша, повредил ногу и не мог шевелиться. Андрей, спрыгнув следом за ним, стал помогать ему: «Когда выпрыгнули с другом, взяли его и понесли». Находясь на футбольном поле с классом, Андрей увидел, как в соседнем кабинете произошел взрыв, выбило три окна и пошел белый дым.
«Когда Галявиев вошел в гимназию, учитель Поликарпова, держа дверь, сказала нам прыгать в окно, так как боялась, что он зайдет, — добавил Андрей на допросе у следователя, формулируя то, что спасло ему жизнь. — После трагедии я начал опасаться мужчин. Когда вижу мужчину, рассматриваю его и пытаюсь понять, представляет ли он угрозу моей жизни».
Читайте также:
- «Отдайте его нам, больше ничего не надо!»: стартовал суд над Ильназом Галявиевым. Часть 1-я
- «Они лежали на полу в крови»: как Ильназ Галявиев слушал родителей убитых им детей. Часть 2-я
- «Я увидел трупы детей… Лужи крови. И одного мальчика, которого начали грузить на носилки». Часть 3-я
- «Я увидел силуэт мужчины в окне второго этажа. В руках у него было ружье…». Часть 4-я
- «Сам я спрятался на втором этаже в туалете. Против ружья я же не могу…» Часть 5-я
- Директор гимназии №175 о Галявиеве: «Почему Ильназ это сделал? Я каждый день об этом думаю». Часть 6-я
- «Сау булыгыз, Диляра Ахмадуловна…»: как прощались с жизнью расстрелянные дети гимназии №175. Часть 7-я
- «Вышел человек, похожий на ботаника. Берцы только смущали»: как безоружный майор Мусин брал Галявиева. Часть 8-я
- «Вы знали, что в нашем 8-м «А» не работает громкоговоритель. Скажите, вас совесть не мучает?». Часть 9-я
- «Из коридора я увидела лежащих детей в крови. Вахтер кричала: «Убивают!» Часть 10-я
- «Краем глаза увидела, что у расписания стоит молодой человек, вроде на ученика не похож…» Часть 11-я
- Учитель закрыла дверь, а чтобы не было паники, соврала о ремонте: как спасали первоклашек гимназии №175. Часть 12-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.