В новом спектакле театра им. Качалова ведущий артист труппы Илья Славутский, все увереннее осваивающий режиссерское ремесло, показывает всем, кто тут примадонна. Конечно, супруга постановщика «Секрета ее молодости» Елена Ряшина. В этой работе она сводит с ума мужчин и даже поет арию Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта. Причем в целом Славутский-младший позволил себе вполне авторское прочтение пьесы Карела Чапека. Но, по мнению автора «БИЗНЕС Online», режиссерские идеи и качественные актерские работы, как это часто бывает в данном театре, все равно победили танцы, бессмысленные и беспощадные.
Из капризной кокетки, случайно выпившей эликсир бессмертия отца, она превратилась в преданную жрицу оперы. Элину в театре им. Качалова не волнуют праздные развлечения
Оммаж традициям
С перипетиями и смыслами чешской комедии массовый российский зритель вряд ли знаком детально. Большинство судят о них по советскому фильму Евгения Гинзбурга «Рецепт ее молодости» с участием Людмилы Гурченко. Но в данном случае это не страшно. Для авторов премьеры пьеса стала лишь импульсом к полету личной фантазии и демонстрации давно устоявшихся традиций театра. Устами 300-летней примадонны Элины Макропулос (Эмилии Марти) Илья Славутский пропел гимн своему коллективу, который сегодня часто упрекают за старомодность и законсервированность.
Героиня Карела Чапека от этого только выиграла. Из капризной кокетки, случайно выпившей эликсир бессмертия отца, она превратилась в преданную жрицу оперы. Элину в театре им. Качалова не волнуют праздные развлечения. Она живет для того, чтобы петь. А ее альтер эго — прима Wiener Staatsoper Эллен МакГрегор, знаменитая цыганка Эсмеральда Монтес, международная звезда Эмилия Марти — и есть средства, позволяющие госпоже Макропулос это делать.
Поаплодируем Елене Ряшиной, коей пришлось экспонировать совершенный аппарат оперной дивы на сложнейшем материале. В спектакле на гастроли в Прагу Элина приезжает с «Волшебной флейтой» Моцарта: обращение к музыкальной классике — еще одна традиция театра. Ее знаменитая ария Царицы ночи, хоть и вызывает вопросы (сниженный в сравнении с оригиналом регистр, пара фальшивых нот), звучит очень достойно. А уж подать себя на сцене народная артистка РТ умеет: вкрадчивая интонация, огнестрельный взгляд, рельефные позы сделали Элину роковой дамой, по которой сходят с ума и молодой Альберт МакГрегор, и барон Ярослав Прус, и адвокат Блюменталь, и граф Гаукфон Шендорф, и архивариус Витек.
Мужчины не только медленно ходят и делают театральные паузы между словами (пережиток советского театра или еще один концептуальный ход?), но и лишены внутренней энергии
И снова спляшем
Однако подмостки Пражской оперы (читай: Качаловского театра) явно не место для таланта Элины Макропулос. На глазах солистки разворачивалась 300-летняя эволюция театра, но в труппе Александра Славутского уже много лет все по-прежнему. Персонажи все так же танцуют по поводу и без — свита примадонны выплясывает на репетиции, в гримерке, в адвокатской конторе Блюменталя, где расследуется дело МакГрегора и Пруса… Возможно, так сын худрука маркировал концепцию спектакля, в которой танец выступает на правах ведущего героя театра. Но тогда он должен быть интересным, а хореограф Сергей Сентябов ограничивается клише.
Персонажи шагают по кругу, пафосно взмахивают руками, по-эстрадному пританцовывают (есть еще квазиарабески, в которых они выдвигают туалетный столик примы и вешалку с платьями). Возможно, от этого качаловская Элина-Эмилия столь несчастна. Ей опостылело обыденное, и утешение певица находит в объятиях прибывшего из прошлого Моцарта (Леонид Тимашев). Он объясняет своей подруге, что ключ к истинному счастью — смерть.
То же можно сказать о динамике постановки. В Качаловском театре любят длинные пьесы, но масштаб должен уравновешиваться спиральным развитием действия. У Славутского же оно растягивается даже после очистки комедии от второстепенных героев и сюжетных линий (изначально режиссер воспользовался переводом Тамары Аксель). Мужчины не только медленно ходят и делают театральные паузы между словами (пережиток советского театра или еще один концептуальный ход?), но и лишены внутренней энергии. Все они персонажи спектакля Элины, кочующие с ней со сцены в реальность.
Стоит отметить мастерское перевоплощение Павла Лазарева (Альберт МакГрегор) и Алексея Захарова (Блюменталь). Актеры с большой индивидуальностью и харизмой отошли на второй план, уступив место даме
От комедии к фантастике и детективу
Стоит отметить мастерское перевоплощение Павла Лазарева (Альберт МакГрегор) и Алексея Захарова (Блюменталь). Актеры с большой индивидуальностью и харизмой отошли на второй план, уступив место даме. Также отличился заслуженный артист РТ Марат Голубев (Витек), сотворивший образ комичного, но искреннего фаната оперной этуали.
К слову, комичного, в отличие от оригинала, в спектакле немного (поначалу артисты даже смеялись чаще, чем зрители). Авторы создали мультижанровое действо с элементами фантастики, мистики, детектива — и в этом его безусловный плюс. Непритязательный сюжет обрел объем и дополнительные смысловые надстройки, например переплетение времен. Московский художник по костюмам Елена Четверткова искусно микшировала разномастные туалеты Элины, отсылающие то к классической моде, то к трендам начала Нового времени. А вот сценография Александра Патракова с цветным тюлем и квадратным архивным шкафом застряла где-то в 90-х. Притом что действие пьесы происходит в 1927 году.
В целом идея театра в театре для режиссерских спектаклей не нова, но почти всегда выигрышна. В данном случае она оправдана сюжетом и наглядно продемонстрирована. Но ведь любой театр должен эволюционировать. Хочется пожелать этого и коллективу с главной пешеходной улицы Казани.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.