Непредсказуемость как главная форма испытания в 2022 году коснулась не только каждого казанца, но и городских властей. И, в отличие от рядовых жителей, у них не было права на эмоции и времени на раскачку. Удержать город от мартовской продуктовой истерии, поддержать МСБ, подставить плечо мобилизованным и их семьям — все это требовало включения здесь и сейчас. Зону турбулентности Казань прошла почти без потерь: набранная ранее скорость развития позволила не только проскочить ямы, но и вытянуть новые проекты, в том числе начать реновацию территории на Портовой. Но в этом году говорили не столько о рекордах, сколько об эмпатии и поддержке. О том, чем жила Казань в 2022-м, — в материале «БИЗНЕС Online».
Практически все городские планы реализовали. Не остановились краны на стройплощадках, не выросла безработица. Построено под миллион «квадратов» нового жилья
Шок февраля: малая экономика и городское хозяйство
Известно, что общие испытания каждый переживает по-своему. И города тут, наверное, не исключение. Не было руководящих указаний, федеральных программ, строчек в бюджете. Но в Казани с первых дней СВО началась работа по поддержке малого и среднего бизнеса, а потом по помощи мобилизованным, их семьям и жителям ЛНР, оказавшимся в зоне боевых действий. Похоже, столица Татарстана за последние годы натренировала не только амбиции развития и нацеленность на федеральные рекорды, но и умение слышать людей, видеть будущие проблемы, чувствовать чужую боль.
Выполняя все запланированное еще в эпоху до СВО, продолжая масштабные проекты, город не просто несся на инерции, а маневрировал, переключая рычаги задач, приоритетов, от интересов инфраструктуры к ощущениям людей, от дискуссий к действиям.
Начало спецоперации на бытовом уровне ознаменовалось ценовым шоком и давно забытым дефицитом народной валюты — гречки и сахара, который не успевали фасовать. Его сметали сначала спекулянты, а потом и население. Взлетающий к 120 рублям доллар, втрое увеличенная ставка ЦБ и лицо его главы Эльвиры Набиуллиной, узнавшей о заморозке резервных фондов в надежнейшей «загранице», под картинки из СМИ — все это было очень похоже на панику. В то время когда рядовые граждане спускали на формирование НЗ дешевеющие деньги, власти, оперативно созвав антикризисный штаб и приструнив спекулянтов, тревожились по поводу реализации десятков программ — ждать ли секвестр? — и состояния городских предприятий, крепко завязанных на импортной составляющей.
В деловом расписании мэра Казани Ильсура Метшина появились антикризисные штабы и визиты на предприятия. Представителей МСБ из 11 отраслей для совместного мозгового штурма собрали в апреле на форум Made in Kazan, с которого вели прямую трансляцию для тех, кто не смог поучаствовать очно. За год состоялось 70 рабочих встреч с участием бизнеса, а мониторинг велся по 300 организациям. Город продлил действие мер поддержки для МСБ, разработанных во время пандемии. А в ноябре, отчитываясь по итогам 9 месяцев, констатировал положительную динамику по индексу промышленного производства, который составил 108,8%, и росту на 8% товаров собственного производства.
Практически все городские планы в итоге реализовали. Не остановились краны на стройплощадках, не выросла безработица. Построено под миллион «квадратов» нового жилья. Возводится две школы — на Рауиса Гареева и Сибгата Хакима, детский сад на Адоратского и поликлиника в Дербышках. На строительство дорог выделены рекордные 25 млрд рублей. Отремонтированы дворы 466 домов. Как символ повышающегося комфорта «Салават Купере» — открыли новый парк и под Новый год зажгли там шикарную елку. Еще один парк — у Мамадышского тракта, где строятся новые жилые комплексы. Обновляли Сад рыбака, Аллею ветеранов, сквер на Парина, парк «Комсомолец».
А о пустых полках в магазинах к концу года все как-то забыли, правда, цены к прежнему уровню так и не вернулись.
В этом учебном году за парты сели 165 тыс. школьников, в некоторых школах по 15 первых классов. По данным управления образования города, новые школы сегодня необходимы примерно в 30 микрорайонах Казани, цена вопроса — 50–60 млрд рублей
Плюс 165 тыс. жителей — и проблемы со школами и детсадами
Стали известны итоги переписи. То, о чем можно было подозревать, глядя на бурный рост жилых комплексов, очереди в детсады и 1-й «С» класс в школе, подтвердили официально. В Казани теперь 1,3 млн жителей — за 10 лет город прибавил 165 тыс. человек.
Оборотная сторона медали — катастрофическая нехватка школ. В этом учебном году за парты сели 165 тыс. школьников, в некоторых школах по 15 первых классов. По данным управления образования города, новые школы сегодня необходимы примерно в 30 микрорайонах Казани, цена вопроса — 50–60 млрд рублей. Это при том, что столица РТ — рекордсмен по строительству школ в России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. За 10 лет в Казани построили 14 новых школ и пять дополнительных учебных корпусов для 19 тыс. детей. Сейчас столица РТ проходит демографический пик, в будущем ситуация станет полегче, но пока растущий город требует своего, ведь никому не хочется ночевать в очереди в 1-й «Я» класс.
Веяния времени, к слову, потребовали и новых подходов к безопасности. После стрельбы в гимназии № 175 на обеспечение антитеррористических мер (это, в частности, тревожные кнопки, громкоговорители, рамки на входе) в Казани выделили 1,5 млрд рублей — стоимость новой школы. Новшества в виде сплошного периметра вызывают недовольство у некоторых жителей, привыкших ходить в магазин через школьный двор, но что делать, если такова новая реальность? В столице РТ 169 школ, 312 детсадов и 52 учреждения допобразования. Ранее в 40% из них ограждение было нарушено или отсутствовало.
Еще один больной вопрос — состояние детских садов. Около 200 садиков нуждается в капитальном ремонте. Если школы старше 30 лет в Казани благодаря поддержке республики отремонтировали, то со старыми садиками, увы, беда все заметнее — особенно на фоне новых детсадов.
А вот модернизация подростковых клубов подходит к концу: из довольно безликих помещений они трансформировались в яркие, модные, хорошо оборудованные пространства, каждое со своим лицом.
Эстафету капремонта приняли в этом году 10 отделений центра психологической помощи «Доверие», библиотека в Приволжском районе и первая музыкальная школа им. Чайковского, открывать которую после модернизации приехал Денис Мацуев.
Особыми приметами года стала поддержка мобилизованных, их семей, в первую очередь детей и сбор гуманитарной помощи для жителей Лисичанска. Из Казани туда четырьмя караванами уже доставлено 540 т гуманитарного груза
«Речь идет не о рублях и копейках, а об открытых и добрых сердцах»
В ситуации жесточайшего стресса этого года новым казанским приоритетом стала эмпатия.
Конечно, курс на «Добрую Казань» был объявлен мэром еще в 2016 году. Но довольно долго эти усилия выглядели скорее как сумма мероприятий, пусть даже федерального уровня, а не системная работа. «Дневник добрых дел» — ну да, красиво. Дни открытых дверей в собачьем приюте, акции в стиле «возьми бездомную собаку» — трогательно. Городские штабы по развитию инклюзии — неплохо, но больше задач, чем решений.
А 2022 год стал для Казани временем перехода количества усилий в новое качество управления. Вот только несколько фактов. В 2022-м в Казани открылся спортивный комплекс для инвалидов при мечети «Ярдэм». «Добрая Казань» обзавелась штаб-квартирой, и у благотворительных и ветеранских организаций появилось место, где можно работать, собираться, обсуждать актуальные вопросы и проводить мероприятия. Тренд на развитие инклюзии стал нормой для системы образования, спорта, культуры. Метшин поставил в том числе задачу спроектировать типовую «безбарьерную» квартиру, проект которой дадут на вооружение застройщикам: пришло понимание, что стандартная квартира не дает маломобильным людям возможности вести полноценный образ жизни.
Особыми приметами года стала поддержка мобилизованных, их семей, в первую очередь детей и сбор гуманитарной помощи для жителей Лисичанска. Из Казани туда четырьмя караванами уже доставлено 540 т гуманитарного груза. «Речь идет не о рублях и копейках, а об открытых и добрых сердцах», — заметил мэр Казани в ходе работы городского штаба по поддержке семей мобилизованных.
Мобилизация вообще показала, как город способен поддерживать тыл — большой и маленький. В Казани проходят переподготовку мобилизованные из соседних регионов. Определив казанцев в «Казань Экспо» и создав им там все бытовые условия, город не отвернулся и от других сборных пунктов. Помогали всем, чем могли, — от срочного оформления браков и вызова невест на церемонию до снаряжения лично от мэра. Учитывая масштабный опыт Универсиады и мундиаля, Казань быстро организовала и питание тысяч мобилизованных.
Не остались в стороне и депутаты, по чьей инициативе была пробурена скважина водоснабжения в лагере танкового полигона и построена прачечная.
«Продолжается развитие в туристической сфере. Казань прочно входит в пятерку туристических маршрутов России, да и помимо столицы РТ есть что посмотреть — и это тоже ощущают предприниматели»
Казань устремилась к Волге, бизнес по-прежнему верит в будущее…
Несмотря ни на что, бизнес продолжает верить в Казань — и это хороший знак.
После февральско-мартовского шока «режим тишины» в стане девелоперов был прерван показом ЖК «Крыловка Парк». Застолбивший территории ПИК начал строительство своих комплексов в Казани. Компания «Бриз» стала работать через эскроу и продолжает свой ЖК на Горьковском кольце. Новые дома начали «Ак Барс Дом» и «Унистрой», #Суварстроит и «Эталон», подхвативший проекты ЮИТ в Казани. Комиссия по застройке исторического центра при президенте РТ изучила в этом году интересные проекты в центре Казани, и некоторые объекты уже начали строить.
Столица РТ наконец выходит к Волге. Объявленные планы реновации территорий у речпорта поддержал Сбер. В сентябре на форуме во Владивостоке было подписано соглашение об инвестициях на 500 млрд рублей. Территорию в 287 га на берегу Волги застраивают с привлечением известных архитекторов — первый ЖК от СМУ-88 проектировали известные московские архитекторы бюро «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». По соседству «Камастройинвест» берется за продолжение своего ЖК на Портовой, причем компании предстоит снос гаражей на площади около 4 гектаров. А дальше, рядом с Отарами, начинается реновация территории завода «Коламбия»: консорциум девелоперов ЖИК и «Комосстрой» планируют построить там новый стильный микрорайон с артобъектами, своим парком и прочим благоустройством.
И пусть некоторые бренды устроили «парад отрицания» российской действительности, объявляя о планах покинуть торговые центры, их место постепенно занимают и более лояльные иностранные, и российские марки. Жизнь и здесь не прекратилась. Хотя спецоперация и мобилизация контузили общепит, в городе продолжают открывать новые заведения самых разных форматов.
Продолжается и развитие в туристической сфере. Казань прочно входит в пятерку туристических маршрутов России, да и помимо столицы РТ есть что посмотреть — и это тоже ощущают предприниматели. В этом году открылся Kravt Hotel Каzan Airport, на глазах меняется Казанский кремль, появился речной трамвайчик. В ближайшей перспективе республика плотно займется «речкой» — уже заказаны новые метеоры в Зеленодольске, готовится обновление речной инфраструктуры. Ибо стыдно уже перед соседями, закупающими новые суда и активно развивающими водный транспорт.
Требование к автобусам «не старше 10 лет» уже на грани отмены. В этом году перевозчики были вынуждены отказаться от замены 250 автобусов — это, на минуточку, треть парка
…а транспортники надеются на мудрость властей
Не исключено, скоро стыдно скоро станет и за общественный транспорт. Когда-то после реформ с переходом от маршруток к большим автобусам казанский общественный транспорт был лучшим в России за пределами Москвы и Питера. Теперь — все: к примеру, гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин в пример ставит Тверь и Пермь.
Казань еще держится за счет казавшихся когда-то революционными подходов к низкопольности и вместимости транспорта, автобусных полос и умных светофоров. Требование к автобусам «не старше 10 лет» уже на грани отмены. В этом году перевозчики были вынуждены отказаться от замены 250 автобусов — это, на минуточку, треть парка. Уже появилось явление «автобусного каннибализма», когда за счет старого автобуса «подшаманивают» соседний. Ни одна российская программа теперь не подходит для казанского общественного транспорта. Республиканской программы просто нет. Да и вообще, планы минтранса подкинуть 300 млн рублей для замены парка в масштабах республики вызывают грустную улыбку: где системный подход? Его не видно даже на уровне деклараций. «Это системный сбой», — заявил мэр Казани на итоговой пресс-конференции. По его мнению, нужна республиканская программа.
Перевозчики по большей части потеряли веру в будущее и даже интерес к итогам тарифной кампании. Уже мало веры, что за проезд льготников в Татарстане будут платить полновесным рублем. Перевозчики Казани просто надеются, что правительство, подсчитав и проанализировав ситуацию, примет решение: нужен ли столице РТ качественный общественный транспорт или нет? Пока они работают, оптимизируя затраты, растягивая интервалы движения и сворачивая в парк раньше времени, когда пассажиров мало и езда по маршруту уже не окупается. Это ведь в Перми и Твери цивилизованная система соблюдения графиков без оглядки на пассажиропоток. А в Казани все зависит от того, сколько перевезено пассажиров, так что тренд на потерю общественного транспорта продолжается.
***
Вот таким получился казанский год. Приглашаем читателей высказаться в комментариях, а также проголосовать за 10 событий года в столице РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.