Практически все городские планы реализовали. Не остановились краны на стройплощадках, не выросла безработица. Построено под миллион «квадратов» нового жилья Практически все городские планы реализовали. Не остановились краны на стройплощадках, не выросла безработица. Построено под миллион «квадратов» нового жилья Фото: «БИЗНЕС Online»

Шок февраля: малая экономика и городское хозяйство

Известно, что общие испытания каждый переживает по-своему. И города тут, наверное, не исключение. Не было руководящих указаний, федеральных программ, строчек в бюджете. Но в Казани с первых дней СВО началась работа по поддержке малого и среднего бизнеса, а потом по помощи мобилизованным, их семьям и жителям ЛНР, оказавшимся в зоне боевых действий. Похоже, столица Татарстана за последние годы натренировала не только амбиции развития и нацеленность на федеральные рекорды, но и умение слышать людей, видеть будущие проблемы, чувствовать чужую боль.

Выполняя все запланированное еще в эпоху до СВО, продолжая масштабные проекты, город не просто несся на инерции, а маневрировал, переключая рычаги задач, приоритетов, от интересов инфраструктуры к ощущениям людей, от дискуссий к действиям.  

Начало спецоперации на бытовом уровне ознаменовалось ценовым шоком и давно забытым дефицитом народной валюты — гречки и сахара, который не успевали фасовать. Его сметали сначала спекулянты, а потом и население. Взлетающий к 120 рублям доллар, втрое увеличенная ставка ЦБ и лицо его главы Эльвиры Набиуллиной, узнавшей о заморозке резервных фондов в надежнейшей «загранице», под картинки из СМИ — все это было очень похоже на панику. В то время когда рядовые граждане спускали на формирование НЗ дешевеющие деньги, власти, оперативно созвав антикризисный штаб и приструнив спекулянтов, тревожились по поводу реализации десятков программ — ждать ли секвестр? — и состояния городских предприятий, крепко завязанных на импортной составляющей.

В деловом расписании мэра Казани Ильсура Метшина появились антикризисные штабы и визиты на предприятия. Представителей МСБ из 11 отраслей для совместного мозгового штурма собрали в апреле на форум Made in Kazan, с которого вели прямую трансляцию для тех, кто не смог поучаствовать очно. За год состоялось 70 рабочих встреч с участием бизнеса, а мониторинг велся по 300 организациям. Город продлил действие мер поддержки для МСБ, разработанных во время пандемии. А в ноябре, отчитываясь по итогам 9 месяцев, констатировал положительную динамику по индексу промышленного производства, который составил 108,8%, и росту на 8% товаров собственного производства.

Практически все городские планы в итоге реализовали. Не остановились краны на стройплощадках, не выросла безработица. Построено под миллион «квадратов» нового жилья. Возводится две школы — на Рауиса Гареева и Сибгата Хакима, детский сад на Адоратского и поликлиника в Дербышках. На строительство дорог выделены рекордные 25 млрд рублей. Отремонтированы дворы 466 домов. Как символ повышающегося комфорта «Салават Купере» — открыли новый парк и под Новый год зажгли там шикарную елку. Еще один парк — у Мамадышского тракта, где строятся новые жилые комплексы. Обновляли Сад рыбака, Аллею ветеранов, сквер на Парина, парк «Комсомолец».

А о пустых полках в магазинах к концу года все как-то забыли, правда, цены к прежнему уровню так и не вернулись.

В этом учебном году за парты сели 165 тыс. школьников, в некоторых школах по 15 первых классов. По данным управления образования города, новые школы сегодня необходимы примерно в 30 микрорайонах Казани, цена вопроса —  50–60 млрд рублей В этом учебном году за парты сели 165 тыс. школьников, в некоторых школах по 15 первых классов. По данным управления образования города, новые школы сегодня необходимы примерно в 30 микрорайонах Казани, цена вопроса —  50–60 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Плюс 165 тыс. жителей — и проблемы со школами и детсадами

Стали известны итоги переписи. То, о чем можно было подозревать, глядя на бурный рост жилых комплексов, очереди в детсады и 1-й «С» класс в школе, подтвердили официально. В Казани теперь 1,3 млн жителей — за 10 лет город прибавил 165 тыс. человек.

Оборотная сторона медали — катастрофическая нехватка школ. В этом учебном году за парты сели 165 тыс. школьников, в некоторых школах по 15 первых классов. По данным управления образования города, новые школы сегодня необходимы примерно в 30 микрорайонах Казани, цена вопроса —  50–60 млрд рублей. Это при том, что столица РТ — рекордсмен по строительству школ в России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. За 10 лет в Казани построили 14 новых школ и пять дополнительных учебных корпусов для 19 тыс. детей. Сейчас столица РТ проходит демографический пик, в будущем ситуация станет полегче, но пока растущий город требует своего, ведь никому не хочется ночевать в очереди в 1-й «Я» класс.

Рустем Гафаров о нехватке 30 школ: «За один день не появятся, вопрос бюджетоемкий»

Веяния времени, к слову, потребовали и новых подходов к безопасности. После стрельбы в гимназии № 175 на обеспечение антитеррористических мер (это, в частности, тревожные кнопки, громкоговорители, рамки на входе) в Казани выделили 1,5 млрд рублей — стоимость новой школы. Новшества в виде сплошного периметра вызывают недовольство у некоторых жителей, привыкших ходить в магазин через школьный двор, но что делать, если такова новая реальность? В столице РТ 169 школ, 312 детсадов и 52 учреждения допобразования. Ранее в 40% из них ограждение было нарушено или отсутствовало.  

Еще один больной вопрос — состояние детских садов. Около 200 садиков нуждается в капитальном ремонте. Если школы старше 30 лет в Казани благодаря поддержке республики отремонтировали, то со старыми садиками, увы, беда все заметнее — особенно на фоне новых детсадов. 

А вот модернизация подростковых клубов подходит к концу: из довольно безликих помещений они трансформировались в яркие, модные, хорошо оборудованные пространства, каждое со своим лицом.

Эстафету капремонта приняли в этом году 10 отделений центра психологической помощи «Доверие», библиотека в Приволжском районе и первая музыкальная школа им. Чайковского, открывать которую после модернизации приехал Денис Мацуев

Особыми приметами года стала поддержка мобилизованных, их семей, в первую очередь детей и сбор гуманитарной помощи для жителей Лисичанска. Из Казани туда четырьмя караванами уже доставлено 540 т гуманитарного груза Особыми приметами года стала поддержка мобилизованных, их семей, в первую очередь детей и сбор гуманитарной помощи для жителей Лисичанска. Из Казани туда четырьмя караванами уже доставлено 540 т гуманитарного груза Фото: «БИЗНЕС Online»

«Речь идет не о рублях и копейках, а об открытых и добрых сердцах»

В ситуации жесточайшего стресса этого года новым казанским приоритетом стала эмпатия.  

Конечно, курс на «Добрую Казань» был объявлен мэром еще в 2016 году. Но довольно долго эти усилия выглядели скорее как сумма мероприятий, пусть даже федерального уровня, а не системная работа. «Дневник добрых дел» — ну да, красиво. Дни открытых дверей в собачьем приюте, акции в стиле «возьми бездомную собаку» — трогательно. Городские штабы по развитию инклюзии — неплохо, но больше задач, чем решений.

А 2022 год стал для Казани временем перехода количества усилий в новое качество управления. Вот только несколько фактов. В 2022-м в Казани открылся спортивный комплекс для инвалидов при мечети «Ярдэм». «Добрая Казань» обзавелась штаб-квартирой, и у благотворительных и ветеранских организаций появилось место, где можно работать, собираться, обсуждать актуальные вопросы и проводить мероприятия. Тренд на развитие инклюзии стал нормой для системы образования, спорта, культуры. Метшин поставил в том числе задачу спроектировать типовую «безбарьерную» квартиру, проект которой дадут на вооружение застройщикам: пришло понимание, что стандартная квартира не дает маломобильным людям возможности вести полноценный образ жизни.

Ильсур Метшин: «Речь не о рублях, а о добрых сердцах, которые в сложное время объединились вокруг СВО»

Особыми приметами года стала поддержка мобилизованных, их семей, в первую очередь детей и сбор гуманитарной помощи для жителей Лисичанска. Из Казани туда четырьмя караванами уже доставлено 540 т гуманитарного груза. «Речь идет не о рублях и копейках, а об открытых и добрых сердцах», — заметил мэр Казани в ходе работы городского штаба по поддержке семей мобилизованных.

Мобилизация вообще показала, как город способен поддерживать тыл — большой и маленький. В Казани проходят переподготовку мобилизованные из соседних регионов. Определив казанцев в «Казань Экспо» и создав им там все бытовые условия, город не отвернулся и от других сборных пунктов. Помогали всем, чем могли, — от срочного оформления браков и вызова невест на церемонию до снаряжения лично от мэра. Учитывая масштабный опыт Универсиады и мундиаля, Казань быстро организовала и питание тысяч мобилизованных.

Не остались в стороне и депутаты, по чьей инициативе была пробурена скважина водоснабжения в лагере танкового полигона и построена прачечная.

«Продолжается развитие в туристической сфере. Казань прочно входит в пятерку туристических маршрутов России, да и помимо столицы РТ есть что посмотреть — и это тоже ощущают предприниматели» «Продолжается развитие в туристической сфере. Казань прочно входит в пятерку туристических маршрутов России, да и помимо столицы РТ есть что посмотреть — и это тоже ощущают предприниматели» Фото: «БИЗНЕС Online»

Казань устремилась к Волге, бизнес по-прежнему верит в будущее…

Несмотря ни на что, бизнес продолжает верить в Казань — и это хороший знак.

После февральско-мартовского шока «режим тишины» в стане девелоперов был прерван показом ЖК «Крыловка Парк». Застолбивший территории ПИК начал строительство своих комплексов в Казани. Компания «Бриз» стала работать через эскроу и продолжает свой ЖК на Горьковском кольце. Новые дома начали «Ак Барс Дом» и «Унистрой», #Суварстроит и «Эталон», подхвативший проекты ЮИТ в Казани. Комиссия по застройке исторического центра при президенте РТ изучила в этом году интересные проекты в центре Казани, и некоторые объекты уже начали строить.

Столица РТ наконец выходит к Волге. Объявленные планы реновации территорий у речпорта поддержал Сбер. В сентябре на форуме во Владивостоке было подписано соглашение об инвестициях на 500 млрд рублей. Территорию в 287 га на берегу Волги застраивают с привлечением известных архитекторов — первый ЖК от СМУ-88 проектировали известные московские архитекторы бюро «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». По соседству «Камастройинвест» берется за продолжение своего ЖК на Портовой, причем компании предстоит снос гаражей на площади около 4 гектаров. А дальше, рядом с Отарами, начинается реновация территории завода «Коламбия»: консорциум девелоперов ЖИК и «Комосстрой» планируют построить там новый стильный микрорайон с артобъектами, своим парком и прочим благоустройством.

И пусть некоторые бренды устроили «парад отрицания» российской действительности, объявляя о планах покинуть торговые центры, их место постепенно занимают и более лояльные иностранные, и российские марки. Жизнь и здесь не прекратилась. Хотя спецоперация и мобилизация контузили общепит, в городе продолжают открывать новые заведения самых разных форматов.

Продолжается и развитие в туристической сфере. Казань прочно входит в пятерку туристических маршрутов России, да и помимо столицы РТ есть что посмотреть — и это тоже ощущают предприниматели. В этом году открылся Kravt Hotel Каzan Airport, на глазах меняется Казанский кремль, появился речной трамвайчик. В ближайшей перспективе республика плотно займется «речкой» — уже заказаны новые метеоры в Зеленодольске, готовится обновление речной инфраструктуры. Ибо стыдно уже перед соседями, закупающими новые суда и активно развивающими водный транспорт.

Требование к автобусам «не старше 10 лет» уже на грани отмены. В этом году перевозчики были вынуждены отказаться от замены 250 автобусов —  это, на минуточку, треть парка Требование к автобусам «не старше 10 лет» уже на грани отмены. В этом году перевозчики были вынуждены отказаться от замены 250 автобусов —  это, на минуточку, треть парка Фото: «БИЗНЕС Online»

…а транспортники надеются на мудрость властей

Не исключено, скоро стыдно скоро станет и за общественный транспорт. Когда-то после реформ с переходом от маршруток к большим автобусам казанский общественный транспорт был лучшим в России за пределами Москвы и Питера. Теперь — все: к примеру, гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин в пример ставит Тверь и Пермь.

Казань еще держится за счет казавшихся когда-то революционными подходов к низкопольности и вместимости транспорта, автобусных полос и умных светофоров. Требование к автобусам «не старше 10 лет» уже на грани отмены. В этом году перевозчики были вынуждены отказаться от замены 250 автобусов —  это, на минуточку, треть парка. Уже появилось явление «автобусного каннибализма», когда за счет старого автобуса «подшаманивают» соседний. Ни одна российская программа теперь не подходит для казанского общественного транспорта. Республиканской программы просто нет. Да и вообще, планы минтранса подкинуть 300 млн рублей для замены парка в масштабах республики вызывают грустную улыбку: где системный подход? Его не видно даже на уровне деклараций. «Это системный сбой», — заявил мэр Казани на итоговой пресс-конференции. По его мнению, нужна республиканская программа. 

Перевозчики по большей части потеряли веру в будущее и даже интерес к итогам тарифной кампании. Уже мало веры, что за проезд льготников в Татарстане будут платить полновесным рублем. Перевозчики Казани просто надеются, что правительство, подсчитав и проанализировав ситуацию, примет решение: нужен ли столице РТ качественный общественный транспорт или нет? Пока они работают, оптимизируя затраты, растягивая интервалы движения и сворачивая в парк раньше времени, когда пассажиров мало и езда по маршруту уже не окупается. Это ведь в Перми и Твери цивилизованная система соблюдения графиков без оглядки на пассажиропоток. А в Казани все зависит от того, сколько перевезено пассажиров, так что тренд на потерю общественного транспорта продолжается.

***

Вот таким получился казанский год. Приглашаем читателей высказаться в комментариях, а также проголосовать за 10 событий года в столице РТ.