«Личными сбережениями граждан РФ мы спонсируем соседние государства, даем работу их портам, брокерам, перевозчикам, но лишаем работы своих. ЕТС — это единый таможенный союз. Только почему-то в проигрыше оказались россияне», — возмущается инсайдер-перегонщик автомобилей. Он объясняет, почему параллельный импорт работает вполсилы и как Российская таможня теряет миллиарды долларов. О том, сколько продавцы накручивают при продаже автомобилей из Эмиратов, как обманывают покупателей и в то же время как распознать переоцененный автомобиль и самому купить машину в ОАЭ, наш собеседник рассказывает читателям «БИЗНЕС Online».
О герое
Наш собеседник начал заниматься перегоном автомобилей из-за рубежа в далеких 90-х, и он до сих пор остается в этом бизнесе. Занимается доставкой машин из Европы, США и ОАЭ, специализируется на нескольких популярных производителях. По словам инсайдера, он сам сопровождает машины от покупки до доставки в Россию, автомобили он поставляет только по знакомству близким, друзьям и наработанному за годы кругу постоянных клиентов.
Об авторынке 90-х и риске потерять жизнь за автомобиль
- В начале 90-х казанский авторынок был на Ямашева, напротив автомагазина. Продавать машину выходили толпой. Если ты с улицы, то со своими пацанами, если ты со стороны, то с кучей родственников. Иногда на рынке случались разборки «улица на улицу». Помню, как могли просто обчистить на ходу, а продажа короткокрылой «восьмерки» или «девятки» была аттракционом, связанным с риском для жизни. Могли просто отжать.
- Когда авторынок переехал на проспект Амирхана, пришли перегонщики-профессионалы, в большинстве своем они были из разваливающихся в те времена таксомоторных парков, КПОГАТ, ПАТП. Самым популярным направлением привоза авто являлась Литва. Оттуда можно было взять реэкспортные машины, «Жигули» первой, третьей, шестой моделей. Набравшись опыта и оформив загранпаспорта, «перегоны» начали пробные вылазки в Польшу, Германию, Бельгию. Уже совсем осмелев, мы привозили автомобили из Швейцарии, Италии, Франции. В те годы мы все друг друга знали, дружили семьями, были коллегами по прошлой работе, а те, кто таксовал в КПОГАТ, вместе ели беляши, в субботу напивались до чертиков, а в воскресенье отходили на том же авторынке.
- Дешевый сегмент становился нам неинтересным, заработок на нем был маленьким, а покупатели становились умнее и научились отличать битые автомобили от целых. Поэтому мы уезжали все дальше и дальше в Европу, а из Прибалтики, Беларуси и Калининграда активно привозили автомобили уже чуваши и марийцы. К началу нулевых контингент на авторынке стал настолько разношерстным, что появились целые группы арских, высокогорских и сабинских перегонщиков. Те из нас, кто был умнее, инвестировал заработанные деньги в частные автосервисы и попутный бизнес, развивал другие направления.
- Были и те, кто не справлялся с нагрузкой, спивался, уходил, разбивался в авариях. Менялись люди, менялся класс машин, автомобили становились все дороже. Смысла стоять на рынке и показывать товар, как в прошлые времена, уже не было. Последние лет 15–17 на авторынке я совсем не появляюсь. Все настолько кардинально поменялось, что в некоторые вещи уже не верится. Но тогда царила потрясающая атмосфера, не было соцсетей и электронных площадок, три дня из Германии или Франции до Казани мы ехали без навигатора, без мобильного телефона. Владельцы пейджеров считались олигархами.
- Вылетая в очередную страну, мы брали с собой термос, набор ключей, отвертки, буксировочный трос и знак аварийной остановки. Сейчас, вылетая в очередную поездку за автомобилями, я беру с собой планшет, ноутбук, кучу GPS-трекеров и несколько мобильных телефонов.
«В 2008 году, после мирового экономического кризиса, завозить машины стало невыгодно. Перегоняли только эксклюзивные и лакшери-марки, которые не были должным образом представлены в России: Ford Mustang, Rolls-Royce, Bentley»
О перевозках в 90-е и сейчас
- В 90-е люди, наслушавшись рассказов, ездили за машинами в Европу. Самое простое для новичка — это купить Volkswagen Golf, Toyota Carina E в Германии или Бельгии. Но на обратном пути для него в Польше начиналась территория беспредела. Там работали украинские, белорусские, русские, польские банды. Не доезжая 30–50 км до границы, он мог попасть в руки рэкетиров, остаться без машины и в лучшем случае приезжал живым обратно. На рэкет можно было нарваться даже в Беларуси.
- В начале нулевых авторынок Арабских Эмиратов начал предлагать большой выбор автомобилей. В ОАЭ у нескольких семей эксклюзивные права на сбыт определенных марок. Например, у одной семьи есть эксклюзивные права на такие марки, как Mitsubishi, Bentley, Aston Martin и Bugatti, а у другой — на продукцию Mercedes-Benz и Chrysler. Эти семьи имеют доступ к торговле нефтью, и Япония закупает у них значительные объемы черного золота. В ответ Страна восходящего солнца обеспечивает их и другие страны (Оман, Катар, Бахрейн, Кувейт, Ирак), где закупает нефть и газ, автомобилями по специальным ценам, на 30–40% ниже. Мы уже могли позволить себе туда летать на отдых, попутно изучая возможности для бизнеса.
- Перегонный бизнес цикличен. В 2004–2007 годах мы не успевали отправлять и таможить машины. Чаще всего это были Land Cruiser Prado 120 и Mitsubishi Pajero IV. У российских дилеров собирались очереди по 6–8 месяцев, это были новинки, и мы их контейнерами грузили в Новороссийск и паромами в Астрахань. А в 2008 году, после мирового экономического кризиса и изменений таможенных пошлин, завозить машины стало невыгодно. Перегоняли только эксклюзивные и лакшери-марки, которые не были должным образом представлены в России: Ford Mustang, Rolls-Royce, Bentley.
- В 2014 году курс доллара взлетел в 2 раза, и перегонный бизнес из эмиратов опять сошел на нет. В России появились дилеры, продающие машины почти всех марок. Западные производители поняли, что наш рынок потребляет все автомобили, а дилеры сами стали выбивать в страну квоты на продажу машин. У нас появилось изобилие автомобилей. В те годы число автокредитов выросло кратно, что привело и к росту автострахования.
- Ренессанс автобизнеса по перегону наступил в марте 2022 года из-за политических ситуаций.
«Никогда ни на одном Prado с двигателем 2,7 л не было кожаного салона. В оригинале эти автомобили шли с тканевым салоном. При этом накладки на зеркала всегда окрашивались в цвет кузова»
О блогерах, которые продают набитые «китайским барахлом» «крузаки»
- Перегоном автомобилей сейчас начали заниматься все кому не лень, даже многие российские автоблогеры. Может, и не продают, но много об этом рассказывают в социальных сетях. Но то, что они говорят, не всегда соответствует действительности.
- Рассмотрим пример того, как они покупают Toyota Land Cruiser 200 в самой, со слов блогеров, нищебродской комплектации. Штампованные диски, стеклянные фары на галогеновых лампах, но с автоматической коробкой, люком и 4-литровым двигателем. Есть в Эмиратах такой город Шарджа, там раскинулась огромная индустриальная зона, этакий многокилометровый автосервис. В Шардже эти машины наряжают как новогодние елки: ставят спойлер, меняют переднюю и заднюю оптику, ставят пороги от Lexus, хромированные накладки на двери, 20-е диски в стиле Lexus, салон обшивают самой дешевой кожей или просто кожзаменителем, пластмассовый руль меняют на обшитый кожей, с деревянными вставками, заглушки заполняют недостающими кнопками, а по салону меняют пластиковые вставки на псевдодеревянные.
- Электронику ставят китайскую. В автомобиле получаются десятки скруток проводов на климат-контроле синей изолентой, столько же на вентиляции и музыке. В один прекрасный день одна из скруток отвалится, и тогда нет гарантии, что машина не загорится под покупателем. Один раз машина вспыхнула прямо на погрузке в порту. Успели потушить.
- Переделки эти обходятся в $3–6 тыс., после чего продают машину с этим китайским барахлом как автомобиль в максимальной комплектации Executive Lounge или Excalibur на $10–15 тыс. дороже, но с тем же маленьким четырехлитровым двигателем мощностью 230 л. с., с которым эта машина просто не едет. Клиент, как ему кажется, получает машину в довольно богатой комплектации, пока она не попадает в настоящие морозы в России. Китайские бампера настолько хрупкие, что от малейшего контакта со снегом из них вываливаются целые куски пластика. Салон дребезжит, скрипит, а китайская магнитола на Android, которую поставили вместо штатной, перестает включаться.
- Еще один нюанс — это множество хромированных накладок, которыми изобилуют неоригинальные китайские бампера и аксессуары. Попадая в российскую зиму, они начинают «цвести» уже в первый год, и через пару лет машина выглядит абсолютно изношенной, весь этот псевдохром вспучивается и начинает облезать.
- Также наши блогеры рассказывают о том, что к ним поступила дилерская машина из Казахстана. Возьмем, к примеру, популярный автомобиль Toyota land Cruiser Prado с двигателем 2,7 литра. Никогда ни на одном Prado с двигателем 2,7 л не было кожаного салона. В оригинале эти автомобили шли с тканевым салоном. При этом накладки на зеркала всегда окрашивались в цвет кузова. У Prado с двигателем 2,7 л никогда не было бесключевого запуска, это прерогатива автомобилей только с дизельным двигателем 2,8 л или топовой комплектации с 4-литровым мотором. После того как ваши читатели прочитают эти строки, рекомендую пересмотреть заново видео популярных блогеров, где вы увидите Toyota Prado с двигателем 2,7 л, хромированными зеркалами, кожаным салоном и кнопками бесключевого старта. Перед вами очередной «конструктор», который блогеры, используя свою медийность, пытаются продать как лакшери-автомобиль.
- О популярной Toyota Camry даже говорить не буду, 70–80% — «конструкторы». Чтобы ваши читатели могли удостовериться лично, рекомендую посетить официальный сайт Toyota в России, Казахстане и официальный сайт Toyota в Арабских Эмиратах toyota.ae. Блогер — это лишь говорящая голова. Они работают лишь как агрегаторы, собирая машины от разных поставщиков на одной площадке, пускают пыль в глаза, создавая иллюзию собственной крутизны. У нас в Дубае есть свой чат среди тех, кто работает на рынке, регулярно туда сбрасываются ссылки на такие видео.
«Как правило, при создании «конструкторов» все экономят на запасном колесе. При покупке полноприводника нужно заглянуть под днище автомобиля, и обман выплывет наружу»
О том, как выявить обман
- Как проверить, какой автомобиль вы сейчас покупаете у серого дилера по параллельному импорту? Нужно взять VIN-код машины и пробить в электронном каталоге. Тогда вы увидите, что накладки на зеркала у вас стояли хромированные, никакой системы автозапуска и бесключевого доступа в этом автомобиле не было и в помине, а с конвейера автомобиль вышел с велюровым салоном, а не кожаным.
- Эти «кожаные» салоны несут в себе смертельную угрозу. По требованиям безопасности боковые подушки, находящиеся в сиденьях водителя и пассажира, при срабатывании должны разрывать ткань между швом и защищать водителя. Однако псевдокожаная обивка, которая шьется кустарным способом, ручками пакистанских и бангладешских трудяг, не имеет таких вставок. При срабатывании она может ударить по ребрам или позвоночнику. Последствия такой сработки могут быть очень трагичными для владельца машины.
- Есть еще один индикатор обмана. Как правило, при создании «конструкторов» все экономят на запасном колесе. При покупке полноприводника нужно заглянуть под днище автомобиля, и обман выплывет наружу. Диски на рынке продают партиями по четыре штуки, как правило, заменой пятого колеса никто особо не заморачивается. Там вместо литого диска 20-го диаметра будет висеть штампованный диск 17-го или даже 16-го с родной резиной.
О реальных ценах на машины и обмане на фейковых объявлениях
- В интернете блогеры нередко расписывают, как за копейки покупают б/у автомобили в Эмиратах. Люди насмотрятся видео и найдут на сайте объявлений полуторагодовалый Lexus RX за 99 тыс. дирхамов (1,7 млн рублей). Цена привлекательная, человек считает цену таможни, и получается выгода на 1–1,5 млн рублей по сравнению с нашим рынком.
- Когда он приезжает по этому объявлению в Шарджу, Аджман или Джумейру, перед ним предстает удручающая картина. Цена в объявлении не соответствует действительности. Выясняется, что конкретно этой машины нет, потому что ее продали. Есть аналогичная, но дороже.
- В этом автобизнесе ОАЭ все точно так же, как на наших порталах бесплатных объявлений. Человек ищет конкретный автомобиль, например Land Cruiser 300, который сейчас пачками заказывают. Он находит машину за 8 млн во Владивостоке, звонит туда, а оказывается, что эта машина под заказ, привезут позже и цена была указана без растаможки.
- Во всех городах есть куча объявлений по «сладким» ценам, но чудес не бывает. Если за границей в хорошей комплектации машина стоит $110–120 тыс., то ее не может быть по этой же цене в России, где-то точно подвох. Такие объявления необходимо обходить за версту.
- Ситуацию нужно срочно исправлять, в законодательство Российской Федерации необходимо ввести запрет на публикацию фейковых объявлений, вплоть до уголовной ответственности. Такие объявления дестабилизируют рынок. И это огромный простор для мошенников, которые берут предоплату, месяц вводят людей в заблуждения, набирают 30–40 таких клиентов, потом выкидывают сим-карту и компания исчезает. А с 40 клиентов по 100 тыс. рублей аванса уже собрано. Причем у конторы будут страницы в социальных сетях и отзывы.
- У меня один заказчик потратил два месяца, чтобы обзвонить 165 объявлений по 300-м «крузакам». Он нашел всего четыре объявления, когда машины физически находились в России. Цены на реальные машины, которые были в оригинальных комплектациях, начинались от 12,8 млн и выше.
«Может ли обычный человек поехать в Эмираты, купить себе автомобиль и привезти его в Россию самостоятельно? Может. Но для этого необходимо несколько условий»
О самостоятельной покупке машины за границей
- Может ли обычный человек поехать в Эмираты, купить себе автомобиль и привезти его в Россию самостоятельно? Может. Но для этого необходимо несколько условий.
- Покупатель должен провезти в ОАЭ сумму, необходимую для покупки автомобиля, а это от $50 тыс. до бесконечности, в зависимости от объекта сделки. В некоторых российских банках даже есть счета в дирхамах, есть банки с долларовыми счетами, но все переводы из России с июня этого года проверяют на комплаенс в ОАЭ, а это занимает 3–4 недели. Деньги очень долго висят, потом возвращаются обратно в Россию. Но все индивидуально, через 1–2 банка платежи все-таки проходят.
- Покупатель должен точно знать, какой автомобиль и в какой комплектации он хочет купить. Вдобавок он должен прекрасно разбираться во всех комплектациях, чтобы не купить машину, не предназначенную для эксплуатации в наших широтах или с экологическим классом «Евро-2».
- Есть байка о том, что у арабских машин нет печек. Полная чушь. Сейчас ближневосточный климат сильно поменялся, в декабре в пустыне температура опускается до 6–8 градусов; бывает, на верблюжьих колючках выпадает иней. В Саудовской Аравии и Марокко может выпасть снег, в Дубае тоже были такие случаи. В пустыне можно замерзнуть от холода. Печки в машинах есть, греют прекрасно, сам эксплуатировал несколько машин в РФ, а из поставленных никто не жаловался.
- Допустим, вы смогли оплатить машину, отправить ее и теперь ждете доставки. Прибытие вашего автомобиля в Российскую Федерацию еще не повод радоваться. Сначала вам нужно вытащить машину из порта. Здесь приготовьтесь раскошелиться на серьезную сумму, которая включает в себя портовый сбор, обработку груза и еще несколько платежей. Самостоятельно вам это сделать не удастся, закончатся нервы, так что будьте готовы, что через 3–4 дня мытарств придется заплатить брокерам.
- Затем вам необходимо пойти в таможню и растаможиваться на месте либо прибыть туда уже с готовым ТПО (таможенный платеж обеспечения — прим. ред.). Когда вы пройдете все эти процедуры и машину вам выдадут, приготовьтесь, что ехать на ней никуда не сможете. А значит, нужно будет заплатить еще 60–100 тыс. рублей за эвакуатор или автовоз от Астрахани до Казани. Даже после этого, увидев машину в родном городе, не садитесь за руль. В местной таможне вам нужно будет заполнить несколько бланков и оплатить утильсбор. Но и тут до вожделенных номеров еще далеко. Нужно будет найти компанию, которая сделает вам СБКТС и ЭПТС. Добавьте к бюджету от 60 тыс. до 100 тыс. рублей, не считая стоимости услуг эксперта, который просто сфотографирует ваше авто. Хорошо, что до февраля 2023 года хотя бы отменили установку кнопки ГЛОНАСС, сэкономите 30–45 тыс. рублей. На все эти процедуры уйдет еще 2–3 недели.
- Вопрос к нашему правительству: почему нельзя завести оказание этих услуг на сайт «Госуслуги»? Почему нужно разыскивать каких-то посредников? Почему государство оставляет своих граждан один на один с этими проблемами? Кто эти авторизованные лаборатории-прилипалы, которым доверили выпуск государственных документов? Самый главный вопрос — откуда берутся эти тарифы за заполнение простой таблички?
«Говорят, что Дубаи — это автомобильный рай, кристальная честность, безопасность сделки. Нет. Это может быть и территория лжи, обмана, подделок и фальши»
О рисках при покупке б/у машины
- Покупка б/у автомобиля в Эмиратах — большая лотерея. Например, заказчик просил посмотреть Range Rover Vogue 2022 года за $300 тыс. в максимальной комплектации First Edition. Пробег скромный — 6,5 тыс. километров. Несмотря на это, я его отговорил эту машину брать по нескольким причинам. На таких авто арабы гоняют как в последний раз и на все деньги. 540 л. с. под капотом, вдумайтесь только! На хорошей дороге разгоны с 0 до 140 км/ч и торможения в пол приводят к тому, что у машины через 3–5 месяцев эксплуатации под замену идут тормозные системы и тормозные диски, а колодки стерты в ноль. А при температуре асфальта 65–70 градусов резина становится лысой за 3–5 месяцев.
- Еще один излюбленный аттракцион местных жителей — поездки в пустыню. За 5 тыс. км пробега мы можем получить лакшери-внедорожник с полностью сожженными фрикционами (фрикционные диски обеспечивают сцепление шестерен в автоматической коробке передач — прим. ред.). Когда машина буксует в песке, первыми из строя выходят фрикционы, а это ремонт стоимостью до 10% от цены автомобиля.
- Если местный купил себе Porsche Cayenne, в котором 450 л. с., он его гоняет на все 450 «лошадок» и отжигает так, что за год машина приходит в негодность. А когда продающий (как правило, уже не местный, а кто-то из прислуги) говорит, что эта машина из-под третьей жены шейха, а она ездила 30 км/ч только по бутикам и за шаурмой, надо помнить, что пробеги тут тоже скручивают. Но даже при небольшом пробеге моторесурс двигателя может быть наполовину изношен. На такой жаре 45–48 градусов двигатель может постоянно «молотить» на малых оборотах, обеспечивая работу кондиционера и охлаждая салон.
- Профессиональные автоподборщики всегда обращают внимание на то, есть ли песок между брызговиками и подкрылками, есть ли песок в полостях рамы, и многие другие факторы. Если есть, значит, на ней хорошенько покуролесили по пустыне, следовательно, близко к такой машине лучше не подходить. При целом кузове могут быть проблемы с агрегатами.
- Удивитесь, но из Эмиратов также выходит много машин-«утопленников». В конце 2021 года в Фуджейре (один из популярных курортов ОАЭ — прим. ред.) почти четыре дня лил дождь, и наводнением смыло сотни автомобилей. В Шардже эти автомобили «приводили в себя». Ремонтировали, разбирали, сушили, перешивали, некоторые распиливали, из 2–3 штук собирали один. А потом этих «утопленников» продавали на Emirates Auction. Законом запрещено продавать такие автомобили на местный рынок, но на экспорт — дозволено.
- Новую машину купить также непросто. Представим, что человек на авторынке в ОАЭ приобрел новый, хороший автомобиль. Первая проблема у него может возникнуть, когда с российским паспортом он не сможет вывезти ее из free-зоны и оформить документы. Такие ограничения ввели ряд автосалонов. Нужен подменный паспорт другого государства, чтобы оформить автомобиль и вывезти в порт.
- Еще надо очень хорошо знать перевозчика, с которым вы будете отправлять автомобиль. Даже у меня одну машину потеряли на 37 дней. Ее просто перепутали с другим автомобилем, и моя машина поплыла на пароме в другое государство, чудом машину вернули из Ирака.
- Говорят, что Дубай — это автомобильный рай, кристальная честность, безопасность сделки. Нет. Это может быть и территория лжи, обмана, подделок и фальши. Не имея опыта и не зная специфики, можно просто потерять все деньги.
О расцвете криптомошенников
- Российская банковская сфера настолько зарегулирована №115-ФЗ («О противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» — прим. ред.), что покупатели идут на различные ухищрения, чтобы не вставать на валютный контроль и обойти эти преграды. Пытаясь сэкономить, некоторые обращаются к криптовалютчикам. Был случай, когда одному человеку так завели кошелек на бирже и скинули код с криптовалютой на флешку. А когда он ее вставил здесь, она оказалась пустой. Человека просто кинули на $70 тысяч.
- Самостоятельно создать кошелек на криптобирже вроде бы несложно. Нужно проходить идентификацию, а она полноценно работает с паспортом Казахстана, Киргизии, Армении, Грузии или Emirates ID, если говорить об ОАЭ-хабе. По российскому паспорту есть ограничения в $10 тысяч. Из-за этого доступ к кошельку будет не только у владельца. Пока человек находится в дороге, с криптокошелька могут снять деньги.
- Немало криптомошенников перебралось и в Дубай. Причем по криптовалюте пока невозможно возбудить уголовное дело, потому что она никем не признана, еще придется доказывать, что файл с криптовалютой имел ценность.
О транзакциях перегонщиков
- Мы называем нашу систему оплаты «перестановкой». При сделке продавец и товар находятся в Эмиратах, а покупатель — в России. Сначала поступает заявка: надо обменять, например, рубли на $150 тыс. и перевести в дирхамы. Наш агент в России обозначает покупателю курс доллара, по которому меняются рубли. Сейчас он около 67 рублей. Агент принимает наличные рубли и проверяет их. В этот момент другой агент с деньгами приезжает в салон и через видеосвязь по рыночному курсу 3,66 дирхама за доллар передает деньги продавцу машины.
- Во Free Zone Арабских Эмиратов 80% расчетов за автомобили происходит за наличные. Стандартная ситуация на авторынке в Дубае: останавливается машина, выходит мужичок, у него в руках сетка, набитая деньгами. Он несет 1,5 млн дирхамов (26,5 млн рублей — прим. ред.). И это вполне безопасно. Весь рынок обложен камерами, а случаев, чтобы нападали и крали деньги, нет. Там работает закон.
- В Дубае кеш берут через банки. Оставляют заявку, наличка выдается клиенту, а процент забирает банк. Например, с 800 тыс. дирхамов он забирает только 200 дирхамов. В Эмиратах тоннами в день выдаются и принимаются деньги. Там безналоговая зона, проходят просто огромные объемы.
«Один из способов привести машину — это сразу в Россию, но таможня в Новороссийске сейчас практически не работает: санкции»
О путях ввоза автомобилей
- Один из способов привести машину — это сразу в Россию, но таможня в Новороссийске сейчас практически не работает: санкции. Западные перевозчики, например Maersk и China Shipping, не заходят в наши порты, опасаясь вторичных санкций. Поэтому все грузы идут через Иран, а оттуда — в Астрахань. Но на самом деле этот поток составляет 5–10% от общего числа ввезенных автомобилей.
- Основной поток параллельного автоимпорта идет другими путями, один из них — грузинский порт Поти. Оттуда машины отправляются в Армению. Там десятки фирм, которые занимаются растаможиванием автомобилей. Затем машины возвращаются в Грузию и едут во Владикавказ.
- Фишка такого способа в том, что машина растаможивается по правилам Единого таможенного союза (ЕТС), принятой в ЕАЭС. В таможенный союз входит Армения, но не входит Грузия.
- Второй способ — привезти машину сначала в Поти, а оттуда переслать документы в Казахстан или Киргизию. Получается, что путешествуют только бумаги, а физически машина никуда не выезжает. В итоге таким полулегальным способом получаются готовые документы для российской таможни и машина может заезжать в РФ. Остается только заплатить утильсбор — от 3,4 тыс. до 7,2 тыс. рублей.
- Третий вариант перевоза — самый основной — морской путь. Стоимость доставки — от $2,5 тыс. и выше. Машина сначала едет из порта ОАЭ в порт Ирана. Потом по суше на автовозе — до другого порта в Иране, откуда на пароме в Астрахань или Казахстан. Или машина из Дубая отправляется в Иран по морю и оттуда длинным путем, через Туркменистан, на автовозе едет в Шымкент или Бишкек. Либо она через Иран идет в Армению.
- Rolls-Royce, Geländewagen, Range Rover, Bentley, Maybach мы обычно отправляем самолетами. Стоимость доставки колеблется от $19 тыс. до $22 тысяч. Но с учетом того, что мы делаем растаможку в других странах ЕТС, экономия на таможенных платежах покрывает эти расходы.
«Сложно понять логику нашего государства. Например, я практически не могу клиенту назвать конечную цену. В июле доллар был 52 рубля, сегодня стал 63, и таможенный платеж варьируется уже на 25»30 процентов. Почему бы не привести это в соответствие с тем, что говорят наши министры с больших трибун?»
О том, почему в России параллельный импорт работает вполсилы
- Параллельный импорт в Россию не работает в полную силу по нескольким причинам. Например, физические и юридические лица не уравнены в правах. Юридическому лицу или ИП за растаможивание автомобиля надо заплатить минимум в 2 раза больше, чем физическому лицу. Все дело в утилизационном сборе и таможенных ставках.
- Зная это, так называемые серые дилеры протаскивают машину через Армению, Казахстан или Киргизию. Например, AMG G63, знаменитый Geländewagen, собирается в Австрии. Себестоимость при его прямом завозе через РФ приближается к 29–30 млн в максимальной комплектации. Если ввозить машину через одну из стран СНГ как физическое лицо, то себестоимость будет 21–23 миллиона.
- Переплачивать 7–9 млн — полный абсурд. Поэтому машину через границы провозит физлицо, она выкупается компанией, протаскивается через схему с НДС и по лизинговой схеме продается. Даже если к 21 млн прибавить 20% НДС, цена получается примерно 25 миллионов. Плюс наценка дилера, и 3–5 млн они заработали, продав машину за те же самые 29 миллионов.
- У нас, в стране, много раз говорили, что доллар и евро — «токсичные» валюты. Но только на любом таможенном посту все платежи исчисляют в этих самых токсичных валютах. Это усложняет бизнес по параллельному импорту. Сложно понять логику нашего государства. Например, я практически не могу клиенту назвать конечную цену. В июле доллар был 52 рубля, сегодня стал 63, и таможенный платеж варьируется уже на 25–30%. Почему бы не привести это в соответствие с тем, что говорят наши министры с больших трибун? Установить фиксированные тарифы таможенной очистки в рублях, в соответствии со стоимостью автомобиля, объемом двигателя, массой ввозимого груза. Эти решения давно напрашиваются, пора сделать таможню прозрачной и понятной.
- Еще одна существенная проблема — это право ввозить в Россию один автомобиль на одного гражданина в год. Это провоцирует серых импортеров на подлоги, а таможенные органы — на коррупцию. Поэтому появились так называемые «вешалки», особенно это явление распространено во Владивостоке и Приморском крае. Люди, на которых вешают оформление этих машин, даже не знают, что на их паспорта растаможиваются автомобили. Возникает сеть преступлений, которые потом превращаются в «висяки», потому что мошенников не найдут, а пострадать может конечный покупатель.
- Обратите внимание еще на одну деталь. Если у меня в семье двое детей, то машина нужна мне и жене. Если я захочу ввезти три автомобиля, то мне надо идти на таможню и брать письменное разрешение на ввоз второго и последующих автомобилей. Это же узаконенная коррупция. Почему личное решение чиновника должно вторгаться в мою жизнь?
О российской таможне, которая теряет миллиарды долларов
- Часть российских таможенных постов [с началом спецоперации] получили огромную нагрузку как на импорт, так и на экспорт. Другая часть, наоборот, лишилась огромного потока грузов. Почему бы не переставить людей с освободившихся таможенных постов, которые есть в Таганроге и Новороссийске? Все равно туда контейнеры не идут с машинами. Почему бы их не сделать командировочными на астраханскую таможню, чтобы грузы и растаможка автомобилей занимала не 5–8 дней, а 2–3 часа, как это было 3–4 года назад?
- Размеры всех таможенных платежей надо пересмотреть, потому что сейчас наше государство очень недружелюбно смотрит на тех, кто привозит автомобили. Разберу на примере Land Cruiser 300. Когда Toyota завозила эти автомобили в Россию официально, цена в автосалоне складывалась из себестоимости машины, дилерской наценки и таможенных платежей. У дилера машина в максимальной комплектации стоила 7 млн 400 тыс. рублей. Если мы возьмем курс доллара до СВО, 74,10 рубля, то получаем ровно $100 тысяч. Это стоимость машины с учетом таможенных платежей, утильсбора и вознаграждения дилера. Если мы все эти платежи вычтем, у нас останется цена таможенной стоимости в $55 тысяч.
- В январе этот автомобиль при прохождении российской таможни еще оценивался в $55 тыс., а в марте уже в $110–120 тысяч. Почему? Так как каталогов нет, таможня берет максимальную цену, которая указана — внимание — в частных объявлениях арабского сайта Dubizzle. А применяемая таможенная ставка составляет 48% от стоимости автомобиля.
- У нас люди ушлые, поэтому и ввозят машины в страны СНГ, где таможенная ставка составляет 15% и НДС — 12%. Киргизская таможня почему-то более дружественная к нашим гражданам, они берут за точку отсчета цену в $55 тыс., а не $120 тысяч. Если растаможить эту машину в Киргизии, после ввоза в Россию она будет стоить уже 9,5 млн, а если проходить таможню в РФ — 12 миллионов. Так на чьей стороне таможня и государство? На стороне своих граждан или корпораций из стран, которые вводят против нас санкции?
- Перегонщик — это не богадельня. Если он вложил свои деньги, то 15–20% на рисках должен заработать. Соответственно, машину, купленную за 12 млн с таможенными платежами, он продает за 15 миллионов. Вот так мы и получаем рыночную цену и скачок инфляции. На этой феноменальной глупости Россия теряет миллиарды долларов, которые перетекают в страны СНГ, где выгоднее растаможивать машины. Поэтому эти деньги оседают там, а не у нас, работают на чужую экономику.
«Как только перестанут драть по три шкуры с частника и серого дилера, цены пойдут вниз, инфляция в этом секторе уменьшится, рынок насытится автомобилями и техникой для любых целей»
О том, что делать правительству для исправления ситуации
- Помните, как часть функций ГИБДД перенесли на «Госуслуги»? Вот так все процедуры, связанные с растаможиванием автомобилей, можно перенести туда же, минимизировав контакты таможни и перевозчика. Убрать лишние «прокладки», убрать возможность коррупции, очистить таможню от сотен фирм-«прокладок» и прилипал, которые именуют себя брокерами, без которых невозможно что-либо сделать.
- Отменить маразматические ограничения для граждан, когда один гражданин имеет право покупать один автомобиль в течение года.
- Вернуть предпринимателей в правовое и налоговое поля, построить формулировку ОКВЭД «продажа автомобилей» в Налоговом кодексе таким образом, чтобы она отвечала интересам предпринимателей. Если интересы крупных корпораций тоже нужно соблюдать, тогда можно ограничить предпринимателей возможностью завозить 10–12 автомобилей в год, а частникам — три без всяких условностей и письменных разрешений начальника таможенного поста.
- Воспользоваться прецедентным правом. При расчете таможенных платежей для частных лиц и предпринимателей сделать одинаковой таможенную стоимость автомобиля, которая принималась таможней от брендов Toyota, Land Rover, Mercedes-Benz и др., и начиная с 24 февраля 2022 года вернуть незаконно оплаченные таможенные взносы гражданам либо публично раскрыть коррупционную схему и накрыть тех, кто так низко оценивал автомобили при таможенном оформлении у мировых брендов.
- Вернуть деньги населению будет проще. А рынок сам себя отрегулирует. Как только перестанут драть по три шкуры с частника и серого дилера, цены пойдут вниз, инфляция в соответствующем секторе уменьшится, рынок насытится автомобилями и техникой для любых целей.
- Миллиарды долларов таможенных платежей перестанут оседать в Казахстане, Киргизии и Армении. Фактически личными сбережениями граждан РФ мы спонсируем соседние государства, даем работу их портам, брокерам, перевозчикам, но лишаем работы своих граждан. ЕТС — это Единый таможенный союз. Только почему-то в проигрыше оказались россияне. Здесь несколько решений можно найти: уравнять таможенные ставки России и стран членов ЕТС, снизить таможенные ставки в РФ и рассчитывать их в рублях либо пересмотреть принятые ранее правила, вплоть до прекращения действия соглашений по ЕТС.
- К сожалению, после подрыва Крымского моста не сделали правильных выводов ни наши силовики, ни таможня, ни тем более правительство России. А ведь грузовик с пленкой, который подорвался на мосту, был как раз растаможен в Армении по правилам Единого таможенного союза и передвигался по территории России без надлежащего контроля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.