Ожиданий от нынешнего Всемирного экономического форума в Давосе было немного, особенно на фоне предыдущего, который, по мнению экономиста Александра Виноградова, нагнетанием страстей походил на собрание пожилых кощеев. В блоге для «БИЗНЕС Online» он отмечает, что о России почти не говорили — сообразно действительной, а не напускной важности темы, но отметили, что ее ждет судьба гигантского Ирана. Главным же страхом собравшихся стала набирающая силу деглобализация.
«На ушедшей неделе начался и завершился очередной, 53-й по счету Всемирный экономический форум в швейцарском Давосе»
Давосский форум внезапно озаботился набирающей силу деглобализацией
На ушедшей неделе начался и завершился очередной, 53-й по счету Всемирный экономический форум в швейцарском Давосе. Прошел он всего 7 месяцев спустя предыдущего, который был отложен из-за невероятно страшного ковида, который в значительной степени и определил повестку предыдущего собрания. Там тогда было весело — страх по поводу надвигающейся обезьяньей оспы (не случилось), всемирного голода (не случилось, более того, аккурат после форума цены на продовольствие пошли вниз) и различных заклинаний по поводу необходимости контроля, контроля и еще раз контроля над населением, поведением, болезнями и т. д.; обзор той истории можно посмотреть здесь.
В общем, это все походило на собрание по обмену темными силами пожилых кощеев с легкой деменцией или, как гласит местная шутка, «Давос — это место где миллиардеры рассказывают миллионерам о жизни среднего класса». На этом моменте нельзя не отметить ехидного троллинга со стороны Илона Маска в купленном им «Твиттере», где он разместил вопрос: «Должен ли Всемирный экономический форум править миром?», — и 14% от 2,4 млн голосов дали утвердительный ответ, остальные были против. Соответственно, от этого Давоса ожиданий было немного — «опять будут пугать всяким», но кое-что действительно интересное все же попало в фокус.
Речь, понятно, не о России. Представителей РФ там не было, но сессия, посвященная ей, все же прошла, причем в последний день — видимо, сообразно действительной, а не напускной важности. Участники ее пришли к выводу, что Россию со временем ждет судьба гигантского Ирана. Среди особенностей — падение уровня жизни (достаточно сказать, что официальный курс риала отличается от неофициального примерно впятеро), закрытость, жесткость и жестокость, в общем, отечественной патриотической общественности должно понравиться, ведь трудности закаляют. Важно другое: форум внезапно озаботился якобы набирающей силу деглобализацией, базовая повестка звучала как «Сотрудничество в фрагментированном мире» — и на этом имеет смысл остановиться подробнее.
Дело в том, что аккурат под форум глава МВФ Кристалина Георгиева с коллективом соавторов выпустила большую статью, в которой она со товарищи высказали опасения по поводу остановки и разворота вспять процесса глобализации. По оценке авторов, количество торговых ограничений за последнее десятилетие выросло 10-кратно, что, согласно проделанному моделированию, ведет к заметной потере в мировом экономическом развитии с вилкой потерь от 0,2 до 7% (а то и до 8–12%) в зависимости от условий модели. При этом о деглобализации как таковой говорить пока рано, как бы того ни жаждали (или ни опасались) те или иные адепты: уровень глобализации как доля мировой торговли к мировому ВВП вполне стабилен и на максимумах уже два десятка лет. Стабилен и на максимумах, но не растет, как ранее, вот в чем печаль. Но, рассуждая об этом явлении, нельзя обойтись без позиционности, без того самого «кто и почему?» с примкнувшим «чтобы что?».
«Сейчас на повестке дня глобальное замедление экономического роста: тот же МВФ прогнозирует мировой рост в этом году «третьим минимальным за десятилетия»
Глобальное замедление экономического роста на фоне отрицательных процентных ставок
Ситуация с самим МВФ понятна: если мировая торговля идет в минус (чего пока нет), то значимость МВФ как института мирового уровня закономерно падает. Потому они и страдают — и заранее пугают карами земными (замедлением мирового роста). Но если рассматривать отдельные страны, то картинка становится объемнее.
Давеча была у меня беседа с человеком из одной сопредельной страны, в которой он выразил огорчение фактом наличия ЕАЭС — мол, российские товары вынесли с рынка местную продукцию в некоторых секторах FMCG (товары повседневного спроса»), и это нехорошо для отечественного производителя. Я ответил, что от этого выигрывает отечественный потребитель, получая более дешевое/качественное (не просто же так они захватили рынок), на что получил ответ о социальных рисках такого — купить-то купят, но лишь те, у кого есть работа и деньги. А те, кто ее лишился из-за экспансии чужих предпринимателей, будут грустить и обивать пороги социальных учреждений.
В общем, это был классический обмен мнениями о протекционизме vs lassiez-faire (экономическая доктрина о свободном рынке с минимальным государственным вмешательством — прим. ред.) прямо из XIX века, по Д. Рикардо и Ф. Листу. Первый, напомню, говорил о сравнительном преимуществе специализации (о разделении труда в географическом разрезе), второй же дополнил к этому фиксацию технологической отсталости того, кто специализируется на менее продвинутом продукте; отмечу, что сейчас этот тезис заметно устарел, даже и сырье добывать можно очень и очень технологично и эффективно. Ничего нового. Любопытно другое: почему этот вопрос в принципе встает сейчас, пусть даже и в таких частных беседах? Почему 20–30 лет назад особо никто не волновался по поводу собственной технологической отсталости, кроме откровенных маргиналов? Потому что тогда все и так шло вверх, в мировом масштабе — и этого было достаточно для всех стран, сколько-нибудь вовлеченных в мировую торговлю, хоть сырьем, хоть продовольствием, хоть высокомаржинальными промышленными товарами, хоть услугами.
Но сейчас на повестке дня глобальное замедление экономического роста: тот же МВФ прогнозирует мировой рост в этом году «третьим минимальным за десятилетия». Более того, есть основания предполагать, что все эти мудрецы ожидают продолжения такой тенденции и впредь; для них принимать это страшно, но тезис о «вековой стагнации» (secular stagnation) никуда не делся, хоть и чуть ушел из фокуса на фоне завершенных уже многочисленных эмиссионных программ недавнего прошлого. Но сейчас ситуация меняется: консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers перед форумом провела опрос о настроениях бизнеса на 2023 год, и ответы оказались мрачноваты. Так, почти ¾ бизнесменов ожидают замедления роста, а 2/3 экономистов говорят о рисках рецессии. И происходит это, что забавно, на фоне отрицательных реальных процентных ставок, отрицательной естественной процентной ставки и ожидаемого широкого фронта надвигающихся технологических новинок, обусловленного в первую очередь дешевизной капитала.
Протекционизм и регионализация как лекарство от «вековой стагнации»
Протекционизм и регионализация начинают в таких условиях смотреться как «решение». Часть «покупаем хорошее и недорого» обычно не видна управленческому контуру, но даже если и видна, то это может и не быть достаточным аргументом для продолжения торгового взаимодействия. На повестку может встать решение формата «ничего, все (точнее, податной электорат — себя-то элита не обидит) будем жить чуть хуже, но такая-то отрасль не зачахнет». И будущее, описанное Георгиевой, может стать реальным. Потому что позиция той или иной страны может диктовать ей именно такое поведение, невыгодное долгосрочно и в целом, с потерей возможности фокусироваться на наиболее эффективных отраслях, постепенно повышая технологический уровень вплоть до возможности задавать мировые стандарты, но выгодное краткосрочно и локально. А местные лоббисты, обещающие прелести «технологического суверенитета» в рамках страны или блока, наверняка найдутся.
Сигналы такого рода фрагментации уже есть, у алармизма Георгиевой имеются основания. Это давняя уже история с американской NAFTA 2.0, это недавняя история с американским же актом контроля инфляции, от которого Европа взвыла серым волком. Это и интеграционные устремления Китая, который уже не первый год колонизирует Африку. Но это лишь один край большой картины. Я вполне допускаю и то, что и экономический рост в целом будет постепенно объявлен «плохим делом». К примеру, по экологическим причинам: ESG-повестка и «изменение климата» никуда не ушли из проблематики форума, а общественное мнение весьма поддается манипуляции, ковид не даст соврать. Чем «надень маску и сделай укол, чтоб не умерла бабушка» отличается от «не производи и не потребляй, чтоб не умерла планета»? Да ничем. Планете, правда, все равно, она великое пермское вымирание видов пережила (90% тогдашнего биоразнообразия), но она того не скажет.
Впрочем, это еще рано. Пока глобализация работает, уровень мировой торговли на пиках. А лет через 5–7, когда «ковидный» хвост в экономике окончательно уйдет в прошлое, можно будет оценить ситуацию еще раз.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.