«Компания обычно дает какие-то бонусы, но это ни о чем, просто воздух», — констатируют эксперты «БИЗНЕС Online», комментируя возможную реакцию «Яндекса» на сбой, случившийся сегодня, когда на протяжении пары часов не работали (или работали со сбоями) некоторые сервисы «Яндекс Go», включая популярный среди населения агрегатор такси «Яндекс.Такси». Сами таксисты подтверждают, что такие ситуации случаются практически еженедельно, а больше всего страдают владельцы машин с наклеенными логотипами «Яндекса», поскольку они не могут переходить в этот момент на другие сервисы. Подробности — в нашем материале.
Первые сигналы о некорректной работе «Яндекс.Такси» появились после 13:00. К 14:00 уже было зафиксировано более 2,3 тыс. жалоб на сервис и еще 454 — на Uber
Что произошло?
«Ошибка на сервере. Мы уже исправляем ситуацию», — такое сообщение сегодня в обед видели пользователи сервисов «Яндекс.Такси» и Uber (принадлежит «Яндексу») в Казани и других городах России при попытке заказать такси. Первые сигналы о некорректной работе «Яндекс.Такси» появились после 13:00, следует из данных сервиса отслеживания работоспособности сайтов Downradar. К 14:00 уже было зафиксировано более 2,3 тыс. жалоб на сервис и еще 454 — на Uber.
Чаще всего проблемы возникали в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре. На сбои в «Яндекс Go» также жаловались пользователи за границей — из Минска, Еревана, Алма-Аты, Тбилиси и Узбекистана. Сейчас, как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», проблема в Казани устранена. Неполадки также появились в работе сервиса доставки Delivery Club (принадлежит «Яндексу») — в Москве было более 70 сообщений о проблемах, в Казани — 4.
Накануне в «Яндексе» предупредили, что пользователи «Яндекс.Еды» и Delivery Club могут испытывать временные трудности с доступом, а специалисты работают над устранением сложностей
Накануне в «Яндексе» предупредили РИА «Новости», что пользователи «Яндекс.Еды» и Delivery Club могут испытывать временные трудности с доступом, а специалисты работают над устранением сложностей.
Отметим, что этот случай далеко не первый, когда у пользователей возникают сложности в работе сервисов «Яндекса». Последний раз о сбоях сообщалось в конце февраля. Тогда проблемы возникали со входом на платформу «Яндекс.Музыка» и «Яндекс.Еда». До этого пользователи жаловались на «Кинопоиск», «Яндекс.Музыку», «Яндекс.Карты», «Яндекс Go», «Яндекс.Дзен», «Яндекс.Еду».
Кроме того, в марте прошлого года «Яндекс» сообщал об утечке данных сервиса «Яндекс.Еда». Тогда в сеть попали телефоны клиентов и информация об их заказах. В январе 2023 года служба безопасности «Яндекса» обнаружила в открытом доступе фрагменты старых исходных кодов.
«Наши специалисты восстановили доступ к „Яндекс Go“ — сейчас снова можно заказать такси и еду. Мы понимаем, что многие столкнулись с трудностями оформления заказа, и приносим свои извинения за неудобства. Партнерам будут оказаны меры поддержки в связи с временной недоступностью сервиса», — сообщили нашей газете в самом «Яндексе».
В последнее время сбои у «Яндекса» происходят регулярно
«Яндекс» обычно ничего никому не компенсирует, у него игра в одни ворота»
«Учитывая то, что „Яндекс“ на сегодняшний день монополисты, и это знают все, то, конечно же, все эти сбои отрицательно влияют и на пассажиров, которые недовольны, и на водителей, которые меньше заработка получают, — указывает в разговоре с „БИЗНЕС Online“ представитель межрегионального профсоюза „Таксист“ Андрей Попков. — Если какой-то сбой, то его за две секунды не устранить. Это как минимум нужно полдня, чтобы поставить все на место. Я считаю, что если „Яндекс“ — монополист, то и государство должно применять к нему какие-то штрафные санкции за то, что он создает коллапс на рынке такси. Сервисы по заказу такси привязаны к IT-технологиям, а в IT часто встречаются какие-то сбои — здесь необходима оперативная IT-поддержка, которая будет все быстро исправлять. Это нормальное явление, но тут зависит от того, насколько оперативно специалисты устранят эту проблему. Не ошибается только тот, кто ничего не делает, а техника имеет свойство ломаться».
Попков считает компенсации от IT-гиганта в подобных ситуациях недостаточными. «„Яндекс“ обычно ничего никому не компенсирует, у него игра в одни ворота. Он не компенсирует ничего не только водителям, но и пассажирам. Компания обычно дает какие-то бонусы, но это ни о чем, просто воздух», — считает собеседник газеты.
На рынок такси такие ситуации влияют негативно, констатирует эксперт по городскому транспорту Роберт Ян. «С одной стороны, снижается доверие потребителей, но, с другой стороны, „Яндекс“ — крупный игрок на рынке, не думаю, что у них этот сбой как-то повлияет на отток клиентов, — считает эксперт „БИЗНЕС Online“. — Сбой — это, конечно, негативный фактор на рынке, но если компания преодолевает такую проблему оперативно, то это не сильно сказывается на ней. Если не преодолевает, то, опять же, на спрос это сильно не влияет, а отражается только на отношении акционеров, которые не являются потребителями».
По мнению Яна, водители сильнее страдают от подобных сбоев, чем пассажиры. «Пассажиры всегда могут воспользоваться альтернативным способом движения — другие агрегаторы, региональные службы заказов такси или общественный транспорт. У пассажиров меньше проблем, — уверен он. — В таких ситуациях страдают особенно те водители, которые наклеили на свои авто логотипы „Яндекса“, потому что они не могут объективно подключиться к другим сервисам из-за этого. Их просто не возьмут. Меньше проблем у тех водителей, у которых свои машины, которые могут, например, уйти на выходной. Но есть же водители, которые арендуют авто и платят за них, — вот для них финансовые потери существенные. В крупных мегаполисах доля таких водителей достаточно высока — до 30–40 процентов. С их стороны можно понять возмущение — за авто нужно платить, несмотря на сбои. Но сбои у такой крупной компании, как „Яндекс“, которая может позволить нанять к себе хороших IT-специалистов, выглядят со стороны водителей возмутительными. „Яндекс“ же берет еще комиссию за работу».
По словам эксперта, если у компании происходит сбой в приложении, то, как правило, он распространяется и на телефонию. «Получается, что такой сервис заказа такси становится недоступным и к заказу через телефон. Не работает вся система взаимодействия компании с водителями и пассажирами, — указывает Ян. — Если сбой произошел, то это не только приложение не работает, а сервер — это и распределение заказов, и система, и телефония. Такие проблемы не сказываются лишь на сервисах по заказу такси, у которых только телефония, — это местные диспетчерские, которые, как правило, встречаются в небольших городах, региональных компаниях».
Впрочем, массового возвращения к старым временам вызова такси по телефону не ожидает таксист и блогер Егор Рябков. «Я думаю, что у большинства пассажиров и телефонов-то служб по заказу такси не сохранилось, они привыкли к приложениям. Самое парадоксальное, что водителей, которые работают через телефонные звонки, может, даже при помощи раций, остались считаные проценты. Поэтому не думаю, что сбои заставят людей перейти к традиционному заказу такси по телефону. Все привыкли к мобильным приложениям», — уверен наш собеседник.
При этом он подтверждает, что сбои в последнее время у «Яндекса» происходят регулярно. «Раз в неделю да что-нибудь такое произойдет, — говорит Рябков. — Это, как правило, вызывает проблемы только у таксистов, которые кроме „Яндекса“ не могут работать в других агрегаторах. Но у большинства водителей такси, у меня в том числе, есть несколько агрегаторов. И там в эти моменты как раз таки шквал заказов, потому что пассажиры, не имея возможности вызвать „Яндекс“, тут же кидаются в другие сервисы по заказу такси. Таким образом, у подобных таксистов каких-то колоссальных финансовых потерь не происходит».
Если водитель был на линии, когда произошел сбой и этот сбой длился больше 30 минут, то «Яндекс» каким-то образом компенсирует такой простой, продолжает эксперт газеты. «Но всем по-разному, — указывает Рябков. — Я сталкивался со сбоем, который длился более получаса, но бывают и в течение 1–3 часов. Кому-то присылают промокоды на работу без оплаты комиссий в ближайшие пару-тройку часов, кому-то дают бонусы. Каким-то образом „Яндекс“ все-таки компенсирует. Подчеркну, что не всегда, но довольно часто — особенно если сбой был очень долгим».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.