В субботу в ГБКЗ им. Сайдашева стартует IV международный органный фестиваль — очередной проект худрука Госоркестра Татарстана Александра Сладковского. Перспективный, но уже полюбившийся меломанам форум вновь объединит в столице РТ оркестр и орган, а также порадует публику яркими хитами и оригинальными премьерами, главная из которых — первый в истории современной татарской академической музыки органный концерт. О том, каков вектор развития музыкального торжества и чего ждать от программ 2023 года, — в материале «БИЗНЕС Online».
В субботу в ГБКЗ им. Сайдашева стартует IV международный органный фестиваль
От хитов к элитарным новинкам
«Фестиваль призван познакомить с яркими персонами в сфере органного и дирижерского искусства, представить новый для Казани репертуар и шедевры классики в оригинальных интерпретациях», — так объясняет задачи стартующего уже завтра IV международного органного фестиваля художественный руководитель ГАСО РТ Александр Сладковский. В разные годы форум привлекал именитых органистов, в их числе заслуженный артист РФ Даниэль Зарецкий, доцент Московской консерватории Алексей Шмитов, виртуоз из Абхазии Лука Гаделия. А также куратор программ фестиваля Евгения Кривицкая.
За три года ГАСО РТ и приглашенные солисты напомнили публике о классических шедеврах с участием оркестра и органа — Третьей симфонии Камиля Сен-Санса, органном концерте Франсиса Пуленка. А также представили лучшие достижения новейшей истории в этой области, например «Славянский концерт» Сергея Слонимского. Сегодня форум захватывает ныне здравствующих и даже молодых композиторов. Главное событие нынешнего смотра — мировая премьера органного концерта Эльмира Низамова «Великий шелковый путь».
Главное событие нынешнего смотра — мировая премьера органного концерта Эльмира Низамова «Великий шелковый путь»
Диалог оркестра и органа
Концепцию и развитие фестиваля «БИЗНЕС Online» обсудил с куратором его программ Кривицкой, профессором Московской консерватории, главным редактором журнала «Музыкальная жизнь» и основателем единственного в стране спецжурнала «Орган».
«Наш фестиваль не только является одним из направлений развития Госоркестра РТ и ежегодно расширяет репертуар коллектива, — утверждает Кривицкая. — Его рождение связано с личным интересом Александра Витальевича Сладковского к органу, к „королю инструментов“, крайне редко солирующему в концертах в сопровождении оркестра. В зале имени Сайдашева установлен великолепный романтический орган, и, естественно, возникла идея соединить два этих мощных по своей харизме и звуковому составу „инструмента“ — орган и оркестр — и посмотреть, как они будут вести между собой диалог».
Также арт-директор отметила, что соответствующего репертуара оказалось достаточно и его хватит минимум на 10 фестивалей вперед. Но при этом очевидно, что потенциальные для исполнения опусы проходят строгий отбор. «Мы сразу понимали, что нужно наполнять афишу разными сочинениями, поэтому шли вширь и вглубь эпох, искали произведения, новые не только для Казани, но и порой для России, — продолжает Кривицкая. — В будущем, перелистывая программы фестивалей, мы увидим значимую и поучительную картину просветительской работы оркестра и маэстро Сладковского, которые вводят в активный оборот так много малоизвестной музыки разных стилей, жанров и столетий».
Собеседница «БИЗНЕС Online» призналась, что ей приятно видеть интерес наших современных композиторов к фестивалю. Например, уже в эту субботу в ГБЗК им. Сайдашева пройдет мировая премьера концерта Низамова «Великий шелковый путь». Его композитор создал по заказу Госоркестра РТ в рамках проекта союза композиторов России «Ноты и квоты». По правилам конкурса коллектив проведет в Казани мировую премьеру, а СК выплатит автору гонорар. «Это прекрасная морально-нравственная акция, ведь композиторов нужно поддерживать не только исполнением их музыки, но и материально, — считает Кривицкая. — Я очень рада, что именно органный форум в Казани стал катализатором таких важных процессов в нашем обществе. К тому же знаю, что и другие авторы уже пишут свои концерты для наших будущих фестивалей, поэтому зрителя ждет много интересных премьер».
«В будущем, перелистывая программы фестивалей, мы увидим значимую и поучительную картину просветительской работы оркестра и маэстро Сладковского, которые вводят в активный оборот так много малоизвестной музыки разных стилей, жанров и столетий»
Также профессор МГК рассказала, что порой за исполнением того или иного произведения стоит целый ряд интересных аспектов: «В концерте 15 марта прозвучит поэма Андрея Петрова памяти жертв блокады Ленинграда. Дочь композитора Ольга предоставила мне партитуру, когда-то изданную в СССР. Но партии инструментов были утрачены, и специально для фестиваля их расписывал Госоркестр Татарстана. Теперь если другие коллективы заинтересуются поэмой (а это, уверена, произойдет, потому что опус очень актуальный), то они смогут обратиться к ГАСО РТ за нотным материалом».
Радостно осознавать, что даже такое элитарное событие вызывает искренний интерес публики. Куратор подтвердила нашему корреспонденту, что билеты на фестиваль раскупаются прекрасно и она всегда выступает здесь перед полными залами. А также рассказала показательную историю, связанную с форумом: «В феврале, когда была в Казани на Шаляпинском фестивале, в ГБКЗ имени Сайдашева меня узнала одна из слушательниц и сказала, что собирается идти на органный фестиваль в марте. Думаю, это высшая похвала нашему проекту».
Кроме того, Кривицкая отметила, что люди в целом «ждут, следят за афишей, готовятся… Чтобы они лучше понимали сложные и новые для Казани опусы, мы делаем подробный анонс, а также приглашаем профессиональных ведущих. В этом году концерт открытия будет комментировать известный конферансье, актер и режиссер Петр Татарицкий».
Куратор подтвердила нашему корреспонденту, что билеты на фестиваль раскупаются прекрасно. Фестиваль продлится в Казани с 11 до 18 марта включительно
«Великий шелковый путь», утверждение веры и «Симфоническая фантазия»
В этом году на фестивале зрителю представят три тематических вечера. Первый — «Великий шелковый путь» — назван в честь нового органного концерта Низамова и исследует мосты между Востоком и Западом. Меломанов ожидает сразу три премьеры. Помимо знаменитой «Скифской сюиты» Прокофьева, ГАСО РТ впервые в России исполнит Сюиту для большого оркестра Beni mora Густава Холста. Композитор написал ее под впечатлением от городского праздника в Алжире, а неизменное повторение народной арабской мелодии в финале опуса предвосхитило эксперименты минималистов.
В качестве казанской премьеры на форуме заявлены Шесть этюдов для органа и струнных Бориса Чайковского, где автор одновременно чередует контрастные типы фактуры и жизненные впечатления, складывающиеся в гармоничную картину мира. А мировая премьера низамовского концерта ознаменует рождение нового жанра в татарской академической музыке.
«Орган в моей жизни занимает особое место, — рассказал „БИЗНЕС Online“ сам Низамов. — Еще студентом консерватории я два года факультативно занимался у замечательной органистки Лады Лабзиной и писал музыку для органа. Одно из моих сочинений даже победило на конкурсе композиторов в Москве. С тех пор я не раз обращался к этому инструменту и очень хотел написать именно органный концерт. К счастью, все совпало — и прекрасный фестиваль, и потрясающий оркестр, и уникальный орган, и грант от союза композиторов, учредившего проект „Ноты и квоты“».
Масштабное четырехчастное полотно в трактовке Кривицкой объединяет красочные образы и сюжеты. На смену торжественному «Каравану» прилетает вихревая «Песчаная буря», а идиллическому «Оазису» контрастирует блестящий «Восточный базар». Конгломерата «западного» и «восточного» композитор достигает за счет искусной работы с мотивами и тембрами. Все это казанцам продемонстрирует ГАСО РТ под управлением молодого, но статусного дирижера Джереми Уолкера. Маэстро родом из Англии, но ныне проживает в России и трудится в Московском театре мюзикла.
«Идея пути, соединявшего Запад и Восток, всегда меня привлекала, — признался нашей газете Низамов. — Это была не только торговля, но и прежде всего обмен культурой. Поэтому коллаборацию органа (как европейского инструмента) и оркестра (чьи многие тембры имеют восточные корни) я воплотил именно в жанре органного концерта. Не встречал его раньше у татарских композиторов и захотел внедрить в обиход. А также по-настоящему вдохновился образами Востока. Прямых цитат в партитуре нет, но есть игра с ладами и интонацией, которая рождает яркий восточный колорит. Это мое личное слышание известных образов».
Название второй программе — «Верую» — дал одноименный камерный опус Алексея Шмитова для органа, кларнета и струнного оркестра. Эта премьера в Казани прозвучит в исполнении самого композитора — доцента Московской консерватории и известного органиста. За дирижерским пультом — худрук Ростовского академического оркестра Антон Шабуров.
В продолжение духовной темы прозвучат «Священная симфония» Шарля Марии Видора, увертюра к «Тангейзеру», самой сакральной опере Рихарда Вагнера, и поэма «Памяти погибших в годы блокады Ленинграда» Петрова. Музыку легендарного петербуржца слушатели могут знать по кинофильмам «Вокзал для двоих» и «О бедном гусаре замолвите слово».
Третий концерт получил название «Симфоническая фантазия» и раскроет грани симфонизма Нового времени. В интерпретации главного органиста Лимбургского оркестра Жана-Пьера Стайверса (Нидерланды) прозвучат элитарный концерт Иоганна Себастьяна Баха и чувственная, проникновенная Симфония Александра Гильмана. Патетики финалу форума добавят 78-я симфония Йозефа Гайдна и «Трагическая увертюра» Иоганнеса Брамса.
Фестиваль продлится в Казани с 11 до 18 марта включительно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.