«Сейчас мы говорим об экологии, количестве переведенной техники, для того чтобы обеспечить пролив для заправочных станций. Нам нужно, чтобы вся инфраструктура «зажила», чтобы сеть развивалась. Мы увеличиваем внутреннее потребление газа в России и уходим от зависимости от экспорта», — так министр промышленности Олег Коробченко призывал сельхозпредприятия переходить на тракторы на газу. Правда, сразу предупредил, что сиюминутного экономического эффекта ждать не стоит. О том, как Татарстан прошел первую газовую десятилетку, насколько голубое топливо выгоднее бензина и когда в республике появится новый СПГ-комплекс за 28 млрд, — в материале «БИЗНЕС Online».
Олег Коробченко: «На данный момент республика разрабатывает новую программу развития газомоторного топлива на следующий 10-летний период»
Татарстан в 26 раз увеличил количество транспорта на газу
С 2013 по 2023 год в Татарстане количество газомоторных транспортных средств увеличилось в 26 раз (до 13,1 тыс. единиц), автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) — в 4,5 раза (до 44 единиц), реализация компримированного природного газа (КПГ) увеличилась в 16 раз (до 72,2 млн куб. м). Такие данные озвучил накануне министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко на брифинге в кабмине республики. Газовый «рывок» связан с принятием в 2013 году 10-летней программы развития газомоторного топлива в Татарстане.
«Это существенные показатели нашей работы. Сейчас Татарстан занимает лидирующие позиции в стране по развитию газомоторного топлива. На данный момент республика разрабатывает новую программу развития газомоторного топлива на следующий 10-летний период. Параллельно ведется формирование аналогичной программы на федеральном уровне», — отметил Коробченко.
Только по итогам 2022 года:
- переоборудовано на КПГ 1 221 транспортное средство;
- приобретено на КПГ 334 транспортных средства;
- реализовано КПГ — 72,2 млн куб. м;
- приобретено на СПГ 174 транспортных средства (седельные тягачи);
- построено 7 АГНКС и 2 криоАЗС (с возможностью регазификации в КПГ).
Стоимость оборудования — около 100 тыс. рублей. По условиям госпрограммы, автолюбители получают субсидию в размере 48% от стоимости работ по переводу с бензина на газ. Кроме того, владелец переоборудованного авто может получить топливную карту «Газпром газомоторное топливо» на 50 тыс. рублей. Есть второй вариант. Можно переоборудовать машину бесплатно в одной из 12 аккредитованных в Татарстане компаний и в течение пяти лет заправляться на АГНКС «Газпрома» и закрывать задолженность за оборудование.
«Нельзя понастроить огромное количество газозаправочных станций, которые будут простаивать»
В планах на 2023 год — приступить к строительству не менее 6 АГНКС и 7 криоАЗС. «Газпром» планирует построить в этом году еще пять станций в Татарстане, рассказал председатель совета директоров ООО «Газпром СПГ технологии» Алексей Кахидзе. «К сожалению, сегодня мы видим нехватку техники, которая могла бы использовать СПГ. Этот вопрос в проработке с регионом. Надеюсь, регион будет нам помогать в этой истории. Надо, чтобы у нас было ежегодное потребление данного продукта», — обозначил он проблему.
Сейчас около 40% АГНКС в республике недозагружено. Заправки ООО «Газпром газомоторное топливо» загружены только на 28%. Еще на старте программы в 2013 году не было четкого понимания, что должно идти вперед — сеть заправок или количество машин на газу? «Сейчас тоже нельзя в моменте понастроить огромное количество газозаправочных станций, которые будут простаивать и генерить убытки. У нас все идет планомерно», — убежден Коробченко.
Выправить ситуацию может спрос со стороны рынка. Власти Татарстана намерены делать ставку в том числе на сельхозпроизводителей. «Очень надеюсь, что уже в этом году наши поля будут обрабатываться тракторами в газомоторном исполнении. В этом году стоит задача перевести на газ 2 тысячи транспортных средств, в том числе и тракторов», — отметил Коробченко.
Какие у фермеров стимулы переходить на газ? Такая техника стоит дороже обычной. Коробченко призывает не искать сиюминутной выгоды. Эффект станет ощутимым на уровне страны, когда будет выстроена вся инфраструктура. «Сейчас мы говорим об экологии, о количестве переведенной техники для того, чтобы обеспечить пролив для заправочных станций. Нам нужно, чтобы вся инфраструктура „зажила“, чтобы сеть развивалась. И не только у нас, мы подтягиваем соседние регионы. Мы увеличиваем внутреннее потребление газа в России и уходим от зависимости от экспорта», — заявил министр.
Если цена газа станет дешевле, а АГНКС будет рядом с предприятием, тогда сельхозник почувствует экономию. Тем более что зимой при низкой температуре технику на газу завести легче. «Все мы знаем, как наши трактористы зимой бегают с факелами, пытаются завести машину. Здесь такой проблемы не будет», — добавил чиновник.
Сельхозтехнику на газомоторном топливе разрабатывает челнинский холдинг «РариТЭК». Его гендиректор Рафаэль Батыршин поделился, что компания проводила реальный эксперимент с газовым и дизельным трактором на пашне в Менделеевском районе. Оказалось, что расход топлива на 1 га на газу составил 644 рубля, а на дизельном топливе — 1 085 рублей. «Экономия 40 процентов. Вы правильно говорите — если будет инфраструктура вся готова, сама техника принесет результат и экономию», — обратился он к Коробченко.
Если сравнивать цену на газ с бензином, голубое топливо получается дешевле в 2 раза, тогда как в 2013 году — в 3 раза. Однако в абсолютном выражении разница выросла с 15 рублей до 25, сказал директор средневолжского филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» Булат Газизуллин. «Сдерживайте цены! Чтобы и наши мечты сбывались», — сказал ему Коробченко.
Новый комплекс СПГ за 28 миллиардов
Сейчас в Татарстане работает два комплекса по сжижению природного газа суммарной производительностью 25 тыс. т в год. Еще один комплекс появится на территории свияжского межрегионального мультимодального центра (СММЛЦ). Речь идет о производственно-бункеровочном комплексе СПГ. В его состав войдут комплекс по производству и отгрузке топлива, логистический центр и центр обслуживания газомоторной техники. Инвестиции оцениваются в районе 28 млрд рублей, анонсировал Кахидзе.
Мощность первой очереди комплекса составит 7 т в час, второй и третий этапы запланированы по 10 т в час. «Уникальность этого комплекса будет в возможности заправлять морские и речные суда. Такой возможности нигде нет в регионе», — отметил докладчик.
Сейчас идет разработка проектной документации и определен поставщик основного оборудования — китайский Cimc. Планируется, что первая очередь будет сдана в декабре 2024 года, полностью комплекс запустят в конце 2026-го.
Слайды из презентации Минпромторга РТ
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.