«Приезжают туристы на вокзал, а цель одна — сходить в туалет на территории РЖД», — ругали представители госкомпании регионы России за слабый придорожный сервис. Накануне в Казанской ратуше топ-менеджеры РЖД и туроператоры обсудили развитие железнодорожного туризма к предстоящему сезону. Татарстан тоже готов влиться со своими маршрутами под брендом «Великий Волжский путь». О том, что, кроме достопримечательностей, шопинга и природы, готовы предложить в РТ и какой транспортный узел за 4 млрд рублей станет отправной точкой путешествий по Волге, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Накануне в Казанской ратуше собрался полный зал представителей железных дорог России, туроператоров и компаний – перевозчиков пассажиров
24 турпоезда — к новому сезону
Накануне в Казанской ратуше собрался полный зал представителей железных дорог России, туроператоров и компаний – перевозчиков пассажиров. В рамках передвижной конференции «PRO//Движение.Туризм» (каждый раз проходит в новом городе), организованной РЖД, спикеры обсудили новые маршруты предстоящего туристического сезона, популярные направления и спецпредложения для пассажиров. Неслучайно встреча проходит в Казани — треть гостей столицы РТ прибывают на поездах.
Само понятие «железнодорожный турист» нигде законодательно не закреплено, отметил в начале выступления заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов. «Иногда это нас сдерживает в принятии каких-то дополнительных решений, которые мы бы хотели реализовать в рамках федерального железнодорожного туризма. Нет положения или федерального законодательства, где можно прочитать, кто он такой. А это очень важно», — пояснил он.
В прошлом году пассажирами турпоездов в России стали 92,4 тыс. человек. В этом году прогнозируют увеличение пассажиропотока до 101,7 тысячи. Начнут курсировать 24 туристических поезда, добавятся новые направления:
- «В долину лотосов»: Москва – Верхний Баскунчак – Астрахань – Москва (только 4 августа, на четыре дня).
- «К виноградникам у моря»: Москва – Тамань – Новороссийск – Москва (пять дней). Гастротур с июня по сентябрь.
- «Вкус эпохи»: Москва – Елец – Лев Толстой – Липецк – Москва (три дня) и др.
В прошлом году пассажирами турпоездов в России стали 92,4 тыс. человек. В этом году прогнозируют увеличение пассажиропотока до 101,7 тысячи
Самыми востребованными маршрутами по итогам года стали «Серебряный маршрут»: Москва – Великий Новгород – Псков – Ярославль, «Сказка Поволжья» (проходит через Казань) и туры в Карелию. Маршруты выходного дня в города Поволжья пользуются популярностью, отметил гендиректор АО «ФПК» Владимир Пястолов.
«Наша задача — сделать путешествие максимально доступным для всех категорий пассажиров, — подчеркнул он. — Чтобы они чувствовали себя как дома в пути, мы предоставляем услуги и сервис, которые действуют в лучших поездах нашей компании».
Например, в этом году появится более 300 дополнительных вагонов с детскими купе. Они сделаны так, чтобы семьям с малышами было интересно путешествовать: яркая расцветка в космической и рыцарской тематике, нарисованная шахматная доска на столике и т. д. Вопреки экономической модели компании, как признался спикер, появились вагоны с душевыми. Идея пришла при создании проекта «Большая перемена», когда детей отвозили отдыхать на Дальний Восток. Всего в таких вагонах 7 душевых — женские и мужские. Тогда же пришла мысль открыть вагоны-залы, где можно проводить корпоративные мероприятия и занятия с детьми. Ну и куда без вагонов-баров? Здесь есть танцпол, караоке, стоит электронное пианино. Их можно встретить на «Серебряном маршруте» Москва – Великий Новгород – Псков/Рыбинск – Москва.
Отправиться в железнодорожный круиз — удовольствие не из дешевых. К примеру, тур на майские «В Сибирь» (Москва, Казань, Тюмень, Тобольск, Пермь, Москва) стоит на человека от 89 тыс. рублей за 6 дней и 5 ночей. По информации на сайте РЖД, сюда входит проезд, входные билеты в некоторые туробъекты, питание, а также экскурсионное и транспортное обслуживание. «Сказы Поволжья» (Москва, Казань, Йошкар-Ола, Москва) на 4 дня и 3 ночи — от 45,5 тысячи.
«Можно приобрести билеты и сформировать турпрограмму самому, а проводники в этом помогут. Либо можно приобрести полный тур, сразу его оплатить и путешествовать налегке. Плюс в нашей компании есть управление туризма, которое готово ответить на любой вопрос по турпоезду», — рассказал Пястолов.
Сергей Иванов презентовал гостям проект «Великий Волжский путь»
Шопинг в Казани и Самаре, «Йошкин кот» и три реки: какие маршруты запустят через Татарстан
Несмотря на развитость сообщения железнодорожного транспорта в Татарстане, республика все же уступает в этом вопросе Нижнему Новгороду и Самарской области, сказал председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов. Тем не менее два вокзала, которые есть в Казани, являются отправными точками для поездок на поездах.
Далее Иванов презентовал гостям проект «Великий Волжский путь». Задача и суть замысла — в создании национального туристического маршрута на Средней Волге, который бы позволял россиянам и зарубежным туристам увидеть «богатство, которое исторически сконцентрировалось» на территории Поволжья.
«Это и объекты ЮНЕСКО, много национальных республик, памятники истории, архитектуры, замечательные кулинарные традиции. Поэтому задача сделать так, чтобы этим всем за одну поездку могло воспользоваться как можно больше туристов», — объяснил Иванов. На международном рынке Россия, считает глава госкомитета РТ, представлена сегодня двумя большими маршрутами — «Золотое кольцо» и «Транссибирская магистраль», и «Великий Волжский путь» может встать с ними в один ряд.
«Мы хотим, чтобы появился еще один маршрут, который был бы узнаваем, востребован и популярен. По Волге шла вся торговля, культурные связи, был стык Востока и Запада, и действительно сформировалось очень много уникальных для нашей страны и всего мира туристических мест», — отметил он.
Сегодня уже выстроено четыре железнодорожных и автобусных маршрута под брендом «Великий Волжский путь»:
- «Три столицы Поволжья»: Йошкар-Ола – Чебоксары – Казань (3 дня и 2 ночи);
- «Природа, достопримечательности, шопинг»: Казань – Свияжск – Болгар – Ульяновск – Волжский Утес – Самара (6 дней, 5 ночей);
- «В гости к Йошкиному коту»: Казань – Йошкар-Ола (3 дня и 2 ночи);
- «Три реки: Волга, Вятка, Кама»: Нижний Новгород – Киров – Кунгур – Пермь (4 дня и 3 ночи).
«Понимаю, что нам нужно реализовать мечту, сделать эмоциональный, крутой туристический продукт, основанный на железнодорожном круизе, „Великий Волжский путь“. Надеюсь, он реализуется и мы сможем вывести его на российский и международный рынки», — резюмировал Иванов. Для реализации проекта уже найдены спонсоры и партнеры, но, когда именно он будет запущен, пока неизвестно.
Не обошлось без критики регионов, где проходят турмаршруты. Так, заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов в своем выступлении указал на слабый сервис и инфраструктуру
В планах РЖД — перевезти 20 млн человек в 2023 году
Не обошлось без критики регионов, где проходят турмаршруты. Так, Пегов в своем выступлении указал на слабый сервис и инфраструктуру. Оказалось, туристам по приезде в пункт назначения не всегда хватает туалетов. «Что касается сервиса, здесь нужно поработать и самим регионам, — отметил спикер. — Потому что РЖД вынуждены реализовывать некоторую инфраструктуру, которая отсутствует в городах. Мы развиваем туризм, но это же не только музей или подсветка, а в том числе инфраструктура и туалеты. Если их не хватает, очень сложно привозить большие массы людей, для того чтобы их обслужить качественно. А у нас получается порой так, что приезжают туристы на вокзал, а цель одна — сходить в туалет на территории РЖД. Согласитесь, это, наверное, иногда неправильно. Если у вас за сезон 50 тысяч человек, а то и больше, посещают город, нужно развивать городскую инфраструктуру», — сказал он.
Говоря об инфраструктуре, модератор встречи Ольга Захарова, директор дивизиона «Городская экономика», поинтересовалась у топ-менеджера, не планируют ли РЖД построить отель для поклонников компании ж/д перевозок. В Таиланде, к примеру, недавно построили отель из вагонов, которые уже непригодны к перевозке, там появились апартаменты, стилизованные под ж/д тематику. Гостиница, по ее словам, пользуется популярностью.
«Здесь в первую очередь нужно определиться с форматом проекта. Кроме того, российским предпринимателям будет сложно обойти существующие нормы. Например, что это — поезд? Какая у него „звездность“, что с сертификацией места проживания, что это за место вообще будет? Пока никто с такой просьбой не обращался», — прокомментировал Пегов.
В качестве примера успешного региона, который развивается благодаря совместным действиям руководства, РЖД и туроператоров, Пегов назвал Карелию. А точнее, парк «Рускеал» и проходящий по нему «Рускеальский экспресс», ставший «туристическим хабом». На данный момент это один из флагманских проектов РЖД, запущенный в июле 2019 года. Зам генерального директора ж/д компании отметил, что все начиналось с одного маленького паровоза и трех вагонов, но уже в февральские праздники этого года количество курсирующих ретропоездов увеличилось до пяти.
Сейчас в планах сделать из находящегося там исторического депо, которое на данный момент на реконструкции, музей в режиме реального времени. Пассажиры смогут лично наблюдать, как ремонтируются паровозы. Кстати, в 30 км от Рускеала, в городе Сортавала, стоит поезд Деда Мороза, который можно посещать круглогодично. По словам Пегова, он оказался настолько популярным в зимние праздники, что в весенне-летний период его можно посетить как музей, купить там сувениры и т. д.
«Если регионы, в том числе совместно с нами, будут развивать неизведанные тропинки, о которых мало кто знает, то больше туристов мы сможем отвезти в ту или иную локацию и дополним регион тем транспортом, который необходим», — отметил спикер.
Что с новыми дорогами? Директор по стратегии АО «Корпорация Туризм.РФ» Тимофей Кононенко рассказал о строительстве новой железнодорожной ветки, которая свяжет Москву и Завидово. Она станет транспортно-пересадочным узлом протяженностью 15 километров. На организацию сообщения потратят 3,8 млрд рублей «структурного бюджетного кредита». Узел объединит водный, железнодорожный и автотранспорт, став отправной точкой путешествия по Волге.
«Я хотел бы отметить, что железные дороги сохраняют функцию стратегического резерва. В 2022-м перевозки выросли на 17,8 процента, а в этом году планируется перевезти более 20 миллионов человек», — озвучил по итогам конференции Кононенко.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.