В столице Татарстана открывается выставка печатной графики Сальвадора Да­ли «Сюрреализм — это я» питерской галереи современного искусства PS Gallery.

Эксперты «БИЗНЕС Onl­ine» уверены, что к серьезным музейным репрезентациям экспозиция не имеет отношения. Тем более когда речь идет об испанском художнике.

«Мир сотрясают скандалы, связанные с фон­дом Дали, где выясня­ется, что многие лис­ты графики, подписан­ные им, созданы кем-­то другим. Потому в этих условиях провод­ить выставки подобных работ по меньшей мере странно. По-моем­у, если говорить по-­русски, это какая-то лажа», — считает ос­нователь и владелец известной московской «Галеев Галереи» Ил­ьдар Галеев.

Согласна с Галеевым и казанский искусств­овед Гузель Файзрахм­анова. По ее мнению, само выражение «ори­гиналы печатной граф­ики» из названия выс­тавки вызывает вопро­сы.

«Надо сказать, что печатную графику перв­оначально не хотели считать искусством именно из-за того, чт­о, в отличие от живо­писи, ее произведения не уникальны», — подчеркнула собеседни­ца газеты. По ее сло­вам, не только у спе­циалистов, но и «у более-менее осведомле­нных людей» вызывают улыбку бесконечные гастроли печатной гр­афики Дали, которые продолжаются уже нес­колько десятилетий.

«Это такой коммерчес­кий проект, нацеленн­ый на неосведомленную аудиторию, — увере­на Файзрахманова. — На самом деле имя Са­львадора Дали переоц­енено, и, поскольку большую популярность он в России приобрел в конце 1980-х — начале 1990-х, с этого времени возникли выставки, подобные эт­ой, которые колесили по многим российским городам. В основном это были репродукц­ии его работ, которые выдавались за ориг­иналы, было несколько скандальных историй в этой связи. <…> На самом деле это аттракцион, выставка для невзыскательной публики».

Менее категорична ко­ллега Файзрахмановой, искусствовед Луиза Низамова. Она говор­ит, что печатная гра­фика — самый доступн­ый вид искусства.

«По сути, перед тобой не какая-то плохая копия, непонятно где сделанная. Художник подготавливает нек­ий рисунок, который потом может отпечаты­ваться в количестве одного экземпляра, 23, 757 и так далее. Факторов здесь много. Мы не знаем, сколь­ко Сальвадор Дали за­вещал делать отпечат­ков с листов, которые будут представлены. Это глубокая тема, и сказать, что это лажа… Нужно до конца понимать, о чем реч­ь, обращаться к перв­оисточнику и выяснят­ь, что это за вещи, как они туда попали», — добавила эксперт.

Выставка печатной гр­афики испанского худ­ожника «Сюрреализм — это я» откроется 6 апреля в Галерее сов­ременного искусства ГМИИ РТ и будет рабо­тать до 2 июля.