Вчера ходили мы по магазинам за новогодними подарками. Внешне все как всегда: толпы народу, очереди к кассам, заполненные тележки для покупок. Но вот сам город выглядит не совсем так, как еще год назад за несколько дней до Нового года. Раньше, если мне не изменяет память, уже за неделю до праздника дома и улицы украшались разнообразными бегущими огнями и вообще приобретали праздничный вид, а сейчас и простого поздравления "С Новым годом!" трудно найти. Экономит правительство и мэрия, экономят торговые сети, экономят учреждения. Электроэнергия — вещь не дармовая, и в трудные времена никто не хочет расходов, без которых можно обойтись. И хотя издавна известно, что торговая точка, украшенная бегущими яркими огнями, привлекает существенно больше посетителей, приходится надеяться на память покупателей, которые и так знают, куда идти.

Перед супермаркетом — елочный базар. Разговор продавщицы с покупательницей: "Ба! Ты что? Елками торгуешь?" — "Да вот, уволили недавно, пока вот торгую". — "Так ведь и у нас тоже сокращение после Нового года обещали, так что я тоже, видимо, недолго еще работать буду". Обеим — около 50-ти; понятно, что много чего уже повидали, их не испугаешь. Разговаривают спокойно, как будто все хорошо; но ведь так и надо! Американцы выходили из Великой депрессии с помощью Голливуда — именно в те времена вместо драм стали ставить веселые комедии, часто музыкальные, и ковбойские фильмы, которые поднимали дух и не давали сосредоточиться на печальной действительности за стенами кинотеатра.
Российский народ вообще отличается оптимизмом — правда, по собственным причинам. Только у нас могла возникнуть поговорка "все фигня по сравнению с мировой революцией". Мы настолько привыкли к тотальным переворотам нашей жизни, когда всем до единого, снизу доверху, приходится менять свои взгляды, привычки, навыки, работу, друзей, подруг, что нас может испугать разве что падение метеорита, как в только что показанном по какому-то каналу "Апокалипсисе", где Брюс Уиллис, как всегда, опять всех спасает.

В супермаркете — салон мобильной связи. Две симпатичные девушки, вежливые, быстрые, но не суетливые и разбирающиеся в том, что продают.

— Как предпраздничная торговля? Хуже, чем в прошлом году?

— Почему же это хуже? — удивляются они.

— Так ведь кризис же.

— Да нет, в прошлом году так же было.

— А как у других?

— Ну, этого мы не знаем. Конкуренция! Кто же скажет?
Они, конечно, тоже не скажут. И правильно.

— А почему, — спрашиваю, — ваши салоны рекламируются так мало?

— А нам не надо. У нас большая сеть, и без рекламы дело идет.

Обсуждать с ними маркетинговые приемы фирмы я не стал. Понятно, что они берут не столько рекламными, сколько торговыми приемами, стараясь располагаться — по крайней мере, в Казани, — в престижных торговых точках. Похоже, что эта стратегия себя оправдывает.

Разумеется, мне вручили буклет, описывающий "бонусную программу" компании. Само собой, все водится к скидкам для лояльных покупателей.

Не сомневаюсь, что главным маркетинговым приемом в новом году станет поиск оптимального соотношения качества и цены, а задача рекламы — донести до покупателя информацию о том, где он это самое оптимальное соотношение найдет. В чем, собственно, функция рекламы и состоит.

Так что пользуйтесь всласть новогодними скидками, готовьтесь к празднику, ставьте елки, затаривайтесь всякой вкуснятиной и шампанским и сохраняйте оптимизм и бодрость духа. Жизнь продолжается.

С Новым годом!

29.12.08