Проекту камазовского «Атома» не обойтись без частных инвестиций, так почему бы не «раскулачить» под это дело некоторых небедных участников ЦИПР? Такое предложение сделал вчера гендиректору КАМАЗа Сергею Когогину на пленарной сессии форума премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Что тревожит последнего в проекте челнинского электромобиля, какие обещания дали председателю правительства по авиапрому и когда мы увидим полноценное отечественное ПО, узнал корреспондент «БИЗНЕС Online».
«Без собственного программного обеспечения нет будущего», — говорил накануне премьер-министр РФ Михаил Мишустин на пленарном заседании конференции ЦИПР
ИИ в каждой отрасли, институт цифровых атташе и единый банк софта
«Без собственного программного обеспечения нет будущего, — говорил накануне премьер-министр РФ Михаил Мишустин на пленарном заседании конференции ЦИПР. — По сути, это вопрос национальной безопасности». Что делать? Очевидный ответ: стимулировать отрасль. Как? Новым пакетом мер поддержки, пусть и менее масштабным, чем тот, о котором премьер говорил в Иннополисе в 2020 году.
Накануне Мишустин тоже анонсировал ряд мотивирующих правительственных действий из разряда кнута и пряника. Например, надо облегчить разработчикам доступ к госзаказу: те, кто получит статус системно значимых, смогут работать без конкурсных процедур. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму. Ввести обязательные отчисления для организаций за использование зарубежного ПО — до момента перехода на отечественные решения. Половина этой суммы может направляться на грантовую поддержку российских IT-компаний, вторая половина сформирует залоговую массу для их льготного кредитования.
В прошлом году спрос на отечественный софт увеличился в 10–12 раз. 22 тыс. российских разработчиков ПО «активно перестраивают свою деятельность с учетом текущих реалий».
Численность программистов по сравнению с прошлым годом увеличилась на 13% до 740 тыс. человек.
Объем реализации собственных решений и услуг вырос почти на четверть до 2,2 трлн рублей.
По поручению президента РФ Владимира Путина в нацпроекты внесут изменения, связанные с внедрением искусственного интеллекта в каждую (!) отрасль экономики и социальной сферы. Пока, по словам Мишустина, уровень проникновения ИИ оценивается в 20%, и этого недостаточно. «Если у импортного программного обеспечения, которое мы хотим заместить, есть функции с искусственным интеллектом, то их необходимо изучать и использовать. Упустим момент сейчас — велик риск сделать ПО, которое к моменту его выхода на рынок будет уже устаревшим», — призвал премьер и предупредил: если компании не станут использовать такие технологии, «отказ нужно будет обосновать».
Для координации действий разработчиков необходим единый банк отраслевых программных решений, «чтобы быстрее создавать модули с искусственным интеллектом». Кроме того, должны быть сформированы основные типы цифровых решений, в которых есть наибольшая потребность у промышленности. Но решения нельзя замыкать внутри страны. Мишустин объявил о создании службы «цифровых атташе», которые станут работать при торгпредствах за рубежом. На первом этапе они появятся в 26 (очевидно, дружественных) странах мира и будут отвечать за экспорт отечественного ПО.
«Нужна прозрачная система оценки уровня технологической независимости критической информационной инфраструктуры, — подчеркнул Мишустин. — Независимой оценки! В том числе и для руководителей федеральных органов исполнительной власти. Потому что, конечно, когда вы за это отвечаете, хочется сделать процент повыше. Но независимая оценка, обратная связь, о которой всегда говорит президент, должна здесь быть для нас катализатором всего процесса», — намекнул премьер и объявил, что отныне для каждой отрасли будут определены типовые решения и установлены предельные сроки импортозамещения.
Мишустин объявил о создании службы «цифровых атташе», которые станут работать при торгпредствах за рубежом
Для поддержки стартапов, по мнению Мишустина, необходимо формировать отраслевые венчурные фонды и снимать барьеры — «чтобы в эти фонды могли поступать денежные средства от наших граждан и компании свободно бы выходили на биржу». Премьер намекнул, что правительство готовит для этого отдельный план действий.
«Я призываю всех действовать и активнее внедрять результаты отечественных исследований. Пассивность сейчас как никогда губительна», — заключил он и спустился в зал, чтобы, как заметил модератор сессии Дмитрий Чернышенко, посмотреть в глаза докладчикам. А смотреть было на кого. На сцене сидели гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов, глава «Норникеля» и владелец «Интерроса» Владимир Потанин и другие известнейшие бизнесмены. На ЦИПР они приехали в амплуа руководителей самых успешных индустриальных центров компетенций (ИЦК).
Индустриальные центры компетенций были созданы в 2022-м, чтобы наладить взаимодействие между крупными заказчиками и опытными разработчиками. Спустя год заработали 33 ИЦК, объединяющие более 300 отраслевых компаний и 700 профильных экспертов, которые уже запустили 216 проектов на 328 млрд рублей. Мишустин заявил, что это «первый в своем роде настолько масштабный опыт государственно-частного партнерства».
Конечно, на сцену пригласили не всех приехавших на форум: премьер во время своего доклада отдельно раскритиковал аутсайдеров (фармацевтика, торговля, пищевая и перерабатывающая промышленность, растениеводство), которые даже на гранты не заявились. «Искренне удивляет пассивная позиция некоторых крупных промышленников. Они, видимо, считают, что проживут на зарубежных решениях долгие годы. Коллеги, давайте без иллюзий: отсидеться не получится», — возмущался Мишустин, пообещав рейтинговать проекты и компании, чтобы к концу десятилетия все достигли 90-процентного импортозамещения.
Для поддержки стартапов, по мнению Мишустина, необходимо формировать отраслевые венчурные фонды и снимать барьеры — «чтобы в эти фонды могли поступать денежные средства от наших граждан и компании свободно бы выходили на биржу»
Когда по дорогам забегают «Атомы»?
Но «двоечников» никто не показывал, а в число «отличников» вошел гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. Он рассказал о том, что прошедший год был посвящен сохранению устойчивости IT-систем для продолжения работы. «Мы составили ландшафт IT-проектов, определили, по каким классам и областям отсутствует отечественный продукт, договорились, кто мог бы выступить заказчиком, консолидирующим требования всех участников», — сообщил он. Что-то (например, CAD) сложнее заместить, с ERP ситуация намного лучше, поскольку решения уже существовали на рынке.
«Разработка новых автомобильных платформ — дело очень затратное. И у нас теперь нет времени. Если раньше временной лаг был около 30 лет, 10 из которых уходило на разработку платформ, подготовку производства, то сейчас этот временной цикл сократился минимум вдвое. 10 лет уже нет, сейчас мы считаем нашим нормативом три года. Из последних визитов в Китай, к сожалению, стало ясно, что они уже добились цикла в 1,5 года от разработки до внедрения, — констатировал гендиректор КАМАЗа и обрисовал, каким должно быть предприятие будущего: — Человек должен быть полностью исключен из процесса передачи информации и принятия решений в операционных процессах. Задача человека — анализировать, создавать новые процессы. Задача машины — исполнять процессы, созданные человеком».
Он особо выделил импортоопережающее решение — создание собственной ОС для автомобилей «Атом». Уже договорились о совместной работе с участниками ИЦК, работы будут направлены на создание общей электронной архитектуры, отвечающей за телематические данные и обеспечение кибербезопасности.
Но «двоечников» никто не показывал, а в число «отличников» вошел гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. Он рассказал о том, что прошедший год был посвящен сохранению устойчивости IT-систем для продолжения работы
— Что касается «Атома». Сегодня мы видели этот проект, здорово, что и дизайн свой, и все подходы свои, и концепция новая. Вопрос: а проектируете на чем его? — поинтересовался Мишустин (на обходе выставки он посидел за рулем машины).
— Атом мы намерены проектировать именно на «Сарусе», — с улыбкой ответил Когогин. — Сейчас…
— «Намерены» или «проектируем»? — перебил его премьер.
— Намерены. Это совместный проект с «Росатомом».
— Нет, я вот сейчас буду до конца спрашивать. Вы проектируете сегодня то, что мы видели на стенде, вместе с немецким менеджером, который помогал вам (исполнительный директор Харальд Грюбель — прим. авт.), на «Сарусе» или на NX?
— Пока на NX, — сдался Когогин.
— Видите, я из вас это вытащил! А можно сделать цифровой двойник? Чтобы «Сарус» рядом стоял и смотрел, как это сделано? По-другому же не бывает! Делайте рядом цифровой двойник. Не сделав параллельную инфраструктуру, чтобы цифровой двойник промышленного софта рядом стоял, мы не добьемся успеха.
— Это следующий этап. Промышленный макет мы создали в понятной программе, дальше проектирование будет идти на «Сарусе».
— То есть обещаете?
— Конечно!
— Мы на следующий год спросим вас, — предупредил Мишустин. — По поводу выбора знаю, что бились за это, возглавили ИЦК, команду Siemens привлекали. По «Атому» сегодня важны частные инвестиции. Я вот смотрю на участников панели, здесь есть коллеги, у которых можно посмотреть инвестиции, несколько из них точно могут помочь. Явно возможности первой машины, которую делают совсем по-новому, — это очень интересно. Посмотрите. Это я вам помогаю, Сергей Анатольевич.
На обходе выставки Мишустин посидел за рулем «Атома»
Также Когогин рассказал, что в зависимости от модификации автомобиль будет стоить 2,5–3,5 млн рублей, пообещал, что «Атом» будет готов в 2025 году, сообщил, что для производства рассматривается площадка завода «Москвич» (КАМАЗ выступает технологическим партнером предприятия). «После того как я в последнее время несколько раз побывал в Китае, начал переосмысливать те активы, которые у нас остались от японских, корейских и европейских производителей: представляют ли они какую-то ценность? Большой вопрос, — заявил Когогин (цитата по „Интерфаксу“). — Если мы не хотим отстать от прогресса, то, скорее всего, кончится тем, что мы будем вынуждены строить новые заводы под новый продукт». Так, по словам гендиректора КАМАЗа, бывший завод Ford в Челнах «сегодня в принципе неработоспособен». «За время, которое прошло, оборудование во многом распалось, — объяснил он. — Там инвестиции нужны».
Авиадвигатели разворачиваются «невиданными темпами», а турбина для Нижнекамской ТЭЦ задерживается
Как стало ясно из докладов экспертов, почти перед всеми отраслевыми центрами стоит одна и та же задача: заместить тяжелый софт, САПР и перестроиться на российские решения в ближайшие пару лет. «Для примера: в одной подводной лодке 1,2 миллиона компонентов. Абсолютно очевидно, что без цифровизации этих данных добиться успеха не получится», — говорил гендиректор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, не забыв упомянуть Зеленодольский завод им. Горького в составе центра компетенций по судостроению.
Председатель совета директоров «Трансмашхолдинга» Дмитрий Комиссаров, курирующий ИЦК «Железнодорожное машиностроение», был настроен оптимистично: «За год с прошлой ЦИПР восприятие ситуации сильно изменилось. Почти в каждом сегменте промышленного ПО есть продуктовые предложения от 2–3 разработчиков». Когда появится зрелое суверенное железо и стабильно работающая российская операционка (Комиссаров надеется на горизонт 2025–2026-х), какое-то время займет отладка всей системы на новой инфраструктуре. «Полностью суверенная система, по нашим оценкам, может возникнуть в 2027–2028 годах», — предполагает Комиссаров. Такой же срок ставит для нефтегазохимического консорциума главный исполнительный директор «Газпромнефти» Александр Дюков — он надеется, что к этому моменту отраслевой ландшафт будет полностью покрыт российскими решениями, появится каталог индустриального ПО и среда для эффективной совместной разработки и внедрения решений.
Замгендиректора Объединенной двигателестроительной корпорации Александр Иноземцев рассказал, что серийное производство двигателей ПД-14 для самолетов МС-21 разворачивается «невиданными темпами». «Конечно, самые тяжелые точки — это полноценное 3D-проектирование. Это система, которая содержит несколько тысяч уравнений, и создать программу, их оперативно решающую, — огромная проблема. Не существует нигде, даже в США, такой программы, которая бы позволила автоматически спроектировать двигатель», — рассуждал он.
— Как дела с ПД-8? — уточнил Мишустин судьбу двигателя для импортозамещенного Superjet.
— Летать начал. Непросто, конечно, в такие сроки реализовать. Это примерно в 2 раза быстрее, чем было с ПД-14. Денис Валентинович (Денис Мантуров — министр промышленности и торговли РФ — прим. авт.) нас регулярно воспитывает. Поэтому работаем.
— Но правильно я понимаю, что это все-таки 2024 год? — не отступал Мишустин.
— Михаил Владимирович, для меня каждый месяц на вес золота. Поэтому не расслабляйте коллег моих, пожалуйста. Конец года — мы должны получить сертификат типа, — вмешался Мантуров.
Глава «Интерроса» Владимир Потанин выступил с инициативой ввести мораторий на создание в РФ новых государственных информационных систем не по стандартам платформы «Гостех»
Глава «Интерроса» Владимир Потанин выступил с инициативой ввести мораторий на создание в РФ новых государственных информационных систем не по стандартам платформы «Гостех»: «Эти государственные информационные системы, во-первых, очень быстро плодятся и мы не успеваем за ними. Во-вторых, они не отвечают общему стандарту. В частности, по компании „Норникель“ мы взаимодействуем по 74 государственным информационным системам, из которых четыре находятся в „Гостехе“, 6 — в стадии перехода, а 64 „висят в воздухе“».
Председатель совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов предложил проработать вопрос о создании отечественной элементной базы для электроники и национального отраслевого софта с открытым кодом. «Мы, промышленность, готовы выступать партнерами, полигоном и так далее, — заверил он. — Но это очень капиталоемкий проект, и он требует участия науки, чтобы появилась российская элементная база».
— Мы говорили о турбине, которую вы должны были «Татнефти», по-моему, поставить в 2023 году. Сделали? — уточнил премьер (речь о турбине ГТЭ-170 «Силмаш» для Нижнекамской ТЭЦ «Татнефти» на 195 МВт).
— Делаем. Несколько сдвинется срок поставки: первоначальный был осенью 2023-го, сделаем к концу 2023-го, но достаточно уверенно смотрим на эту возможность. Мы сделаем турбину ГТЭ-170 для «Татэнерго», — ответил Мордашов.
— А тиражирование электрозаправок получилось? — напомнил о прошлогодних обещаниях Мишустин.
— Да, делаем пилотный проект на парковках «Ленты». И конечно, будем обращаться за поддержкой к государству. Есть программа, субсидирующая установку, которая поддержит экономику. В целом это проект перспективный, мы выходим в ближайший год на мощность в 500 электрозаправок в год — это может быть новым бизнес-направлением компании.
— Очень важный элемент, будет стимулировать развитие электротранспорта, — подчеркнул Мишустин. — Может быть, «Атом» будет у вас заправляться.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.